«Дочки-матери» и другие игры для развития девочки. Значение игры "дочки-матери" для вашего ребенка Игры на развитие эстетического вкуса

Анастасия Лукиных
Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки - матери»

Конспект сюжетно - ролевой игры «Дочки - матери»

в младшей группе

Цель : Совершенствовать умения заботиться о «дочке», накормить ее, уложить спать.

Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле – «дочке», во время кормления разговаривать с «дочкой», укладывая спать, спеть колыбельную песенку. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Уточнение воспитателем приемов руководства игрой: размещение детей в

пространстве; наблюдение за игрой детей: выбор кукол, отношение ребенка к кукле, обустройство комнаты (строительство кроватки по размеру куклы и подбор постельного белья, умывальника, держателя для полотенца, стула и стола,

посещение магазина постельных принадлежностей, посуды, продуктов.

Задачи : Содействовать развитию игры как формы, в которой ребенок переходит к

передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботится о дочке и сыночке);

содействовать развитию воображения в подборе и использовании предметов -

заместителей и предметов в соответствии с их назначением;

содействовать умению детей размещаться в пространстве группы.

Предварительная работа : чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами на разных этапах, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребенке.

Оборудование: напольный строитель, атрибуты для игры в «Дочки -матери».

Ход игры:

Мотивация занятия.

Воспитатель : Давайте посмотрим на наших кукол, можно ли узнать, что у них сегодня праздник? Как же узнали? (ответ детей) А у них есть мамы? Давайте у них спросим. (воспитатель говорит, а дети повторяют)

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

«Мама дорогая».

3]Воспита тель: Слышите? Куклы отвечают, что это-вы, их мамочки и папочки! После завтрака, дочки и сыночки, к вам придут и мамы, и папы и погуляют с вами, и покормят вас, спать положат в удобную кроватку. (Воспитатель обращается к детям)

Воспитатель : Подойдите к дочкам и сыночкам, спросите у них, кто хочет спать, а кто хочет кушать? (Дети подходят к куклам и спрашивают, определяют замысел игры)

Ответы детей

Воспитатель: Мамы и папы, чьи дети хотят спать, встаньте сюда. А папы и мамы, чьи дети хотят кушать, встаньте сюда. Так как ты позаботишься о дочке, а ты (опрашиваем детей). Да, мамы и папы так позаботятся о своих детях, как они их попросили. Но пока дети в детском саду, там с ними занимаются, мамы и папы будут свои дела делать.

Общая

Умывание

Опробование

(Дети стоят в кругу)

Хороводная игра: «Мама»

Мама дочку по головке

Гладит и ласкает (погладить себя по головке)

Розовые щёчки

Водичкой умывает (потереть ладошками щёчки)

Варит сладенькую кашку (имитация)

Гладит в детский сад рубашку (имитация)

В мягкую кровать кладёт

Колыбельную поёт (имитация укачивания младенца)

Баю Бай не моргай

Свои глазки закрывай (имитация укачивания младенца)

Пришло время отдыхать

А потом будешь играть! (погрозить указательным пальцем).

2 часть игровой деятельности

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Алло, здравствуйте! Кто говорит? Заведующая магазина? А что случилось? А –а –а, к вам поступило новое постельное белье и продукты питания и вы хотели бы,чтобы мы посетили ваши магазины?

Ребята, а вы хотели бы позаботиться о дочке (сыночке) и посетить магазины?

Хорошо, мы с ребятами согласны посетить ваши магазины и как только ребята заберут своих дочек (сыночков) с детского сада, мы сразу с удовольствием посетим ваши магазины. Спасибо!

Воспитатель подзывает к себе детей.

Воспитатель: Мамы и папы, чьи дочки и сыночки хотят спать, встаньте здесь, а папы и мамы, чьи дочки и сыночки хотят кушать, встаньте с этой стороны.

Дети образуют две подгруппы.

Воспитатель: Что хочет твой сынок? (Кушать). А что хочет твоя дочка? (Спать) .

Воспитатель: Теперь, давайте посмотрим, где же сделать удобные комнаты?

Воспитатель: Можно сделать квартиру, около (у книжного уголка) библиотеке, а можно сделать около продуктового магазина, а можно у магазина с постельным бельем. А можно сделать квартиру (около полки с растениями) у ботанического сада. Очень хорошие, просторные квартиры будут в центре города (посредине группы, но очень плохо (показать на полку со строителем) строить квартиру около строительной площадки. Решили, кто и где будет?

Дети идут по группе и встают в разных местах.

Воспитатель предлагает тем детям, кто укладывает спать попить водички, а остальные начинают строить.

Воспитатель: Хорошо, все теперь знают, где построят квартиры, идите и стройте.

Дети играют. Воспитатель наблюдает и подсказывает.

Воспитатель : С грязными руками неприятно кушать, червяки ведь могут в животик

попасть, и ребёнок заболеет. Какая чистая посуда лежит на столе… Очень приятно

засыпать, когда услышишь песенку или сказку. О, какие заботливые мамы покупают

сладости в магазине… .

Когда увидите, что время игры заканчивается или дети потеряли интерес, объявите.

Воспитатель: Выходной день заканчивается, скоро откроется детский сад.

Это объявление для детей сигнал к завершению задуманных действий, обозначающих

заботу о кукле.

Воспитатель: Выходной день заканчивается. Детский сад открыт.

Воспитатель стоит около своего стола, и берёте на себя роль воспитательницы кукольного детского сада, которая встречает детей-родителей.

Воспитатель: Здравствуйте, как прошёл выходной денёк? Как зовут Вашу дочку? Чем она угощалась дома? Все дети пришли в детский сад, никто дома не остался. Давайте посмотрим, какие же получились у нас квартиры!

Дети встают полукругом и видят все постройки.

Воспитатель: Замечательные получились квартиры и у магазина постельного белья, и у магазина посуды, и у ботанического сада, и в центре города! И кроватки купили прочные, и столы, и стульчики, и умывальники не забыли поставить в своих квартирах. А сейчас надо всё убрать по порядку. Девочки, принесите еду, мальчики, принесите посуду ….

Девочки убирают кирпичики, а мальчики кубики, мы помним правила «по одному». Поощряем детей похвалой.

Минутка шалости

3 часть игры - анализ.

Дети и воспитатель сидят на стульчиках.

Воспитатель : Что делала дочка (сынок) дома? Чем же угощалась? Что ты сделал, чтобы ему удалось хорошо поспать?

Воспитатель : Как же ты узнал, что сынок хочет кушать (спать?

Воспитатель : Как ты узнал, что еда, которую ты приготовил, понравилась дочке? Как ты узнал, что дочка выспалась, хорошо отдохнула?

Воспитатель : Да, у всех детей хорошо прошёл выходной день. Родители были

Наши бабушки в свое время использовали в качестве воображаемых деток самодельные игрушки или свертки тряпок. Современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей, возить их в маленьких колясочках. Но суть игры «дочки-матери» осталась прежней.

В сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Как играть в «дочки-матери»

1. Распределите роли - решите, кто будет играть роль мамы, а кто дочки. Полезно поменяться с ребенком местами, так вы сможете больше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, а он, в свою очередь, сможет почувствовать ответственность, которую на себя берут родители.

2. Подготовьте игровые атрибуты: посуду, бытовую технику, мебель - товары для детей можно купить или соорудить из подручных средств.

3. Позвольте ребенку проявить фантазию в выборе сюжета игры, которая может отразить реальные ситуации повседневной жизни.

Варианты игры «дочки-матери»

1. Девочка играет с куклами и сама придумывает различные ситуации. Она - мама, куклы - дочки. Такая игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть самостоятельной.

Играя с куклами, ребенок старается скопировать действия близких и родственников. В зависимости от места действия и ситуации, меняются ее настроение, голос, прическа. В этой ситуации дайте ребенку полную свободу.

2. Играют несколько девочек. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой или папой. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама идет на работу, «бабушка» остается дома. Вечером они собираются вместе, пьют чай, беседуют. Потом с работы приходит папа и рассказывает, как прошел его день. Это сценка из нашей жизни, только в роли детей она немного приукрашена и упрощена.

3. Играют девочки с мальчиками. Мальчишки - это непоседы, которые любят поспорить, поэтому девочкам придется научиться не обращать внимания на непослушание. Игра дает возможность ребятишкам стать значимыми в кругу сверстников, почувствовать себя взрослыми.

Польза игры «дочки-матери»

1. В игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь.

2. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма.

3. Мальчикам нравится играть роль отца - они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» - так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью.

4. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив - предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки - это поможет ребенку обрести уверенность в себе.

5. Вы должны быть на одном уровне с ребенком - не бойтесь - это позволит вам установить отношение доверия. Малыш почувствует в вас надежного друга, а не просто взрослого.

Сюжетно-ролевые детские игры знакомят кроху с миром людей, их взаимоотношениями изанятиями. В ней дети примеряют на себя разные социальные роли, формируют для себя шкалу ценностей, учатся выстраивать отношения с окружающими.

Краткое содержание: Игра в дочки-матери. О чем может рассказать игра в дочки-матери? Игра как зеркало системы семейных отношений.

Редко можно встретить девочку, которая не играла бы в такую традиционную игру, как "дочки-матери". Меняются времена и качество игрушек, но игра передается от поколения к поколению и кажется такой же естественной и необходимой, как сами детско-родительские отношения.

Если наши бабушки использовали в качестве воображаемых младенцев свертки из тряпок, то современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей и возить их в уменьшенных копиях настоящих детских колясок. Но все это лишь внешние изменения, которые могут дать новые игровые возможности. Суть игры остается той же.

В игре "дочки-матери" дети воссоздают систему семейных отношений, примеряют на себя роли разных членов семьи, отыгрывают конфликты по отношению к тем или иным родственникам. Поэтому наблюдение за такой игрой вашего ребенка может дать вам очень интересную, подчас неожиданную, но всегда полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь, что он (она) воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл запретов и требований, с кем отождествляет себя ребенок и многое другое.

Постарайтесь увидеть естественную игру ребенка (чаще дочери) с куклами или другими детьми, где сюжетом будет какое-то семейное событие. Такие игры - не редкость, поэтому от вас требуется просто внимание и умение быть нейтральными (не вмешиваться в игровое действие и никак не влиять на него, даже косвенно).

Увидели? Тогда сделайте вид, что занимаетесь своими делами, и анализируйте. Обратите внимание на то, роль какого члена семьи играет ваша дочь. Какие манеры и привычки этого члена семьи копируются? Если это родитель, например мать, то как она ведет себя по отношению к ребенку? Что запрещает? Что разрешает? Как и за что наказывает? Каким образом хвалит и поощряет? Объясняет ли правила и ограничения или просто требует их выполнения? Как она обращается к ребенку? Какие интонации чаще всего звучат в ее голосе? Привлекает ли мама к воспитательному процессу отца или других членов семьи? В каких случаях?

Таким образом, вы сможете увидеть себя со стороны, как в зеркале. Не пугайтесь, если это зеркало покажется вам кривым: естественно, реальные факты искажаются, проходя сквозь призму восприятия ребенка. Однако в игре "дочки-матери" все же сохраняются основные тенденции семейных отношений, так же как если вы видите утрированными какие-то эмоции, то, скорее всего, они действительно имеют место в душе ребенка, но не в такой степени выраженности.

При этом игра ребенка, конечно, не так прямолинейна и однозначна, чтобы относить все увиденное на свой счет. Иногда дети в игре воплощают свои фантазии о том, как они хотели бы видеть то или другое событие, то есть вы можете увидеть не действительное, а желаемое.

Поэтому не торопитесь с выводами, пока не соотнесете игровые проявления с реальными событиями и не проанализируете, почему они так отличаются друг от друга.

Как уже было отмечено, детская игра "дочки-матери" может воспроизводить огромное количество элементов общения внутри семьи, так что остановиться на каждом в отдельности вряд ли возможно. Поэтому давайте проанализируем несколько примеров таких игр, чтобы понять, какие детали игрового действия могут оказаться существенными.

Кате 5 лет, она недавно стала ходить в детский сад. Сейчас девочка играет в дочки-матери. Она уложила куклу спать, почитала ей сказку, поцеловала на ночь. Через некоторое время она снова подходит к кроватке и начинает будить куклу, ласково приговаривая: "Вставай, доченька, пора в садик". Затем девочка берет куклу в руки, делает движения, как будто кукла подпрыгивает на месте, и начинает писклявым голоском хныкать: "Я не хочу в садик! Я хочу спать! Я хочу остаться с тобой! Мамочка, ну пожалуйста!" Катя снова изменяет голос на спокойный и ровный и отвечает, беря куклу на руки, как младенца: "Ну, тихо, тихо. Не хочешь в садик? Ты устала, не выспалась? Ну ладно, моя маленькая, поваляйся еще немножко, а потом поедем со мной на работу". Во время этой речи она улыбается кукле и укачивает ее.

Наблюдавший эту сцену взрослый может подумать, что Катина мама - очень мягкий и все разрешающий родитель, стремящийся выполнить любой каприз своей дочери. Однако это впечатление обманчиво. Приведенный пример является как раз иллюстрацией к игре-компенсации , в которой ребенок разыгрывает желаемый образ действительности. На самом деле Катина мама - очень занятой человек, на котором лежит ответственность за развитие собственного, недавно начатого бизнеса, поэтому она не имеет ни сил, ни времени, чтобы реагировать так, как это было в игре дочери.

Где правда, а где вымысел в этой игре? Может быть, Катя воспринимает маму как жесткую, запрещающую и холодную? Откуда взялась модель поведения "разрешающей" матери? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо учесть круг общения девочки и особенности исполнения ролей дочери и матери в игре.

Игра с куклой (в отличие от игры с другим ребенком) позволяет девочке отождествляться то с матеръю, то с дочерью (то есть со своим собственным состоянием в определенные периоды). Играя за мать, Катя не только говорит то, что она хотела бы услышать от мамы по утрам, когда не хочет с ней расставаться, но и копирует манеры "хорошей" матери. Это говорит о том, что девочка все-таки видела такие манеры в реальности, у нее есть образец для подражания в игре. Кто же стал прототипом? Возможно, это ее бабушка, а возможно, сама мать в тот период, когда она не работала и сидела с детьми дома.

Обратите внимание еще на такой момент: когда Катя играет за дочку (куклу), то она капризничает, часто повторяет слово "хочу", но в ее интонациях и действиях не чувствуется злости или обиды на мать. Все это дает основание полагать, что переживаемый в игре внутренний конфликт - это конфликт столкновения с реальностью, в которой детские яркие "хочу" подавляются серьезными "надо" и "нельзя". Девочка, начав посещать детский сад, впервые рассталась с матерью, впервые столкнулась с тем, что мама в выборе действий руководствуется не интересами детей (ее и старшей сестры), а интересами непонятного ребенку "дела" Она тяжело переживает такие изменения в своей жизни, этим вызвано и ее нежелание ходить в садик (где ей, кстати, очень нравится). Как вы видите, в игре она создает компромиссный вариант решения проблемы: она предлагает быть с матерью рядом, не отрывая ее от работы.

Такая игра-компенсация, хоть и не является прямым отражением действительности, все-таки может многое рассказать о реальных отношениях ребенка и родителя и о том, как он понимает происходящее (девочка признает необходимость работы для матери, но скучает по ней и пытается справиться с чувством брошенности и одиночества, не понимая, почему изменился стиль общения мамы дома - он стал менее эмоциональным, чем раньше, в силу нехватки времени и интеллектуальной занятости матери).

Теперь перейдем к рассмотрению игры, имеющей более прямые связи с реальностью.

Шестилетняя Лена играет с кукольным малышом. Все ее движения быстрые, импульсивные. Она все время эмоционально говорит. Вот она усаживает куклу за столик, наспех кормит и причитает: "Ешь, пока еще у нас есть деньги! Но мы остались ни с чем, нам скоро будет не на что купить молока! Бедный мой малыш!" Затем девочка роняет игрушечную тарелку на колени куклы и начинает кричать: "Ну вот, опять испачкался! Я с вами с ума сойду! Какой грязнуля!" Она быстро срывает с куклы ползунки, переходит в другую часть комнаты и начинает делать вид, что стирает их. Затем вешает их на стул, и, заметив, что пупс лежит голый на полу, бросается к нему, берет на руки, жалеет и говорит: "Маленький, упал! Ты ничего себе не сломал?" - укачивает малыша. Что-то у окна привлекает внимание Лены, она подходит к нему. Там стоит игрушечный телефон, Лена снимает трубку и говорит: "Что? Какой ужас! Сейчас выезжаю!" Потом она смотрит на малыша и говорит: "Что же ты голый сидишь? Одевайся, я сейчас". Девочка подходит к зеркалу, делает вид, что красит губы карандашом, затем резко разворачивается и кричит на пупса: "Я что сказала? А ну, быстро одевайся, а то накажу!", наконец, подбегает к нему, шлепает и быстрыми неловкими движениями начинает натягивать ползунки.

Наверно, не нужно быть специалистом, чтобы по данной игре понять, что внутренний (а скорее всего, и внешний) мир девочки является весьма хаотичным, нестабильным и дискомфортным. Обратите внимание на то, что Лена играет только роль матери, она не действует и не говорит за малыша. Он в этой игре - исключительно объект, - объект, который можно кормить, переодевать, ругать, жалеть, которому можно жаловаться на жизнь, но чувствами которого никто не интересуется.

Необходимо сказать, что в своей хаотичной игре Лена довольно точно передала эмоциональное состояние своей матери (обиду, взвинченность, ожидание от жизни новых бед, восприятие случайных неприятностей как злого умысла, направленного на то, чтобы лишить ее спокойствия, и т. п.).

Все эти чувства действительно подтвердились в процессе психологической консультации мамы Лены, выяснились также их причины. Оказывается, что папа Лены ушел из семьи, когда дочке не было и года. Его супруга долго переживала утрату этих отношений, а также свою беспомощность в сложившейся ситуации. Маленький ребенок, оставшийся от разрушенного брака, воспринимался ею то как помеха (из-за которой она не может начать активно функционировать в профессиональной и личной жизни, пытаясь начать все заново), то как испытание на прочность (требующее сил и терпения, которых так не хватало в той ситуации), то как несчастный, брошенный и беспомощный человечек, каким она сама себя чувствовала (жалея малышку в такие моменты, она как бы жалела саму себя). Не найдя поддержки у собственных родителей, молодая мама впала в депрессию, пытаясь продолжать хотя бы механически ухаживать за ребенком.

К тому времени, как Лене исполнилось шесть лет, ситуация в семье, конечно, начала изменяться. Мама начала успешно работать, стали налаживаться отношения с бабушкой. Но все мы "родом из детства", поэтому за девочкой, как и за ее мамой, к этому моменту тянулся длинный шлейф эмоциональных травм. Отношения между матерью и дочерью к тому моменту тоже во многом стали привычными: несмотря на то что женщина мучилась чувством вины перед дочерью, она действовала по привычной схеме - говорила, что делать, торопила, грозила наказать.

Таким образом, мы видим, что игра Лены не только отражает настоящее ее семьи, но и приоткрывает нам завесу прошлого. Возвращаясь к минувшим событиям, девочка пытается вновь и вновь осмыслить пережитые ею страх, удивление и обиду. Играя мать, она отождествляет себя с ней, старается понять, что движет ее действиями.

Какие выводы может сделать мама, увидевшая такую игру дочери, какие шаги предпринять, чтобы помочь своему ребенку? Во-первых, нужно признать, что те травмирующие события, которые девочка, по мнению мамы, не может помнить, все же оставили в ее душе шрамы. Ведь маленький ребенок находится в симбиотических отношениях с мамой (их эмоциональный мир един, ребенок переживает все те чувства, которые испытывает мать), поэтому, не понимая причин, ребенок тоже горевал и тоже боялся, не зная чего. Во-вторых, игра четко демонстрирует, какой воспринимает Лена роль матери: только сложности, обязанности, неприятности, естественно, что это не может положительно отразиться ни на ее самооценке (я - помеха и "горе" мамы), ни на ее принятии роли матери в дальнейшем.

Поэтому маме нужно проделать большую душевную работу: стараться ежедневно осмысливать свои чувства и действия, направленные на ребенка.

- Как она теперь ощущает себя в роли мамы?

Получает ли она удовольствие от общения с дочерью?

Как она проявляет свои положительные эмоции?

Не переносит ли она на дочь агрессивные чувства, вызванные совершенно другими людьми и событиями?

Не забывает ли она не только ругать и наказывать за плохое поведение, но и поощрять за хорошее?

Объясняет ли она свои требования и поступки на доступном девочке уровне, или, как в раннем детстве, ребенок вынужден подстраиваться под настроение мамы и, ничего не понимая, принимать происходящее в семье как погоду, на которую нельзя влиять и трудно прогнозировать?

Кстати, на все эти вопросы не вредно будет ответить каждому родителю, чтобы актуально чувствовать динамику ваших отношений с ребенком, не "застрять" в какой-то одной стереотипной родительской роли, которая может уже не соответствовать вашему состоянию и нуждам сына или дочери.

Третий пример, который мы рассмотрим, раскроет вам хитрость режиссерского замысла, которая встречается в играх некоторых детей.

Ире четыре года, она играет с пупсиком. Начало игры совершенно традиционно: она укачивает куклу и напевает ей песенку, словом, ведет себя как примерная мать. Вдруг она роняет пупса на пол, всплескивает руками и говорит: "Упал!" При этом девочка улыбается, отчего становится очевидно, что упал он не без ее помощи. На пару минут Ира снова превращается в добрую и заботливую маму: гладит и качает игрушечного ребенка. Потом заявляет: "Фу, описался!" - и несет его в ванную, чтобы вымыть, но вместо того, чтобы ополоснуть пупсика, закидывает его в стиральную машину и смеется. Подобная игра продолжается еще минут десять, явно доставляя девочке удовольствие.

Давайте подумаем, что рассказывает нам о семейных отношениях такая игра. Является ли поведение Ириной мамы непоследовательным, действительно ли оно чередует заботу и халатность, может быть, даже жестокое обращение с ребенком? Один момент в игре заставляет нас сомневаться в этих гипотезах - в своих действиях девочка то отождествляется с той ролью, которую играет, и выполняет ее серьезно и старательно, то как будто выходит из нее, реагирует непосредственно и эмоционально.

Чтобы лучше понять происходящее в игре, конечно, нужно сказать о ситуации в настоящей семье ребенка.

У Иры полгода назад родился брат. Что это значит для ребенка трех с половиной лет? То же, что для короля потерять свой трон! Он перестает быть центром Вселенной (или, по крайней мере, отдельно взятой семьи), он должен делить с новорожденным внимание родителей (причем не поровну), он из самого маленького резко превращается в "старшего" и "почти взрослого".

Какие чувства должен испытывать при таких потерях маленький еще ребенок? Если кому-то хочется ответить, что рождение брата или сестры - всегда радость, то пусть он перечитает предыдущий абзац и еще раз попробует представить крушение мироздания, которое переживает первенец (в качестве компенсации которому обещают братскую дружбу, но как это реализовать с маленьким кричащим и ничего не умеющим малышом непостижимо для его старшей сестры или брата).

Конечно, первый ребенок в семье испытывает ревность, злость и даже ненависть по отношению к маленькому сопернику, отнявшему у него любовь и внимание родителей. И должно пройти время, прежде чем первенец справится с такими чувствами. А любящие родители должны постараться не закрывать глаза на отрицательные эмоции старшего ребенка, омрачающие их радость, а признать их право на жизнь, после чего они могут помочь малышу справиться с этими переживаниями и не считать себя "злым" и "плохим" за то, что он чувствует это.

В игре Ира нашла неординарный выход из своего внутреннего конфликта. С одной стороны, она сильно ревновала к братишке и испытывала желание устранить соперника, сделать ему больно или неприятно. С другой стороны, она понимала, что такие действия очень огорчили бы мать, а возможно, ее даже наказали бы за них. Кроме этого, ее чувства к брату, скорее всего, не так уж однозначны: она не всегда чувствует ненависть к нему, иногда она испытывает радость, возясь с малышом и помогая матери ухаживать за ним.

В силу всех этих чувств и мыслей девочка не хочет даже в игре взять и просто устранить брата или намеренно нанести ему вред. Однако она испытала бы некоторое удовольствие и чувство восторжествовавшей справедливости, если бы мама совершила какую-то оплошность в уходе за ребенком - ведь в такой ситуации никто не виноват, все остаются хорошими и добрыми (и мама, и она сама).

Так то, что трудно свести в едином сюжете даже профессиональному режиссеру, находит реализацию в игре ребенка, где мама делает случайные действия, наносящие вред младенцу. При этом мама остается положительным персонажем - она тут же жалеет своего сыночка. А сама Ира как бы наблюдает за происходящим, смеясь, когда маленький тиран свергнут со своего трона. Находчивый ум ребенка подсказывает ей поводы для совершения нового возмездия, она не просто закидывает братца в машину с бельем, а делает это для того, чтобы отмыть его, а помыть его, в свою очередь, нужно потому, что он описался. То есть все достаточно логично, даже если и пришло в голову ребенка совершенно спонтанно.

Как вы видите, такая игра в "дочки-матери" демонстрирует нам, что за ролью матери может скрываться обиженный и мечтающий отомстить второй ребенок. И хотя подобные игры пугают родителей двоих детей, тем не менее они полезны потому, что открывают истинные чувства ребенка, которые он боится обнаружить иным путем, но которые совершенно естественны и должны быть поняты и приняты родителями.

Однако игра "дочки-матери" может стать не только источником уникальной информации о том, что переживает ваш ребенок, но и средством, с помощью которого вы можете повлиять на его картину семьи. Для этого от созерцания нужно будет перейти к активным действиям.

Предположим, что из игр своего ребенка вы поняли, что он переживает ваши запреты и ограничения как избыточные, обижается, что вы не выполняете всех его пожеланий. После этого вы стараетесь вести себя с ребенком более мягко, объяснять все свои требования. Но это не помогает, когда ребенок начинает откровенно капризничать и пытаться добиться своего. Тогда включитесь в ролевую игру "дочки-матери", где предложите сыграть роль ребенка (дочки или сына), выберите соответствующую по размеру и характеристикам куклу. Ваш ребенок, напротив, пусть сыграет роль мамы или папы.

Далее начните вести действие так, чтобы в нем возникло отражение той ситуации, когда ребенок капризничает чаще всего. Допустим, это происходит при походе в магазин. Создайте нужные декорации и начните со своим пупсом делать то, что обычно совершает ребенок, выводя вас из душевного равновесия. Можно немного преувеличить размах событий. Каждый раз дожидайтесь ответной реакции ребенка (в роли матери или отца). Словом, играйте так, чтобы ваш малыш почувствовал себя на вашем месте, понял, что вы чувствуете, когда он упрямится.

В процессе таких игр "наоборот" вы также можете получить от ребенка "подсказку", то есть неосознанное, выраженное через игру пожелание, каких действий он ждет от вас, что могло бы утешить и успокоить его.

Так что наблюдайте, анализируйте и включайтесь в игру (по старинке названную здесь "дочки-матери", но играть в которую могут все члены семьи независимо от пола), чтобы понимать своего ребенка и строить с ним позитивные отношения.

Другие публикации по теме данной статьи:

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Традиционная игра в дочки-матери популярна среди детей дошкольного возраста. Нередко к ней подключаются даже мальчишки, видя, с каким воодушевлением играют сверстницы. Она воспитала много поколений и даже стала объектом внимания детских психологов.

В игру «Дочки-матери» играли еще наши прабабушки. Это теперь куклы для девочек умеют говорить, двигаться, носят модные вещи и шикарные прически. Тогда же игрушки были проще, но суть игры в дочки-матери оставалась неизменной.


Психология игры в дочки-матери
Детская игра «Дочки-матери» – миниатюрная модель семейных отношений. Согласно ее сюжету, дети примеряют на себя роли родственников, как малышей, так и взрослых. Если вы понаблюдаете за процессом игры, то сможете понять, как малыш видит и чувствует себя в семье.
Анализ психологии детской игры даст вам полезную и часто неожиданную информацию о вашем чаде. Как кроха понимает требования и запреты в семье? С кем из родственников он себя ассоциирует? Чем для него являются семейные отношения?
Чтобы выяснить все это, можно «подсмотреть» один из эпизодов игры в куклы вашей дочери (сына) с другими малышами. Нередко ребята разыгрываются сценки, посвященные какому-либо событию из жизни семьи. Ваша задача – быть внимательной и не вмешиваться в действие игры.
Проанализируйте то, что вы увидели. Отмечайте важные детали: кого играет ваша дочь? какие манеры этого родственника она копирует? Если это один из родителей, то как он относится к ребенку? Что поощряет, а что запрещает и как? Повышает ли голос на куклу-ребенка? За что хвалит?


Интерпретация детской игры в куклы
Наблюдения за игрой в дочки-матери позволит вам увидеть отношения с ребенком со стороны. Конечно, реальные факты в таком «зеркале» искажены детским восприятием, но основная идея прослеживается. Эмоции в игре могут быть утрированы, но они имеют место в детском сердце в действительности, только выражены не столь ярко.
Нельзя сказать, что игра в семейные отношения полностью однозначна. Не все, что вы увидите, стоит воспринимать на собственный счет. Очень часто дети путем игры рассказывают о том, чего бы им хотелось. Поэтому вы можете увидеть желаемое вместо действительного.


Игра как способ «достучаться» до ребенка
Как утверждают психологи, игра в дочки-матери – это не только возможность понять детские переживания. Это не просто источник знаний, но и средство, которое может повлиять на картину семьи в понимании крохи.
Допустим, вы поняли из игры, что ребенок считает ваши запреты слишком строгими, а когда вы не выполняете его капризов, начинает обижаться. Предложите в таком случае сыграть малышке «маму», а на себя (свою куклу) возьмите роль дочери.
В таких амплуа можно воплотить показательный эпизод, когда малыш больше всего упрямится. Например, поход в магазин. Действуйте так, как ведет себя ребенок в реальности, чтобы он понял, каково это – быть на месте родителя в такие моменты. Игра «наоборот» даст ребенку понять, каких действий вы ожидаете от малыша, и поможет в игровой форме достичь компромисса.
Психология игры в дочки-матери очень проста: в сюжетно-ролевой игре малыши воплощают то, как они видят семейные отношения. Наблюдая и анализируя процесс игры в куклы, вы сможете лучше понять ребенка. Более того, с помощью игры родители могут корректировать восприятие и поведение крохи в разных бытовых ситуациях.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР«Детский сад Улыбка№34».

Воспитатель: Бирюкова Л.Г.

Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку.

Задачи:

Содействовать:

Развитию игры как формы, в которой ребёнок переходит к передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботятся о дочке, сыночке).

Овладению моделированием знакомых ребёнку трудовых и общественных отношений: «Дочки-матери».

Согласовывать игровые действия с принятой ролью.

Умению пользоваться предметами заместителями.

Обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач, поддержке желания соединить ролевую игру с элементами конструирования.

Организации предметной игровой среды – обеспечению различными атрибутами, предметами – заместителями, игрушками.

Выполнению правил игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении;

Содействовать умению конструировать объекты в соответствии с определёнными условиями (кроватки, столы, стулья); (например - рост куклы);

Содействовать:

Умению правильно пользоваться ножницами;

Уметь срезать углы у прямоугольника, вырезать округлую форму из квадрата.

Предварительная работа:

рассматривание картинок о семье; чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме; настольная игра «Семья»; хороводная игра «Стираем, стираем», пальчиковые игры « Этот пальчик папенька, этот пальчик маменька…»; настольный театр « Моя семья».

Методы и приёмы:

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

Создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

Наблюдение за играми других детей

Организация предметно-игровой среды

Сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

Изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

Ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

Создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Материал:

Куклы, предметы – заместители, строительный материал, игрушечная посуда, постельные принадлежности (для кукол), игровой персонаж – Мишка.

Утро:

Индивидуальная работа:

На столе разложены картинки – заботливая мама одевает, читает, моет, ухаживает за младенцем, за столом сидит семья.

Воспитатель:- иди, посмотри, что здесь на картинках?

Это воспитатель делает?

Ребёнок: нет, это мама.

Как узнал?

(Ребёнок рассказывает, доказывает)

Воспитатель: спой про маму.

- «Только просыпаюсь, улыбаюсь я.

Солнышко целует ласково меня

Я смотрю на солнце, маму вижу я

Моё солнце – мама милая моя».

Воспитатель: молодец, хорошо рассказал про маму.

Воспитатель: какая мама?

Ребёнок: мама заботливая.

Подгрупповое общение:

Воспитатель: ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким.

А ваши дочки голодные сидят.

Давайте для них угощение сделаем?

У квадрата срежем уголки, это у нас будет угощение.

(Выполняют работы)

О! сколько получилось угощений и яблоки, и морковка, и репка.

Воспитатель: Для кого угощение приготовили?

Дети: для наших дочек.

Мотивация:

Воспитатель: дети, нас Мишка ждёт.

Воспитатель: - на чём поедем?

Дети: - на машине.

Воспитатель: Качайте шины – ш – ш - ш.
Наливайте в баки бензин – с- с- с.
Заводите моторы – д- д- д.

Берите руль, поехали машины – дж..дж..дж.

Машина, машина идёт гудит

В машине, в машине шофёр сидит

Вот речка, вот поле, вот лес густой

Приехала, машина - стой!
Воспитатель: Мишка, что случилось?

Мишка: да вот дочки голодные сидят.

О них позаботиться некому.

Хорошо, если бы вы, мамами и папами стали.

А если нет? …Тогда я соберу всех кукол и отдам в детский сад.

Воспитатель: Мишка, сегодня выходной день, детский сад не работает.

Может быть, найдутся мамы и папы заботливые, всех дочек разберут! (Чудо!)

Дети: мы позаботимся и я, и я…

Воспитатель: ни одной не останется? (меняет интонацию)

Дети: всех заберём.

Воспитатель: Так, придумали, в какую игру будем играть?

Дети: играть будем в «Дочки- матери».

Воспитатель: после завтрака поиграем.

Умывание:

(В умывальной комнате идёт не большая беседа)

Воспитатель: руки дочкам тоже будем мыть с мылом (дети делают мыльные перчатки), чтобы чистыми были, и вытирать насухо полотенцем.

(во время завтрака беседа)

Воспитатель:

Вкусно вас повара кормят?

Дети: Да.

Воспитатель: а вы тоже позаботитесь о своих дочках, вкусно их будете кормить?

А, чем?

(ответы детей)

Ход:

Игра в кругу «стираем, стираем»

Стираем, стираем целый день стираем

Устали ручки ножки?

Нет

и снова на работу готовы ли идти?

да

Полощем, полощем целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет

Да

Отжимаем, отжимаем целый день, целый день устали ручки ножки?

Нет

и снова на работу, готовы ли идти?

Да

Вешаем, вешаем, целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет.

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

Снимаем, снимаем целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет.

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

Гладим, гладим целый день, целый день

устали ручки ножки?

Нет.

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

Одеваем, одеваем, целый день, целый день

и снова на работу, готовы ли идти?

Да.

(дети садятся на стульчики)

Что мы с вами задумали?

Какой материал нужен?

Какой инструмент?

Как будем играть?

Что у нас получится?

Воспитатель: кем вы будете?

Дети: Мамами и папами.

Воспитатель: Какими мамами и папами?

Дети: Заботливыми.

Воспитатель: Куда дочек возьмёте?

Дети: Домой.

Воспитатель: Находите себе место для дома и забирайте дочек.

Воспитатель . Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)

(дети играют- кормят кукол, укладывают спать, рассказывают сказки, гуляют и т.д.)

Воспитатель: выходной день заканчивается, пора дочек вести в детский сад (дети приносят кукол)

Воспитатель: как дочку зовут?

Чем угощал дочку?

Поспала ли дочка?

(дети рассказывают, чем занимались с дочкой)

(дети садятся на стульчики)

Итог:

Воспитатель: хорошую мы игру придумали?

Получилась игра?

Почему вы думаете, что игра получилась.

Дети: я была мамой, делала угощение.

Я была заботливая, спать укладывала.

Воспитатель: я видела, ты была заботливой, книжку читала, дочке было весело, интересно с мамой.

А кто ещё позаботился, чтобы дочке интересно было?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми мамами.

Вместе с детьми.

Мы ссорились, мирились,
И спорили порой.
Но очень подружились,
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра.
А дружба не кончается!
Ура! Ура! Ура!

Предполагаемый результат:

Дети стали эмоционально – отзывчивы.

Дети умело берут на себя роль, используя для этой цели игровые действия.

Дети легко переходят в мир взрослых, становятся заботливыми « родителями».

Речь у детей стала выразительна, эмоциональна.

Дети стали любознательные, активные.

Дети стали активно с интересом участвовать в игре.

Дети умело применяют предметы – заместители и действуют ими.

Дети сами изготовляют предметы – заместители, находят в группе любые предметы и применяют их в игре.

Дети сами придумывают игровые действия (рассказывают сказку дочке, поют колыбельную и т.д.)

Дети овладели средствами общения.

У детей пополнился и активизировался словарь, употребляют монологическую и диалогическую формы речи, при рассказывании о своей дочке, сыночке, между собой и взрослым.

У детей сформировалось представление доброты, ласки, нежности, заботливость.

У детей сложились дружеские взаимоотношения в игре, дети делятся в игре игровыми предметами – заместителями.

Похожие статьи