Что важнее для детей пример родителей. Роль положительного примера родителей в воспитании детей. Придерживайте открытую дверь в общественных местах

В настоящее время на территории нашей страны имеется большое количество детских воспитательных и развивающих учреждений различных форм собственности: детские дошкольные учреждения (сады), школы, интернаты, группы продленного дня, центры раннего развития, мини-сады. Однако они никак не уменьшают роль семьи в воспитании малыша.
Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Большую роль в процессе формирования личности малыша с самого рождения играет личный пример родителей. Положительный пример - важный фактор в воспитании и средство познания малышом жизни. Малыши еще недостаточно различают, что хорошо, а что плохо, поэтому и подражают как хорошим, так и плохим поступкам родителей.
Для ребенка родители - это все! Они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, уважения к окружающим, аккуратности, честности и других качеств. У каждого родителя свои цели воспитания ребенка. Даже в одной семье у родителей не сходятся взгляды на процесс воспитания. Главным принципом воспитания детей является личный пример родителей, потому что именно он закладывает основы нравственности и моральных свойств личности ребенка. Иногда окружающие люди рассуждают, что и в благополучных семьях вырастают неблагополучные дети. Да, так бывает, если учесть, что пример родителей - это только один из многих принципов воспитания детей. Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных - личный пример родителей.

В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ?:

◦ Поведение родителей - пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику;
◦ Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели курящего человека, то они должны конкретно и точно сказать, что это отрицательно влияет на здоровье. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне;
◦ Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда аккуратно складывайте свои вещи.

Если перед ребенком будет выбор - поступить так, как говорят родители или как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.

ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ:

Проблемные дети чаще всего являются результатом неправильного семейного воспитания. Существует несколько групп ошибок, которые допускают многие родители. Их условно можно разделить на группы:
1. Неправильное проявление родителями своих чувств;
2. Некомпетентность родителей;
3. Непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Рассмотрим подробнее третью группу - непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.
Социализация вашего крохи изначально происходит в домашних условиях, в семье. Именно родители демонстрируют своим поведением яркие и типичные примеры моделей поведения в обществе. Поэтому неудивительно, что мальчики могут подражать агрессивному отцу, а девочки - грубой и несдержанной маме. Подавляющее большинство детей становятся асоциальными, поскольку переняли пример с родителей.
Очень часто многие родители недооценивают роль собственного примера в процессе воспитания малышей, а также требуют от них то, что не делают сами. Воспитываемые таким образом дети начинают капризничать, не подчиняться взрослым, родители для них теряют авторитет.
Большой и не менее серьезной ошибкой в воспитании является отсутствие единых требований у мамы и папы. Неблагоприятный психологический микроклимат дома приводит к появлению у малыша замкнутости, психических нарушений, иногда даже ненависти к самим родителям.

О ПОСТУПКАХ ВЗРОСЛЫХ...:

Очень часто родители, выражая жалобы на непослушание своего ребенка, пользуются выражением: «Сколько тебе не говори - все без толку». Многие родители думают, что ребенка можно воспитать словами. Разве слово является главным средством воспитания? В воспитании ребенка важна сначала любовь и забота к ребенку, затем - личный пример родителей, и только потом - слова взрослого. Личный пример родителей является самым главным методом воспитания. С первых дней жизни ребенок впитывает то, что видит вокруг себя. Ребенок поступает не так, как его учат, а как поступают родители. Все, что они видят, передают в своих играх. Если понаблюдать за их сюжетно-ролевой игрой «Семья», то можно увидеть копию семейных отношений. Плохим примером для ребенка являются моменты, когда слова родителей расходятся с их делами.

Поэтому, когда папа говорит, что надо уважать девочек, а сам позволяет грубить маме, будет ли мальчик вести себя достойно с девочкой. Если взрослый позволяет грубости при ребенке, то ребенок будет это копировать. Иногда родители удивляются, откуда у ребенка появляются дурные привычки. Взрослые начинают винить всех, кто окружает их малыша. К сожалению, они не видят того, что малыш эту плохую привычку скопировал у них. Поведение родителей является самым важным фактором воспитания. Важно всегда помнить, что взрослые воспитывают малыша не только в процессе разговора с ним, поучений, приказов. Они активно и незаметно формируют личность малыша каждую минуту его жизни: как родители одеваются, общаются, радуются, грустят. Все жизненные принципы взрослых имеют огромнейшую роль для малыша и его дальнейшей жизни в обществе.

ДЕТИ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАЮТ ПОСТУПКИ ВЗРОСЛЫХ:

Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.

Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.

Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок. Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь - ищи в себе». Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности. При воспитании ребенка начинайте с себя. Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки. Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить о них, они впитывают все хорошее без дополнительной информации.

Дорогие родители, в воспитании ребенка начинайте с себя, со своих положительных поступков, тогда у ребенка будут формироваться положительные черты характера!

КАК РОДИТЕЛИ ВЛИЯЮТ НА ДЕТЕЙ?:

1. 70 - 80% своих качеств дети получают от родителей по наследству, остальное - в процессе воспитания;

2. Не всегда родители являются примером для своих детей. Например, в благополучной семье не всегда вырастают послушные дети. Также не обязательно в неблагополучной семье должны быть проблемные дети;

3. В воспитании важно отношение родителей к ребенку. Отношение родителей к ребенку бывает разных видов: слепая любовь, нормальное отношение, отсутствие внимания к ребенку, безразличное отношение к малышу, отсутствие родительских чувств к своему ребенку.

ВНИМАНИЕ! БЫВАЮТ СЛУЧАИ::

Некоторые дети не поддаются положительному влиянию своих родителей;

Некоторые дети из неблагополучных семей не похожи на своих родителей;

В семье из нескольких детей есть ребенок, который не похож на своих родителей.

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕГДА ДЕТИ ПОДРАЖАЮТ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ?:

◦ Ребенок наследует свои качества от предков, от обоих родителей, которые у него сложно переплетаются, поэтому в результате мы получаем ребенка, который часто не похож на них как внутренними, так и внешними качествами;

◦ Если ребенок рождается с геном самостоятельности, то он с детства его реализует: не слушается взрослых, не верит людям, самостоятельно исследует окружающий мир;

◦ Если ребенок родился без гена самостоятельности, то он послушный, бесконфликтный, хорошо учится. В данном случае родители считают своего ребенка похожим на себя.

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ДЕТЕЙ:

Если родители плохо относятся к своему ребенку, то со временем ребенок будет проявлять к ним негативное отношение. Когда между родителями складываются плохие отношения, то дети со временем будут относиться к ним плохо. Особенно это ярко может проявляться у самостоятельных детей. Но даже зависимые дети могут со временем проявлять к таким родителям плохие отношения. В данном случае родители демонстрируют плохой пример для детей. Однако, когда ребенок становится взрослым, он может повторять судьбу своих родителей, несмотря на то, что сам он родителей осуждает. Но бывают случаи, когда дети отстраняются от родителей еще в детстве и строят свою жизнь не так, как их родители. Родители всегда являются примером для подражания своим детям, потому что ребенок лучше знает своих родителей, чем других людей.

Задачами родительского воспитания является развитие положительных и подавление отрицательных качеств ребенка.

Степень влияния родителей на своих малышей во многом зависит от авторитета взрослого. Чем выше авторитет взрослого, тем сильнее влияние на поступки малыша. Авторитет родителя является очень важным условием воспитания. Если взрослые не являются авторитетом для ребенка, то он не слушает их, капризничает, грубит. Дети должны видеть в родителях своих лучших друзей. Авторитет взрослых падает, когда они в общении с окружающими лгут или чрезмерно проявляют слепую любовь к ребенку, удовлетворяют все их желания, а также унижают или подавляют личность ребенка.

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Вот несколько простых упражнений, которые помогут родителям оценить свое поведение и проанализировать, какое влияние оно может оказывать на процесс воспитание малыша.

Упражнение «Домашние разговоры»

Вспомните, о чем вы разговариваете с детьми дома? Какое отношение вы передаете в разговоре о людях и событиях? Проанализируйте. Сделайте вывод. У детей формируется отношение к окружающему в зависимости от услышанного в непринужденной обстановке.

Уважаемые родители! Если вы совершили нехороший поступок при ребенке, не бойтесь признаться в этом, объясните малышу, что заставило вас так поступить. Ваша честность, открытость только укрепит семейные отношения и будут прекрасным примером для детей.

Упражнение «Требования к ребенку»

Родителям необходимо заполнить таблицу из трех колонок: в первой записать требования, которые Вы предъявляете к ребенку; во второй - какие требования вы предъявляете к ребенку, а сами их не выполняете; в третьей - какие требования к ребенку вы выполняете и поэтому можете требовать их выполнение от ребенка.

Теперь пришло время проанализировать таблицу и понять, над какими пунктами нужно поработать самим взрослым, чтобы требования к малышу были грамотными и обоснованными, а воспитание - продуктивным и эффективным.

Дорогие родители, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя, со своих положительных поступков, доброжелательных отношений к окружающими. Только в таком случае у вашего ребенка будут формироваться положительные черты характера! Будьте авторитетом и настоящим другом для своего ребенка!

Затрагивая тему воспитания детей, необходимо говорить о целом комплексе факторов, которые оказывают влияние на поведение ребенка. В первую очередь следует заметить, что родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения ребенка, поведения и его отношения к жизни в целом, являясь для него примером с самого детства. Только появившись на свет, ребенок видит рядом с собой папу и маму, считая их центром вселенной. Он запоминает их голоса, привыкает к их мимике, а позже, став немного взрослее, ребенок начинает подражать родителям, пытаясь быть похожим на отца или мать.

Недаром говорят, что родители – это пример для детей . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, получил необходимые знания и смог правильно их использовать в жизни, станьте для него примером в этом. С малых лет дети должны видеть правильное поведение родителей в семье, добрые, искренние отношения. Именно от родителей ребенок получает ту базу ценностей, которая и остается с ним до конца жизни. Разумеется, не только родители оказывают влияние на мировоззрение ребенка. Это и воспитатели в детском саду, и школа, откуда ребенок черпает много новых знаний, знакомится с новыми людьми, вступает в новый коллектив. И здесь очень важно, чтобы ребенок не пошел по неверному пути, попав в неправильную компанию. Именно поэтому родители должны с самого детства прививать ребенку ключевые понятия того, что есть правильно и неправильно.

Некоторые родители считают, что не стоит проявлять видимой любви к ребенку, иначе он станет избалованным. Однако на самом деле, когда ребенок чувствует настоящую любовь родителей, он растет незакомплексованным. Родительская любовь – это тот фундамент, на котором и строится характер ребенка, его личность. Если ее нет, это ведет к замкнутости, агрессии, депрессивному состоянию. К тому же, чувствуя с детства любовь родителей, ребенок вырастет с твердым ощущением того, что у него в семье тоже должны быть такие теплые отношения.

Психологи утверждают, что самое важное в воспитании ребенка – это глубокий психологический контакт с ним. Это подразумевает в первую очередь общение с ребенком. Диалог – вот что является самым важным в отношении между родителями и детьми, как подчеркивают психологи. Чтобы диалог получился, его необходимо строить на общем видении ситуации, общей направленности. Ребенок не должен жить своей отдельной жизнью, сидя в уголке и играя в игрушки. К сожалению, именно так происходит во многих случаях. Некоторые родители полагают, что, купив ребенку новую игрушку, они могут больше не обращать на него внимания. Этот отнюдь не та забота, о которой идет речь, а просто отмахивание от родительских обязанностей, выраженное материально.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал достойной личностью, обратите внимание прежде всего на себя и свое отношение к жизни. Именно родители являются примером для детей . Поступки, манера поведения дома и в обществе, система ценностей – все это ребенок видит в первую очередь дома. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас и считался с вашим мнением, станьте для него авторитетом. Только начинать нужно с детства, иначе потом может быть уже поздно. Если поведение родителей оставляет желать лучшего, ребенок может со временем ступить на ту же тропу. Не будьте отрицательным примером для ваших детей, и тогда у вас будет повод для гордости и надежная опора в старости.

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ,

ЧТО ВИДИТ ОН В СВОЕМ ДОМУ.

ПРИМЕР – РОДИТЕЛИ ЕМУ.

Девиз одного отца

Затрагивая тему воспитания детей, необходимо говорить о целом комплексе факторов, которые оказывают влияние на поведение ребенка. В первую очередь следует заметить, что родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения ребенка, поведения и его отношения к жизни в целом, являясь для него примером с самого детства. Только появившись на свет, ребенок видит рядом с собой папу и маму, считая их центром вселенной. Он запоминает их голоса, привыкает к их мимике, а позже, став немного взрослее, ребенок начинает подражать родителям, пытаясь быть похожим на отца или мать.

Недаром говорят, что родители – это пример для детей . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, получил необходимые знания и смог правильно их использовать в жизни, станьте для него примером в этом. С малых лет дети должны видеть правильное поведение родителей в семье, добрые, искренние отношения. Именно от родителей ребенок получает ту базу ценностей, которая и остается с ним до конца жизни. Разумеется, не только родители оказывают влияние на мировоззрение ребенка. Это и воспитатели в детском саду, и школа, откуда ребенок черпает много новых знаний, знакомится с новыми людьми, вступает в новый коллектив. И здесь очень важно, чтобы ребенок не пошел по неверному пути, попав в неправильную компанию. Именно поэтому родители должны с самого детства прививать ребенку ключевые понятия того, что есть правильно и неправильно.

Некоторые родители считают, что не стоит проявлять видимой любви к ребенку, иначе он станет избалованным. Однако на самом деле, когда ребенок чувствует настоящую любовь родителей, он растет незакомплексованным. Родительская любовь – это тот фундамент, на котором и строится характер ребенка, его личность. Если ее нет, это ведет к замкнутости, агрессии, депрессивному состоянию. К тому же, чувствуя с детства любовь родителей, ребенок вырастет с твердым ощущением того, что у него в семье тоже должны быть такие теплые отношения.

Психологи утверждают, что самое важное в воспитании ребенка – это глубокий психологический контакт с ним. Это подразумевает в первую очередь общение с ребенком. Диалог – вот что является самым важным в отношении между родителями и детьми, как подчеркивают психологи. Чтобы диалог получился, его необходимо строить на общем видении ситуации, общей направленности. Ребенок не должен жить своей отдельной жизнью, сидя в уголке и играя в игрушки. К сожалению, именно так происходит во многих случаях. Некоторые родители полагают, что, купив ребенку новую игрушку, они могут больше не обращать на него внимания. Этот отнюдь не та забота, о которой идет речь, а просто отмахивание от родительских обязанностей, выраженное материально.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал достойной личностью, обратите внимание прежде всего на себя и свое отношение к жизни. Именнородители являются примером для детей . Поступки, манера поведения дома и в обществе, система ценностей – все это ребенок видит в первую очередь дома. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас и считался с вашим мнением, станьте для него авторитетом. Только начинать нужно с детства, иначе потом может быть уже поздно. Если поведение родителей оставляет желать лучшего, ребенок может со временем ступить на ту же тропу. Не будьте отрицательным примером для ваших детей, и тогда у вас будет повод для гордости и надежная опора в старости.

Е С Л И

Т О

1. Ребенка постоянно критикуют У него не возникает стремление к совершенству
2. Ребенок живет во вражде Он учится агрессивности
3. Ребенка высмеивают Он становится замкнутым
4. Ребенок живет в упреках Его постоянно гложет чувство вины
5. На ребенка давят Он начинает скрытничать и лгать
6. Ребенка контролируют Он вырастает безответственным
7. Ребенку во всем потакают Он становится равнодушным и мстительным
1. Ребенок живет в терпимости Он учится принимать других людей
2. Ребенка подбадривают Он верит в себя
3. Ребенок живет в честности Он учится быть откровенным
4. Ребенка поддерживают Он ценит себя
5. Ребенок живет в понимании и дружелюбии Он стремится находить любовь в этом мире

Как родителям стать примером для подражания?

Вы уже являетесь примером для подражания. Каждый раз, когда вы говорите что-либо, совершаете определенное действие или реагируете на кого-то или что-то, ваш ребенок наблюдает за вашим поведением. Именно так малыши получают языковые навыки и в конечном итоге начинают разговаривать. Дошкольники внимательно наблюдают за родителями, поскольку постигают и проверяют то, как действуют межличностные отношения. И даже подростки изучают все ваши реакции, начиная от взаимоотношений и заканчивая отношением к стрессу и профессиональным разочарованиям.

Поэтому, нравится вам это или нет, для ваших детей вы уже являетесь примером для подражания. И дело только в том, чтобы являть собой положительный пример, причем как можно чаще.

Должны ли родители быть «совершенными»?

«Воспитывайте своим примером», – вероятно, самый лучший, простой и наиболее всеохватывающий совет о воспитании детей. Но следовать ему совсем непросто, ведь у каждого из нас бывают дни, когда мы разговариваем с членами семьи на повышенных тонах или можем сказать что-то, о чем впоследствии пожалеем. Реальность такова, что никто из нас не совершенен, и мы, безусловно, порой будем делать что-то, что нашему ребенку лучше не слышать и не видеть.

Ваши действия после допущенной оплошности важны так же, как и ваши первоначальные действия. Ведь подобные ситуации позволяют продемонстрировать такие важные качества, как прощение , смирение и эмпатия . Так что в следующий раз, когда вы покажете не самый образцовый пример для подражания, воспользуйтесь моментом, чтобы сделать шаг назад и поговорить с ребенком о том, что произошло. Если вы сказали что-то недоброе вашей супруге/супругу, убедитесь, что дети услышат, как вы просите прощения и конструктивно обсуждаете инцидент.

Примером каких типов поведения могут быть родители?

Не имеет значения, учите ли вы младенца говорить или изобретаете конструктивные способы общения с сыном-подростком , ваш добрый пример – это самый эффективный способ раскрыть в детях лучшее, что в них заложено. Быть примером для подражания нужно во всех повседневных ситуациях, свидетелем которых является ваш ребенок. Поэтому внимательно проанализируйте все то, что вы ежедневно демонстрируете ему своим примером.

1. Демонстрируйте уважение к другим и самому себе

Вспомните о том, как вы говорите о своих друзьях, членах семьи, соседях и даже о себе. Улыбнулись бы вы продавцу в магазине или придержали бы дверь для соседа в подъезде? Ваш ребенок учится отношению к другим людям и разным учреждениям, наблюдая за вашим поведением. Сюда входит и ваше отношение к школе, так что будьте мудры и внимательны, когда обсуждаете одноклассников вашего ребенка, его учителей или руководство школы.

Ребенок также принимает от вас сигналы относительно ваших собственных самооценки и самоуважения. Уважайте себя, и ребенок будет следовать вашему примеру.

2. Практикуйте навыки позитивного общения

Хотите, чтобы ребенок разговаривал с вами больше? Или чтобы он спокойно разговаривал, а не кричал? Проанализируйте то, как и с использованием каких слов вы ведете разговор: можете ли вы ранить словом, раскритиковать или осудить, даже если речь идет не о ваших детях? Если вы наглядно демонстрируете, какой негативной, уязвляющей и неуважительной может быть ваша речь, ребенок непременно последует вашему негативному примеру.

Слушайте ребенка, не перебивая. Разговаривайте с ним с большим уважением и вниманием. Таким образом вы научите его аналогично поступать и по отношению к вам.

3. Будьте оптимистом

Ваш ребенок уверен, что непременно провалит контрольную, будет исключен из спортивной команды или потеряет друга? Что ж, рассмотрите повнимательнее настрой вашей собственной семьи. Сфокусированы ли вы на положительной стороне жизни? Возможно, негативный взгляд на обстоятельства уходит корнями в ваш дом? В следующий раз, когда вы допустите какую-то оплошность, например, такую, как подгоревший ужин, подумайте о своей реакции. Не забудьте посмеяться и порадоваться тому, что вам неожиданно представилась возможность заказать доставку курьером любимой пиццы или вместе отправиться в соседнее кафе. Часто простые (и не столь драматичные) ошибки дают прекрасную возможность смоделировать желаемое поведение.

4. Научите детей ценить здоровье

Вы изо всех сил пытаетесь привить ребенку культуру здорового питания или заставить его перестать смотреть телевизор столько времени? Вы не можете ожидать, что он справится с этим самостоятельно. Поэтому готовьте здоровые блюда не только ему, но и себе, а также сократите собственное время пребывания перед телевизором и запланируйте совместные мероприятия на свежем воздухе, такие как прогулка по парку или поездка на велосипеде.

5. Держите гнев под контролем

Ваш ребенок быстро выходит из себя, закатывает истерики или часто плачет от огорчения? Как насчет вас самих? Правильные реакции на стресс , гнев или обиду, которые вы продемонстрируете на личном примере, могут стать ценным инструментом для ребенка как в детстве, так и во взрослой жизни. Мы живем в обществе, которое невероятно быстро меняется, выдвигает высокие требования и подвергает стрессу; в обществе, где гнев является естественной реакцией. В следующий раз, когда вы столкнетесь с этой проблемой, постарайтесь сохранять спокойствие,

В постановлениях, документах общеобразовательной школы особенно подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового человека, указывая на необходимость формировать высокую воспитанность и культуру поведения детей и подростков.

Решение этой задачи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка, формируя в нем нравственные чувства и привычки, моральное сознание и нравственное поведение – все, что является основой воспитанности.

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных чувств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом, проявляющихся в труде, общении с людьми, культуре поведения.

Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова. К сожалению, некоторые родители считают, что культура поведения и общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросить, ведь ребенок!»

Не считают нужным знакомить его с элементарными нормами приличия. Им кажется естественным, что ребенок, встретившись в дверях со взрослым, отталкивает его и старается проскочить вперед, не умеет вести себя за столом, в транспорте. Все эти и подобные им признаки невоспитанности почему-то не тревожат некоторых родителей. Действительно, как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: «невоспитан». А как часто приходится краснеть за поведение детей повзрослевших, но так и не научившись вести себя как требуют того обстоятельства. Причина?

Не знают элементарных законов общежития: не умеют отличить непринужденность от развязанности; не знакомы с существующим этикетом человеческих отношений…

Уже в дошкольном возрасте следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые бы положили начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. В этой связи нельзя забывать и о природе взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым обращать придирчивый взгляд на самих себя: чему учит ребенка наш пример.

«Шестилетний Антон, увидев соседей по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. К тому же он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа:

Сказать «Здравствуйте»- значит пожелать здоровья. Это, как ты понимаешь, хорошее пожелание, значит и произносить его надо доброжелательно, вежливо. Встретившись возле подъезда со взрослыми Антон старается пропустить их вперед себя. Так он поступает тоже по примеру папы.

К сожалению, дети видят и другие примеры. Как-то довелось быть свидетелем такой сценки. В автобус вошел молодой папа с сыном. Мальчику на вид не больше шести. Они сели на свободные места для пассажиров с детьми, и папа, положив руку на спину мальчика, тут же задремал. По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под щелочек глаз продолжал наблюдать за дорожными событиями.

Вот на ближайшей остановке вошла женщина и остановилась рядом. Мальчуган попытался было освободиться из-под папиной руки, чтобы встать, но рука властно прижала сына к сиденью:

Сиди!- приказал он, не открывая глаз.

Так я чтобы уступить…

А я сказал – сиди!- повторил отец.

Мальчик покорно сел, и, посмотрев в бесстрастное лицо дремлющего папы, громко сказал:

А в детском саду Ирина Петровна говорит, чтобы мальчики…

Ты помолчать можешь?!- прервал его отец.

А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына подняться…

Направляясь к выходу он наклонился к сыну и хохотнул:

У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот!

Умение вести себя хорошо следует рассматривать в тесной взаимозависимости с развитием нравственной основы личности, с формированием нравственных понятий: нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей, когда их требования не отступают от развития ребенка.

Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать простейшие правила общения с окружающими. Так, в два-три года малыш способен проявить элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам.

В три – четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения не мешать окружающим криком и шумом, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих. Дети этого возраста уже могут дружно играть со сверстником, а по необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.

Шестилетки: дети способны оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вел себя хорошо» или «своим поступком я огорчил бабушку!»

Малыш испытывает стыд за то, что плохо себя вел, обидел товарища или подвел маму, не выполнив своего обещания и т.д. У него развиваются коллективистические навыки, он тянется к совместной деятельности с детьми, умеет уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. Задача взрослых – уделять особое внимание дальнейшему воспитанию уважения, приветливости, сдержанности по отношению к близким и окружающим.

Важно добиться, чтобы вежливость детей основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного воспитания. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола, а обращаясь к взрослому произносит обязательное «пожалуйста». Этого мало. Попробуйте уронить какой-нибудь предмет – носовой платок, записную книжку, карандаш – и посмотреть, как прореагирует ваш ребенок, поднимет и подаст вам или «не заметит». Как это сделает – с готовностью или лишь отметит вслух: «Это уронили». А может быть, услужит с расчетом на похвалу?

Иногда терпимо относимся к допустимой ребенком бесцеремонности, ненавязчивости. Как, например, можно расценивать такие проявления?

…. Кто бы ни пришел в дом, бежит к двери, бросает своё занятие. Выжидательно смотрит в руки пришедшему и после небольшой паузы спрашивает:

«А что вы мне принесли?»

Затем тянет гостя в комнату, стараясь всецело завладеть его вниманием:»Поиграйте со мной», «Хотите, я расскажу стихотворение?». Как вы поступаете в подобных случаях? Объясняете ли ребенку, как надо вести себя, говорите ли, что ласка к посторонним неуместна. «Так можно вести себя с близкими людьми -мамой, папой, бабушкой. А с посторонними лучше быть приветливым, вежливым, гостеприимным». Попутно раскрываете ли, что необходимо быть сдержанным: не проявлять любопытства, задавая гостю вопросы: «кто он? Откуда пришел? Зачем пришел? Когда уйдет? и т.п.; не завязывать разговоров, если гость не расположен их поддерживать.

Стараетесь ли воспитывать в ребенке чуткость? Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить. Способен ли на это ваш сын, дочь? Например, проявлять сочувствие, если в доме неприятности или кто-то болеет? Учите ли вы ребенка проявлять чуткость к близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке, не огорчать их своим поведением, предлагать им свою помощь, замечать их настроение и физическое состояние, справляться об их самочувствии, считаться с их делами, не нарушать их отдых?

Уже старшему дошкольнику должно быть присуще элементарное чувство такта.

… Лена, возвратившись из школы и увидев, что папа ужинает, отодвинута от него тарелку и положила перед ним книгу: «Я тебе сейчас почитаю!» А когда отец возразил, сказав, что он выслушает несколько позже, дочь надувшись отошла в сторону: «Не буду играть с тобой!»

В подобных случаях ребенку объясняют, что так вести себя не полагается: «Папа пришел с работы, он устал, должен отдохнуть и поесть. А ты мешаешь ему… тот, кто любит своего папу, так не поступает».

Немаловажно, чтобы родители при всей их родственной близости с ребенком умели сохранять некоторую дистанцию.

А.С.Макаренко говорил, что между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допуская панибратство в отношении с родителями; иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, и ребенку трудно определить границы дозволенного. Учите ли быть ребенка предупредительными? Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений: оказать внимание, помочь близким или окружающим людям.

Вы пришли с работы. Как встретит вас ребенок – поспешит ли освободить ваши руки от ноши, подаст ли домашнюю обувь? А когда станете готовиться к ужину, то предложит ли помочь накрыть на стол? Или первым сядет и будет ждать, когда ему подадут? Воспитываете ли вы в ребенке скромность? Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством.

Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе. Учите ли детей не хвастать своими успехами, например, удачно выполненным заданием, красивым платьем или игрушкой? Не рассуждать о том, о чем он мало смыслит? Не захваливаете ли ребенка, создавая в нем чувство исключительности?

Как часто произносите: «Ты такой же, как все», «Не только ты умеешь, но и другие тоже!»

К сожалению, часто можно наблюдать, как иные родители восторгаются своим ребенком: и развит не по годам, и остроумен, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает, и костюм у него наряднее, чем у сверстников. Стараются выдвинуть его в вожаки в детских затеях, наставляя: «Не уступай другим, пусть тебе уступают. Не будь разиней!» Побуждают на людях декламировать или петь, заранее отрекомендовав своего ребенка как необыкновенно талантливого (в его присутствии!)

Из отдельных случайных поступков складывается черта характера – преувеличенное самомнение, стремление ставить свое «Я» на первый план.

А отсюда и соответствующее поведение, характерное для эгоиста. Со скромностью это несовместимо. Последнее время многие родители хотят, чтобы их ребенок вел себя раскованно (заметьте раскованно, а не непринужденно).

Но, увы, они не всегда могут определить границы, где кончается раскованность и начинается развязанность. Одна мать, которая старалась, чтобы ребенок вел себя раскованно и потому не стеснялся посторонних, наставляя его: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя так, будто на тебя никто не смотрит».

Позже, когда сын стал школьником, она пожаловалась: «Сын ни капельки не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом от стыда готовы были сквозь землю провалиться! Сделали ему замечание, а он в ответ: «А что я особенного сказал! Подумаешь!

Конкретные представления о том, как следует вести себя, растущий человек усваивает вместе с накапливанием нравственных привычек, развитием морального сознания и поведения. Что в этой связи рекомендует «Программа воспитания и обучения» на каждой возрастной ступени? Об этом полезно знать вам родителям, чтобы ориентироваться в семейной педагогике.

Похожие статьи