Основы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте Воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма

Анна Насырова
Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности . Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм , в элементарном значении, как чувство любви к Родине . Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте , когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

В дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности. Появляется предвосхищение последствий поведения и самооценка, усложняются переживания, эмоционально - потребностная сфера насыщается новыми мотивациями и чувствами . Для детей старше четырёх лет, как правило, характерна уравновешенность. Аффективные вспышки и необоснованные конфликты остаются в младшем возрасте . Такой относительно устойчивый эмоциональный фон объясняется динамикой представлений ребёнка, появление которых позволяет отвлечься от непосредственно сложившейся ситуации. Не связанные с обстановкой переживания, возникающие у дошкольника , помогают не так драматично воспринимать сиюминутные затруднения и предавать им не такое серьезное значение, как это было раньше.

Психологические особенности детей дошкольного возраста отличаются и переменами в структуре эмоциональных процессов. Переживания становятся глубже и несколько сложнее. С расширением круга эмоций изменяется и содержание аффектов. Очень важно, что маленький человек познает сочувствие , начинает понимать, что такое сопереживать другому.

Одним из основных личностных механизмов, которые формируются в этом возрасте , является соподчинение мотивов. Это изменение в сфере мотиваций проявляется у младших дошкольников , а затем последовательно развивается. Мотивы ребенка дошкольного возраста имеют различную ценность и силу. Появляются и новшества : мотивы достижение успеха и мотивы, связанные с нормами морали. Этот период отличается созданием индивидуальной мотивационной системы дошкольника .

К окончанию дошкольного возраста формируется самосознание. Это происходит благодаря развитию интеллекта и личности ребёнка. Самосознание – главное новообразование дошкольника . Сначала ребенок учится оценивать действия других, после чего дает оценку своим поступкам, моральным качествам и способностям. Приходит осознание времени и себя во времени. К окончанию дошкольного периода ребенок может вспомнить моменты из прошлого и представить себя в будущем. Значимую роль в формировании самосознания ребенка играет его самооценка. Самопознание дошкольника основывается главным образом на отношении к нему родителей, с которыми он себя идентифицирует и на которых ориентируется. Важно, чтобы родители поддерживали детскую активность, иначе у ребёнка может сложиться неадекватная самооценка, искаженный образ. Дошкольник , имеющий высокую самооценку, склонен ставить перед собой возвышенные цели, которых чаще всего добивается.

Предпосылками формирования основ патриотических чувств выступают особенности развития личности ребенка. У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности. Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних детей значимой стороной действительности. В старшем дошкольном возрасте , считает В. С. Мухина, ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми. В шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, связанных и с его национальной принадлежностью. В дошкольном возрасте появляется чувство национального самосознания.

В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по формированию патриотических чувств . Ребёнок отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства . Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах , формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.

Большое значение в процессе формирования патриотических чувств имеет тот факт , что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. По – этому важно знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства . Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте , но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека, отмечает Э. К. Суслова.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания подрастающего поколения. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для , так как дошкольника чувств

Правильная организация работы по формированию патриотических чувств старших дошкольников основана , прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста . Особенности патриотического воспитания детей в том , что они еще не могут воспринимать что-то далекое , неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности . Уровень представлений детей о родном крае во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания ) отобрано воспитателем , какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в дошкольном образовательном учреждении. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания. Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается : и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм . Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте . В связи с этим в концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по воспитанию патриотических чувств детей с учетом их возрастных особенностей , национальной культуры и традиций народа.

Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. Это, в первую очередь, семья ребенка. В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотических чувств , гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье, на втором месте - ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи . Тем не менее, она призвана выполнять следующие функции :

а) привитие любви к родному краю;

б) формирование знаний о своих генетических корнях;

в) привитие чувства гордости за героев своего Отечества; и др.

Сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе.

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта , если он сам не будет любить свою Родину. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя , потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания .

С. А. Козлова так же подчеркивает значение личности воспитателя в процессе формирования высших нравственных чувств . Поскольку ребёнок не может познать окружающий его общественный мир иначе, как через взрослого, то взрослый выступает посредником между ребёнком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Он учит его понимать окружающую действительность. Определённым образом к ней относится, наконец, учит способам участия в ней, в доступной форме знакомит с моральными нормами, принципами. При этом важно, что взрослый является и организатором жизни ребёнка, и объектом познания, и реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребёнка формируется определённое отношение. Взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.

Исходя из психолого-педагогической характеристики дошкольников (личностной сферы, эмоциональной сферы, мотивационной сферы) можно сделать следующие выводы, о том, что период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для формирования интереса, чувств восхищения родным краем. Дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств . Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Выступление на тему:

Выполнила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Мартынова Е.В.

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим; обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.

Новые формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это все властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны. Для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю, культуру. Когда ребенок начинает активную жизнь, о сталкивается со множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что еще мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то. Что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, к Дню матери. Вместе с детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали выставку рисунков: “Мамочка любимая моя”, участвовали в спортивном празднике, посвященном Дню матери; в группе оформили фото – альбом: “Мама, мамочка, мамулька”.

Дети с мамами принимали участие в выставках, конкурсах: “Чудо с грядки”, “Золотые руки мамы”, “Цветочная фантазия”, “В гостях у Самоделкина”. Все эти мероприятия способствовали гармонизации детско-родительских отношений.

Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей.

Участвуем с детьми в народных праздниках: “Веснянка”, “Масленица”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Организуя праздники героико-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети могли самостоятельно исследовать какую-то проблему:

“Откуда хлеб на стол пришел?”

“Богатыри земли русской.”

“Сундучок бабушки Арины.”

“В единстве наша сила.”

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры кранной чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей подготовительной группы всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребенка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.

Очень большая работа проводится к Дню Победы. Провожу занятия: “Их имен не смолкнет слава”, “Города – герои”, “бронзовый солдат”, “Дети и война”, В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним…”: родители принесли фотографии родных, участников ВОВ, взрослые, при встрече с детьми, рассказывали о родственниках, прошедшие огненные тропы войны. Дети с трепетом рисовали портреты воинов.

Интересно прошел конкурс чтецов, посвященный Дню Победы, конкурс рисунков “Война, война”.Каждый год чествуем ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на экскурсию в музей школы “Память”. Организуя праздники героик-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учит и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.

В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фото-альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты президента, председателя правительства. Дети бережно относятся к предметам, когда – то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: “День защитника Отечества”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчестваВеликий праздник День Победы”.

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: “праздник в дом пришел”, “Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения”, “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки”, “Формирование гражданско- патриотической позиции детей дошкольного возраста”. Привлекаю родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка в группе.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж:

Изучение новинок методической литературы;

Повышение квалификации педагога;

Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.


Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения их знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу.

Дошкольное учреждения призваны сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности, начала патриотизма.

Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают особенности психического развития личности ребенка данного возраста, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания.

Дошкольник мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

В патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру как ведущую деятельность дошкольников. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, различные игровые моменты.

В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент.

Задачи патриотического воспитания дошкольников

1. Формирование у детей системы знаний (представлений и понятий) о своей Родине.

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события, происходящие в общественной жизни страны.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, накоплению опыта действенного отношения к окружающему, формированию потребности быть полезным другим людям.

Путь воспитания любви к Родине выстраивается в логике «от близкого к далекому»:

– любви к родителям, близким людям;

– любовь к родному дому;

– любовь к детскому саду;

– любовь к улице, на которой живешь;

– любовь к родному городу (селу);

– любовь к родной стране.

23.Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание дошкольников целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию эстетических чувств ребенка, формированию эстетических представлений, оценок и эстетического отношения к прекрасному в природе, искусстве и окружающей жизни.

Составляющей этого процесса является художественное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к произведениям искусства; развитие способности к самостоятельному художественному творчеству.

В дошкольный период наблюдается ряд особенностей, ценных для дальнейшего эстетического развития:

единство в понимании красивого, доброго, правильного;

целостное восприятие содержания и формы;

способность к соучастию и сопереживанию;

непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Выделяются следующие принципы эстетического воспитания дошкольников:

принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

обогащения сенсорно-чувственного опыта;

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Задачи эстетического воспитания дошкольников условно можно разделить на три основные группы:

1.Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, эстетического отношения к действительности.

2.Формирование элементарного эстетического сознания (представлений, понятий, оценочных суждений, вкусов).

3.Развитие эстетических умений и художественно-творческих способностей.

В педагогической деятельности применяется комплекс художественно- эстетических средств:

окружающая действительность (эстетика быта, красота общения, природа);

искусство (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, архитектура);

собственная творческая деятельность детей (театрализованная деятельность, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная деятельность, дизайн).

Методы эстетического воспитания:

· метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

· метод эстетического убеждения;

· метод сенсорного насыщения;

· метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

· метод разнообразной художественной практики;

· метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

· метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

· метод эвристических и поисковых ситуаций.

Формы эстетического воспитания дошкольников

· самостоятельная художественная деятельность детей;

· организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке и др.;

· экскурсии в природу, к памятникам, в музей и т. д.;

· театрализованные игры и игры-драматизации;

· праздники и развлечения.

«Программа художественного воспитания в детском саду» (авторы Т.Б. Братская, С.М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко). Цель – развитие творческих способностей детей 5-6 лет средствами разных видов художественной деятельности: ознакомление с искусством, художественно-речевая, театрально-игровая, художественно-изобразительная и музыкальная деятельность.

Ø «Семицветик»

Ø «Дети в музее»

Ø «Войди в мир искусства».

Ø «Цветные ладошки»

Большой научный вклад в развитие изобразительного детского творчества внесли исследователи белорусские Е.В. Горбатова, Л.Б. Горунович, В.А. Силивон, а также Т.С. Комарова, О.С. Калинина, Р.А. Мирошкина и др.

Красота окружающего мира раскрывается перед дошкольниками средствами литературного творчества в работах исследователей белорусских Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, а также Т. В. Алиевой, Т.Б. Лепехиной, С.М. Яковлева.

Детская театральная деятельность как одно из средств эстетического воспитания исследовалась В.А. Артемовой, З.И. Калинкевич, Е.А. Соловьевой, Н.А. Сорокиной.

Природа как средство эстетического воспитания углубленно рассматривается в работах Н.С. Веретенниковой, Н.Г. Каленцевой, Л.Я. Панкратова, Е.К. Янакиева.

В области развития музыкальной деятельности дошкольников плодотворно работают исследователи белорусские О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль, Г.А. Никашина, Л.С. Ходонович, а также О.П. Радынова, А.И. Смирнова, Г.Е. Франио, Е.Н. Царько.

Вопросу взаимодействия искусств в формировании личности старшего дошкольника посвящено исследование Р.М. Чумичевой.

Шевелева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Аленький цветочек" г.Макарова"
Населённый пункт: Макаров
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 15.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Отдел образования муниципального образования

«Макаровский городской округ» Сахалинской области

Из опыта работы.

Тема: «Воспитание патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила: Шевелёва Галина Викторовна,

МБДОУ «Детский №2

«Аленький цветочек» г. Макарова»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный

и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и

родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

рождается

замечательный актёр Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются

у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых,

от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое

воспитание

подрастающего

поколения

актуальных

Выполнение

программы

патриотическому воспитанию требует реализации путём нового подхода к

обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательного процесса.

образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим:

обогащать

знаниями,

формировать

познавательные

интересы

способности.

моделируют

творческий

микроклимат,

проявляются

возможности

творческой

интеллекта.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патритизм у

дошкольников:

уважение к взрослым и т.д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на

которой родились, и нет дороже у человека, чем Родина, красота которой

открылась ему однажды, как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это

приобщая

культуре

Знакомясь с историей Родины, ребёнок начинает любить её и сохраняет

чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её,

значение

происходит

представят

способен

предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Белые пятна истории, забытые добрые традиции и положительный опыт

старших поколений – это всё властно требует от нас по-новому взглянуть на

принять русский язык, историю, культуру. Когда ребёнок начинает новую

жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных с

тем, что ещё мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания,

развитее личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края,

страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему

живому; умение видеть историю вокруг себя.

совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

Воспитывать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты,

чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему

народу, её истории, обычаям, традициям.

поставленных

руководствуюсь

постановлением

Правительства

государственной

программе

«Патриотическое

воспитание

использую

Программу по патриотическому воспитанию дошкольников: «Это русская

сторонка, это Родина моя», Программу воспитания и обучения в детском саду

редакцией

Васильевой,

возможность

планомерно

систематически вести работу в этом направлении.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с

чувства любви к матери, уважения к людям, окружающих тебя, с родного

дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек! Огромную работу проводим с

изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали

выставку рисунков «Мамочка любимая моя!», участвовали в спортивном

празднике,

посвящённого

оформили

фотоальбом

«Мама, мамочка, мамулька». Дети с мамами принимали участие в выставках,

конкурсах: «Чудо с грядки», «Золотые руки мамы», «Цветочная фантазия»,

Самоделкина».

мероприятия

способствовали

гармонизации детско – родительских отношений.

В процессе всей работы использую занятия особого вида, главной задачей

является

воспитание

патриотических

«Оборона

Севастополя»

рассматривание

Твардовского «Василий Тёркин». На таких занятиях стараюсь превратить

детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников.

Э к с к у р с и и

р о д н о м у

г о р о д у,

з н а к о м л ю

достопримечательностями

воспитываю

настоящим событиям города, рассказываю. В честь кого был назван город, с

памятниками

Знакомство

вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и

желание ребёнка изобразить то, о чём он только что услышал и увидел.

обязательно

продолжается

занятиях

изобразительной

деятельности.

отражающие

чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют

выразительные

основанные

собственных

наблюдениях,

заставляют

задуматься

отношением

окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно

знакомые

дошкольники

«возвращаются» к вновь увиденным кадрам.

Посещение

краеведческого

изучение

знакомство

краеведческой

культурой,

организация

выставок

фотографий,

создание

фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей

разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во

всей его целостности и многообразии.

Развивая

дошкольников

проявлять

народной

культуре,

истории, посещаем выставки народных мастеров, проходящих в городской

библиотеке. Полотна сахалинских художников, украшения и поделки из кожи,

вызывают

многонациональном населении нашего острова, о быте и жизни различных

народностей.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность

патриотического воспитания детей!

Участвуем

народных

праздниках

«Веснянка»,

«Масленица»,

«Пасха». В процессе подготовки к праздникам дети много узнают о русских

обычаях, традициях.

Организуя праздники героико – патриотической тематики, я одновременно

стараюсь

воспитывать

настоящему

отличить,

реальность.

патриотическому

воспитанию

ознакомление

художественной

литературой.

Знакомство

познавательного

художественного

иллюстративно

дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения

устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником

познавательного

нравственного

развития.

пословицах,

поговорках,

оцениваются

различные

жизненные

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Жажда новых

впечатлений,

любознательность,

постоянно

проявляемое

экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все

сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети

могли самостоятельно исследовать какую – то проблему.

«Откуда хлеб на стол пришёл?»

«Богатыри земли русской».

«Сундучок бабушки Арины».

«В единстве наша сила».

Большое место в организации работы по этим темам принадлежит игре, так

как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают

бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым

сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный,

плоскостной.

проходит

нравственное,

эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей, подготовительной

группы всегда демонстрируют свои артистические способности малышам.

Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов

искусств, и активное его использование помогает ребёнку ярко выплеснуть

свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он

живёт. Близость театральной деятельности для ребёнка, лежит в его природе

и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Участвуя в

театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают

своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру.

Через занятия тетра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению

движение,

ритмопластику,

стремимся

сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть

скованность, напряжённость, неуверенность.

Патриотическое

воспитание

направлено

формирование

развитие

личности, обладающей качествами гражданина – патриота, который готов

встать на защиту Родины. Провожу с детьми «уроки мужества», приглашаем

на встречу воинов – афганцев, солдат срочников из воинской части, ветеранов

Великой Отечественной войны.

Очень большая работа проводится ко дню Победы. Провожу занятия по

темам: «Их имён не смолкнет слава», «Города - герои», «Бронзовый солдат»,

«Дети и война». В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок

«Мы помним…»; родители принесли фотографии родных, участвовавших в

взрослые,

рассказывали

родственниках,

прошедших огненные тропы войны. Дети с трепетом рисовали портреты

Интересно

посвящённый

рисунков «Война, война», развлечение «На привале». Каждый год чествуем

ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на

экскурсию в музей школы №1 «Память». Организуя праздники героико –

патриотической тематики, я, одновременно, стараюсь учить и воспитывать

детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.

представлены

фотоальбомы

различной

тематики,

экологической

направленности,

портреты президента, председателя правительства. Дети бережно относятся к

предметам, когда – то принадлежавшим их родным.

потенциальные

возможности

патриотического

воздействия

заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво,

часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского

народа, трудом, бережное отношение к природе, жизнелюбием, чувством

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной

жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка

вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение,

обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и

разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее

народные

народные

используемые в слушании и в музыкально – ритмической деятельности, для

дошкольного

возраста

обладают

большими

художественными

достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной

музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами

народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей

народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки

вызывают

творчеству

продолжать

знакомство с ним.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране эффективна,

установлена

родителями

Родители

большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники

формирования личности ребёнка. Родители вместе с детьми участвуют при

проведении развлечений, в досугах, праздниках, которые стали традициями

защитника

Отечества»,

оформлении

фотовыставок

выставок

детского

творчества

«Великий

праздник День Победы», «Мы на Севере живём».

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: «Праздник в

семейных

традиций

воспитании

подрастающего

поколения»,

«Нравственно

патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

«Формирование

гражданско

патриотической позиции детей дошкольного возраста». Привлекаю родителей

к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала

для пополнения экспозиции уголка в группе.

родителями,

стараюсь

формировать

познавательную

активность,

стремление

узнавать

применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять

активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем

вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов,

ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие

на личность ребёнка на много лет вперёд.

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного

результативного

выполнения

необходим

основательный

практический багаж:

Изучение новинок литературы;

Повышение квалификации педагога;

Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Воспитание

патриотических

представляет

совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра,

сливаются

познавательной

активностью,

представлениями

современной действительности, деятельно – практическим отношением к

Каждому человеку необходимо знать природу, историю и культуру родного

народа, к которому он принадлежит, своё место в окружающем мире.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо

целостность

процесса

нарушится,

разрушится

поколениями.

Во спитание

патриотических

составляющих

воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку

патриотизм

русского

помогает

воспитать чувства любви к родному краю и окружающему миру. И от нас,

взрослых, зависит, какими наши будут наши дети, что они унесут из детства.

Патриотическое воспитание старших дошкольников

Патриотическое воспитание в детском саду. Подготовительная группа

Никулина Екатерина Петровна, МБДОУ № 26 "Сказка"

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе занимают педагоги дошкольных учреждений, так как первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, необходимо прежде всего самим хорошо изучить природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Продумать о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для нашей местности. А так же помочь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви. Исходя из этого, следует наметить следующие направления работы:
1. познакомить с гербом нашего города (объяснить, что такое герб).
2. познакомить с историей возникновения г. Искитима, рассказать о местонахождении города, объяснить откуда произошло название
3. познакомить с названиями улиц города, подробно рассказать о близлежащих улицах, на которых живут дети
4. знакомить со зданиями города, их назначении, показать самые древние здания, рассказать об истории их создания
5. познакомить с людьми, прославившими наш город (рассмотреть фотографии, портреты)
6. знакомить с культурными достопримечательностями города (посещение музеев, театров)
7. познакомить с историей культуры и быта Искитимского района.
8. познакомить с растительным и животным миром.
Работу по ознакомлению детей с родным городом проводить в определенной последовательности. С целью определения уровня знаний детей и выявления пробелов в знаниях о родном городе в ДОУ необходимо провести анкетирование детей и их родителей. Данные анкетирования учесть при составлении «Перспективного плана работы по знакомству с родным городом». В план включить: тематические занятия, игровую, трудовую, продук-тивную деятельность, а также работу по физическому развитию и активизации словарного запаса детей.
Основной формой работы с детьми по пополнению знаний о родном городе являются тематические занятия. Необходимо провести отбор и систематизацию занятий по следующим темам: «С чего начинается родина?», «Мой город на карте области», «Предприятия родного города», «Кто, где ра-ботает?»; «Животный мир родного леса», «Природа родной глубинки», «Подземные богатства Искитимского района»; «Растительный мир родного края» и др.

При составлении занятий учитывать возрастные особенности детей, принимать во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Занятия строить так, чтобы вызвать у детей интерес, любознательность. Для повышения познавательной активности можно широко применять игровые приемы. Большой интерес у детей вызывают игры – занятия в «путешествия», «поездки».
При ознакомлении детей с родным городом целесообразно проводить целевые прогулки, экскурсии, которые интересны и полезны детям всех возрастов. Можно организовать экскурсии в краеведческий музей, в ку-кольный театр, к памятнику Погибших воинов и др. Такие экскурсии не только позволяют познакомить с историей города, но и имеют большой воспитательный эффект. Во время прогулок по улицам города мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться, побуждаем желание работать вместе со взрослыми по благоустройству города.


Экскурсия в краеведческий музей
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Поэтому после прогулок и экскурсий дети с удовольствием рисуют, лепят то, что им больше всего запомнилось, запало в душу: родную природу, исторические места, праздники, красивые здания.


Эмоционально воспринимать окружающий мир детям помогает музыка. Слушая песни о Родине, о подвигах, о природе ребята радуются или печалятся, ощущают свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства.
При ознакомлении с историей малой родиной можно организовать поисковую деятельность: например расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предложить свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.
На занятии «Герб нашей малой родины», детей можно познакомить с символикой города. В ходе которого можно рассказать о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов помочь дошкольникам разобраться в значении символов, изображенных на гербе. Проведенные с детьми игры «Найди герб Искитима среди других», «Сложи герб по памяти» помогут закрепить знания дошкольников по данному разделу. а для закрепления можно предложить слепить то животное, которое изображено на гербе г. Искитима.


Дети лепят символ изображенный на гербе г. Искитима: бобер.
Путешествие в прошлое завершить итоговым занятием «Наш город Искитим», которое провести в форме викторин, заданий и игр.
А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» так же поможет закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидят важность и значимость труда их родителей, и это является продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города.
При ознакомлении с транспортом родного города можно провести интересные занятия путешествия «Транспорт на улицах нашего города», на котором предложить детям классифицировать транспорт по функциям, находить сходство и отличие.
В ходе сюжетно-ролевых игр, ребята могут почувствовать себя водителем любой техники, строителем, продавцом или даже настоящими музыкантами.


Сюжетно-ролевая игра "Строители"


Сюжетно-ролевая игра "Магазин"
Игры также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая под влиянием прочитанного произведения, экскурсии, после наблюдения трудового процесса, может перерасти в инте-ресную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Это так полюбившиеся детям игры: «школа»; «дочки-матери»; «летнее кафе»; «спасатели»; «кукольный театр». Ребенок, принимая на себя роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. Наша задача – поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.


Дидактические игры организуем как дополнительную работу по освоению ведущей темы. Это такие игры как: «Зеленый город»; «Кому что нужно»; «Стань другом природы»; «Собери свой город»; «Чрезвычайные ситуации в доме» и др. Именно от них зависит выбор детьми конкретных игровых сюжетов.
Особое внимание необходимо уделять внимание театрализованным играм, а именно играм драматизациям. Организовывая не только драматизацию сказок, но и обыгрывать с детьми потешки, небылицы, русские народные песни. Используя в работе все виды фольклора, мы тем самым приобщаем ребят к общечеловеческим нравственным ценностям. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Большое место в приобщении к народной культуре мы уделяем народным праздникам и традициям. Это «Праздник русской масленицы»; «Русские народные посиделки»; «Праздник урожая»; «День рождения города».


Праздник масляницы
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, должны быть национальными. Поэтому мы используем не только художественную литературу, фольклор, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда. В нашем ДОУ имеется мини – музей «Русская изба», где дети знакомятся с народными промыслами, бытовыми предметами старины: прялкой, русской печью, ухватом и т.д.


Русская изба
Погружая детей в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к родному городу, краю, к большой Родине.
Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Эти качества необходимы будущим защитникам Родины. В этом направлении мы организовываем спортивные игры с военно-патриотическим содержанием: «Солдаты на учении», «Мы-пожарные», «Спасатели». У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствиями, бегать на определенные дистанции, маскироваться.


"Солдаты на учении"
И так, каждую тему мы подкрепляем различными видами деятельности. Это способствует эффективному и системному усвоению знаний о родном городе. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, можно представить во время общих праздников и развлечений.
Однако условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни людей в нашем городе. И здесь нам на помощь приходят родители. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по улицам, знать, чем они славятся – задача, которая по плечу любой семье. Родители – наши союзники. И чем больше мы их привлекаем к нашей работе, чем активнее показываем результаты детской деятельности, тем больше новых возможностей открывается.
Нередко родители помогают нам организовывать экскурсии и вместе с группой детей ездят на экскурсии.
Здесь у них появляется возможность наблюдать за своим ребенком в кругу сверстников, послушать их разговор, понять, что интересует детей, увидеть уровень общения своего ребенка. А для ребенка, в свою очередь, это возможность похвастаться перед друзьями, своими родителями. Именно родители, на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родители, но и все обще-ство, вся страна.
Таким образом, воспитывая чувства любви и привязанности к родному городу, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их город – частица нашей Родины. В своих трудах Н.К. Крупская подчеркивала, что «Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей». Исходя из этого, продолжением нашей работы будет знакомство с другими городами России.

Похожие статьи