Смысл высказывания плохие привычки хороших детей. Терри пратчетт - поддай пару. Какие мы мамы

Каждый родитель хотя бы раз в жизни задумывался: «Правильно ли я воспитываю своего ребенка?»

Как разрешить бесчисленные кризисы дошкольного возраста и справиться с вредными привычками?

На вечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» отвечает автор книги «Плохие привычки хороших детей» - педиатр и детский психолог, а также мама и бабушка Алла Баркан.

Почему... 3

Несколько слов вместо предисловия 5

Какие мы мамы? 8

Какие мы папы? 11

Кем является ребенок в Вашей семье? 14

Каков Ваш ребенок от трех до четырех лет 15

Каков Ваш ребенок от четырех до пяти лет 21

Каков Ваш ребенок от пяти до шести лет 26

Что происходит в организме ребенка от трех до шести лет. Анатомо-физиологические особенности 32

3. Его Величество Ребенок! Какой он есть. Тайны и загадки

Я самее тебя (О кризисе ребенка трех лет) 39

«Вместе весело шагать по просторам...»? (Несколько слов об адаптации ребенка к дошкольному коллективу) 45

Можно ли рисовать левой рукой? (Если Ваш ребенок левша) 66

И драчун, и забияка, и еще не знаю кто... (Несколько слов об агрессивном ребенке) 69

«Пай-мальчики» и «гадкие утята» (Застенчивый ребенок, или ребенок, которого неслышно) 75

Ребенок - не такой, как все (Аутичный ребенок) 82

И страхи тоже ступеньки детства 90 Какие на вкус пальчики 98

На грани нормы и патологии (О детском онанизме) 102

Несколько слов о недержании мочи (Причины энуреза у детей) 107

Когда ребенок заикается 112

И у детей бывают нервы на пределе (Нервный ребенок) 117

Почему дети бывают нервными 123

«Кумир семьи» в «ежовых рукавицах» 128

Магические «можно» и «нельзя» 135

Он - вихрь, ураган, пожар (Гиперактивный ребенок) 141

О лгунчиках, лгунишках и лгунах 148

И даже если Ваш малыш воришка, это исправимо 161

О мимозах, таранчиках, живчиках и черепахах 168

«Чудочадо» - «вундеркинд» 188

«Я Почемучка. А ты Потомучка!» 200

«Мам, из чего человечков делают?» 205

А почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой? 210

«Мама, я хочу жениться на тебе» 215

Когда ребенок первый и единственный 222

Когда ребенок не единственный, а первый 230

Сколько можно играть? 238

До свидания, детский сад, до свидания 247

Гномики и великаны 279

Хорошо ли кенгуренку в сумке кенгуру? 287

Анализ рисунка семьи 303

Опросники и шкалы для выявления внутрисемейных отношений 323

Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. "Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношении в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!

Книгу Корнея Ивановича Чуковского `От двух до пяти` будут читать и перечитывать, пока существует род человеческий, ибо книга эта о душе ребенка. Чуковский едва ли не первым применил психологические методы в изучении языка, мышления и поэтического творчества детей, без устали доказывая, что детство - вовсе не какая-то `непристойная болезнь, от которой ребенка необходимо лечить`. При этом `От двух до пяти` - не просто антология увлекательных рассказов и детских курьезов, это веселый, талантливый и, пожалуй,единственный в своем роле учебник детоведения, заслуженно вошедший в золотой фонд детской психологии и педагогики. А для каждого взрослого это еще и книга о возвращении к самим себе.

В учебном пособии рассматриваются стили семейного воспитания, которые способствуют формированию определенного типа личности. Изучение социально-психологического типа личности школьников осуществляется по оригинальной авторской методике, апробированной в течение десяти лет. В книге дается развернутый вариант коррекционной работы учителя с детьми и их родителями.

«Плохие» привычки детей

Если ребенок грызет ногти, сосет палец, ковыряется в носу, теребит края одежды, кусает губы или подвержен влиянию какой-нибудь другой навязчивой привычки, родителям нужно повести себя очень грамотно, чтобы помочь ребенку справиться с возникшей ситуацией, отучить ребенка от сосания пальца, ковыряния в носу и всего остального.

Легкий, но бездейственный путь

Когда ребенок выводит из себя своими вредными привычками, первое, что приходит на ум, сделать ему замечание (в приказном тоне, часто переходя на ор), наказать, запугать. И действует этот метод воспитания обычно плохо, или не действует совсем. Родитель начинает чувствовать свое бессилие и оттого только усиливает степень давления на ребенка. В таком противостоянии проигрывают все.

Выход - в комплексной терапии

Как и любое грамотное лечение, избавление от вредной привычки должно быть комплексным. И включать в себя: правильную реакцию родителей, изменение методов воспитания, выяснение причины появления вредной привычки, устранение провоцирующих факторов. Рассмотрим каждый пункт лечения подробнее.

Реакция родителей

Себя изменить очень сложно. Но нужно - ради блага своего «трудного» ребенка. И когда он в очередной раз подносит руку ко рту, чтобы начать грызть ногти, - не окрикивайте его, не бейте по рукам и не угрожайте связать руки. Попросите вежливо, как вам самим было бы приятно услышать просьбу. То есть не «А ну-ка прекрати немедленно», а «Давай ты перестанешь грызть ногти, пожалуйста». И сразу же переключите ребенка на какую-нибудь деятельность, интересную для ребенка.

Поиск причины

Прежде чем начать отучать ребенка сосать пальцы или грызть ногти, необходимо выявить причину такого его поведения. Конечно, в большинстве случаев вредные привычки у детей связаны с их волнениями и тревогами. Но и будучи в спокойной обстановке ребенок может начать грызть ногти. Что побуждает родителей восклицать: «Ну вот видите, никто его не нервирует, а он все равно за свое... А психологи навешивают про разную там нервозность...» Но дело в том, что те же ногти ребенок может начинать грызть не только от волнения и страха, но и от скуки, из-за чувства одиночества, и даже из-за чрезмерных нагрузок, усталости и при совершении каких-то ошибок.

Решаем психологические проблемы детей

Приглядевшись внимательнее к своему ребенку и выяснив, когда чаще всего он грызет ногти (ковыряется в носу и т.д.), нужно помогать ребенку справляться с ситуацией другими способами, сначала многое делая вместе с ребенком, а потом все больше уступать ему в деятельности. Если ребенок не умеет справиться с волнением, научить его приемам релаксации, использовать сказкотерапию, помочь побороть страхи. Если ребенку скучно - приложить усилия для того, чтобы научить его занимать себя, увлечь чем-то, найти хобби (кстати, дети нередко «подсаживаются» на грызение ногтей в машинах - скучно им сидеть в кресле и смотреть в окно, вот и находят себе занятие...).

Похвала

Любая вредная привычка у ребенка, согласно психологическим исследованиям, связана с подсознательным желанием обратить на себя внимание, заявить о себе, как о слабом и маленьком человечке, и, более того, с грустью по младенчеству. Поэтому если ребенок перегружен занятиями, если на нем много домашних дел (как на старшем ребенке в семье, например), все это может вылиться в привычку грызть ногти и обкусывать губы. И в таком случае, одновременно с другими мерами, нужно заострять внимание ребенка на том, что он уже умеет и чаще хвалить его именно за «взрослые» самостоятельные поступки, только так получится решить психологические проблемы детей. Кроме того, можно обратить внимание ребенка на то, что у взрослых нет привычки грызть ногти и ковыряться в носу (в частности, на девочек очень часто действует предупреждение, что «если ты будешь грызть ногти, они никогда не будут красивыми и ты не сможешь их красить, кольца не сможешь носить, чтобы не привлекать внимание к ногтям» и т.д.).

Не искуси...

Вместе со всеми другими мерами, важно по максимуму устранить из жизни ребенка провоцирующие факторы. Если грызет ногти, то регулярно их подстригайте. Если теребит губы, когда смотрит мультики, откажитесь на время от мультфильмов. Если ковыряется в носу во время поездки на машине, поручите что-то держать в руках на протяжении всей поездки, но старайтесь при этом совершать побольше пеших прогулок.

Учите радоваться

Никто не грызет ногти и не накручивает волосы на палец в радости! Вредные привычки связаны либо со скукой, либо с волнением. Но не с радостью. А потому лучшей профилактикой вредных привычек у детей могут стать для них уроки радости. Проводите время со своими детьми вместе и весело, не стесняйтесь дурачиться и впадать в детство. Спешите научить детей радоваться каждому дню. Ведь психологи уверяют, что если не научить ребенка радоваться до 14 лет, он уже никогда не станет оптимистом...


Автор - Ирина Вшивкова , перинатальный психолог и семейный психотерапевт

У каждого человека самой первой привычкой было сосание. Нет ничего более естественного и приятного для младенца, чем сосание материнской груди. Это удовлетворение почти всех его жизненных потребностей - в пище, тепле, безопасности и любви.
По сути, СОСАНИЕ - это то, что в первую очередь связывает ребенка с большим миром вокруг. Так почему же мы искренне удивляемся, когда в ответ на недружелюбность этого самого большого мира, ребенок или даже взрослый инстинктивно ищет «сосок»?! Когда человеку не хватает уверенности в себе, самостоятельности, или он волнуется, или предстоит какое-то важное дело, он почти машинально берет что-нибудь в рот (будь то палец, одежда, игрушка или карандаш). Таким образом, ребенок или взрослый помогает себе обрести спокойствие и взять себя в руки. Кстати, благодаря достижениям техники ученым удалось установить, что при неблагоприятном течении беременности беспокойство ребенка в утробе выражается именно сосанием пальца.
Итак, успокоение сосанием вполне естественно для ребенка. Но интересный вопрос: почему одни дети делают это эпизодически, а другие постоянно сосут палец, грызут ногти, облизывают губы и т. д.?
В норме сосательный инстинкт постепенно ослабевает к двум-трем годам. Если же трех -четырехлетний ребенок не хочет отказываться от пустышки, постоянно обсасывает уши у плюшевого зайца или до крови обкусывает свои ноготки, значит, что-то не так… Скорее всего малыш чувствует себя неуютно в этом мире.



Самостоятельный - не всегда счастливый

- Ваньке уже скоро четыре, а он засунет палец в рот и сидит, - жалуется мама, - я его ругаю, он все понимает, и все равно назло сосет. С Юлечкой такого не было - ей раз скажешь, как отрезало. А мальчишки все такие…
Если ты нежеланный или нелюбимый ребенок, ты об этом знаешь. Ну, может быть, не знаешь, но интуитивно чувствуешь. И тебе до боли в горле хочется кричать! Только не знаешь, какие слова нужны, чтобы тебя поняли и полюбили… И ты от бессилия просто берешь палец в рот, как бы отгораживаясь и защищаясь от мира, который не любит…
Конечно, далеко не всегда причина так остра. Возможно, ребенку просто не хватает ласки и тепла, потому что мама пропадает на работе; или родители часто ссорятся, собираются разводиться; а может быть, в семье родился младший ребенок, и старшему кажется, что его теперь любят меньше.
Вредные привычки могут провоцировать и определенные стратегии воспитания. Есть родители, которые сознательно придерживаются установки: даже новорожденного ребенка нельзя баловать, иначе «сядет на голову». Детские психологи считают, что плохие привычки часто появляются у детей, которые с рождения испытали явный дефицит внимания со стороны родителей. Эти малыши подолгу оставались одни в кроватке, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Как правило, таких детей еще и рано отлучили от груди или резко забрали у них «пустышку», оставив сосательный инстинкт неудовлетворенным.
В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок испытывает скуку или страх и ищет успокоения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что нет рядом мамы. Когда же обеспокоенная мать появляется и стремится отвлечь малыша от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: ребенок занят сам собой. Малыш сам себя утешает и источник впечатлений также ищет в самом себе. Получается, что сосание пальцев, губ и т.п. компенсирует ребенку нехватку любящих рук, глаз. Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы.
В других случаях ребенок замечает обратившую на него внимание мать и тогда включается обратный механизм. Малыш чувствует, что нашел способ привлечь внимание мамы. Он активно продолжает делать то, от чего отучают. А продолжает, потому что, пока отучают, он получает долгожданное внимание. Такой замкнутый круг.

Не много ли мы требуем?

Дашенька пошла в первый класс… Она знала, что там ее ждет много интересного, добрая учительница, веселые одноклассники и «пятерки». Так говорили мама с папой. Но однажды Даша совсем неожиданно получила «тройку» по физкультуре. Она плакала и не знала, как сказать об этом несчастье родителям. Они так радовались ее отличным оценкам, называли «умницей», и вдруг такое… После той злополучной «тройки» у девочки и появилась привычка грызть ногти. Родители убеждали дочь в том, что это вредно, на что Даша отвечала: «Я не хочу - они сами грызутся!»
Несоответствие завышенным требованиям родителей является большим стрессом для ребенка. Если что-то получается не так, как ожидают мама с папой, у ребенка возникает чувство вины и он неосознанно хочет наказать себя. Именно по этой причине психологи считают, что большинство «саморазрушительных» привычек (ребенок грызет ногти, вырывает волосы, кусает себя) появляются от желания сделать себе больно - наказать за какую-то провинность или даже «дурные» мысли и желания. Кстати, заметьте: в мудром русском языке слова «грызение» и «угрызение» (совести) имеют один корень. Иногда разобраться в проблеме родителям помогает элементарный анализ собственной воспитательной стратегии. Необходимо задать себе ряд вопросов: «Уверен ли ребенок, что я буду его по-прежнему любить, даже если он не научиться играть на гитаре?», «Дочь ходит на гимнастику, потому что ей это нравится, или потому что не хочет расстраивать меня?», «Не боится ли меня мой сын?» и т. д.
Душевный разговор «на равных», вполне возможно, поможет вам понять причины беспокойства ребенка. Может оказаться, что сын стащил брелок у приятеля в детском саду, или дочь очень переживает, что недавно обманула бабушку. В этой ситуации ребенок, который очень боится разочаровать родителей и быть наказанным, будет молчать и неосознанно сам себя «бичевать», причиняя какую-нибудь физическую боль. Например, одна маленькая девочка постоянно ковыряла спичкой в зубах (пока десны не начинали кровоточить), потому что вопреки строгому запрету папы дружила с «плохой» девчонкой из их подъезда.
Подобные истории случаются в семьях, где степень доверия между родителями и детьми не так высока, как это необходимо ребенку для душевного благополучия и спокойствия; где «маленький человек» знает, что «большие люди», если им что-нибудь рассказать, будут тебя оценивать и наказывать, а не пытаться понять. А только твердая убежденность в том, что тебя будут любить всегда, помогает ребенку найти силы, чтобы признаться в проступке, а значит пережить и забыть неприятный эпизод.

Закрепляем привычку сами

Итак, в причинах и механизмах появления таких действий, как сосание, грызение, щипание, кусание мы попытались разобраться. В большинстве случаев эти действия вызваны тревогой и неуверенностью в себе. Однако каждый ребенок испытывает различные стрессы и нуждается в успокоении, но не каждый имеет навязчивую вредную привычку. В чем же дело?
Оказывается: для того чтобы эпизодическое сосание пальца или грызение ногтей превратилось в привычку, кто-то должен обратить на это внимание. Но не просто заметить, а еще и отругать, рассказать, как это плохо, и в дальнейшем навязчиво следить за тем, чтобы ребенок ничего не брал в рот. К сожалению, именно такую тактику «борьбы» применяют многие родители. Но ведь ребенок тянет палец в рот почти неосознанно, поэтому замечания родителей не заставят его прекратить, а, скорее всего, сделают привычку еще более навязчивой («запретный плод сладок» - девиз, который так любит наше подсознание). Кроме того, борьба с самим действием не имеет смысла, потому что корень зла кроется в психологическом состоянии ребенка. То есть, если даже мальчик или девочка под давлением родителей перестанет грызть ногти, вполне вероятно, что спустя время появится какое-нибудь другое навязчивое действие - облизывание губ, например. Тревога-то и неуверенность не исчезли…

Как же отучить ребенка от вредной привычки?

Постараться установить с ребенком нежные и доверительные отношения, выяснить, что беспокоит или заботит его, чего он боится. Эти знания помогут вам разобраться в ситуации и вернуть ребенку уверенность в себе, своих силах и любви близких. А эта уверенность - главный враг тревоги, а значит и всех вредных привычек!

    Не лишайте ребенка необходимого физического контакта с мамой ни в младенчестве, ни в старшем возрасте.

    Старайтесь сократить количество требований и запретов.

    Сделайте жизнь ребенка радостной! Следите за тем, чтобы малыш получал много разнообразных впечатлений, чаще играл. А вот интеллектуальные нагрузки в большинстве случаев лучше сократить.

    Не берите с ребенка обещаний прекратить, например, грызть ногти. Его воля еще недостаточно развита. Нарушив данное обещание, он почувствует себя еще хуже, потому что к чувству тревоги добавится чувство вины.

    Если у вас не получается разобраться в проблеме самостоятельно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

    И последнее. Бывает, что ребенок «подсматривает» какую-нибудь вредную привычку у другого ребенка или у взрослого. Может начать ковырять в носу, как Сережка из детского сада, или постоянно теребить ухо, как старший брат. Если вы не станете заострять на этом внимание, скорее всего, «чужая» привычка спустя какое-то время исчезнет.

Мария Воронцова

«Семь нянек» благодарит за помощь в подготовке материала и ответы на вопросы наших читателей перинатального психолога и семейного психотерапевта Ирину Вшивкову (г. Москва):

Тяга к одеялу, простыням, привычка жевать волосы, края кофточки и кусать губы, обкусывание ногтей, дергание за ушко, носик, брови, реснички — все это одного поля ягодки, попытки ослабить накопившееся напряжение или беспокойство. В любом случае это — симптомы, свидетельствующие лишь об одном: малыш нервничает. Это не недостаток воспитания, это сигнал, на который родители должны адекватно отреагировать. Иными словами, как при решении любой проблемы, нужно сначала понять ее причину, а после выбрать оптимальное решение.

Беспокоить маленького может и невнимание к нему родителей, и слишком сильная опека. Недостаток ласки компенсировать довольно легко. Постарайтесь чаще обнимать свое сокровище, целуйте его, гладьте по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Многим мамам и особенно папам трудно бывает сказать: «Мишенька я так тебя люблю, я так рад(а), что ты мой ребенок!» Взрослые, не бойтесь избаловать ребенка и не стесняйтесь: это довольно просто, только постарайтесь. Попробуйте сделать это один, два, три раза специально. Поверьте, очень скоро ласка и нежность станут для вас абсолютно естественным выражением чувств. Чаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры. В то же время слишком опекать карапуза тоже не стоит. Как и перегружать его день умственными занятиями (языки, музыка, математика, спортивные секции и т.д.), до которых малыш просто не дорос. Они вызывают слишком сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым нетрадиционным способом, который взрослые окрестили «вредной привычкой».

Анастасия, 25 лет, г. Ростов: Сколько себя помню, всегда обдирала ногтями кожу на губах. А недавно заметила: то же самое делает моя двухлетняя дочь. Теперь стараюсь не подавать ей плохой пример, замечаний не делаю: или отвлекаю чем-нибудь, или незаметно убираю ее руки ото рта. Меня родители постоянно ругали за «губы», и я знаю, что это не выход. Подскажите, чем я могу помочь дочери?

Мнение психолога: Вы сами понимаете, что ругать бесполезно. Говорить, что рот будет болеть, тоже. Важно понять причину действий дочери. Стоит вспомнить, что губы - это рот, а рот - средство самовыражения. Возможно, здесь и кроется проблема. Не исключено, что дочь готова о чем-то говорить, спрашивать и т. д., но у нее нет такой возможности. Маме полезно не только следить за своим поведением (пример, вероятно, все же успели подать), но и понаблюдать за тем, имеет ли дочь возможность самовыражаться, насколько терпимо вы относитесь к ее еще не правильной речи. Может быть, вы слишком часто ее поправляете, или каждый раз, когда слово звучит неправильно, ваше лицо выражает неудовольствие (пусть и очень завуалированное).

Галина, 32 года, г. Ростов: Не могу отучить сына грызть ногти на руках. Началось это, когда ему было лет шесть (а сейчас уже двенадцать). На некоторое время нам удавалось решить проблему. Мы договорились, что если в пятницу вечером у него все ногти целые, то в субботу мы идем в магазин и что-нибудь ему покупаем (игрушки, книжки). Он терпел пару месяцев, «зарабатывал», а потом сорвался и опять начал грызть. Что теперь придумать, не знаю.

Мнение психолога: Похоже, вы попробовали все, что не стоило делать: упреки, наказание и даже подкуп. Бесполезно. В таком возрасте вы настолько закрепили эту привычку, что для ее исчезновения необходимо уже не ваше воздействие, а, например, понравившейся ему девочки. Если девочка косо посмотрит на ногти сына, то, скорее всего, у мальчика появится желание последить за ними. С другой стороны, уповать только на будущую девочку (кто знает, когда она появится?) не стоит. Подумайте о том, чтобы уже сейчас изменить свое отношение к проблемам сына.

Во-первых, стоит объявить, что он уже достаточно большой, чтобы решать свои проблемы самостоятельно. А это значит, что грызть или не грызть ногти - это его дело, и вы в это больше не вмешиваетесь. Не вмешиваться - означает действительно никак не реагировать: никаких упреков, никаких косых взглядов (пусть даже ради этого придется, стиснув зубы, убегать по внезапно возникшим делам).

Во-вторых, подумайте над тем, какие требования вы предъявляете сыну, не завышены ли они, отвечают ли его возможностям. Если завышены, то планку необходимо снизить. Учитесь принимать сына таким, какой он есть, и он станет таким, каким вы хотите его видеть.

Ксения, 22 года, г. Ростов: Хочу рассказать, как я перестала грызть ногти. Эта привычка меня преследовала с детского сада. Родители ругали, били по рукам - бесполезно. А когда мне было 8 лет, старшей сестре подарили микроскоп. Она дала мне под микроскопом рассмотреть то, что у нас скапливается под ногтями. Ужасное впечатление! Всякое желание грызть ногти пропало .

Мнение психолога: Метод хороший, но годится только для подростков или слишком нервных дошкольников (впечатлительных, с высоким уровнем тревоги). Последние ногти грызть перестанут, но, вероятнее всего, появится новая привычка. Так что стоит поискать причину и устранить именно ее.

Оксана, г. Ростов: Наш трехлетний сын Денис последнее время приобрел привычку кусаться. Он может в игре укусить меня или папу, или когда я его одеваю или умываю. Бывает, подойдет незаметно сзади и укусит за ногу. Много раз говорили, что нам больно, а Денис или молчит, или говорит, что шутит. Откровенно говоря, я теперь испытываю напряжение, когда сын близко подходит. Но не кусать же его в ответ?

Мнение психолога: Да, кусать, в ответ не стоит. Проблема не только в том, что вам больно, но и в том, что ваша реакция (напряжение в ответ на приближение ребенка) может закрепиться у Дениса как реакция на него женщин вообще, а это не лучшим образом может сказаться на его взрослой жизни.

Для начала стоит вспомнить о том, что ребенок любое напряжение (злится, голоден, испытывает зависть, ревность и т.п.) инстинктивно выражает через оральную активность, именно инстинкты научили его кусать. Соответственно надо учить сына другим способам выражения всех чувств. У людей наиболее цивилизованным и социально приемлемым является выражение словом. Если целенаправленно обучать детей владению словом, то кусание пойдет на убыль. При систематическом обучении дети обычно неплохо осваивают умение называть свои чувства и причины недовольства, что постепенно переводит непосредственную оральную активность в вербальную (словесную).

Однако одно развитие речи вряд ли приведет к желаемому результату. Понаблюдайте: не кусает ли сын вас в тот момент, когда вы делаете что-то не так с его точки зрения. Тогда вместо вашей обычной реакции на укус стоит сказать: «Я понимаю: тебе не нравится, как я тебя умываю, но мне приходится делать именно так, чтобы отмыть тебя. Пробуй умываться сам. А в следующий раз лучше сразу скажи, что тебе так не нравится. У меня ведь есть уши, я смогу тебя услышать, и тогда мы быстрее поймем друг друга и сможем договориться».

Если же ребенок не умеет хорошо говорить и договариваться с родителем о своих нуждах, взрослым придется догадываться о возникновении дискомфорта и стараться не доводить ситуацию до кусания.

Елена, г. Ростов: Не знаю, можно ли это считать вредной привычкой: наша пятилетняя дочь Ирочка помешана на сладком. Не представляю, сколько бы она съела конфет, шоколадок, кусков торта, если бы мы ее не ограничивали. А запрещать приходится, потому что ее вес значительно выше нормы. Ира очень переживает каждое «нет», обижается и иногда плачет, хотя мы уже давно установили норму - три «порции» сладкого в день (порция - это конфета или пирожное, кусок торта).

Мнение психолога: Здесь можно говорить о целом комплексе проблем и приобретаемых вредных привычек. С одной стороны, лишний вес в пять лет обычно еще не является большой проблемой, но родительское муссирование этой темы может привести к действительной проблеме. Любые запреты в столь раннем возрасте могут быть обоснованы только стойким нарушением в эндокринной сфере. Все остальные лишь приведут к этим нарушениям и усиленному желанию есть запретное. Сладкое в детском возрасте является одним из обязательных компонентов. Есть даже формула, что «НАКАЗЫВАТЬ запретом сладкого, улицы и объятий НЕЛЬЗЯ». Регулировать вес можно и по-другому. А запреты будут вызывать почти патологическое желание есть сладкое и как результат - его накопление в организме.

Мокрист фон Губвиг как никогда доволен своей жизнью. После публичного признания в мошенничестве он все еще жив. Почтамт, Монетный двор и Банк работают как часы. Супруга Мокриста все так же души не чает в нем и в семафорах. И вроде для скуки нет не то что места, но даже и времени… И все же, когда первый паровой двигатель завоевывает Анк-Морпорк, Мокрист фон Губвиг снова в гуще событий и снова на коне!

Заключительная книга трилогии о самом обаятельном мошеннике Плоского мира впервые на русском языке!

Терри Пратчетт
Поддай пару!

Посвящается Дэвиду Пратчетту и Джиму Уилкинсу - двум блестящим инженерам, которые научили своих детей осмотрительности

Сложно постичь ничто, хотя множественная вселенная полна им. Ничто странствует повсюду, вечно что-то опережает, и в великом облаке неведомого ничто стремится стать чем-то, вырваться наружу, прийти в движение, ощущать, меняться, танцевать, познавать - попросту говоря, быть чем-то.

И когда такой шанс повис в воздухе, ничто ухватилось за него. Ничто всегда знало про что-то, но это что-то было совсем не похоже на другие, и вот ничто тихо проскользнуло во что-то и поплыло, грезя обо всем сразу, и удачно приземлилось на спину одной очень большой черепахе, и поспешило скорее стать чем-то. Это было стихийно, это было фантастически, и вдруг - стихия попалась в ловушку! Приманка сработала.

Всякий, кто хоть раз видел берега и воды реки Анк, кишащие самой несусветной дрянью, должен понимать, почему рыбными деликатесами жителей Анк-Морпорка в полном объеме снабжал рыболовецкий флот Щеботана. Анк-морпоркские рыботорговцы, в порядке профилактики ужасных желудочных заболеваний среди населения, следили за тем, чтобы товар попадал на их прилавки из сетей, закинутых как можно дальше от города.

Для поставщика первоклассных морепродуктов Боудена Джеффриса двести с лишним миль, разделявшие рыболовные базы Щеботана и рынки Анк-Морпорка, были трагически долгим расстоянием, особенно зимой, осенью и весной, а летом так и вовсе сущей пыткой, когда дорога, если это можно так назвать, превращалась в раскаленную печку протяженностью до самой столицы. Если ты однажды имел дело с тонной перегретой осьминожины, это навсегда оставалось в твоей памяти. Запах потом стоял еще не один день, преследовал тебя даже тогда, когда ты ложился спать, и ни в какую не хотел отстирываться от одежды.

Люди - ужасно требовательные создания, вот и элита Анк-Морпорка (да и не только элита) хотела получать свежую рыбу даже в самые жаркие дни года. Собственными руками Джеффрис смастерил ледник и даже организовал на полпути смену, но все равно вонь стояла такая, что, ей-богу, слезы наворачивались на глаза.

Так он и сказал своему кузену Релаксу Джеффрису, садоводу и огороднику, который в ответ опустил взгляд в кружку с пивом и сказал:

А вот всегда так. Никто не думает о мелком предпринимателе. Ты хоть представляешь, как быстро ягоды клубники превращаются в кашу на жаре? Так вот я тебе скажу: очень быстро. Моргнешь - и нет твоей клубники, а покупателю подавай ягоду. А спроси у зеленщика, как непросто довезти чертов кресс-салат до города, чтобы он не завял, как уши прихожан на двухчасовой проповеди. Мы должны жаловаться правительству!

Нет, - пресек его кузен. - Я уже сыт этим по горло. Лучше давай напишем в газеты! Вот как дела надо делать. Все ведь жалуются на фрукты, на овощи, на рыбу. Пусть уже Витинари войдет в положение мелкого предпринимателя. В конце концов, зачем-то же мы иногда платим налоги?

Дику Кексу было десять лет, когда в их семейной кузнице в Овцекряжье его отец взял и исчез среди разлетевшихся обломков кузнечного горна и кусков железа, в облаке розоватого пара. Его так и не нашли в кошмарном тумане, который буквально обжигал своей сыростью, но в тот день маленький Дик дал слово отцу, навсегда оставшемуся в этом обжигающем мареве, что он поработит пар.

Но у его матери были другие планы. Элси Кекс была повитухой - и говорила соседям: "Детишки везде родятся. Без клиентов не останусь". Так что вопреки желаниям сына мать увезла его из родного дома, который теперь почитала проклятым. Она собрала все свои пожитки, и они вдвоем вернулись в родное гнездо Элси в окрестностях Сто Лата, где люди не исчезали необъяснимым образом в горячих розовых облаках.

Вскоре с мальчиком приключилось нечто знаменательное. Однажды, ожидая возвращения матери со сложных родов, Дик набрел на любопытное здание, которое на поверку оказалось библиотекой. Поначалу он было решил, что книги состоят сплошь из напыщенной чепухи: все эти короли, поэты, возлюбленные, баталии, - но в одной, все определившей для него книге он обнаружил нечто под названием математика и целый мир чисел.

Вот почему в один прекрасный день, десять лет спустя, он набрался духу, насколько хватило легких, и признался матери:

Помнишь, ма, как в прошлом году я сказал, что иду с друзьями в поход в горы Убервальда? Короче, я вроде как, это, типа немного приврал, но только чуть-чуть, честное слово, - Дик покраснел. - Дело в том, что я нашел ключи от старой папиной мастерской, ну и, в общем, поехал в Овцекряжье, провел там пару экспериментов, и, короче… - он с тревогой посмотрел на мать. - Кажется, я понял, в чем была папина ошибка.

Ма, вы с дядей Флавием дали мне образование, я теперь знаю и цифры, и арифметику, и даже всякие странные штуки, выдуманные эфебскими философами, где даже верблюды копытами чертят графики. А папа не знал ничего такого. У него были интересные идеи, но он не разбирался в те-хно-логии .

Когда он наконец дал матери вставить слово, та сказала:

Знаю уж, что никак тебя не отговорить, сыночка, в этом ты весь в отца, такой же твердолобый. И этим ты занимался в амбаре? Эхо-логией? - Она посмотрела на него с укоризной и вздохнула. - Не стану указывать тебе, что делать, но вот ты сам мне скажи: как твои ложнорифмы уберегут тебя от судьбы бедного твоего отца? - И она снова разразилась рыданиями.

Дик достал из кармана куртки нечто похожее на волшебную палочку для карликового волшебника и объявил:

Вот что убережет меня от беды, ма! Я освоил счетную линейку! Я могу командовать синусом, и распоряжаться косинусом, и даже искать квадратные корни! Так что кончай беспокоиться и пойдем лучше со мной в амбар, я хочу кое с кем тебя познакомить.

Госпожа Кекс нехотя потащилась за сыном в большой амбар, где он обустроил себе мастерскую, как в Овцекряжье. Напрасно мать надеялась, что сын каким-то чудом нашел себе девушку. Войдя внутрь, она беспомощно поглядела на большой металлический круг, который занимал большую часть амбара. Что-то металлическое со свистом носилось в нем кругами, как белка в колесе, источая специфический запах, похожий на запах камфоры.

Вот она, мамуль. Правда, красавица? - ликовал Дик. - Я зову ее Железная Ласточка!

Да, но что это такое?

Он расплылся в улыбке.

Это называется про-то-тип . Нельзя стать инженером, если у тебя нет прототипа.

Мать слабо улыбнулась, но Дика было не остановить. Слова так и сыпались из него:

Смысл в том, что, прежде чем браться за какое-то дело, нужно хоть немного представлять, что такое ты хочешь сделать. Мне как-то попалась одна книга в библиотеке, и было там про то, как работают архитекторы. Так вот, автор написал, что каждый раз, перед тем как браться за новый большой дом, он делал малехонькие модельки, чтобы понять, как у него все это получится. Он говорит: как бы нудно это ни казалось, но если ты хочешь чего-то добиться, главное, никуда не спешить и подходить ко всему обстоятельно. Вот я и экспериментирую с ней, чтобы понять, что у нее получается, а что нет. Я так-то собой очень даже доволен. Сначала я сделал колею деревянной, а потом подумал, что сюда нужен такой тяжелый мотор, вот я и порубил деревяшку на дрова и вернулся в нашу кузницу.

На свете нет абсолютно идеальных, правильных людей. Большинство из нас имеет какие–либо недостатки или вредные привычки. Некоторые из этих привычек родом из детства. Это те склонности, которые в некоторый момент времени переросли в потребность, а в последствии и в черту характера.

Многие в детстве ковырялись в носу, сосали палец, грызли ногти, теребили волосы или мочку уха, говорили плохие слова, ходили, сутулясь, и шаркая ногами, и т. п. Все эти действия производят не очень приятное впечатление на окружающих, так как они не эстетичны, а иногда даже противны.

Первые звоночки!

Так как вредные привычки проявляются еще в раннем детстве, то и начинать бороться с ними необходимо, как можно раньше. Очень важно, чтобы родители уделяли детям должное внимание, приучали их к аккуратности и организованности. В формировании привычки важную роль играет психоэмоциональное состояние малыша. Большинство привычек являются результатом стрессовых ситуаций, неврозов, тревожных состояний. С помощью определенного действия ребенок старается подавить свой детский страх или отвлечься от сложившейся ситуации, возможно, разобраться в себе.

Если у вашего ребенка появилась какая-то вредная привычка, стоит задуматься о том, что не так в семье, в отношениях со сверстниками, нет ли проблем с учебой. Очень важно научиться разделять привычки, которые имеют большое значение для развития и жизни малыша, от некоторых вполне допустимых странностей, которые не причиняют вреда ни ребенку, ни окружающим его людям. Например, некоторые дети не могут заснуть без любимой игрушки, а кто-то не может приступить к урокам, пока не разложит на столе принадлежности в определенном порядке, – все это безобидные привычки, не влияющие на нормальную жизнь человека. А вот привычка грызть ногти или теребить волосы может иметь совершенно другие последствия, от невосприятия ребенка сверстниками до проблем в личной жизни.

Как бороться?

Многие родители пытаются отучить ребенка от вредной привычки с помощью «народных» методов. Чтобы малыш не грыз ногти или не сосал палец, намазывают руки горчицей или надевают перчатки. Но все эти способы действуют лишь временно и совершенно бесполезны в борьбе с вредной привычкой. Вредная привычка – это следствие психологических проблем у малыша, поэтому бороться надо, прежде всего, с причиной.

Что же делать, чтобы избавиться от вредной привычки?

1. Постарайтесь улучшить атмосферу внутри семьи. Необходимо, чтобы ребенок жил в окружении любящих, понимающих и заботливых родителей. Если у вас возникли проблемы с супругом или на работе, старайтесь решать их за пределами квартиры, чтобы ребенок не видел вашего беспокойства и переживаний.

2. Постарайтесь не ругать малыша, даже если он не оправдывает ваших ожиданий. Не всем суждено вырастить гения , поэтому не стоить ставить высоких планок, требовать только отличных оценок и идеального поведения, критиковать ошибки и неудачи ребенка.

3. Учитесь переключать внимание ребенка с вредной привычки на какое-либо другое занятие. Например, если ваше чадо сосет пальцы или грызет ногти, то стоит предложить ему такое занятие, которое полностью исключает данное действие: лепку, рисование, гимнастику для пальцев. Очень хорошо от вредных привычек отвлекает спорт и танцы. Запишите ребенка на кружок или в спортивную секцию, чтобы он был занят чем-то интересным, и тогда на вредные привычки просто не останется времени.

4. В старшем возрасте хорошо помогают психологические приемы. Объясните ребенку, что сосут пальцы и грызут ногти лишь совсем маленькие дети, а взрослые мальчики и девочки такого никогда не делают.

Если вы не можете справиться с вредными привычками самостоятельно, и определенные действия становятся для ребенка навязчивой идеей, необходимо проконсультироваться по данному вопросу со специалистом.

Похожие статьи