НОД в старшей группе " Космическое путешествие" план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему. Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие Конспект занятия в старшей группе космическое путешествие

Образовательные задачи:

Закреплять количественный, порядковый счет в пределах 10;

Совершенствовать умение правильно отвечать на вопрос «который по счету»;

Закреплять знания объёмных и плоскостных геометрических фигур;

Совершенствовать умение называть следующее и предыдущее число;

Закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько»;

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, во времени;

Формировать понятие о том, что квадрат можно разделить на 4 равные части.

Развивающие задачи:

- развивать геометрическую зоркость;

Развивать творческое воображение и фантазию;

Развивать внимание и логическое мышление;

Развивать любознательность;

Развивать интерес к познанию космического пространства.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и уважение к людям – первооткрывателям космоса; воспитывать в детях гордость за свою страну;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться; убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели;

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Материал:

Волшебный цветок, «метеоритный поток», магниты, звезды, плакат «Планеты Солнечной системы», зашифрованные сказки, скафандр, технические средства обучения.

План занятия:

1. Орг. момент – 1 минута

2. Подготовка к восприятию – 4 минут

3. Конструирование ракеты. Полет. - 2 минуты

4. «На неизвестной планете» - 15 минут

5. Полет на планету Земля – 2 минуты

6. Итог занятия – 1 минута

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель приводит детей в музыкальный зал, дети садятся на стулья.

2. Подготовка к восприятию.

Здравствуйте, дети. Я, инопланетянин Альф, прибыл с далёкой и неизвестной планеты. Наша планета в опасности. Злой волшебник Астероид заколдовал её. Планета будет уничтожена, если мы не решим 7 сложных заданий.

Мне поступил сигнал о том, что на планете Земля, в городе Дубна, есть детский сад «Рябинка», в котором живут самые находчивые дружные и смелые дети! Вы готовы нам помочь?

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте – кА,

Космонавтам помогает

МАТЕМАТИКА!!!

На чем можно полететь в космос? (звездолет, астролет, ракета, летающая тарелка). Предлагаю сегодня полететь на ракете, которую вы построите сами!

3. Конструирование ракеты из объёмных модулей. Полет.

Внимание! В шеренгу становись, направо - раз, два, налево – раз, два! По порядку номеров рассчитайтесь!

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете!

(дети заходят в ракету)

Пристегните ремни!

Обратный отсчет: 10, 9, 8 …

И летит ракета ввысь!

На мониторе - карта нашего маршрута. Начало полёта – планета Земля. Определите местоположение планеты Земля на космической карте.

(нижний левый угол)

Мы подлетели к красной звезде. Назовите её местоположение на карте.

(верхний левый угол)

Что – то мелькнуло за иллюминаторами ракеты?! Это метеоритный поток. Назовите форму метеоритов (шар, куб, цилиндр).

Мы приближаемся к желтой звезде. Назовите её местоположение на карте (верхний правый угол).

Мы у цели. Неизвестная планета рядом. Назовите её местоположение

(нижний правый угол).

4. «На неизвестной планете»

Внимание! Посадка! Немедленно приступаем к спасению планеты!

За каждое правильно выполненное задание вы получаете 1 звезду. Вам необходимо собрать 7 звезд, чтобы спасти планету! Отвечаем четко, быстро, друг друга не перебиваем! Вперед!

(воспитатель подводит итог после каждого задания)

7 заданий злого волшебника Астероида:

1) Задание первое.

«Да – нет» (игра в круге с мячом)

- Отвечаете быстро на вопросы: да или нет:

  • Земля круглая?
  • Сегодня понедельник?
  • Всего 4 времени года?
  • На небе много звезд?
  • В году 10 месяцев?
  • Земля – самая большая планета Солнечной Системы?
  • 6 меньше чем 3?
  • Вчера была суббота?
  • После весны наступит лето?
  • В неделе 7 дней?
  • У круга есть углы?
  • Куб – устойчивая фигура?

Вы быстро и четко справились с заданием и получаете первую звезду!

2) Задание второе.

«Фигуры на спине» (игра в круге):

Встаньте в круг! Необходимо отгадать геометрическую фигуру, которую я нарисую вам на спине! (звучит космическая музыка)

7 правильных ответов считается выполненным заданием! Команда получает вторую звезду!

3) Задание третье.

«Волшебный цветок» (дети садятся на стулья)

Следующее задание «Волшебный цветок». Сколько лепестков? Берем лепесток и называем соседей данного числа.

Хорошо справились с заданием. Получаете третью звезду!

4) Задание четвертое.

- Решаем хитрые задачки:

  • Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)
  • Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять па двух ногах? (2 кг)
  • Над лесом летели 3 рыбки, 2 приземлились. Сколько улетело?
  • Упали 2 горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
  • На березе росло 3 яблока. 1 яблока сорвали. Сколько осталось?
  • На столе 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов на столе?

Вы проявили смекалку. Молодцы! Ваша четвертая звезда!

ТАНЕЦ ПРИШЕЛЬЦЕВ

А теперь отдохнем и исполним космический танец.

5) Задание пятое (подойти к столу)

«Что лишнее»

Земля, Солнце, скафандр

Комета, метеорит, глобус

Астролет, звездолет, лодка

Телескоп, бинокль, телевизор

Планета, спутник, пылесос

Космонавт, астронавт, водитель

Самолет, вертолет, ракета

Здорово! Великолепно справились с заданием! Вы получаете пятую звезду!

6) Задание шестое.

«Планеты солнечная система» (подходят к мольберту)

Вокруг Солнца вращаются планеты. Солнце и планеты – это Солнечная система. Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9 планет).

На каком месте Меркурий? Земля? Венера? Марс? Уран? Сатурн? Юпитер? Нептун? Плутон?

Замечательно выполнили задание. Ваша шестая звезда!

7) Седьмое задание (дети садятся за столы)

«Загадочный квадрат»

- Слушайте внимательно: если сложить квадрат пополам и ещё раз пополам, сколько будет равных частей? Давайте проверим: сложите пополам, уголки к уголкам, сгиб пригладить и ещё раз пополам. Сколько частей получилось?

Вы быстро и четко справились с заданием и получаете седьмую звезду!

8) Восьмое задание.

«Назови сказку!»

- Внимательно посмотрите на эти схемы и определите название сказки. Заветная седьмая звезда - ваша!

Сколько звёзд вы собрали?

ПЛАНЕТА СПАСЕНА!!!

СПАСИБО ВАМ ДЕТИ. В награду – каждому звезда!

В благодарность ВАМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ возможность ДАТЬ ЕЙ НАЗВАНИЕ!!!

Творческое задание «Придумай название планете»

5. «Полет на планету Земля»

Внимание! Из космического центра планеты Земля поступил сигнал о возвращении домой. В шеренгу становись! По порядку номеров рассчитайтесь! Экипаж, занять свои места! Пристегните ремни! Обратный отсчёт.

(имитация полета под комическую музыку)

6. Итог занятия

Мы на планете Земля!

Спасибо вам за смекалку и добрые сердца! Дружба помогает вам делать настоящие чудеса! В память о космическом путешествии дарю пазл «Солнечная система» для изучения и открытия неизвестных вам планет. А мне пора в космос на мою планету ….!

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Путешествие по Космосу».

Подготовил воспитатель:

Тиунова Татьяна Николаевна

Задачи:

1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе , Дне Космонавтики. Вызвать познавательный интерес к космосу.

2. Развивать фантазию, воображение, желание передавать свои впечатления, умение самостоятельно использовать навыки рисования в различных техниках (сочетание акварели и восковых мелков, акварель + соль, выдувание, тычкование, примакивание); мелкую моторику; умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать умение работать коллективно.

Материал: иллюстрации с изображением Вселенной, звезд, планет, космическая музыка, глобус, презентация по теме «В Космосе», листы голубого цвета, фишки.

Материал для рисования : акварель или гуашь, палочки для тычкования, соль, баночки с водой, кисти, трубочки для выдувания, салфетки, ватман, подставки под кисти.

Предварительная работа: просмотр слайдов, презентаций по теме «Космос», чтение познавательных рассказов изэнциклопедии дошкольника и «Я познаю мир», продуктивная деятельность: рисование планеты Земля в технике «тычкование», лепка ракеты в технике «пластилинография», беседы о космосе, о солнечной системе, о планетах, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Словарная работа: космос, планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), солнечная система, космодром, скафандр.

Ход занятия:

Звучит космическая музыка. Педагог предлагает прослушать музыкальную композицию и представить, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка (космическое путешествие).

Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).

Рассказ воспитателя: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы.

- Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие за пределы нашей планеты в далёкий и необъятный космос. Во время путешествия вы будете выполнить задания. Помогут нам перенестись на космический корабль волшебные слова (Дети кружатся по комнате и говорят волшебные слова ).

Если очень постараться, если очень захотеть,

Можно на небо подняться и до Солнца долететь

Воспитатель: Ребята, мы очутились на космическом корабле. Хотите отправиться в путешествие? Ну, тогда занимайте свои места. Внимание! Приготовьтесь к запуску космического корабля. Считаем обратно от десяти (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1). Пуск! Наш корабль поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор. Задание №1 висит на звездочке.

Воспитатель: Первое задание, которое вам предстоит выполнить – нужно вспомнить все, что вы знаете о космосе.

Беседа для уточнения представлений детей по теме.

Презентация «В Космосе» (слайд №1)

Вопросы к детям:

1. Как называется наша планета?

Ответ детей: Земля (слайд №2).

2. Как называется модель Земли, уменьшенная во много раз?

Ответ детей. Показать глобус.

3. У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски…

Ответ детей: космонавт (слайд №3)

4. Назовите первого космонавта, полетевшего в космос?

Ответ детей: Юрий Алексеевич Гагарин (слайд №4).

Дополнительный вопрос: Когда празднуется День Космонавтики? (12 апреля).

5. Как называется специальная одежда для полетов в космос?

Ответ детей: Скафандр (слайд №5).

6. Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

Ответ детей: Луна (слайд №6)

7. Откуда стартуют космические корабли?

Ответ детей: космодром (слайд №7)

8. Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - …

Ответ детей: кометам (слайд №8).

9. Сколько известных людям планет вращается вокруг солнца? (слайд №9).

Ответ детей: 9 - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Воспитатель: поздравляю вас с пройденным испытанием.

Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, выдох, успокойте свое дыхание. Ну, вот вы и готовы выполнить следующее задание, вам нужно переместиться во второй отсек нашего корабля.

Задание 2 на звездочке: у всех детей листы голубого цвета - это космическая орбита.

Воспитатель: Внимание! В левом верхнем углу Мы видим солнце, обозначьте его желтым цветом (кружок). В нижнем левом углу находится планета Земля – голубой круг. В правом верхнем углу, мы видим полярную звезду – белый круг; в правом нижнем углу я вижу планету Марс, обозначьте его красным кружком.

Проверка задания.

Где находится:

    Земля (в нижнем левом углу)

    Солнце (в верхнем левом углу)

    Полярная звезда (в правом верхнем углу)

    Марс (в правом нижнем углу)

Воспитатель: молодцы, с заданием все справились. Дежурны е убирают математику.

Физ минутка «Космонавт» (1 мин)


Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)

Воспитатель : Вот мы с вами немного попутешествовали по Космосу и я предлагаю вам раскрасить Солнечную систему. Чтобы узнать, кто какую планету будет рисовать, вам нужно отгадать загадки.

Загадки «Солнечная система»

1. На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета? (Мерку­рий)

3. А эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета...(все: Земля)

2,4. К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)

5. А эта планета гордится собой.

Поскольку считается, самой большой.

Что это за планета? (Юпитер).

6. Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

7. А что за планета

зеленого цвета? (Уран).

8. Царь морской названье той планете дал.

Он именем своим ее назвал. (Нептун)

9. А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал.

Что эта за планета? (Плутон).

Беседа о предстоящей работе

Воспитатель: вам необходимо выбрать материал для различных техник рисования, а это значит, что и рисунки у вас должны получиться самые разнообразные.

Лиза, Саша, Святогор… какую технику рисования вы выбрали. Подумайте, какой материал вам понадобится? Дети организуют рабочее место.

Пальчиковая гимнастика «Планеты».

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Самостоятельная работа . Во время рисования звучит спокойная, тихая музыка. После того как все ребята приступили к работе воспитатель определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми воспитатель выясняет этапы работы. Проводится индивидуальная работа.

Звучит музыка во время рисования.

Итог : Ребята, посмотрите, наш белый лист превратилась в огромный космос.

Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства.

Куда мы совершали путешествие?

Что запомнилось больше всего?

Какие планеты вы рисовали?

Какую технику выбрали?

Все сегодня молодцы.

Настало время вернуться в детский сад. Дети произносят волшебные слова.

Кто старался назвать.

Дежурные убирают принадлежности.

НОД

« Космическое путешествие»

Познание ФЭМП в старшей группе

Программное содержание:

Продолжать учить детей прямому и обратному счёту в пределах 10.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круге, прямоугольнике, треугольнике, овале.

Развивать навык ориентировки в пространстве на листе бумаги.

Уточнить представления детей о космосе.

Через игровую деятельность развивать у детей смекалку, самостоятельность, сообразительность, память, творческие способности.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать вместе над выполнением задания.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа:

Выполнение заданий конструктивного рисования; на ориентировку на листе бумаги; решение математических задач; выполнение творческих заданий компаниями.

Материал:

Изображения: звёздного неба, летящих метеоритов, планеты Марс с марсианами.

Геометрические фигуры – круги 6-ти цветов; магнитофон с «космической» музыкой;

Конструктор, счётные палочки, треугольники - для постройки ракет; цифры в конвертиках.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Ребята, какой сегодня день недели? А завтра будет? Вчера был? Вот сегодня, в четверг, я хочу предложить вам, друзья, отправиться со мной в путешествие. Вы любите путешествовать? А в какое путешествие, отгадайте сами. (Загадка про космос)

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём,

Туда смотрит астроном.

(Космос)

Молодцы, ребята, вы угадали, это космос. Ну и в какое путешествие я вас приглашаю? (ответы детей). Верно, в космическое путешествие.

Скажите, ребята, а на чём мы можем полететь в космос? (На космическом корабле, на ракете).

А как называется человек который летит в космос? (космонавт)

Представьте, что вы сегодня космонавты.

Чтобы во время нашего путешествия всё прошло слаженно и спокойно, поиграем в игру

« Дружба»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Что ж, давайте посчитаем, сколько вас отправиться в путешествие. (счёт до 18)

Полетим в космос на 3 ракетах (столы), для этого делимся на компании. Посмотрите на цифры, которые у вас на груди и займите соответствующие места в транспорте.

А сейчас постройте свои ракеты.

Причём у каждой компании свой строительный набор- у кого-то геометрические фигуры, у кого-то кубики, у кого-то счётные палочки.(дети собирают ракеты)

Все готовы? Выберите достойных капитанов и назовите свою «ракету» какой- либо планетой. (работа в компаниях. Ответы капитанов).

Для полета в космос нужны внимательные, дисциплинированные и эрудированные космонавты. Сейчас я проверю вас. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них быстро и правильно дать ответ. Все вопросы логические и вполне космические. Одна команда отвечает, остальные слушают и проверяют правильность ответов.

Готовы? (по очереди каждая команда отвечает)

Какое сейчас время года?

Сейчас утро или вечер?

Какие еще части суток вы знаете?

С Земли можно взлететь – А на Землю можно приземлиться

Солнце от Земли далеко – А Луна близко

Самолёт летит медленно – А наш космический корабль летит быстро

Задачки:

1. В космическом корабле летело 4 космонавта. Двое из них вышли на задание в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на корабле? (2)

2. С ночного неба упали три звезды. Потом мы наблюдали падение еще двух звезд. Из скольких звезд получился звездопад? (из 5)

3. В космос утром полетела 1 ракета, днём ещё полетело 2 ракеты. Сколько всего ракет улетело с Земли в Космос? (3)

Ну, что ж, вы вполне эрудированные космонавты, можно отправляться в космос.

Всё готово? Ключ на старт!

Отправляемся в полёт,

Нам пора начать отсчёт.

Дети хором: Десять, девять, восемь…Пуск!!! (звучит космическая музыка, дети закрывают глаза.)

Как космос велик и прекрасен,

Как много загадок таит.

Но только умеющий думать

Любые загадки решит.

Наши ракеты поднимаются высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор.

Ой, ребята, что я вижу, небо звёздное вокруг,

А ещё планеты, солнце и спутники тут!

Вы тоже должны увидеть, смотрите повнимательней!

Итак, задание для капитанов. Выполняем по очереди каждое задание.

Внимание! В левом верхнем углу мы видим Солнце. Обозначьте его желтым цветом (кружок).

В правом верхнем углу мы видим Полярную звезду - белый круг,

В нижнем левом углу находится планета Земля - голубой круг.

В правом нижнем углу я вижу планету Марс (обозначим красным кругом).

В середине луна – оранжевый круг.

Справа от луны летит метеорит, обозначьте его чёрным кругом.

Знаете ребята, что космонавты много занимаются спортом. Даже в полёте они находят время для спортивных упражнений. И мы сейчас немного отдохнём.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Внимание опасная зона! Мы попали под метеоритный дождь.(Метеорит – такое тело, которое представляет собой каменную массу, падающую на Землю, оставляя за собой огненный след.)

Но мы можем избежать его, если правильно выполним все задания.

Задание:

(на доске рисунки камней, на которых написаны задания)

  • Возьмите цифры и разложите числовой ряд.
  • Покажите, которая по счёту планета Земля.
  • Покажите, который по счёту Меркурий.
  • Покажите, сколько всего планет в солнечной системе.
  • Вспомните считалку про все эти планеты.

Молодцы! Вы справились с трудным заданием, метеориты не повредили наши космические корабли. Летим дальше.

Зарядка для глаз.

Нарисую в воздухе сейчас

Я загадочку для Вас!

А вы внимательно смотрите,

Что это, скорей определите!

(Рисую круг.Что бы это могло быть в космосе? (луна, солнце, планеты, метеорит). Рисую звезду. Рисую солнце.

Ну что ж, вы были очень внимательны.

Нас встречают марсиане с шарами.

Давайте определим, чем отличаются марсиане друг от друга.

Для того, чтобы вам было легче, будем называть человечек слева и человечек справа.

Посовещайтесь в компаниях, а сейчас по очереди отвечаем.

Ребята, давайте выйдем к марсианам и поиграем в игру «Актёры»

Игра «Актёры» Представьте, что мы выходим на планету Марс.

1 компания сфотографирует вокруг всё необычное, планеты.

2 компания « Вы вышли на Марс и увидели что-то интересное»

3 компания « Во время полёта решили подкрепиться – кушают»

Ребята, пора возвращаться домой.

За чудесами мы стремимся,

Но нет чудесней ничего,

Чем полетать и возвратиться

Под крышу дома своего!

На какую планету? (Земля)

Внимание! Ведем обратный отсчет от 10. Полетели домой.(снова музыка) Есть касание!

Воспитатель:

Вы снова на планете Земля.

Понравилось путешествие?

Что больше понравилось?

Что показалось труднее?


Занятие путешествие для детей старшей группы «Путешествие в космос».

Цель: закрепление знаний детей по теме «Космос».

Образовательные: закрепить понятия по теме, развитие у дошкольников представлений о солнечной системе;

Упражнять в образовании новых слов. Расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, галактика, комета, астероид.

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, мышления. Способствовать развитию фантазии, зрительной памяти, пространственного мышления.

Воспитательные: Воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.

Воспитатель: 12 апреля мы отмечаем праздник День космонавтики. Это праздник космонавтов и тех, кто участвуют в создании космических ракет.

Воспитатель: А кто такие космонавты?

Дети: Это люди, которые летают в космос.

Воспитатель: А вы бы хотели полететь в космос?

Дети: Да.

Воспитатель: А на чем летают в космос?

Дети: На ракете.

Воспитатель: А давайте ка, ребята

Поиграем в космонавтов,

В космос все мы полетим

Собираемся в полет

Строим новый звездолет.

Воспитатель предлагает собрать на своих столах из геометрических фигур ракету и проявить творчество и фантазию.

Воспитатель: Теперь наши ракеты готовы к полету. Вам хочется посмотреть поближе, что же там есть в космосе?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте туда слетаем. Для того чтобы совершить космическое путешествие надо немного размяться.

Проводится физкультминутка.

Раз-два, стоит ракета (Дети поднимают руки вверх)

Три – четыре - скоро взлет (Разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (Описывают руками большой круг)

Космонавтам нужен год. (Берутся за щеки и качают головой)

Но дорогой нам не страшно (Руки в стороны, корпус качают вправо- влево)

Каждый ведь из нас – атлет (Сгибают руки в локтях, сжав кулаки)

Пролетая над Землею. (Снова разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (Поднимают руки вверх и машут)

Воспитатель: А как вы думаете, что нам еще не хватает для космического путешествия? Ведь ракета у нас есть, что еще нам нужно? Нам нужен специальный костюм. А как он называется?

Дети: Скафандр.

Воспитатель: Чтобы наш полет прошел удачно, я вам сейчас всем раздам по скафандру. Итак, мы отправляемся. Для этого нам всем надо произнести заклинание. Закрываем глаза и произносим заклинание: 5,4,3 звездный космос полети. (Звучит космическая музыка, на фланелеграфе висит плакат солнечной системы, воспитатель обращает внимание на него). Наш космический корабль путешествует по вселенной. Перед нами солнечная система. Это солнце - огромный огненный шар. Солнце – это центр солнечной системы. Солнце – это самая близкая к Земле звезда, громаднейший раскаленный газовый шар

Вокруг него вращаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета по своей дорожке. Дорожки эти называются орбита.

Планета Меркурий – (первая планета по счету от Солнца) Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Меркурий - самая быстрая планета. Он успевает совершить полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток. (Если бы мы жили на Меркурии, то отмечали бы день рождения два раза в сутки) Поверхность Меркурия твердая, каменистая. Днем планета практически горит под солнечными лучами, а ночью промерзает.

Планета Венера

Самая яркая планета на небе. Названа в честь богини красоты. Она хорошо видна на небе без телескопа. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню. Венера окружена толстым слоем облаков. И под этим облачным покровом стоит невыносимая жара.

Воспитатель: Какая третья планета?

Земля – это огромный твёрдый шар. Но только на нашей планете есть жизнь. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром голубого цвета. Потому, что на Земле больше воды, чем суши.

Планета Марс . Эту планету назвали в честь древнегреческого бога войны. Похожая на Землю планета, но меньше по величине и холоднее. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».

Планета Юпитер. Самая большая планета Солнечной системы - в 10 раз больше Земли. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы на ней поместиться. Вокруг своей оси Юпитер вращается так быстро, что облака вокруг него вытягиваются в длинные ленты, придавая планете полосатый вид. Юпитер - не твердая планета. Особенность Юпитера – Большое красное пятно. Это огромный вихрь.

Планета Сатурн – это планета-гигант светло-желтого цвета. Она очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. У Сатурна есть кольца, которых нет у других планет, которые образуются из пыли, камней и льда. Все они вращаются вокруг планеты. Сатурн расположен далеко от Солнца, поэтому его температура очень низкая.

Планета Уран (седьмая от Солнца, относится к планетам-гигантам). Это первая планета, которую увидели в телескоп. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается "лёжа на боку. Ее называют лежачая планета. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время.

Планета Нептун (восьмая планета от солнца). Нептун относится к планетам-гигантам. В римской мифологии бог морей. Поверхность его из космоса выглядит голубой. На Нептуне заметны пятна штормов. Самый крупный шторм выглядит, как большое темное пятно, по краю которого расположены белые пятна.

Воспитатель : Кто ответит на вопрос, у земли есть спутник…. ? (Луна)

Луна - естественный спутник Земли, ее постоянный ближайший сосед. Она вращается вокруг Земли. Луна меньше Земли в четыре раза. Она не светит сама, а лишь, как зеркало отражает падающие на неё солнечные лучи. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Всю поверхность Луны покрывают большие и маленькие углубления – кратеры. Лунные кратеры – это следы от ударов камней из космоса – метероидов. Темные пятна на Луне называют морями, хотя никакой воды на Луне нет.

Воспитатель : А теперь, присаживаемся за столы и нарисуем планеты, а кто на какую планету полетит выберем считалочкой (Воспитатель считает астрономическую считалочку: На луне жил звездочет он планетам вел подсчет. Меркурий – раз; Венера – два; Земля – три; Марс – четыре; пять – Юпитер; шесть – Сатурн; семь – Уран; восьмой – Нептун). (Детям раздали подносы с красками). Разукрашенные планеты наклеиваются на подготовленный ватман солнечную систему.

Конспект открытого занятия в старшей группе ДОУ

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».

Программное содержание:

Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Словарные:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;
6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал:
картинки с изображением планет,
игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки,
лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба»,
цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения.
Используемая литература:
1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.

Ход занятия.

Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!
- А на чем мы полетим в космос? /дети: - На ракете!/
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/.
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.

- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания./
Задание: Отгадайте загадки.
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд?
(ракета)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)
3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет.
(спутник)

- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
/дети произносят слово Венера и находят звук «р»/
Задание: «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко - …темно
Солнце -…луна
Улетать - …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
/дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/
Космическая физкультминутка
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны).

Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
- А вы знаете, кто был первым космонавтом?
Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

«Юрий Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Задание: «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!


- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание - эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
/дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.
Задание: «Образуй множественное число».
Например: ракета-…ракеты;
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты, с
созвездие-… созвездия.
- Ребята, какие созвездия вы знаете?
/ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./
Игра «Собери созвездие»
/Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./
Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
- Сейчас нам Ваня расскажет стихотворение: «Гагарин»
Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин-
Простой Российский парень!
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.

Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково».
Например: звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
- Молодцы ребята, с заданием справились.
- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!


- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).

Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик».
Он хочет с вами поиграть.
Игра-викторина «Угадай-ка».
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
«Юрий Гагарин»
«Летит корабль»
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
(автор стихотворения - В.Орлов)

Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
- Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.

Похожие статьи