Личностно ориентированный подход доу. Семинар «Личностно-ориентированный подход в деятельности ДОУ. Проблемы, поиски, решения. Основные методы работы в детском саду

Опыт работы: «Личностно-ориентированный подход к воспитанникам при проведении НОД».

Автор : Чуркина Виктория Александровна
Должность : Воспитатель
Место работы : МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»
Месторасположение : город Ухта, Республика Коми, Россия

Непосредственно образовательную деятельность в группе я провожу по подгруппам. Учитывая психологические и индивидуальные особенности и возможности воспитанников, вначале учебного года я приняла решение поделить детей на 2 подгруппы таким образом: в І подгруппе - дети с наиболее высоким уровнем развития. Во ІІ подгруппе есть дети с недостаточной работоспособностью или обучаемостью. Первым провожу занятия со ІІ подгруппой. Детям этой подгруппы стараюсь привить интерес и положительное отношение к занятиям, особенно с повышенным умственным содержанием, использую доброе пожелание, моральную поддержку, девиз, загадку и т.д.
Во время проведения НОД стимулирую учебную деятельность: создаю ситуацию успеха, подбадриваю, поощряю. Использую разные варианты учебных заданий в соответствии с уровнем развития и возможностями детей: более сложных - для детей быстро успевающих приобрести необходимые навыки и приемы, и облегченных - для детей со сниженными возможностями. Учебные задания изменяю за счет, как увеличения, так и снижения объема, так и усложнения или упрощения их содержания. Причем более «слабым» детям сначала даю облегченные варианты заданий, но затем обязательно дорабатываю материал в других режимных условиях, например, на индивидуальных и дополнительных занятиях или на прогулке. При ответах на вопросы, не требующие длительного обдумывания «слабых» детей вызываю отвечать первыми, а при ответах на более сложные - последними. Также при опросах застенчивых, малоактивных детей в целях предупреждения чувства страха, скованности, повышенной нервной напряженности использую такие приемы, как предупреждение о том, что ребенок будет вызван для ответа, для повторения указания, исправления, дополнения. Напоминаю о том, что необходимо делать в данный момент: слушать, думать, запоминать, быть внимательным …
Для детей имеющих высокий уровень развития использую более сложные варианты учебных заданий, опираюсь на их самоконтроль, предоставляю возможность оказывать помощь своим сверстникам, испытывающим определенные трудности в учебной деятельности.
На занятиях обязательно использую поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, систематизацию знаний, нацеливающих на стимулирование мышления, внимания, памяти: «А как вы думаете?», «Почему ты так думаешь? и т.п.
Для снижения утомляемости продумываю чередование видов работ, типов деятельности - использую разнообразные формы организации занятий: сидя за столами, сидя на стульчиках полукругом, сидя на ковре, стоя и т.д. Также использую двигательные и эмоционально-психологические разгрузки: физминутки, минутки здоровья, динамические паузы длительностью 1,5-2 минуты. Провожу по мере необходимости в виде комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя или стоя за столами; пальчиковые гимнастики; упражнения дыхательной гимнастики; элементов релаксации; двигательные разрядки в виде игр, длительностью 3-5 минут.
Включаю музыку в процессе занятий, не только как фон, и не только для того, чтобы заинтересовать детей, создать положительный эмоциональный настрой на работу, но и во время самостоятельной работы, например, по математике это помогает развитию у детей контроля за временем и умения сосредоточиться.
В процессе занятия стараюсь активизировать личный опыт детей. На обучающих занятиях, где даётся новая информация, сначала предоставляю возможность детям высказаться, рассказать, что они знают по этой теме. Всегда даю возможность детям задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. Охотно поощряю, хвалю, не даю отрицательной оценки.
Учитывая такие особенности, как дети-аудиты, дети-визуалы, дети-кинестетики на занятии я много рассказываю, поясняю, широко использую наглядность: предметные картинки, иллюстрации, игрушки и т.п.
Обязательно даю возможность обследовать предмет изучения, подействовать с ним, например, на познавательном занятии «Удивительное в камне» дети не только рассматривали коллекцию камней и украшения, но и имели возможность подействовать с ними: трогали, нюхали, стучали друг о друга, проверяли на твёрдость, соизмеряли по весу.
Также стараюсь учитывать темперамент детей. У нас есть дети медлительные и те, которые быстро справляются с заданием, таким детям даю возможность проверить у других задания, оказать помощь, проявить самостоятельность и инициативность.
Также применяю ТРИЗ , стараюсь воспитывать в детях творческую личность. Предлагаю задания на развитие воображения: дорисуй, подрисуй, придумай и расскажи сказку, придумай конец истории, сочиняем сказку на новый лад. В конце занятия подвожу итог, рефлексию. Задаю не только такие вопросы: что понравилось? Что узнали нового, но и что бы вы хотели узнать на следующем занятии, какие задания были самыми трудными, самыми легкими, интересными, что не понравилось.
Таким образом, применение личностно-ориентированного подхода на занятии обеспечивает качество обучения для каждого ребенка

альбина алиева
Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, который имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа ребенок превращается в относительно самостоятельную,активную личность . Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности , ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям,здоровому и безопасному образу жизни. Введение ФГТ и принятие ФГОС предполагает обращение к личностно -ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей . Гуманизация современного образования связана прежде всего : - с изменением отношения к воспитанию , в центре которого находится ребёнок; - предполагает построение личностно -ориентированной модели воспитания ; - изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видах детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желание, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх. Личностно -ориентированная образовательная деятельность в ДОУ в отличие от традиционного занятия в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник » . От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализе не столько результатов,сколько процессуальной деятельности ребенка. Меняется и характер складывающихся отношений на занятии. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания,но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности воспитанника .

Целеполагание.

Традиционное занятие. Вооружить детей твердыми знаниями, умениями, навыками. Развитие психических процессов : внимания, мышления, навыков.

Личностно - ориентированное занятие. Создать условия, чтобы на каждом занятии формировать познавательную деятельность, превращая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают все время . Происходит постоянный диалог : воспитатель-ребенок .

Деятельность воспитателя .

Традиционное занятие.

Показывает, объясняет, раскрывает, требует, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – взрослый. Развитие ребенка абстрактное, попутное.

Личностно -ориентированное занятие.

Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок опирается на совместные наработки , ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме. иногда сознательно ошибается, советует, совещается,предотвращает. Центральная фигура-воспитанник . Педагог специально создает ситуацию успеха, сопереживания, поощрения, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, побуждает, воодушевляет, формирует мотивы, закрепляет авторитет ребенка.

Деятельность воспитанника .

Традиционное занятие.

Ребенок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог , дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения,навыки получают за счет психических возможностей (памяти, внимания) .

Личностно – ориентированное занятие.

Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используется метод проблемно-поискового и проектного обучения,развивающего характера.

Отношения «педагог-ребенок»

Традиционное занятие.

Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он - лицо второстепенное.

Личностно - ориентированное занятие.

Субъектно-субъектные. Работа со всеми детьми . Педагог фактически организует работу каждого ребенка , создавая условия для развития личностных возможностей , включая формирование его рефлексного мышления и собственного мнения.

Педагогу при подготовке и проведении личностно - ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности данного возраста, это поможет ему выбрать приемы, средства, методы и формы индивидуальные для каждого ребенка.

Примерный алгоритм построения познавательного занятия с личностно- ориентированным подходом в ДОУ .

1. Интересное начало- точка удивления.

2. Игры на систематизацию знаний (Чем похожи? Чем отличаются? «Системный оператор» , «Что сначала, что потом?» ) 3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физ. мин., не нарушающая логики занятий)

5. Опытно- экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашние задания.)

Такой алгоритм занятия позволит с помощью систематизированных активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно -развивающую ситуацию, обеспечивать становление своего опыта, выработку своего знания , собственного мнения, собственной структурной деятельности.

Придать занятию личностно - ориентированное направление позволяет соблюдение некоторых правил :

1. Признание приоритета личности ребенка перед коллективом. 2. Создание гуманных взаимоотношений, каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других . 3. Признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога.

4. Отказ от ранжирования на «сильных и слабых» (все дети разные,просто каждый умеет и знает что-то лучше других)

5. Признание, что воспитатель - такой же равноправный участник познавательного процесса, как и ребенок, хотя и с «направляющей» функцией, его мнение является в дискуссии одним из многих. 6. Переход от формы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о ….»

7. Понимание воспитателем того , что чем меньше он говорит и делает сам и чем больше дает высказываться детям, тем эффективнее познавательный процесс.

Литература :

«Технология личностно - ориентированного обучения» Якиманская И. С.

«Размышления о гуманной педагогике» Амонашвили Ш. А.

«Личностно-ориентированный подход в работе педагога » Степанов Е. Н.

«Личностно - ориентированное образование» Сериков В. В.

«Искусство общения с ребенком от года до шести» Алигузова Л. Н.

Из интервью А. Н. Кондакова,президента изд. «Просвещение» ,члена корреспондента РАО 2013г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида №75»

Консультация для воспитателей на тему:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»

Подготовила:

педагог-психолог

МБДОУ «ДСОВ №75»

Горбовская А.Ю.

Братск, 2015

  1. Принципы личностно-ориентированного подхода в рамках совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
  1. Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования.

В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике. Чем же отличается личностно-ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того, которое было всегда?

Система дошкольного образования начала перестраиваться - поворачиваться от авторитарной к личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса. Её задачи особенные. Как известно, базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не вошли в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются (видоизменение), либо ассимилируются с большим трудом, и репродуцируются (воспроизводятся) с малым коэффициентом надёжности.

Исследования теоретиков показывают, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитываются интересы и познавательные возможности ребёнка по отношению к изучаемым явлениям.

Педагоги должны обеспечить каждому ребёнку условия для развития и саморазвития, что возможно только при глубоком анализе индивидуальных особенностей человека и стратегическом планировании тактики обучения, предназначенной не абстрактному ребёнку (ребёнку «вообще»), а конкретному человеку с его личным, присущим только ему комплексом качеств.

Сущность личностно-ориентированного подхода состоит:

В наличии различных видов учреждений дошкольного образования;

В признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости;

В предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает определенную позицию педагога:

Оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;

Отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;

Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию.

Личностно - ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, вооружить педагогов навыками партнёрского общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Поскольку ребёнок такой же полноправный член общества, как и взрослый, то признать его права означает занять педагогическую позицию не «сверху», а рядом и вместе.

2. Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.

Какие же стили личностно - ориентированной модели используются в работе с дошкольниками?

1.Ситуативно-личностный тип общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так... Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный т ип общения - это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.

2.Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми 3- ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.

3.Внеситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте, когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего».Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться, что:

вопрос вас заинтересовал;

вы знаете, где и как искать на него ответ;

вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.

4. В старшем дошкольном возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения - внеситуативно-личностный .

Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.

Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей. Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели. Для детей 4-ёх лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа. Начиная с 5-ти лет воспитатель в доброжелательной форме сравнивает результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки), но ни в коем случае нельзя сравнивать с результатами деятельности других детей. При этом педагог помогает ребёнку осуществлять сравнение - сопоставление того, что сделано, наметить пути их исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).

3. Сравнительная таблица моделей образовательной деятельности.

Чтобы понять сущность личностно-ориентированного подхода, рассмотрим отличительные особенности личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей, которые представлены в следующей таблице:

Учебно-дисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель

Детство -- это этап подготовки к будущей жизни. Основная функция учреждения дошкольного образования -- подготовка ребёнка к школе

Признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Основная функция учреждения дошкольного образования -- охрана жизни и здоровья ребёнка

Приоритетом дошкольного образования является образовательная программа. Основная задача педагогических работников -- реализовать образовательную программу

Приоритетом дошкольного образования является взаимодействие педагогических работников с детьми. Основная задача -- содействовать максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

Ребёнок рассматривается как объект приложения сил воспитательной системы. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине

Ребёнок -- главное действующее лицо образовательного процесса, субъект деятельности, которого характеризуют избирательность, активность, инициативность, ответственность

Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг взрослого "Делай, как я!"

Ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в условиях сотрудничества. Взрослый исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития

Воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством ограничений, "внушений"

Воспитывать -- значит содействовать приобщению ребёнка к миру человеческих ценностей. Поощрение хорошего в поведении и игнорирование оценки отрицательного

Приоритетные способы общения: наставления, нотации, ограничения, наказания. Тактика взаимодействия: диктат и опека

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и внимательно относиться к его чувствам и эмоциям.

Тактика взаимодействия -- сотрудничество

Взрослый сам разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

Взрослый побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Прямое обучение определённым программой знаниям, умениям и навыкам, что подразумевает копию "школьной модели фронтальных занятий". Приоритетные формы работы -- фронтальные. Ориентир на "вооружение ребёнка знаниями, умениями и навыками"

Переход от прямого обучения знаниям, умениям и навыкам к формированию возможности приобретать их и использовать в жизни. Приоритетные формы работы -- индивидуальные и подгрупповые. Ориентир на собственные открытия ребёнка

Взрослый обучает всех детей установленной сумме знаний, умениям и навыкам. Убеждение: ребёнок обучается лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого. Усвоение опыта взрослых -- наиболее ценный способ развития

Взрослый способствует эффективному накоплению каждым ребёнком собственного опыта. Убеждение: ребёнок обучается самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития -- приобретение им собственного опыта

Взрослый определяет задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания

Взрослый предлагает детям на выбор различные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску решения этих заданий

Взрослый старается заинтересовать детей в том материале, который предлагает сам

Взрослый стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор материала

Взрослый проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Взрослый проводит индивидуальную работу с каждым ребёнком. Индивидуализация распространяется на каждого ребёнка; от педагога ожидаются большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

Взрослый планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу

Взрослый помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

Взрослый оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки

Взрослый поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

Доминирующий способ проведения занятий -- прямое воздействие взрослого на ребёнка, вопросно-ответная форма взаимодействия

Прямое обучение не является основной формой организации занятий. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. Интеграция разных видов деятельности на занятиях

Достижения ребёнка оцениваются исходя из групповых стандартов (норм)

Достижения ребёнка оцениваются как результат сравнения с самим собой

Овладение знаниями считается обязательным программным требованием и жёстко контролируется. При этом зачастую игнорируются интересы ребёнка, главное -- формирование ответственности, настойчивости, дисциплинированности

Игра в сочетании с необходимыми объяснениями -- прямого воздействия взрослого -- образует специфическую форму обучения детей -- своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих форм обучения

В обучении используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний "среднего" ребёнка

Используется дидактический материал, соответствующий уровню развития и способностям каждого ребёнка

Стимулируется активность группы

Стимулируется активность каждого ребёнка с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей

Взрослого не интересуют способы познания, а важны конечные или промежуточные результаты обучения

Взрослый помогает детям осознать способы познания мира, организует обсуждение и обмен способами познания

Игра используется как приложение к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями

Игра является основной формой организации детской жизни, основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом

Воспитатель обычно проводит с детьми игру так же, как и занятие: определяет тему, отводит каждому участнику место и даёт роль, предписывает и регламентирует действия

Развивающие игры, свободные от навязанной взрослыми "сверху" тематики и регламентации действий

Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и ребёнка на личностной основе.


Личностно-ориентированный подход в деятельности дошкольного учреждения

Российское общество, находясь в начале XXI столетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как технико-интеллектуальный, в котором происходящие изменения, как известно, сильно отличаются по своим масштабам и динамизму от всех предыдущих этапов развития человеческой цивилизации. Такой динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления образования. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования.

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка. Однако не все мечты сбываются. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но очевидно, что путь к осуществлению данной мечты – стратегическое направление развития дошкольного образовательного учреждения, педагогической науки и практики. Необходимо предпринять решительные действия по преобразованию преобладающего в учебных заведениях социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания. Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. Не случайно педагогическим коллективом нашего детского дошкольного учреждения №32 “Рябинка” г. Серпухова в 2004 г. был взят курс на моделирование и построение комплексно-целевой программы “Личностно-ориентированное обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста”. Основой учебно-воспитательного процесса в таком дошкольном учреждении является личностно-ориентированный подход. Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.

Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э.Берна, предполагает реализацию трех стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта.

1. Принцип вариативности. Взрослый, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.

2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия.

Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.

3. Принцип приоритетного старта.

Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.

Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен.

Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми - организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.

В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным, так как они реализовывают аспекты развития творческой личности, ее неповторимой индивидуальности. В числе первых из них технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа, психологи и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он полагал, что метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников. По определению В.Ротенберга, поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях.

Не потерявший связи с миром детей взрослый знает: огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнь проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.

В своей работе мы применяем вышеперечисленные методы, с помощью которых и была разработана комплексно-целевая программа “Личностно-ориентированное обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста”, выступающая в качестве модели личностно-ориентированной системы обучения и воспитания.

Как показывает опыт работы в различных ДОУ, введение проектной деятельности в обучение и воспитание дошкольников во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку при организованном учебном процессе самообучения: ребенок сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в объединенную систему - сложные длительные проекты или программы. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В ходе такой работы ребенок не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного “я” в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса. Такая форма организации обучения вДОУ позволила повысить эффективность обучения и воспитания. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только дошкольников, но и педагогов, принимающих участие в разработке проектов. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса на основе его проектирования.

Таким образом, проведенное нами микроисследование дает основание заключить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения организованная в детском дошкольном учреждении.

В 1999 году были проведены III международные исследования учебных достижений школьников 31 страны мира. Россия заняла 25 общее место. Первые места заняли Китай, Сингапур, Япония, Гонконг, Бельгия, Австралия, Чехия, Англия, Канада и т.д. позади себя Россия оставила такие страны, как Болгария, США, Италия, Израиль, а самое последнее место заняла Южная Африка.

Что выявилось благодаря международным исследованиям?

Наши школьники не умеют:

Распознавать практические проблемы в повседневной жизни;

Формулировать выявленные проблемы;

Соотносить эти проблемы с ранее полученными знаниями;

Анализировать и оценивать результаты решения проблем.

Они умеют только воспроизводить заученное и решать задачи на репродуктивном уровне «по образцу».

Тогда как ценностным ориентиром образования на международном уровне является способность применять полученные ЗУНы на практике, в повседневной жизни.

При этом ЗУНы должны рассматриваться как основа, на которой формируются способы творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Вот эти ориентиры и определяет современная педагогика.

Сравним эти ценностные ориентиры с ориентирами традиционной педагогики.

Какие цели ставила перед собой образовательная система? (ответы)

Воспитание всесторонне развитой личности, формирование строителя будущего общества.

Каковы цели современной педагогики?

Развитие личности. Здесь нет противоречия.

В чем же тогда различие, в чем корректировка целевой направленности?

Давайте проведем эксперимент.

1. Напишите на листочке каждый о себе: какой вы видите для себя цель воспитания? Так и пишите про себя: «Я хочу...» и указываете конкретные цели, которых вы добиваетесь в работе с детьми.

2. Теперь зачитайте (спросить одного). Кто согласен, у кого такие же цели? Подсчитайте. Определите процент по отношению к присутствующим. У кого иная формулировка? Также подсчитайте в процентах. Третьи - так же.

3. А теперь разложим все по полочкам:

А) Информационные цели - передать знания, умения, научить отличать плохое от хорошего (39% - пед. колледж Г. Москвы № 13)

Б) Нормативно-формирующие цели - воспитание нравственности, трудолюбия, дисциплины и т.д. (33%)

В) Неопределенно-расплывчатые цели - всестороннее развитие, формирование нравственно чистой, духовно богатой личности и т.д. (16%)

Г) Гуманистически-развивающие цели - создать условия для формирования человека со своим внутренним миром, умеющего жить среди людей и сотрудничать с ними. (16%)

Первые три позиции отражают субъект объектную установку воспитателя, а четвертая - субъект субъектную.

Таким образом, вырисовывается картина отличия декларируемой и фактически существующей системы отношений педагог-ребенок, существующей на практике учебно-дисциплинарной образовательной модели.

Только последнее (взаимодействие) можно отнести к педагогике сотрудничества.

Прежде чем говорить о личностно-ориентированной педагогике (педагогике, ориентированной на развитие личности) или личностно-ориентированном подходе, необходимо определить, а что же такое личность в принципе.

Психолого-педагогическая литература дает нам такие формулировки этого термина:

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием (С.Ю. Головин)

Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий эти взгляды отстаивать (Я.А. Каменский)

Личность - субъект общественных отношений (К. Маркс)

Личность - это качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении (Леонтьев)

Критерии сформировавшейся личности таковы:

Осознанные мотивы поведения, дающие возможность преодоления личных побуждений. (объясните, как вы это понимаете)

Наличие общественно значимых мотивов поведения. (этот критерий по сути является расширением первого, но оба они свидетельствуют, что личность не может сформироваться вне общества, что это явление / феномен/ - общественное)

Личность характеризуется:

Активностью (стремлением субъекта расширить сферу деятельности, выйти за освоенные пределы)

Направленностью (устойчивой системой интересов, убеждений, вкусов и т.д)

Осознанным поведением (знание и свободное выполнение правил поведения в группе)

Развитым самосознанием (Я - концепция)

Личностно-ориентированный подход в воспитании.

Какая же модель предлагается как альтернативная?

Сравним признаки личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной образовательных моделей.

Основные че р ты педагогической позиции при реализации учебно-дисциплинарного подхода к образованию.

Основные черты педагогической позиции при реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Цель: вооружить знаниями, умениями, навыками и привить послушание (без дисциплины ничего сделать нельзя)

Цель: содействие становлению и развитию личности ребенка

Лозунг в ходе взаимодействия педагога с детьми: «делай как я».

В общении с детьми педагог придерживается принципа: не рядом и не над, а вместе с ребенком (создавая условия для того, чтобы ребенок захотел это делать)

Вынужденная линия поведения: реализация «спущенной сверху» программы, использование в педагогической деятельности готовых чужих разработок без корректировки.

Основная линия поведения: не подтягивать ребенка к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста ребенка. Составление авторских программ, разработок. Подчинение своей педагогической деятельности цели максимального создания условий для развития самобытной, творческой личности ребенка, раскрытия его потенциала.

Взгляд на ребенка лишь как на объект приложения сил учебно-дисциплинарной системы.

Взгляд на ребенка как на полноценного сотрудничающего партнера.

Ведущие способы общения: наставления, разъяснения, нотации, требования, запреты, угрозы и т.д.

Способы общения: понимание, принятие, признание ребенка, сочувствие и сопереживание ребенку (эмпатия). Эмпатия - это профессионально значимое качество личности педагога. Если эмпатии у педагога нет, то личностно-ориентированного подхода быть не может.

Результат: Взаимное отчуждение педагога и детей. На стороне педагога - закрепление или формирование негативных черт характера: менторство, внешне обвинительный стиль на промахи детей, эмоциональное застревание, «прокурорский» личностный профиль. На стороне ребенка: преобладание пассивности над активностью, невротизация и психопатизация. За пределами контакта с педагогом поведение ребенка может резко меняться, формируется двойной стандарт поведения.

Результат: Сами педагоги открыты, способны к росту, проявляют интерес к профессии. Эффект воспитания проявляется в расширении степени свободы ребенка, его способностей, прав, перспектив. Преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, мышление и воля не скованы страхом перед неудачей или насмешкой, дети раскрепощаются.

Особенности личностно-ориентированного подхода в дошкольном учреждении:

В дошкольном возрасте предметом личностно-ориентированной педагогики является формирование эмоционально-положительного отношения к себе, гордости за свои успехи и достижения (портфолио) интереса к окружающим, инициативности, активности, самостоятельности, целеполагания и целеустремленности, развития самосознания (критического отношения к оценке взрослого и сверстника, самооценка, осознание своих физических и психических возможностей), умения мотивировать самооценку, самокритичности и т.д.

Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, динамичное развитие российского общества требует развития в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой. Во-вторых, психологи и педагоги отмечают появление у современных детей раскрепощенности, некоторой прагматичности, что требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с детьми. В третьих, современное образование нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в его демократизации.

Что же такое личностно-ориентированный подход?

По определению личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка.

Часто личностно-ориентированный подход путают с индивидуальным подходом. В чем же их различие и особенности?

Использование в педагогической деятельности и того и другого подходов предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако, при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие, сравним их составляющие:

Индивидуальный подход

(учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса)

Личностно-ориентированный подход

(направленность на развитие яркой индивидуальности ребенка)

Возрастные особенности ребенка, сензитивность, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т.д.), уровень имеющихся знаний,

обучаемость, уровень коммуникативных качеств и т.д.

Создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его

Я-концепции, педагогическая поддержка.

Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность.

Из каких же компонентов складывается личностно-ориентированный подход? Это такие компоненты как понятия, принципы и методы (или способы воздействия). Раскроем их значение.

Первый компонент - понятия. Отсутствие этих понятий или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике. Это такие понятия:

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности его черт, отличающие его от других;

Личность - постоян но изменяющееся системное качество, характеризующее социальную сущность человека;

Самоактуализация - осознанное активное стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

Самовыражение - процесс и результат развития, проявление своих качеств и способностей;

Субъект - индивид (или группа), обладающий осознанной творческой активностью в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

Субъектность - качество отдельного человека (или группы), отражающее способность быть субъектом и обладать активностью и свободой в осуществлении деятельности;

Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, отношение к себе и окружающим;

Выбор - осуществление человеком (или группой) возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

Педагогическая поддержка - деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успехами в образовательной деятельности и т.д.

Второй компонент - это исходные положения и основные принципы построения процесса воспитания и обучения:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного воспитательно-образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

Диалогичность;

Деятельностно-творческий характер;

Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

Предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения.

После описания основных компонентов личностно-ориентированного подхода его строение можно представить в виде схемы:

Личностно-ориентированный подход

Основные понятия Принципы Методы

Индивидуальность

Личность

Самоактуализированная личность

Самовыражение

Субъект

Субъектность

Я-концепция

Выбор

Педагогическая поддержка Самоактуализации

Индивидуальности

Субъектности

Выбора

Творчества и успеха

Доверия и поддержки Диалога и полилога

Рефлексии

Педагогической поддержки

Диагностические и самодиагностики

Создание ситуации выбора и успеха

Рассмотрим пример занятия в детском саду. Как известно, в образовательном процессе участвуют педагог и ребенок.

Кто ставит цель? Педагог. Кто реализует цели? Педагог. Кто осуществляет контроль реализации целей? Педагог. Но тогда где же участие ребенка в педпроцессе? Он - исполнитель. Стиль педагогической деятельности - субъект-объектный. Можно ли организовать педагогический процесс по личностно-ориентированной технологии? Как бы вы это сделали? (разобрать на примере конкретного занятия).

Такая модель служит примером одной из технологий личностно-ориентированного подхода - технологии сотрудничества.

Сегодня мы подробнее остановимся на другой технологии этого же подхода. Это Метод проектов, или методика проектирования.

Но прежде чем рассматривать метод проектов, нам предстоит разобраться, что же такое сам проект, из каких частей он состоит и как оформляется.


Лана Фролова
Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности

Личностно- ориентированный подход – это такой подход , где во главу угла ставится личность ребёнка , её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования .

Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика .

По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно- ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулитивный подход к ним .

Считаем, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории . В нашей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делим воспитанников на условные группы с учётом типологических особенностей. При формировании групп мы учитываем личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень усвоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя , особенности развития психических процессов . Применяем дидактический материал, различающийся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.

Образование возвращается к формуле : «Учимся не для школы, а для жизни» .

Модели .

Детство – полноценный период жизни ребёнка со своей культурой, нормами;

Ребёнок – субъект, выбирающий свою траекторию развития;

Источник развития находится в самом ребёнке;

Ребёнок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;

Главная ценность – личность и личностное достоинство каждого .

Целью воспитания являются :

Создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной, ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности , неповторимой и уникальной).

Обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.

Принципы личностно- ориентированного подхода :

Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретённых возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования личности воспитанника – это главная задача социального учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему развитию.

Принцип субъективности. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности группе и школе , способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.

Принцип выбора. Педагогически целесообразно , чтобы ребёнок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал с объективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе .

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка. Благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности .

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к саморегуляции и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля, не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.

Правила личностно- ориентированного воспитания .

Выбирать только такие формы воспитательного процесса , которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.

Строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника.

Поддерживать эмоциональное благополучие воспитанника.

Формировать положительную самооценку ребёнка.

Понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью.

Жить интересами, переживаниями ребёнка.

Следить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей .

Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника.

Учитывать состояние и настроение воспитанника.

Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка.

НОД мы строим на основе модели .

Модель личностно- ориентированного занятия .

Первичная задача педагога : определить, чему я буду учить, что воспитывать, что развивать.

Создание проблемной ситуации. Возникновение состояния «хочу решить проблему» у ребёнка.

Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предложений от детей.

Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия .

Управление самостоятельным поиском.

Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении НОД.

Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы (например, в своей работе мы используем следующие формы : игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, беседы, игровые ситуации и т. д.)

Создать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка.

Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, дать неправильный ответ.

Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.

Поощрять стремление ребёнка, предлагать свой способ работы, анализировать в ходе НОД разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

Применять задания, позволяющие ребёнку самому выбирать тип, вид и форму материала.

Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

Использовать парную и групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

Проводить с детьми рефлексию НОД (обсуждать с детьми в конце НОД не только то, что мы узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому).

Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разные способы выполнения заданий.

Организуя личностно- ориентированный подход в НОД , необходимо помнить основную заповедь : воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребёнка, с учётом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребёнок будет активно мыслить, высказывать, досказывать и отстаивать своё мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнёр, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ – ступенька к новому знанию.

Таким образом , наша дальнейшая педагогическая деятельность ориентирована на индивидуальность ребёнка.

Личностные проявления детей средней группы МДОУ «Детский сад № 100» в НОД. Воспитатель : Степанова И. В.

Список детей Личностные проявления детей Личностно ориентированный подход воспитателей

Баранкина Мария

Карпова Ульяна

Ушакова София

Поккина Варвара

Самохвалов Вадим

Джакубалиева Алина Проявляют особый интерес к НОД, активны, хорошо справляются с заданиями. Поддерживать и развивать интерес, давать усложнённые задания, предъявлять более высокие требования к их ответам.

Булина Виктория

Горбанёва Дарья

Зенкин Матвей

Минаков Роман

Миронихин Иван

Жукова Валерия

Мурзаев Александр

Скороходов Александр

Урядова Екатерина

Уварова Юлия

Фурсов Ярослав

18. Щербинин Владимир

Не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны, на вопросы отвечают правильно, но только по вызову, малоинициативны. Воспитывать уверенность в своих силах, поощрять начинания, развивать творческую инициативу, проводить , давать поручения в процессе бытовой деятельности .

Петрова Татьяна

Мешковой Михаил Проявляют в НОД ложную активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа, ждут подсказки.

Воспитывать скромность, чаще вызывать, задавать вопросы, заставляющие думать.

Михайлов Сергей

Колесникова Екатерина Внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут, предпочитают отмалчиваться, застенчивы, имеют пробелы в знаниях.

Проводить личностно- ориентированный подход

Баркова Екатерина

Парфёнов игорь

Стукалин Даниил

Спиркин Илья

Крылосов Станислав Не проявляют интереса к НОД, не внимательны, не всегда могут ответить на вопрос воспитателя. Вскрыть причину такого поведения, проводить индивидуальную работу, широко использовать наглядность.

Личностно- ориентированный подход в НОД способствует раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребёнка, который находит своё выражение в характере мыслительных процессов , запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по разному использует свои знания.

При личностно- ориентированном подходе к детям , молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные – дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались. Прежде всего они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой общительностью.

Для преодоления их молчаливости воспитатель прежде всего должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели товарищей, во время НОД надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу.

Во время занятий мы используем игровые приёмы, которые также способствуют активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.

Часто причиной активности и пассивности других детей в НОД бывает не правильная работа воспитателя. Если он старается вызывать только развитых, способных, активных детей, чтобы получить от них хорошие ответы, то по сути дела, он и работает только с этими детьми, укрепляя у них уверенность в своём превосходстве над другими, которые может перерасти в зазнайство.

Очень важен личностно- ориентированный подход к медлительным детям , воспитателю следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять ответы.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на НОД, при определении каждому места за столом.

При этом нужно учитывать особенности их физического развития и своеобразие психического развития и поведения.

Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его обязательно нужно посадить ближе к воспитателю, чтобы он мог хорошо видеть и слышать его, а воспитатель всегда мог держать таких детей в поле зрения и вовремя прийти на помощь. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята.

При рассаживании необходимо учитывать так же дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, здесь должна проявляться творческая инициатива воспитателя при условии соблюдения им требования удобства и целесообразности .

Личностно- ориентированный подход в НОД по теме : «Развитие речи» .

При общении с детьми в быту, в играх в НОД, педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития : образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход в НОД по развитию речи позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.

Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, их темперамента, характера, отражающиеся в их поведении.

Очень важно выяснить отношение каждого ребёнка к процессу познания и степень его активности в работе. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно участвующих в НОД, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем, заметны дети обнаруживающие безразличие к НОД, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, ложной, а пассивность других далеко не такой, как кажется. Некоторые воспитатели, оказываясь в «плену» повышенной активности отдельных детей, уделяют им слишком много времени в ущерб остальным. Другие, наоборот, всё внимание направляют на пассивных детей, считая, что активным не требуется особый подход . И те и другие не правы.

Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать интерес к НОД, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложнённые задания, составлять специально для них трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.

Иногда активность ребёнка на НОД бывает искусственной, если вызвана слишком лёгкими для него вопросами. В результате ребёнок неприученный думать, привыкает несерьёзно относиться к занятиям, у него развивается ложная самоуверенность.

Воспитателю к таким детям нужно проявлять личностно- ориентированный подход , воспитывать скромность, чаще вызывать, задавать вопросы заставляющие думать.

Пассивность детей в НОД может объясняться самыми различными причинами : физической ослабленностью, застенчивастью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. Воспитателю необходимо вскрыть причину такого поведения, проводить индивидуальную работу, широко использовать наглядность. Пассивных детей полезно чаще вызывать, заставлять их задумываться над своим ответом.

Бывают дети, которые внешне не проявляют активности, но, когда воспитатель спрашивает их, отвечают, и отвечают чаще всего правильно. Это застенчивые дети.

Воспитателю необходимо проводить личностно- ориентированный подход по преодолению застенчивости, ликвидировать пробелы в знаниях.

В своей практике мы используем здоровые сберегающие технологии.

Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика) ;

Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры-релаксации) ;

Упражнение на развитие эмоциональной сферы;

Оздоровительная гимнастика;

Разные виды массажа и самомассажа;

Физкультминутки, динамические паузы;

Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

При подготовке к занятию придерживаемся следующего сочетания элементов современных образовательных технологий в структуре непосредственно - образовательной деятельности :

Этап НОД Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы :

Педагогика сотрудничества – совместная деятельность ;

Здоровьесберегающий подход – психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие) ;

Сообщение темы НОД Проблемное обучение – создание проблемной ситуации;

Педагогика сотрудничества – работа в группах, парах;

Информационно-коммуникативные технологии – представление наглядного материала;

Работа по теме Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуальная , групповая работа;

Гуманно-личностная

Развивающее обучение – задания на развитие интеллектуальных умений;

Игровые технологии – игровая ситуация;

Физкультминутка Здоровьесберегающий подход – динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и другие;

Рефлексия Гуманно-личностная технология – создание ситуации успеха;

Здоровьесберегающий подход – «Я смогу…» «Я научился…» «Что не получилось?»

Похожие статьи