Поведение ребенка в семье. Семья — образец поведения ребенка. Как вести себя родителям, если назревает конфликт

Проблемы поведения и как с ними справляться

Что такое проблема поведения? Это нечто, что малыш делает, создавая трудности себе и другим. Это создает трудности тем, что либо нарушает процесс обучения, либо отвлекает других людей от того, что они делают или хотят делать, либо изолирует малыша от окружающих.
Трудным поведение называют тогда, когда ребенок продолжает совершать нежелательные поступки, несмотря на настоятельные объяснения родителей, что такие поступки никуда не годятся, и на то, что он вполне мог бы перестать их совершать.
Можно ли сказать, что проблемы поведения и шалости это одно и то же? Нет. Ребенок может быть шаловливым, даже если никаких проблем в его поведении нет. Определенное непослушание нормально и вполне естественно для детей. Особенно, когда они понимают, что их идеи не совпадают с пожеланиями родителей, дети пробуют сделать так, как они хотят. Отдельные шалости могут повторяться, разрастаться, пока действительно не станут трудным поведением, но, чутко управляя развитием ребенка, этого, обычно, можно избежать.
Можно ли говорить, о проблемах поведения, если ребенок не шалит? Да. Ребенок может не проявлять «общепринятых» признаков непослушания, которых мы ожидаем от детей, но, несмотря на это, он может делать то, что мешает ему учиться или взаимодействовать с окружающими.
Некоторые дети, чтобы избежать неприятных для них ситуаций, применяют тактику «пассивного сопротивления» . Постоянное нежелание отвечать на вопросы или выполнять указания может быть проблемой поведения.
Иногда родителям трудно определить, что происходит с малышом, то ли у него проблема поведения, то ли эмоций, то ли это проявление его характера. Когда ребенок в присутствии посторонних настойчиво прижимается к маминой юбке, его считают робким и стеснительным. Ребенка дошкольного возраста, который пронзительно кричит, когда мама выходит из комнаты, могут счесть слишком капризным или совершенно несамостоятельным. Такой подход имеет 2 недостатка. Во-первых, характеристики определяют ребенка однозначно, несправедливо оставляя без внимания другие особенности его поведения. Во-вторых, подобный подход часто оправдывает бездействие. Ведь так легко сказать: «Он всегда себя так ведет», и оставить все как есть. Конечно, нельзя закрывать глаза на индивидуальные особенности ребенка или его эмоциональное состояние. Родители не могут не учитывать это. Необходимо сделать один дополнительный шаг: попробовать описать проблему словами так, чтобы из них было ясно, какой именно проступок совершает малыш. Вот несколько примеров того, как по-разному можно описать поведение малыша:
Аня жадная.
Аня берет еду из чужих тарелок.
Федя необщительный.
Федя отворачивается, когда с ним разговаривают.
Дима агрессивный.
Дима щиплет своего маленького братишку.
В первом примере каждой пары для характеристики детей использованы очень эмоционально окрашенные слова. Они выражают определенные предположения о внутренних побуждениях ребенка и не сообщают нам, что происходит в действительности. Второй пример пары в точности описывает, что происходит и тем самым указывает, что нужно исправить. Более того, он выделяет моменты, которые можно исправить в ближайшем будущем. Если Аня и вправду жадная, то для того, чтобы изменить ее внутреннее побуждение, основанное на уверенности, что все предназначается лишь ей одной, может понадобиться очень много времени. Однако, научиться не брать еду из чужих тарелок она сможет быстро, и тогда за столом всем будет хорошо – включая Аню.
Как корректировать поведение ребенка?
Для того чтобы приступить к исправлению недостатков в поведении малыша, нужно:

1. Определить проблему.
2. Поставить задачи.
3. Научить ребенка выполнять эти задачи.Определение проблемыСначала опишите проблему словами, которые объективно охарактеризуют действия ребенка. Затем подумайте, что предшествует нежелательным действиям ребенка, и что за ними следует. Ваши наблюдения могут дать информацию о том, когда, где и с кем малыш начинает неправильно себя вести. Вам будет легче понять это, если вы вкратце запишите, что происходит.
Принципы, которыми следует руководствоваться при постановке задач по исправлению недостатков поведения, таковы:
1. Задача должна быть позитивной. Тогда она поможет ребенку освоить альтернативу нежелательному поведению, а родителям – сосредоточиться на том, чтобы «учить, как делать», а не «отучать от».
2. Задача должна быть реалистичной. Реалистичная задача должна учитывать, чему способен научиться ребенок. Она должна также учитывать мнения и возможности остальных людей, привлеченных к обучению ребенка.
Как учить ребенка решать поставленные вами задачи
1. Четко представьте себе свои задачи.
2. Убедитесь в том, что все те, кто общается с малышом, знают ваши задачи.
3. Решите, что должно последовать за нежелательным поступком малыша.
4. Реагируйте на нежелательный поступок немедленно.
5. Будьте постоянны в своих действиях.
6. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка, прежде чем стать лучше, может стать хуже.
7. Поощряйте правильное поведение ребенка.
8. Для того чтобы на смену неправильным поступкам могли придти хорошие, сформируйте у ребенка позитивные умения.
9. Привлекайте к корректировке поведения малыша всех заинтересованных в этом людей.
10. Ведите запись результатов. Ведение записей до и после начала «воспитательной программы» поможет вам решить вопрос о том, следует ли изменить стратегию или продолжать действовать по-прежнему.
Как избежать проблем поведения
1. Ваши правила должны быть четкими, простыми и неизменными.
2. Давайте позитивные указания, т.е. старайтесь избегать фраз типа: «Не делай этого», «Не трогай то», «Прекрати» и т.д. Лучше сказать малышу то, что ему следует делать, а «нет» и «нельзя» оставить для критических ситуаций, тогда они будут иметь больший вес.
3. На разные проявления непослушания ребенка реагируйте по-разному. Хорошо, если у вас будет достаточно большой диапазон реакций, и в каждой ситуации вы будете использовать наиболее «мягкий» вариант из тех, которые могут оказаться действенными. Например:
Перестановка предметов. Уберите определенные вещи подальше от ребенка или измените их расположение в комнате, чтобы исключить соблазн ими воспользоваться. Этот прием особенно хорошо применим по отношению к маленьким детям, которые еще не видят разницы между дорогим маминым фотоаппаратом и игрушечным и т.д.
Игнорирование поступка. Если действие ребенка не производит никакого эффекта, то он, может быть, и не повторит его. Даже если вам и придется вмешаться, вы можете сделать это, не глядя на ребенка или не разговаривая с ним.
Предложите другое занятие. Дав ребенку позитивное указание, можно отвлечь его от проказ и занять чем-то полезным.
Напоминание. Дайте ребенку шанс исправиться самостоятельно. Напоминания типа: «Что папа только что сказал?» или «А какое у нас правило насчет ножей?», - дадут ребенку возможность подумать еще раз.
Лишение удовольствий. Этот способ лучше всего помогает при работе с детьми постарше, но его можно применить и тогда, когда не слушается маленький ребенок, но только если лишить его удовольствия сразу.
Временная изоляция. Это означает, что ребенка ненадолго удаляют. Ребенка отрывают от того, чем он занят и уводят, оставляя одного на некоторое время. По возможности, это нужно делать спокойно. Если он плачет или сердится, сделайте вид, что не слышите. Придите к нему, когда услышите, что он начал успокаиваться. Если он увлеченно играет в своей комнате, это вовсе не значит, что он забыл о наказании. Как бы ребенок не относился к этому наказанию, продолжайте действовать так, по крайней мере, две недели. Если через две недели вы заметите, что те поступки, с которыми вы боретесь, стали появляться реже, значит метод «временной изоляции» эффективен. Если нет – пробуйте другой метод.
Всегда избегайте:
споров о правилах;
криков;
изменения своего решения;
остановок на полпути;
наказания типа «зуб за зуб» («Ты ущипнул меня, поэтому я сделаю то же самое»). Все это может только ухудшить положение, к тому же есть столько альтернативных вариантов.

Людмила Чебанова
Конфликты в семье и их влияние на поведение ребенка

Нет, пожалуй, ни одной семьи , где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. И это вполне нормальное явление. Убеждение, что в благополучной семье нет места размолвкам и ссорам, - ошибочно, потому что семья - это активная система, которая состоит из индивидуальностей, поэтому возникновение конфликтов между ними неизбежно. С помощью ссор люди решают проблемы семьи и , если выяснение отношений не заключается в личных нападках, вполне вероятно конструктивное решение проблем, снятие психологического напряжения, поддержка друг друга, а также стабилизация внутрисемейных отношений. К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичными будут последствия для детей, если их родителям не удастся восстановить гармонию семейных отношений, справиться с ежедневными трудностями семейной жизни, взаимно поддерживать друг друга и если дело дойдет до глубокого конфликта , тогда выражение «страдают всегда дети» становится абсолютно правильным.

К сожалению, статистика отражает все возрастающую тенденцию разводов и увеличивающееся число затронутых разводами детей. Сюда же относятся дети, живущие в негармоничных семейных условиях, даже если дело не доходит до развода. Дети ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы : если они не могут свободно «плавать» , если в семье царит раздраженная атмосфера. Для маленьких детей внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.

Дети очень быстро чувствуют, что что-то изменилось в отношениях родителей, и стараются справиться с противоречиями на свой лад. Они разными путями приспосабливаются к новым отношениям. Часто бывает, что дети раз выступают за папу, а раз за маму, потому что они хотят дружить и с тем и другим. А такой способ поведения – толчок к эгоизму и лицемерию, потому что ребенок быстро учится получать выгоду из конфликта . Подобное случается очень часто, когда один из родителей или оба жалуются ребенку и стараются снискать его расположение подарками или другими вещами.

У ребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы увереннее действовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение . Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. Реакция детей на семейный конфликт зависит от их возраста. Но, бесспорно, что подобные детские впечатления создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения ребенка со сверстниками в коллективе.

Родители сами часто виноваты в том, что падает их авторитет (они замечают это с удивлением и неодобрением) . Ребенок , который перед конфликтом между родителями , как правило, общался с ними, внезапно оказывается вне их интересов, потому что они теперь заняты собственными проблемами. Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребенка , которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты. Семья – это начальный этап для отработки социального поведения ребенка . Плохой или хороший пример семьи показывает ребенку , как он должен вести себя в детском саду, в школе, с друзьями и т. д. Семья , в которой вырос ребенок , дает образец для той семьи , которую ребенок образует в будущем . Дети, пережившие ссору между родителями, получают неблагоприятный старт в жизни. Надо все время помнить, что отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте.

Ссоры и конфликты между родителями отрицательно влияют на детей и их воспитание. Пребывая в конфликтном состоянии , родители готовят самим себе трудности в воспитании детей. Ссора между родителями может привести и к тому, что ребенок встанет на сторону того, кто покажется ему правым. Сильная неприязнь к отцу или к матери – вот каковы последствия семейных ссор, и эти последствия могут быть преодолены только тогда, когда ребенок вырастет . Но часто это оставляет глубокие следы на всю жизнь.

Одним из главных поводов для семейного конфликта является и сам ребенок . Родители, не умея решать собственные конфликты , сводят их решение к ребенку , поощряя или наказывая его за поведение , доказывающее правоту противоборствующих сторон. В результате ребенок должен соответствовать противоречивым требованиям своих родителей, что мешает ему быть самим собой, индивидуальностью. Решая конфликт за счет ребенка , многие родители рвут его на части требованиями, расспросами, кого он любит больше, или привлекают его встать на сторону одного из родителей во время конфликта . Но ребенок любит обоих родителей, поэтому он начинает лицемерить, оказывая содействие обоим родителям, при этом извлекая выгоду из своего положения. Родители верят, что подросший ребенок все верно поймет и рассудит их. Но в большинстве случаев такие дети теряют истинные ориентиры, так как у них складывается представление о том, что можно всегда извлекать личную выгоду из любой ситуации.

Для того, чтобы семейный конфликт не зашел слишком далеко, родители должны думать о том, что они не смогут переложить ни на кого свою ответственность за ребенка . Поэтому личные интересы должны быть приведены в соответствие с семейными. Многое решается в семье проще , если между родителями существует товарищеский тон, который выражает соответствующее отношение к партнеру.

Слушая разговоры родителей, в которых сталкиваются различные точки зрения, дети учатся вести разговоры. В таком разговоре не должно быть ничего, что могло бы задеть личность партнера. Если разговор тем не менее грозит перейти в ссору, один из супругов должен попробовать прекратить его и замолчать. И это не проявление слабости. Наоборот, такая позиция достойна всяческого уважения, поскольку она направлена на сохранение гармонии в семье . А это самое важное. Разговор можно продолжить, но не в присутствии детей. Если же дети дома, то выяснение отношений следует перенести на нейтральную почву. Например, решить свои проблемы во время совместной прогулки. Если между поводом для конфликта и выяснением отношений проходит некоторое время, это смягчает остроту ситуации, способствует продуманному и деловому ее обсуждению. Супруги ведут себя более сдержанно и в том случае, если они вынуждены выяснять отношения в присутствии третьего лица.

Если ссора возникла в присутствии детей, ее следует завершить позитивно. Дети должны видеть, что родители помирились. В зависимости от семейных традиций и темперамента следует выразить примирение и чисто внешне. Для детей родители представляют собой некое единство, и разрушение этого единства может иметь печальные последствия для ребенка . Поэтому всегда лучше как можно скорее объяснить детям, что между родителями возникло недоразумение, но они уже помирились. Благодарность ребенка с лихвой вознаградит вас за умение преодолеть себя.

Если же ссору не удалось закончить миром, всегда помните : ребенок должен быть как можно дальше от семейного конфликта ! Помните, что у ребенка велика потребность в защищенности, что в подобных ситуациях он становится особенно чувствительным или резким и упрямым, как уже было сказано. Реагируя неодобрительно на такое поведение ребенка , вы часто преувеличиваете упрямство ребенка и вымещаете на нем раздражение от неудачного брака! Вам следует больше, чем обычно, интересоваться ребенком и вникать в его заботы. Вашему ребенку необходима опора . Думайте о его проблемах по крайней мере столько же, сколько о своих собственных.

Семья - это первичная ячейка воспитания. Очень много в будущем ребенка зависит от нее. То, какой стиль воспитания предпочтут взрослые по отношению к малышу, определит его дальнейшую жизнь.

Важно осознавать уместность тех или иных требований, наказаний и поощрений. Нужно знать плюсы и минусы применяемых в воспитании стилей. Это поможет выстроить наиболее благоприятные взаимоотношения с ребенком.

Семья - это первичная ячейка общества, в которой начинается воспитание и развитие малыша. Она настолько многогранна, что может как создать здоровую личность, так и разрушить её. Потребности и влечения ребенка либо поощряются, либо создается барьер, мешающий самореализации.

В каждой семье закладываются свои интересы и ценности, есть уникальный опыт предыдущих поколений. От того, какими эти показатели будут, и зависит будущий характер детей. Ведь они очень чутко реагируют на поведение родителей и усваивают его в качестве нормального для всего общества. Отсюда и возникают проблемы воспитания.

Родители как первые воспитатели имеют наибольшее воздействие на детей. Поэтому они имеют и преимущество перед представителями дошкольных учреждений, также принимающих участие в развитие ребенка. В здоровой семье налажен благоприятный контакт между взрослыми и детьми. У них единые цели и стремления. Это приносит душевное удовлетворение всем её членам. Такой семье не чуждо проявление родительской любви, заботы и уважения со стороны детей.

На формирование личности ребенка влияет стиль воспитания в семье. Родители могут влиять на своих детей при помощи подкрепления, когда становление правильного поведения зависит от поощрения тех действий своего чада, которые им кажутся правильными. Во второй ситуации всё основано на подражании. Ребенок копирует поведение родителей с целью стать таким же, как они, не отдавая отчета тому, правильно это или нет. И, наконец, семья, в которой главным механизмом воспитания является понимание. Здесь родители уважают интересы и потребности своего малыша, отзываются на его проблемы, воспитывая таким образом коммуникативную и осознанную личность.

Многое ли зависит от стиля семейного воспитания?

Стиль воспитания ребенка в семье подразумевает поведение и установки родителей по отношению к детям. Выделяют три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои особенности и последствия.

В авторитарном воспитании ребенок воспринимает желание родителей, как закон для себя самого. Однако взрослые и не подозревают о том, что таким образом подавляют детей. Они требуют непререкаемого подчинения, при этом не объясняя причины таких указаний. Жесткий контроль за жизнью ребенка не всегда ведется корректно. Результатом такого воспитания является замкнутость и нарушение общения ребенка с родителями. Такие дети менее самостоятельны и неуверены в себе. Лишь малая часть из них конфликтует с родителями, отстаивая свои позиции.

Совет родителям

Если эта ситуация напомнила вас самих, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на малыша и дать ему возможность проявить себя. Будьте более благосклонны к желаниям, интересам и увлечениям ребенка. Если вы не хотите, чтобы из малыша вырос замкнутый, боязливый и неуверенный в себе человек, работайте над стилем вашего воспитания.

Демократический

Считается, что демократический стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения. Родители не только заботятся о дисциплине, но и не препятствуют самостоятельности детей. В такой семье ребенок выполняет свои обязанности, но при этом его права не ущемляются. Родители уважительно относятся к мнению детей и поэтому советуются с ними, когда это нужно. Чрезмерной опеки в таких семьях нет, поэтому дети прислушиваются к объяснениям того, что делать можно, а чего не стоит. При демократическом стиле не бывает больших конфликтов.

Ещё одной особенностью подобного воспитания является умеренность. То есть у детей нет излишней агрессивности, они способны стать лидерами, могут контролировать окружающих, но сами практически не поддаются манипулированию извне. Они достаточно коммуникабельны, легко приспосабливаются к жизни в обществе. Однако есть и черты, которые встречаются лишь у небольшой части подрастающего поколения в семьях с демократическим стилем воспитания. Это сензитивность, умение поставить себя на место другого человека, и альтруизм.

Совет родителям

Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.

Либеральный

Либеральный стиль воспитания ещё называют попустительским, и, видимо, не зря. Ведь родители в таких семьях практически не занимаются детьми. Для них нет запретов и ограничений. Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Совет родителям

Не очень хорошо, когда ребенок предоставлен самому себе. Если вы не хотите, чтобы в будущем он связался с плохой компанией, был подвержен влиянию извне, измените тактику своего поведения, пока ещё не поздно. Введите какие-то правила и обязанности, которые должны выполнять все члены семьи. Уделяйте больше времени ребенку и занимайтесь с ним. Не допускайте, чтобы ребенок был без контроля вообще.

По результатам воспитания в семье можно выделить детей, которые уверены в себе, способны контролировать собственное поведение, не избегают новых ситуаций и практически всегда пребывают в хорошем настроении. Более тяжело устанавливать контакты со сверстниками избегающим общения детям. Они боятся новых событий, пытаются убежать от них, а их настроение можно назвать унылым. Отказы от напряженных ситуаций чаще можно наблюдать у детей незрелых. Как правило, они обладают плохим самоконтролем и неуверены в себе.

Таким образом, чтобы воспитать самодостаточных, уверенных в себе детей, нужно уметь правильно сочетать контроль и демократичность в семейном воспитании. И тот и другой показатель должны быть оптимальными. При этом нужно принимать ребенка и его интересы такими, какие они есть.

Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

Чтобы воспитание детей прошло успешно, нужно найти нечто среднее между стилями. Идентификация и зависимость не должны быть слишком сильными, но и полное их отсутствие неприемлемо. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

Немного о типах воспитания

В каждой семье складывается определенная система воспитания. Она основывается на взаимоотношениях ребенка и родителей. Так, можно выделить 4 типа воспитания детей в семье: невмешательство, диктат, сотрудничество и опека.

В семье с диктатом достоинство и самостоятельность ребенка систематически подавляются. Если такие решения оправданы, то родители вправе предъявлять некие требования к своим детям, но только тогда, когда этого требует ситуация. Однако если родители воздействуют на ребенка, унижая его самолюбие, то встречают резкий протест. Так, дети становятся лицемерными, грубыми, часто обманывают, а иногда и ненавидят своих родителей. Если это сопротивление ломается, то подавляется активность, самостоятельность, вера в себя.

Семья, в которой ведущим типом воспитания является опека , ограждает своих чад от внешних трудностей и забот. Родители стараются удовлетворить любые потребности малыша. Дети, как правило, не готовы столкнуться с реальностью. Им трудно наладить контакт с людьми, в них неразвита самостоятельность, они не способны принимать решения.

Невмешательство строится на независимом существовании родителей и детей. Таким образом выстраивается два мира, между которыми проведена черта, и заступать за неё обе стороны не имеют права. В этой ситуации родители пассивны, как воспитатели.

Иначе строится сотрудничество . В такой семье существуют общие цели и ценности, её по-другому можно назвать коллективом. Плюсом этого типа воспитания является то, что ребенок никогда не вырастет эгоистом.

К чему приводит тот или иной тип воспитания

Придерживаясь демократического стиля воспитания, родители могут наладить хорошее взаимоотношение с детьми. Дети вырастают самостоятельными, ответственными, активными, проявляют инициативу. Демократический стиль позволяет направлять поведение ребенка гибко и последовательно. Требования родителя всегда объясняются, а обсуждение их ребенком только поощряется. Что касается власти, то она тоже присутствует, но только в тех случаях, где она наиболее уместна. В таких семьях ценится не только послушание ребенка, но и его независимость. Здесь есть правила, по которым действуют родители, при этом прислушиваясь к мнению малыша, но не исходя из него.

Оставшиеся стили воспитания дают не очень хорошие результаты. Так, авторитарный тип отношений отчуждает детей от родителей, вызывает у них чувство незначительности. Дети чувствуют себя нежеланными в семье. Необоснованные требования родителей в первом случае вызывают агрессивное поведение и протест, а во втором - пассивность и апатию. Если дети воспитываются в семьях с либеральным типом отношений, они чувствуют себя никому не нужными. Такие родители не могут стать предметом подражания для ребенка, и образовавшийся пробел в воспитании не сможет заполнить никто другой. «Я» таких детей очень слабое.

Несмотря на все негативные стороны, авторитарный метод продолжает жить и существовать в семьях. Это обуславливается, во-первых, опытом, который передается из поколения в поколение. Такие родители помнят о том, как трудно им было, но всё же выстраивают подобные отношения со своими детьми. Во-вторых, свою роль играют общественные отношения. В-третьих, весь негатив, испытанный за день в транспорте, очередях и прочем, родители вымещают на детях. И, наконец, в-четвертых, это понимание силы, как способа решения любых конфликтов.

Авторитарность в отношении малыша не встречает никаких протестов, а вот со стороны подростка можно ожидать конфликты. При этом родители расплачиваются за свои старые промахи. Важно помнить, что формировать личность нужно с малых лет, а не ждать переходного возраста. К этому времени стиль отношений уже складывается, поэтому переиграть его не представляется возможным.

Зависимое поведение как последствие стилей воспитания

Каждый стиль отношений в семье, несмотря на то, насколько положительным он был, вызывает формирование зависимого поведения у ребенка. К одной из форм такого результата воспитания относят привлечение ребенком внимания за счет ссор, агрессивного поведения, неисполнения воли родителей. Она возникает, когда мать занимается любыми делами, но не малышом. В другом случае это привязанность дочери к отцу. Если последний надолго уходит из дома, то это вызывает у малышки агрессию.

Второй формой зависимого поведения является поиск подтверждения . Она проявляется в большой требовательности родителей в отношении достижений ребенка. Эта форма характерна для семей, где дочь привязана к отцу или, наоборот, сын к матери. Когда дети чувствуют ревность и высокую требовательность со стороны второго родителя или отсутствие таковых факторов, они проявляют иждивенческое поведение.

Ещё одной формой зависимого поведения выступает поиск одобрения . На это ребенок направляет все свои усилия. Такое поведение характерно для девочек, которых мамы считают похожими на себя, мало участвуют в уходе за ними и поощряют их зависимость. У мальчиков такое явление наблюдается в том случае, если его редко наказывают и терпят выходки.

Четвертой формой зависимого поведения является «пребывание вблизи» . Оно проявляется в том случае, когда ребенок не знает, как правильно себя вести, если мать относится к нему, как к менее зрелому, чем это есть на самом деле, и не доверяет отцу из-за действий в противоположном направлении.

И, наконец, прикосновение и удержание окружающих ребенком. Такое поведение проявляется в том случае, когда родители проявляют невысокую требовательность и напрочь лишены тревожности за малыша.

Как сегодня воспитывают детей

Семья влияет на становление личностных качеств человека с самого его рождения. Особенности воспитания детей в семье определяют дальнейшее развитие ребенка. Если взрослые не будут принимать участие в воспитании малыша, они не смогут стать для него предметом подражания. Ни в коем случае нельзя допускать доминирование над детьми.

Всё чаще современные родители прибегают к помощи других людей из-за собственной занятости. Дети, которые воспитываются няней, недополучают нужной теплоты и любви. Допускается оставлять малыша у родственников или с кем-либо ещё на непродолжительный период. Ребенку будет полезна смена обстановки, к тому же он получит новый опыт общения.

Стоит поговорить о родительской ответственности в современной семье. Все чаще наблюдаются такие ситуации, когда дети предоставлены самим себе. Заблуждением является и то убеждение родителей, что дети получают нужное воспитание в дошкольном учреждении или школе. Сегодня родители ограничивают свои обязанности проверкой дневника или посещением школьных собраний.

Родители не должны забывать о своих детях. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойны в предъявлении своих требований и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам. Воспитание детей в современной семье должно строиться на взаимном уважении. Поэтому нужно относиться к своим детям так, как бы вы это делали по отношению к себе.

Познавательная программа по теме

Мне нравится!

Здравствуйте! Для любого ребенка семья – это его маленький мир, где он делает первые шаги, познает мир, учится и развивается. Все, что малыш здесь слышит и наблюдает, формирует его представления об окружающем мире. Поэтому внутренний микроклимат в семье крайне важен для того, чтобы ребенок рос физически и психически здоровым. Из взаимоотношений мамы и папы он черпает модель поведения, которую переносит в свою взрослую жизнь.

Почему важна атмосфера в семье, где растет ребенок?

Распространено мнение, что маленький ребенок еще ничего не понимает. Вот почему многие папы и мамы не стесняются закатывать шумные скандалы, которые даже иногда перерастают в драки. Взрослым кажется, что малыш в силу своего возраста все равно не поймет значения многих слов, да и вообще не разберется толком в ситуации.

При этом мало кому приходит в голову, что ребенок, словно губка, впитывает негативные эмоции, родительские интонации, манеру поведения, и в будущем начнет им подражать.

Иногда в детском садике малыши непроизвольно разыгрывают драмы, которые подсмотрели в своей семье. Кроха берет куклу и играет, а потом вдруг начинает ее ругать. В этот момент как раз становится видно и слышно все, чему ребенок научился дома у своих родителей. Он кричит на бедную куклу, обзывает ее, бьет. Лишь опытный педагог, наблюдая эту картину, сможет понять, в какой жуткой атмосфере стрессов и конфликтов растет маленький человек. После этого он, конечно, попробует обсудить ситуацию с родителями, но таких проницательных воспитателей мало.

Как семейные скандалы отражаются на малыше

Постоянные семейные драмы отрицательно сказываются на здоровье ребенка и в результате провоцируют серьезные проблемы:

  • Психологические расстройства у детей – это самое распространенное последствие постоянных конфликтов в семье. Такие проблемы проявляются по-разному. Кто-то из малышей может стать злым и агрессивным драчуном, постоянно затевающим ссоры с ровесниками. Другие дети замыкаются в себе, неохотно идут на контакт, избегают общения с кем-либо. Все это ухудшает психическое здоровье, а со временем начинает негативно влиять и на формирующийся характер в целом. Если ничего не предпринимать, в старшем возрасте у ребенка появятся огромные проблемы.
  • Физические расстройства чаще всего проявляются нарушениями речи и ухудшением зрения. Живя в постоянном стрессе, малыши . У них также часто наблюдаются дефекты речи, . Проблемы со зрением часто выражаются в том, что ребенку становится сложно сфокусироваться на определенном предмете. Дело в том, что хронический стресс влияет на кору головного мозга, в результате чего и ухудшается физическое здоровье, задерживается развитие крохи.

Некоторые скандалы малыши принимают так близко к сердцу, что они откладываются глубоко в памяти и становятся едва ли не единственными детскими воспоминаниями. Взрослые после разрешения конфликта в состоянии взять себя в руки, поэтому они забывают неприятные эпизоды. Зато детям трудно понять, из-за чего случился скандал, и они начинают винить себя в разладе в семье. Так у ребенка появляются навязчивые мысли о том, что он мешает маме и папе, что его не любят, он совсем один. Ощущение собственной ненужности впоследствии перерастает в большое количество комплексов.

Очень плохо на ребенке отражаются скандалы, которые происходят перед сном. Из-за испуга и стресса малыш не может заснуть, поэтому не высыпается, а наутро чувствует себя вялым и расстроенным.

Все родители должны понять, что выяснения отношений на глазах у ребенка приводит к серьезным и необратимым последствиям. Далее я дам вам несколько советов, как избежать конфликта. Это позволит минимизировать вред для малыша.

Как вести себя родителям, если назревает конфликт

На мой взгляд, каждый взрослый человек первое чему должен научиться — вовремя промолчать. Это сложно сделать, когда эмоции бьют через край. Все же важно задуматься о возможных последствиях ссоры и о том, что потерянные нервные клетки не восстановятся. Постарайтесь отвлечься – например, посчитать до 100 или выполнить дыхательную гимнастику.


Второе правило – сделать паузу , чтобы начинающаяся ссора не переросла в настоящий скандал с криками и битьем посуды. Покиньте зону конфликта: уединитесь в другой комнате, сходите проветриться на улицу, чтобы у вас появилась возможность обдумать ситуацию в спокойной обстановке. Только не уходите демонстративно, хлопая дверью и закатывая глаза. Лучше просто скажите, что вам надо немного остыть, а потом вы готовы будете продолжить беседу.

Третье правило – учитесь контролировать свой язык, следите за тем, что вы говорите. Самые серьезные конфликты часто начинаются с несущественных мелочей, которые сменяются упреками за прошлые ошибки: один из вас пару месяцев назад поздно вернулся домой, забыл вынести мусор, другой залил ноутбук кофе, нерационально потратил общие деньги. Зачем разжигать конфликт еще сильнее? Ведь речь идет о том, что уже пройдено. Научитесь забывать ошибки прошлого, не попрекать ими друг друга, не переходить на личности. Оскорбления глубоко врезаются в память не только детей, но и взрослых.

Еще можно попытаться сменить тему разговора и обсудить нечто более приятное. После этого и возвращение к предмету ссоры станет менее эмоциональным.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Безусловно, в семейной жизни не бывает все идеально, поэтому скандалы случаются у всех. Только я уверена, что в наших силах ослабить конфликт, чтобы потом не разгребать его последствия.

Что предпринять, если скандал состоялся, причем на глазах у ребенка

Если малыш увидел, как его родители ссорятся, с ним обязательно нужно поговорить и обсудить эту ситуацию. Объясните крохе понятным ему языком, из-за чего разгорелся скандал. Постарайтесь убедить его в том, что конфликт исчерпан, и такое больше никогда не повторится. Не забудьте добавить, что все сказанные обидные слова были ошибкой, а на самом деле мама с папой добрые и хорошие и любят друг друга.


Помиритесь между собой. Главное, чтобы малыш увидел, что все наладилось и родители снова нормально общаются друг с другом. Только вот делать вид, что вы миритесь, ради ребенка не стоит (т.е. не стоит устраивать «спектакль перемирия» для своего только для ребенка). Малыши остро чувствуют фальшь и неискренность.

Покажите крохе свою любовь. Обнимите и поцелуйте свое чадо, скажите, как сильно его любите. Ребенку нужно знать и чувствовать, что в его семье все друг друга любят.

Если вы ссоритесь так, что доходит до драк, следует всерьез об этом задуматься. Хотя бы обсудите с супругом в спокойной обстановке то, что между вами происходит. Еще можно прибегнуть к помощи семейного психотерапевта. Помните, что дети с юного возраста молча наблюдают все семейные драмы. Они не могут ответить и даже просто покинуть зону конфликта. Проходит год за годом, а для малышей такое положение вещей становится нормой. В дальнейшем ту же модель отношений они перенесут на свои семьи.

Если мальчик постоянно наблюдает, как папа избивает маму, во взрослой жизни он просто не сможет хорошо относиться к женщинам. Нормой для него будет решение любых конфликтов с женой кулаками. У него не будет уважения к собственной матери, а, значит, и ко всем остальных женщин.

Для девочки, растущей в такой семье, нормой станет модель поведения мамы. Когда она вырастет, она не будет уважать саму себя, примет на себя роль жертвы, станет постоянно ходить в синяках от побоев и для нее это будет нормальным образом жизни. Ведь это модель семьи, в которой она жила и которая стала для нее нормальной.

К сожалению, полные семьи не всегда здоровые. Вернее, я о том, что отношения в семье должны быть гармоничными. Важно, чтобы ребенок , а дом был его крепостью, в которой он чувствует себя защищенным. В семьях с противоположной ситуацией дети, став подростками, часто убегают из дома, потому что им там некомфортно.

Даже если семья распалась, это не повод опускать руки. Каждому из нас под силу построить новые отношения. Только при выборе будущего супруга или супруги не забывайте о ребенке. Сложности подстерегают нас везде, но при правильном подходе можно создать гармоничную семью для своего чада.

Я хочу акцентировать внимание на том, что с самого рождения ребенок является личностью, у него есть права не только на еду, крышу над головой, одежду, обучение, но и на психическое здоровье. Малыша нужно . Если что-то в вашей семье не идеально, поработайте над этим. Ведь любая ссора, которая происходит на глазах у ребенка, откладывается тяжелым грузом в его памяти и приводит к комплексам, проблемам со здоровьем во взрослой жизни. Если чувствуете, что конфликт неизбежен, попытайтесь объяснить малышу происходящее, только очень деликатно, чтобы не нанести вред его психике.

Конфликты случаются во всех семьях. Это нормально, ведь от бытовых неурядиц никуда не деться. Только одни могут вовремя промолчать, спокойно все обсудить и сгладить конфликт, а другие лишь накаляют страсти и мелкую ссору раздувают в бурный скандал. Я уверена, что семью все-таки нужно строить на любви и уважении друг к другу. Поэтому учитесь разрешать споры мирным путем, уважать себя и ребенка.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это - управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми в отношениях любви. Но безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка».

Стиль - приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию - это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.

На процесс социального становления ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дисциплинарного воздействия и др. Кроме того, на процесс социального обучения дошкольников влияют структура и условия жизни семьи: полная семья или нет, работают ли все члены семьи, проживают ли вместе с семьей бабушка и дедушка или кто-то из родственников, каковы бытовые (жилищные) условия жизни семьи. Если условия жизни семьи и ее структура претерпевают серьезные изменения, особенно в худшую сторону, социальный опыт ребенка может заметно меняться.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций.

Авторитетный стиль родительского поведения: образ действия родителей отличается твердым контролем над детьми и в тоже время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, понятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют их смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.

Авторитарный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается подчинением собственного поведения, жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, так же исключением детей из процесса принятия решений в семье. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержанны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения.

Либеральный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается почти полным отсутствием контроля над детьми при добрых, сердечных отношениях с ними; дети либеральных родителей могут испытывать трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела. Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным; они почти или совсем не ограничивают поведение детей. Либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Вместе с тем многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности, устанавливать необходимые запреты для своих детей.

Индифферентный стиль родительского поведения: образ действий родителей характеризуется отсутствием интереса родительских функций к собственным детям. Такие родители практически не контролируют детей и не проявляют к ним теплоты и сердечности. Они не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей.

Традиционный стиль поведения родителей. При таком стиле родители исполняют отчасти устарелые роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть довольно авторитарным, а мать - более заботливой и либеральной. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. В любом случае, если брак удовлетворяет обоих супругов, и они поддерживают друг друга, оба родителя добиваются большего успеха в рамках своих семейных ролей.

Стили родительского поведения определенным образом воздействуют на личность растущего ребенка. Так, например, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны.

Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей либерального стиля поведения противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к положительным результатам: как это ни странно, дети либеральных родителей так же могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Но в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Дети авторитетных родителей адаптированным лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверенны в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стиля поведения.

Хуже всего с детьми индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, что бы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывает, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью.

Наряду с рассмотренными выше стилями семейного воспитания и педагогическими позициями родителей, которые могут встречаться в любой семье, независимо от того, является она благополучной или относится к категории неблагополучных, имеет смысл остановиться отдельно на характеристике стилей воспитания в неблагополучных семьях, дети из которых чаще всего оказываются в «группах риска».

Попустительско-снисходительный стиль. Для родителей характерно благодушное, самоуспокоенное настроение, они в серьез не реагируют на проблемные моменты в поведении ребенка. Родителями не придается серьезного значения поступкам детей, они не видят в них ничего страшного.

Позиция круговой обороны, которую может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители всегда агрессивно настроены по отношению ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Они продолжают искать виновных на стороне. Обычно дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, отличаются лживостью и жестокостью и весьма трудно подаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, жалуется на своего ребенка, на каждом углу рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. В конечном итоге подобного рода «воспитательного усилия» родителей приводят к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои проступки, у них снимается внутренний контроль над собственным поведением, появляется озлобленность по отношению к взрослым, в первую очередь, к родителям.

Педантично-подозрительный стиль. Родители не верят и не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать их от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, увлечений и общения.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. Обычно такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко наказать (избить) ребенка. Он считает, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Угрозы, постоянная боязнь наказания могут сделать одного ребенка боязливым, безвольным, несамостоятельным, а другого - озлобленным и раздражительным.

Увещевательный стиль. В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность. Они предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни или карьеры. Дети предоставлены сами себе, чувствуют себя лишними, стремятся как можно меньше бывать дома, болезненно воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание по типу «кумир семьи» чаще всего возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или у одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти безоговорочно выполняются, что приводит к формированию у него крайнего эгоцентризма, эгоизма, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль. У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки и самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, словесных оскорблений до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей.

Рассмотренные стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель родителей - помочь ребенку научиться решать проблемы; родитель добьется того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным.

Существует несколько автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблему, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Наилучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и не желанности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают, либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям не до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Родителям надо помнить, что для ребенка вредна как чрезмерная суровость воспитания, так и вседозволенность и безнаказанность. Ребенок не должен ощущать различия педагогических позиций родителей, иначе он будет дезориентирован, не понимая, что можно и чего нельзя, или начнет злоупотреблять их несогласием друг с другом.

Семья - это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь - детей. Социальные факторы, в той или иной степени обуславливающие трудности в осуществлении семьей ее воспитательной функции, таковы:

  • 1. Разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;
  • 2. Все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка - на работе и в семье;
  • 3. Дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;
  • 4. Жилищные и материальные затруднения.

Нарушения родительского отношения к ребенку или родительских установок приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка, например, отсутствие должного контроля над поведением ребенка в сочетании с излишним эмоциональным сосредоточением на нем, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств формирует истерические черты характера. Те же последствия возникают и при безразличном отношении (по типу «отвержения»). Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой - могут подтолкнуть его, в дальнейшем, к покушению на самоубийство.

Дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут переноситься негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи - к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций. У них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито, или напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и вследствие этого не чувствовать себя в праве контролировать ребенка и направлять его развитие.

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье - предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Ошибки, часто встречающиеся в семейном воспитании, условно можно разделить на три группы:

Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;

Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований ребенку;

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и не желание родителей строить свои взаимоотношения с детьми, на основе разумной любви.

Рассматривая ребенка как личную, «частную» собственность, такие родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую прихоть, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жесткие средства воздействия, либо всяческими способами уклоняться от занятий с ним, предоставляя ему полную свободу.

Одним из наиболее распространенных типов неправильного семейного воспитания является гиперопека (чрезмерная опека без учета индивидуальных особенностей, интересов и склонностей самого ребенка или же возведение даже незначительных его успехов в ранг выдающихся способностей - воспитание по типу «кумир семьи»).

Не редко в основе гиперопеки лежит нравственное заблуждение: в сознании родителей ребенок превращается в «сокровище» - мерило родительского престижа. За гиперопекой может скрываться сильная враждебность по отношению к ребенку. Иногда гиперопека мотивированное тревогой из-за собственного одиночества у родителей и навязчивой потребности в психологической защите скорее себя, чем ребенка.

Гиперопека может возникнуть в результате каких-то нарушений психического здоровья у матери. Такие нарушения приводят к появлению аномальной «потребности» матери в зависимом положении и ребенка.

К такому же негативному результату в развитии личности ребенка может привести педагогическая позиция родителей противоположного характера - строгая, да жестокости, власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие - наказывают. Порой, не только наказывают, а испытывают на нем самые жестокие средства воздействия: грозят расправой, ставят в угол на колени, бьют.

Различают четыре основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:

  • 1. Физическое насилие.
  • 2. Сексуальное насилие или развращение.
  • 3. Психическое (эмоциональное) насилие.
  • 4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их замещающими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, а так же и психического здоровья, стать причиной отставания в их развитии.

Росс Кэмпбелл, специалист в области детской психологии и психиатрии, считает, что главная опасность в использовании физических наказаний как средства контроля над поведением состоит в том, что оно, во-первых, резко облегчает чувство вины, во-вторых, может привести к отождествлению себя с агрессором.

Телесное наказание приводит к деградации, дегуманизации и уничтожению ребенка. В результате ребенок может чувствовать, что порка - это наказание, достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребенка вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности. Без основ безусловной любви ребенок не сможет пройти все фазы развития, особенно отождествление себя с родителями, что навредит формированию здоровой психики и адекватной самооценки.

Ребенок становиться на сторону карающего родителя, и у него появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Использование телесных наказаний (или угроз их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение.

Сексуальное насилие или развращение - вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое и не осознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Наиболее часто встречается проявление психического (эмоционального) насилия, которое характерно для семей как с явной (открытой), так и скрытой неблагополучия. Этот вид внутрисемейного насилия отличается длительным, постоянным или периодическим психологическим воздействием, приводящим к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающим развитие его личности. К этой форме относятся:

  • 1. Открытое неприятие и критика ребенка;
  • 2. Оскорбление и унижение его достоинства;
  • 3. Угроза в адрес ребенка, в словесной форме без физического насилия;
  • 4. Преднамеренное физическая или социальная изоляция ребенка;
  • 5. Предъявление к ребенку чрезмерных требований, несоответствующих его возрасту и возможностям;
  • 6. Лож и невыполнение обещаний со стороны взрослых;
  • 7. Нарушение доверия ребенка;

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) довольно частое явление в неблагополучных семьях. При этом со стороны родителей отсутствует элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его как личности. В основе жестокого обращения родителей с детьми могут лежать самые разные причины социального и психологического порядка, но чаще всего родители, как их ребенок, являются жертвами собственных представлений. Плохое отношение к детям в семье происходит на определенном фоне, обычно жестоко обращаются с детьми родители, задавленные тяжестью задачи воспитания своих детей.

Во всех этих ситуациях ребенок совершает «преступление» против системы ценностей его родителей. Родители пытаются защитить свои ценности (уважение, послушание, порядок, достижения, чистоту и т.д.) от предполагаемого посягательства со стороны ребенка. Они хотят внушить ему эти ценности, но в своих реакциях заходят дальше поставленной цели. Результатом становится жестокое обращение с ребенком.

Люди, жестоко относящиеся к детям, настолько эмоционально неустойчивы, что не в состоянии удовлетворить их насущные потребности. Во многих случаях родитель, плохо относящийся к ребенку или не заботящийся о нем, оказывается не столько жестоким и отчаявшимся, сколько введенным в заблуждение, беспомощным в вопросах воспитания или страдающим от какой-либо патологии.

Психологические причины родительской жестокости:

В семьях, где принято жестокое обращение к детям есть «ребенок-мишень», на которого члены семьи, в том числе и супруги, пытаются спроецировать все свои проблемы. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его «мучителя», считается «злым», иметь физические или умственные недостатки или появиться на свет нежеланным.

Критическая ситуация в семье или стечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения (потеря работы, разлука с любимым человеком, смерть кого-то из близких, нежелательная беременность, эмоциональная подавленность или даже любое незначительное событие, принципиально важно для взрослого, который сам отчаянно нуждается в утешении).

Многие родители эмоционально не готовы к той ответственности, которую налагают на них материнство и отцовство, и зачастую либо слишком близко к сердцу принимают неприятности, связанные с выполнением родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии.

Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказание не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Весьма типична для семей, в которых существует насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них живут замкнуто и не пользуются ничьей помощью.

В современном обществе во многих семьях физическое насилие приобретает систематических и хронический характер.

Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально безразличное отношение к нему родителей, предоставляющим ему с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться. Такая неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о ребенке, получила название «гипоопеки» или «гипопротекции».

При недостатке родительского тепла и внимания могут пострадать интеллектуальные возможности детей и замедлиться их психическое развитие.

Недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка, наиболее часто проявляется в неумении учитывать возрастные изменения в психике ребенка при обращении с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подростковом возрасте.

Среди родителей встречается еще одно заблуждение, которое препятствует полноценному воспитательному процессу: существует мнение, что в ребенке все свойства характера положены природой - и с этим ничего не поделаешь. Проявление характера у детей они замечают уже в раннем возрасте и склоны считать, что особенности личности и характер ребенка развиваются помимо их влияния: дети якобы от рождения могут быть ленивыми, злыми, обидчивыми.

Несмотря на то, что дети растут в одной семье, отношение взрослых к ним может быть разным.

Характер ребенка, действительно складывается очень рано, его развитие определяется и отношением родителей к ребенку, и особенностями их собственной личности, и внутрисемейными отношениями.

Мысли о генетической предопределенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание.

Недооценка личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка, которые имеют позитивную направленность и обеспечивают родительскую поддержку в формировании у него положительных черт и качеств.

Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Ребенок не становится агрессивным неожиданно, он не может быть мягким и воспитанным ребенком, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, постепенный. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые, обычно, не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнуться с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.

Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме.

Замечая отрицательные проявления в поведении ребенка, родители не придают им значения, полагая, что ребенок еще мал и ничего не понимает, а когда подрастет научиться и исправиться. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющихся в виде различных отклонений в поведении.

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка - после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

В мире и в других людях такой ребёнок, прежде всего, видит себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других.

Нарушения родительского отношения к ребенку или родительских установок приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка.

Родителям необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, а стили родительского поведения определенным образом воздействуют на личность растущего ребенка.

Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития. Поэтому так важно родителям не допускать серьезных ошибок в своих отношениях с детьми, потому что от этого страдают не только они сами, но и дети, которые становятся жертвами педагогической некомпетентности взрослых.

Родителям надо помнить, что для ребенка вредна как чрезмерная суровость воспитания, так и вседозволенность и безнаказанность. Ребенок не должен ощущать различия педагогических позиций родителей, иначе он будет дезориентирован, не понимая, что можно и чего нельзя, или начнет злоупотреблять их несогласием друг с другом.

Похожие статьи