Вентцель константин николаевич биография. Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технологическом институте (1875-1876 гг.) и Петербургском университете (1876-1877 гг.). С 1880 г. участник революционного народнического движения (в 1885 г. арестован в Воронеже, выслан). С 1891 г. работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 г. в Воронеже: преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. С 1922 г. в Москве, на пенсии.

В книге "Этика и педагогика творческой личности" (т. 1-2, 1911-1912 гг.) Вентцель выделял 3 важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравственного идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи; политическую, задача которой - изменение форм обществ, жизни. Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравственного совершенствования личности.

Педагогические взгляды Вентцеля развивались в русле педоцентризма. Совместно с членами комиссии по организации семейных школ Педагогического общества при Московском университете (О. В. Кайданова , И. И. Горбунов-Посадов, M. M. Клечковский, Н. В. Чехов и др.) разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Главная задача воспитания - развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. Главное средство нравственного, умственного и физического развития - творческий производительный труд. Вентцель детально разработал принципы организации воспитательно-образовательного учреждения - Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906-1909 гг.).

После Февральской революции 1917 г. социальный переворот мыслил в единстве с педагогической революцией, которую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах "Как бороться с милитаризмом" (1917 г.), "Современный момент и свободное воспитание" и "Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка" (1918 г.) обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит, задач.

В "Декларации прав ребёнка" (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. Наибольшую критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Не учитывалось, что Вентцель имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.

После Октябрьской революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917-1922 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей педагогической концепции, которую назвали вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922 г.), отошёл от активной педагогической деятельности. В 20-30-е гг. труды Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам [неопубликованные работы: "Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве" (1926 г.), "Философия творческой воли" и "Луч света на пути творчества" (1937 г.)].

Разрабатывал новое направление в воспитании - космическую педагогику, высшая цель которой - полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера, по В. И. Вернадскому) трактовался Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравственным императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.

Многие идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образовательной деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве советской школы.

Литература: Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 - 1947). [Некролог], Начальная школа, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания (1857-1947), Советская педагогика, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные русские педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; Михайлова М. В., Дом свободного ребенка, Советская педагогика, 1983, № 4.

М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский

Именно знание духа переносит нить Космоса
в жизнь проявленную.

Живая Этика. Община, §42.

Будущее человечества, будущее Космоса - есть ли
что-либо более священное?! Но эта ликующая священность
не в золоченной ограде, но в стреле устремления, в острие ромба,
который сдвинул законченность квадрата в будущее.

Живая Этика. Община, §199.

Целью нашего доклада является попытка рассмотреть вклад творческого наследия одного из выдающихся деятелей российской культуры Константина Николаевича Вентцеля в развитие русского космизма. Прежде всего, отметим, что в традиционном смысле в поле современной науки понятие «Космос» преимущественно рассматривается лишь как некое беспредельное пространство. Между тем, еще древнегреческие философы осмысливали Космос как качественное понятие порядка и единства, иерархичности и взаимосвязанности.

В своей работе кандидат философских наук В.Г.Соколов отмечает: «Наиболее полное осмысление какого-либо явления, как правило, происходит тогда, когда его эволюция рассматривается в контексте всего культурно-исторического процесса, в том числе с учётом самых широких связей, пронизывающих и данное явление, и относящиеся к нему события» .

Рассматривая космизм, как мировоззрение, начавшее формироваться в России в конце XIX - начале ХХ вв., Л.В.Шапошникова формулирует его как «новое мышление» , имеющее своё «конкретное пространство» и своё «духовно-культурное поле» . Как отмечает учёный, именно в России сложились такие обстоятельства, при которых импульс нового вида энергетики проявил плеяду выдающихся деятелей науки, философии, искусства и религии, развивавших идеи космизма.

К сожалению, в этой плеяде космистов оказался незаслуженно забыт Константин Николаевич Вентцель (1857-1947 гг.). Публицист и общественный деятель, философ и педагог-гуманист, музыкант и поэт он «страстно боролся со всеми видами духовного угнетения людей, за полное раскрепощение личности, за обретение ею высшего достоинства и счастья. Разрабатывая одним из первых педагогические проблемы ноосферы и экологии духа, К.Н.Вентцель оставил потомкам труды по философии и богословию, политологии и культурологии, этике, психологии и педагогике», большинство которых находится в архивах. Изучая его наследие, мы обратили внимание, что множество работ пронизаны космическим мироощущением. Нужно отметить, что в начале своей педагогической деятельности у Вентцеля вызрела мысль о необходимости воспитания свободного человека, человека творческого и одухотворённого, устремлённого к радостному и созидательному труду. Развивая эту идею, стараясь её практически реализовать в «Свободном Семейном саду», в «Доме свободного ребёнка» (1906-1909 г.г.), в «Родительском клубе» педагог начинает понимать, что ограниченное социальным окружением действительности сознание не может выйти на ту высокую ступень творческой свободы, которая изначально заложена в духовном потенциале каждого человека. Широта его мировоззрения и глубокое сострадание к человеку и человечеству в целом озарили его пониманием, что только сознание, согласующее себя с Космосом, ощущающее себя его частью может стать свободным и творческим.

Создав, по мнению современников К.Н.Вентцеля, завершенное фундаментальное учение о свободном воспитании, педагог-философ не остановился на достигнутом и начал разрабатывать новую концепцию воспитания будущего. В 20-30-е годы XX века в неопубликованных работах «О проблеме космического воспитания» (1923), «Заметки о космическом воспитании» (1925), «Заметки о Космосе» (1925), «Философия творческой воли» (1937), «Лучи света на пути творчества» (1937) и других он развивал космическую педагогику, философской основой которой являются идеи русского космизма. Общепринято считать космистами тех личностей, сознание которых достигло понимания единства всего сущего, взаимосвязанности, цельности мироздания, творческой активности и коэволюции человека, человечества и Космоса . В работах К.Н.Вентцеля, в его творческих разработках, мы находим соответствие этим положениям. Эти работы доказывают, что именно К.Н.Вентцель был основоположником космической педагогики. Постановку вопроса о космическом воспитании и разработку путей его теоретического и практического разрешения К.Н.Вентцель считал важной жизненной проблемой. Объединить их вместе и в то же время дать возможность прогрессивного развития каждому человеку сможет только новая культура, которую необходимо строить на космической основе.

Ключевой идеей философской концепции К.Н.Вентцеля является мысль о существовании закона единства всего сущего, представление о том, что Космос - это целостное единство вселенской жизни, в которой всё связано, взаимозависимо, не имеет ни конца, ни начала, объединено единой творческой энергией и управляется единым законом. «Вся беспредельная космическая жизнь ни начала, ни конца не имеет, является непрерывным, никогда не прекращающимся процессом творчества. Творчество составляет основную сущность мировой жизни, творческая эволюция представляет её основной закон», - писал К.Н.Вентцель .

По К.Н.Вентцелю идея Космоса предполагает определённый порядок в мировой жизни. Он утверждал: «Везде мир не что иное, как одно великое бьющееся сердце. Всё связано, всё слито, каждая малейшая вещь имеет отношение к целому, таинственную цель, и человек не что иное, как нить в загадочной пряже мира». И еще: «Целостность, единство и гармония составляют высший закон Космической Жизни и, по существу, есть Творческая Любовь» .

В его понимании космос живое органическое целое, творчески действующее и непрерывно совершенствующееся, а то, что люди прежде называли и сейчас называют Богом, представляет собой великий творческий Космос или, выражаясь иначе, Великое Всеобъемлющее Всё .

Космос так обширен, так беспределен, что не нуждается ни в особых храмах, ни в особых посредниках для установления связи между собой и человеком, так как каждый человек во всяком месте сам непосредственно и всегда, когда захочет, может установить контакт между собой и Космосом, потому что живой творческий развивающийся Космос не где-то далеко от нас, а здесь, рядом с нами, в нас самих, в нашем сознании и во всей необъятной простирающейся вокруг нас жизни небесных светил, Земли и человечества.

Рассматривая Космос как беспредельное творческое начало, мы, как часть этой космической беспредельности, признаём, что все дано им, и потому к нему, как единственному началу, мы и должны все относить в своей жизни. И творческий Космос действует на нас через творческую часть человечества и через наше свободное творческое сознание, которое живёт в каждом человеке и которое выявляется в жизни и деятельности истинно творческих личностей, задача которых состоит в достижении гармонии человечества и мира во всём мире.

Отметим, что в мировоззрении К.Н.Вентцеля понятие творчества становится краеугольным и определяется им как ведущая движущая сила космического бытия. Творчество и труд для него синонимы, и развитие сознания не может осуществиться без напряжённого труда, как над собой, так и над различными, окружающими нас формами, согласно космическому плану для каждой индивидуальности.

Для К.Н.Вентцеля всеначальная космическая энергия обладает творческой потенцией и, проявляясь в качестве творческого импульса, развиваясь и совершенствуясь в формах, она достигает полноты и совершенства в осознании цельности и единства во всём бесконечном многообразии и разнообразии форм.

Он убеждён, что только в творчестве - полнота и совершенство, радость и оправдание жизни. Только творчество является источником высочайших духовных радостей жизни. Только творчество даёт возможность собрать воедино свои мысли и укрепить их на твёрдом фундаменте. Только в творчестве нравственность и социальная справедливость находят своё высшее воплощение, и только жизнь, до высших краёв переполненная творчеством, является в истинном смысле этого слова святою жизнью. Только творчество есть единственный возможный путь для достижения человеком бессмертия. Только путём творчества и отдельный человек, и всё человечество, и весь космос могут приблизиться к осуществлению царства гармонии, в которой индивидуальная жизнь, жизнь всего человечества и всего космоса объединяются в одно гармоническое целое.

По К.Н.Вентцелю полное и всестороннее освобождение человека от ига чувственности, от порабощения своим животным «я» является высшею целью человеческой жизни, и единственный путь - это посвятить всю свою жизнь делу творчества, результатом которого является создание наивысших ценностей жизни, среди которых первое место принадлежит духовным ценностям: истине (наука, философия), добру (нравственная жизнь, проявления творческой любви к людям, нравственный героизм) и красоте (создание прекрасного во всех областях искусства и жизни).

В Живой Этике сказано: «Смысл жизни утверждается в сознании человеческом, когда явлено понимание роли человека в Космосе. Когда дух принимает истину, что Макрокосм и микрокосм неразрывно связаны, то устанавливается связь сознательная, и сотрудничество становится возможным с космическими энергиями. <…> Лишь когда чувство утвердится сознательно на понятии ведущей Иерархии, человечество почувствует свою истинную роль в Космосе. Каждое звено связано со своим звеном, ведущим к верху. Как бедно человечество, когда в сознании не утверждается понятие великих Космических Законов! Лишь творчество явленного духа приблизит связь между мирами. На пути к Миру Огненному запомним о связующем законе Иерархии» .

Вентцель считает, что когда человек прочно утвердит идею Космоса в своём свободном сознании, тогда Космос откроется его внутреннему зрению как бесконечная творческая сила, как неисчерпаемый источник творческой энергии. Нашему глазу Космос открывается, как творение и об этом нам рассказывает астрономия, описывая его внешний вид, а духовным очам, свободному творческому сознанию он открывается, как творец .

В понимании Вентцеля духовная жизнь, сознание разлиты во всей вселенной, только в различных степенях и формах, и что всё сливается в одно целостное единое сознание. Это целостное нераздельное единое сознание или духовную жизнь всего мира он называет космическим сознанием. Космическое сознание представляет присущую всей действительности силу творчества, поскольку она имеет духовный характер. Космос постоянно и непрерывно творится и создаётся в каждый момент своего существования. Творческое сознание живёт во всём Космосе, оно сопричастно всей действительности. И это творческое космическое сознание будучи духовной стороной действительности, всё более развивается и совершенствуется в потоке времени, в процессе непрерывного творчества жизни и поднятия её к всё более и более высоким формам. От меньшего, менее интенсивного, широкого и глубокого сознания вселенская жизнь движется к более интенсивному, широкому и глубокому сознанию и в целом, и в тех или других отдельных составных частях космоса. В этом смысле можно сказать, что космическое сознание непрерывно творит и совершенствует самого себя и всю мировую действительность, нераздельно и нерасторжимо с ней связанную, духовную творческую сторону которой оно составляет.

По Вентцелю, космическое сознание, кроме обозначения им психической или духовной жизни всего космоса обозначает также одну из высших форм, которую принимает сознание индивидуальной личности в своем развитии. Человек, имеющий космическое сознание, центральным и необходимым составным элементом которого является космическое чувство, перестает отделять себя от остальной космической жизни, а начинает ясно и отчетливо чувствовать, как бьется в нем этот пульс жизни великого космоса. О тех, кто обрёл космическое сознание, можно сказать, что они и творческий космос составляют одно в познавании. Только люди, обладающие космическим сознанием, могут быть названы сынами Космоса, ибо только они наиболее полным и совершенным образом служат выразителями и представителями Космоса на земле и среди человечества. Такое сознание, можно назвать «просветлением души» , обретением Космического сознания или «свободным творческим сознанием» .

В рукописи К.Н.Вентцеля «Религия творческой жизни» последовательно рассматриваются три ступени в развитии сознания человека. Первую он характеризует непосредственным и естественным единством, которое слишком узко и не осознаёт своей цельности и единства; вторую, более расширенную, где развивающийся интеллект открывает перед человеком зрелище необъятной Вселенной, но Вселенной, раздробленной на части; и третью - ступень «сознательного единства сознания» . На этой ступени восстанавливается нарушенное единство между человеком и Вселенной. Сама Вселенная ощущается таким человеком гармоническим целым. Восстанавливается единство личности человека с другими подобными ему личностями, составляющими человечество, и само человечество осознается им как одно целое. На этой ступени начинает развиваться то, что может быть названо космическим чувством, а также, космическим сознанием, и, как утверждает Вентцель, начинает развиваться то, что он называет сознанием человечества как единого развивающегося целого.

Чтобы «почувствовать Космос как одно целое, - размышляет К.Н.Вентцель, - надо отвлечь свое внимание от тех или других его составных частей, отдельных сторон, <…> надо сосредоточить внимание сразу и одновременно на всех открываемых отдельных сторон жизни Космоса» . Такой целостный взгляд, «этот охват сознанием Космоса как одного целого, это мышление и чувствование сразу всех сторон его жизни и всех составляющих его существ и вещей» он называет космической интуицией, которой на данный момент обладают только некоторые, но «в будущем все люди достигнут ее» . Поэтому, по мнению этого оригинального мыслителя, надо учить ребенка чувствовать Космос и развивать в нем космическую интуицию.

И.М.Пушкина, исследовательница творчества К.Н.Вентцеля, убедительно доказывает, что учёный первым в педагогике сумел обозначить этапы становления сознания ребенка от смутного понимания единства с миром до интеллектуального осознания этого единства и взаимозависимости всех составляющих этот мир частей, и что путь становления такого сознания является путём познания и нравственного совершенствования . Т.С.Буторина в своей монографии также утверждает, что «…результатом такой педагогики, должно стать развитие космического сознания и чувства, элементом которого является космическое сознание человечества, как одного развивающегося целого» .

Примечания

1. Буторина Т.С. Генезис идей К.Н.Вентцеля как основоположника космической педагогики: монография / Т.С.Буторина, И.М.Пушкина. Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2008. 182 с.

2. Вентцель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. 216 с. (Антология гуманной педагогики).

3. Научный Архив Российской Академии образования (НА РАО) фонд 23, опись 1, ед. хр. 16.

4. Пушкина И.М. Космическая педагогика К.Н.Вентцеля: монография / И.М.Пушкина. Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2009. 140 с.

5. Соколов В.Г. У истоков космизма в науке. Проблема новых путей познания в свете исторического опыта // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: материалы международной научно-общественной конференции. 2003 Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-банк, 2004. С. 473-497.

6. Учение Живой Этики. Мир Огненный. [В 3 частях. Часть III]. М.: МЦР. 1995. 374 с.

7. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: материалы международной научно-общественной конференции. 2003 Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-банк, 2004. С. 52-81.

8. Шапошникова Л.В. Новое планетарное мышление и Россия // Шапошникова Л.В. Мудрость веков. Международный Центр Рерихов, 1996. 480 с.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Цели воспитания
  • 3 Основные педагогические идеи
  • 4 Семья
  • 5 Труды
  • Источники
    Примечания

Введение

Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 - 10 марта 1947) - педагог.


1. Биография

Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербуржском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909).С 1922 в Москве, на пенсии. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.


2. Цели воспитания

Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. Воспитание и образования не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания – выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

3. Основные педагогические идеи

Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал «Декларацию прав ребёнка» (1917) – одна из первых в мире. В декларации провозгласил для детей равные с взрослыми свободы и права. Основой воспитания должен являться сам индивидуальный конкретный ребёнок. Обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с другими детьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще. Обосновал необходимость разработки космической педагогики : основой космического воспитания выступает естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Высшая цель - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребенок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.

Особое внимание К.Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка. К.Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребенка». Объединенные общими целями и делом, учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Программа деятельности этого учреждения не может быть представлена в готовом виде, она должна создаваться постепенно, в процессе жизни и труда детей, с учетом их интересов и потребностей. В основе жизни такого учреждения должен быть разнообразный творческий производительный труд. Учёба как часть трудовой деятельности не регламентируется, к ней дети обращаются только тогда, когда у них появляется необходимость в знаниях или интерес к какому-либо предмету. Педагогический процесс должен строиться на поисковых, исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия, при которых ребенок может самостоятельно добывать знания. По мысли К.Н. Вентцеля, учитель должен сводить к минимуму дурное влияние среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, подавать личный пример.


4. Семья

Брат: Вентцель, Николай Николаевич, писатель

Жена: Надежда Яковлевна ур. Ростовцева (1857 - 1898)

Дети: Михаил (1882 - 1963), ученый астроном. Маргарита (в замужестве Чуракова) (1888 - 1968), мать известного реставратора С.С. Чуракова

Жена: Софья Александровна ур. Станюкович (1871 - 1945), племянница писателя К.М. Станюковича, внучка скульптора П.К. Клодта

Дети: Александр (? -1963). Надежда (1900 - 1998), скульптор. Арий (1904 - 1979)

5. Труды

  • Вентцель К.Н. Освобождение ребенка [Текст] / И. К. Вентцель. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Земля и фабрика, 1923. - 20 с.
  • Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания [Текст] / К. Н. Вентцель. - М. : [б. и.], 1896. - 47 с.
  • Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей [Текст] / И. К. Вентцель. - Изд. 2-е. - М. : Земля и фабрика, 1923. - 149, с.
  • Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу [Текст] / сост. И. К. Вентцель. - М. : [б. и.], 1906. - 291, с.
  • Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка [Текст] / И. К. Вентцель. - М. : [б. и.], 1918. - 16 с.
  • Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад [Текст] / И. К. Вентцель. - Изд. 4-е, вновь испр. и доп. - М. ; Пб. : Голос труда, 1923. - 102, с.
  • Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) [Текст]. - М. : книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911 - 1912. - (Педагогическая библиотека) Т. 1: Этика творческой личности. - 1911. - 388 с.
  • Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) [Текст]. - М. : Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911 - 1912. - (Педагогическая библиотека) Т. 2: Педагогика творческой личности. - 1912.

Источники

Примечания

  1. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 344.
  2. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140.
  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.

Ссылки

  • Богуславский М.В. К.Н. Вентцель//Вестник образования - www.vestnik.edu.ru/ventsel.html
  • История либертарной мысли России: Константин Вентцель - www.avtonom.org/node/4777
  • Юрий Дружников Явная и скрытая жизнь Константина Вентцеля - www.druzhnikov.com/text/rass/russmif/3.html
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 13:05:20
Похожие рефераты: Вентцель Николай Николаевич , Вентцель Елена Сергеевна ,

В современный период проблема свободного воспитания приобретает наибольшую практическую значимость, ибо свободное воспитание это направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание, как; помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.

Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества. Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия, в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место.

Среди педагогов широкое распространение получила теория "свободного воспитания", идеи которой наиболее ярко выразил Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

Константин Николаевич Вентцель принадлежит к той категории ученых, которые малоизвестны сегодня среди широкой педагогической общественности. Причин тому много, но главная из них состоит в том, что с приходом новой власти в 1917 году, он не отказался от своих прежних взглядов, а как бы ушел из активной педагогической деятельности.

Педагогические труды, общественная деятельность и учительская практика К.Н. Вентцеля были значительным событием в истории педагогической науки в России.

Константин Николаевич Вентцель родился 7 декабря 1857 года в Петербурге, в семье чиновника канцелярии Петербургского военного генерал-губернатора. В 1875 году окончил Виленское реальное училище, поступил в Петербургский технологический институт. Затем учился на юридическом факультете Петербургского университета, в институте инженеров путей сообщения, который оставил через год. В школьные и студенческие годы увлекался поэзией, сам писал стихи, занимался музыкой, изучал философские труды великих ученых. Эти годы были временем духовного поиска своего призвания для педагога.

Тогда же он сформулировал цель своей жизни: "…главная жизненная задача, - как довести и сохранить до глубокой старости свою способность действовать и жертвовать собой для бедного, несчастного, обездоленного люда".

После революции 1905 года в педагогической науке появились новые веяния. К.Н. Вентцель и его соратники предложили совершенно новые подходы к воспитанию детей. Они направили все свои усилия на преодоление официальной педагогики, постепенно терявшей свои сложившиеся традиции и устоявшиеся принципы. После трагических событий 1905 года в России, К.Н. Вентцель думал об эволюционном развитии страны, в строительстве которой активное участие примут свободные люди. Не случайно в основу теории свободного воспитания был положен принцип гуманности.

Его сочинения “Освобождение ребенка”, “Новые пути воспитания и образования детей”, “Этика и педагогика творческой личности” насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям, стремлении развить их творчество исканием новых путей воспитания.

В качестве основной цели воспитания К.Н.Вентцель видит всякую внешнюю цель, которую ставят в воспитании, делая его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Отсюда вытекает цель нравственного воспитания, по мнению Вентцеля это выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

В своей книге "Теория свободного воспитания и идеальный детский сад” К. Н. Вентцель раскрыл основы свободного воспитания детей дошкольного возраста. Он предлагал создать наряду с “домом свободного ребенка” дошкольное учреждение, названное им "идеальный детский сад". Такой детский сад, является, по его мнению, такой же педагогической общиной, в которой воспитатель и дети - “две равноправные единицы”. Такое объединение, по замыслу Вентцеля, должно стать “маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие” (труд по самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными, сельскохозяйственный труд и т.д.). Это место должно стать местом счастья. радости и_ свободы", где удовлетворяются все запросы, в том числе нравственные, научные и эстетические. Вентцель отрицал все программы, планы, расписания педагогов и предлагает присматриваться к планам, мечтам самих детей, к их свободному выбору. А все члены такой педагогической общины должны уметь прислушиваться друг к другу, вместе творить, импровизировать без предварительной подготовки.

В “идеальном детском саду” воспитатели должны смотреть на ребенка как на “маленького художника, которому надо только помогать совершенствоваться и находить самостоятельно все более лучшие формы для воплощения красоты”.

Из пластических искусств дети в свободном детском саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией, металлопластикой. На таких формах общения детям представлялся свободный, выбор тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. В свою очередь он не отрицал значение игр которые должны быть “методом освобождения творческих сил” , они изобретаются самими детьми.

По мнению Константина Николаевича, ребёнок и воспитатель должны быть равными в общении, которое не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно, будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка.

В таком детском саду и порядок должен быть свободным, правила должны создаваться детьми и педагогами совместно, общими усилиями. Девизом такого детского сада должно стать: "Минимум регламентации - максимум свободы".

В большинстве современных детских садов такого равенства в воспитании и общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка и даже не прислушивается к нему. В таких детских садах процесс воспитания исходит от педагога, считающий это воспитание своей прерогативой, а ребёнок является его объектом, а не союзником, помощником, товарищем. Таким и останется воспитание до тех пор, пока не появятся истинные воспитатели и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Когда ребенок увидит и почувствует, что не только его постоянно воспитывают, а и он воспитывает своего воспитателя, что благодаря его заслугам люди вокруг него становятся, лучше, тем полнее и плодотворнее будет влияние взрослого на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем.более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

Опираясь на теорию К. Н. Вентцеля о свободном воспитании, детский сад должен стать именно тем местом, где ребёнок будет счастлив и свободен у него поменяется отношение к жизни, её задачам будет более вдумчиво и внимательно относиться к тому что его окружает, приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. Помочь педагогу в этой нелёгкой задачи, сменить отношение к детскому саду помогут совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Такие беседы должны быть искренними, вдумчивыми, живыми и интересными, в них должно быть поменьше показного. Вот на что должен обратить внимание воспитатель.

Дошкольное учреждение, как считает К. Н. Вентцель, должно быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни.

Такой процесс, как свободное воспитание нельзя построить без учёта возрастных особенностей детей. Не возможно заточить в рамки программы то настроение, те интересы, которые противоречат основным особенностям того или иного возраста. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Большое и самое главное место, учёный отводит игре, он говорит о том, что отношение в игре должны быть свободными, причём в них должно происходить освобождение творческих сил, которые будут использоваться ребёнком по отношению к другим видам деятельности. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел последнюю. Воспитатели стараются как можно больше руководить играми детей и очень мало дают им самим свободно играть, мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.

Деятельность воспитателей детского сада ученый видит в проявлении творчества, как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, используя метод освобождения в ребенке творческих сил, метод пробуждения творческого искания, творчества, исследования, метода приведения ребенка к наибольшей активности, а не состояние пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев традиционной модели воспитания. Поэтому дети должны сами стремиться самостоятельно доходить до разрешения всякого рода вопросов, а не спешить отвечать на них всячески поощряя их несамостоятельность в поиске решения. Воспитатель, не давая ребёнку полного ответа на его вопрос, даёт ему гораздо больше возможности самому большими усилиями добиться ответа. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.

Воспитателю следует выявить потребности и интересы ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда ему удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Следует помнить, что ребёнку нужны только те знания, которыми он может воспользоваться в блажащем будущем, а не те, которые понадобятся ему когда-то. Таким образом, всё то о чём дети узнали в детском саду, все те знания, которые они получили, не будут оторваны от их жизни, а будут им нужны. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети. Также те душевные переживания, которые рождаются в нём, связанные с его жизнью играют большую роль тесно связанны с занятиями детей искусством. Но воспитателю не следует указывать, что и как будут делать дети, а способствовать тому, чтобы дети накапливали опыт, проявляли большую самостоятельность и оригинальность. Результатом этой работы будет служить то, что ребёнок поставит перед собой цель, а именно, более совершенно выполнить задуманное.

С начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в российской Федерации получило возможность развиваться на принципах свободы, демократии, гуманизма. Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании" и другие законодательные акты определили общие ориентиры государственной политики в области воспитания и образования. Принципы государственной политики в области образования впервые за многие годы, дали педагогам возможность самим моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и региональным культурным традициям.

Современная система отечественного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг.

Говоря о сегодняшнем времени, нужно сказать о том, что свободное воспитание предполагает великое напряжение творческих сил в педагоге для открытия той системы воспитания, которая может и должна быть применена именно в отношении к данному определенному ребенку, к данной конкретной индивидуальности. Перед взрослыми открывается большая дорога полная интересной, творческой работы. Нужно ещё многое сделать, чтобы исследовать и описать способы и приёмы. При помощи, которых могут быть кратчайшим и легчайшим путем для совершенствования возможности допускать меньшее число ошибок, апробации той системы воспитания, которая окажется наиболее пригодной для данного индивидуального ребенка.

На данном этапе, прежде всего, требуется, чтобы воспитатель искренне и глубоко любил каждого конкретного ребёнка, как бы испорчен этот ребенок ни был и сколько бы огорчений он ему ни причинял. Воспитатель не должен показывать всякое раздражение, о котором может догадаться ребёнок, иначе это раздражение может возвести непреодолимую стену, которая ставит на их пути, что приводит к взаимному отчуждению друг от друга, заставит ребенка замкнуться в себе, а воспитатель навсегда потеряет тот единственный ключик от души ребёнка.

Из теории свободного воспитания следует, что ребёнок это не пустой сосуд, который надо наполнять знаниями, умениями, навыками в разных областях.

Она смотрит на детей как на постепенно формирующихся творческих личностей, путем творческой деятельности. Она смотрит на них как на самобытных, самостоятельных искателей высших духовных ценностей жизни. Эти ценности должны быть созданы внутри каждого конкретного человека, каждого для себя.

Хотелось бы верить, что эта теория в скором будущем ляжет в основу воспитания. И детские души наполнятся чистым солнечным теплом, а воспитатели будут дарить им свою любовь и нежность.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996
  2. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915
  3. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993

Родился 24 ноября 1857 в Петербурге, в семье чиновника. После окончания в 1857 году Виленского реального училища поступил сначала в Петербургский технологический институт, через город стал вольнослушателем на юридическом факультете университете, а затем перешел в институт инженеров путей сообщения. В конце сентября 1891 года переехал в Москву, где принял активное участие в работе Педагогического общества при Московском университете. Составил программу разработки вопросов нравственного воспитания. Возглавлял комиссию по организации семейных школ. Разработал новый тип учебного заведения, который был открыт в 1906 году под названием «Дом Свободного Ребенка», просуществовавший всего три года.

Педагогические труды : «Борьба за свободную школу» (1891), «Этика и педагогика творческой личности» (1911-1912), «Отделение школы от государства и декларация прав ребенка» (1918).

Источник: Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т.3. Новейшее время / Под ред. А.Н.Пискунова. – М., 2007. – 560; Российская педагогическая энциклопедия: 2 т. Т.1/под ред. В.В. Давыдова.- М., 1999.

Культура и воспитание.

С вопросом о воспитании и образовании тесно связан вопрос о культу­ре. Воспитание, как определяют его многие, имеет своей задачей - при­общить ребёнка к современной культуре, ввести его в обладание тем громадным наследством, которое оставило человечество, и сделать так, чтобы он ещё более мог увеличить это наследство и в этом увеличенном и расширенном виде передать его потомкам.

Нет спора - хорошо быть наследником и хорошо получать в наслед­ство громадные богатства, но в этом положении наследника также кроет­ся и опасность своего рода.

Что важнее: наследник или наследство?

Нет сомнения, что наследник неизмеримо важнее всякого наследства, как бы велико оно ни было, и, однако, эта истина очень часто упускается из виду при обсуждении вопросов воспитания.

Громадность культурных завоеваний человечества в области искусст­ва, науки, техники так подавляет нас своим величием, что мы склонны придавать совсем ничтожное значение тому наследнику, которого мы хо­тим ввести в обладание этими несметными богатствами.

Он для нас начинает играть второстепенную и подчинённую роль.

Он перестаёт для нас иметь значение как живая личность.

Он для нас является только как хранитель культуры, как источник её дальнейшего возрастания в широте и ценности.

Культура - хорошая вещь, кто станет спорить против этого, но выше культуры стоит живой человек, живая человеческая личность, и, вводя эту живую человеческую личность в обладание тем ценным богатством, кото­рое ей досталось на долю от предыдущих поколений, позаботимся о том, чтобы она как личность, ни в чём бы не потерпела умаления, чтобы она не изнемогла под бременем этого богатства, не утратила своей свободы, не стала рабом, не свелась бы к роли простого орудия или средства...

Но существующая система воспитания об этом нисколько не заботит­ся: она думает только о культуре, о наследстве, о дальнейшем безмерном увеличении этого наследства, а о наследнике, о ребёнке, она совершенно забывает.

Не человека, не личность она воспитывает в ребёнке, а привратника культуры, её кладовщика, безразличный и бесформенный аппарат для хранения и дальнейшей передачи добытых результатов культурного раз­вития человечества.

Пора одуматься, а то наша великолепная культура приведёт в конце концов, несмотря на свои блестящие успехи, к полному вырождению че­ловека.

Пора, чтобы человек стал не орудием, не средством культуры, а её владыкой, господином её...

Мы должны смотреть на ребёнка, прежде всего, как на ребёнка и как на будущего человека, и только потом уже как на наследника культуры.

Разве так мало у нас книг и книгохранилищ, что мы хотим самого человека обратить в книгу и в книгохранилище, напичкивая его без меры и без конца всякого рода знаниями и стремясь как бы вложить в него весь опыт человечества, накопленный последним в течение всего его процесса исторического развития.

Каким образом лучше всего сохраняется культура человечества? Ка­ким образом может быть лучше всего достигнут её быстрый рост, её возрастание в ценности? Каким образом мы можем достигнуть того, что наша внешняя, блестящая, показная культура приобретёт более глубокий смысл и более широкое и плодотворное значение?

Всего этого мы можем достигнуть только тогда, когда культура пере­станет быть внешней и показной, а станет истинной внутренней культурой, когда мы перестанем гнаться за чисто внешними результатами и обратим внимание на внутреннего человека.

О развитии этого внутреннего человека мы очень мало заботимся, а между тем, к этому должна бы сводиться главная задача воспитания.

Несмотря на внешний культурный лоск, этот внутренний человек у большинства современных людей представляет нечто до крайности жалкое.

И, несмотря на рост культуры, он всё более и более умаляется, всё более сморщивается, всё более теряет своей глубины, потому что на раз­витие его современное воспитание не обращает почти никакого внимания.

А между тем, этот внутренний человек - самое важное: он - душа культуры, без него всякая культура, как бы она ни казалась высоко стоя­щей, лишена всякого смысла, без развития его она будет бездушной культурой, будет представлять только разукрашенную, пышную скорлупу ореха, у которого или вовсе нет ядра, или это ядро источено червями.

Будем же больше думать о развитии внутреннего человека в людях и будем поменьше гнаться за внешними показными результатами!

Современная культура забыла о человеке, о ребёнке и потому и прихо­дится, не уставая, напоминать теперь об этом.

Мы должны видеть свою великую задачу в защите внутреннего человека, формирующегося в ребёнке, от всяких посягательств, имеющих тен­денцию изуродовать этого внутреннего человека, имеющих тенденцию его умалить и свести на нет.

Этот внутренний человек - самое важное, на нём должно быть воз­двигнуто здание культуры, на нём должна быть построена общественная жизнь.

Тогда у нас будет здоровая, истинная культура, о которой мы в настоя­щее время не имеем и отдалённого понятия, и тогда у нас будут нормаль­ные общественные отношения, воплощающие в себе максимум наиболее развитой общественности, максимум счастья, любви и свободы.

Каким путём человечество из состояния дикости может подняться до более высоких ступеней развития?

Есть два пути: один - это путь внешней дрессировки, другой - путь свободного внутреннего развития.

Человеческий род, благодаря авторитетам всякого рода, до сих пор подвергался исключительно внешней дрессировке, о том же, чтобы под­нять человеческий род к высшим ступеням культуры путём свободного внутреннего развития, до сих пор почти не заботились.

Это - дело будущего, и это великое дело надо начать как можно скорее.

Но культура, которая достигается путём внешней дрессировки, не­смотря на весь свой внешний блеск, не имеет много цены. Это - культура рабов.

Только культура истинно свободных людей принесёт поистине роскош­ные плоды.

Смягчая дикость человеческой природы путём подчинения людей тем или другим авторитетам, путём внешней дрессировки, мы в то же время прививаем человеческой природе инстинкты рабства.

Вместе с уничтожением дикости человеческой природы, мы уничтожа­ем также и присущий человеку в этом диком состоянии инстинкт свободы, мы воспитываем в нём ужасную привычку покорно склонять свою голову под то или другое ярмо.

Мы покупаем смягчение человеческой дикости слишком дорогой ценой.

И когда думаешь о том беспредельном царстве рабов, каковым явля­ется почти всё культурное человечество, то невольно возникает вопрос: есть ли основание гордиться нашей хвалёной великолепной культурой, и не есть ли эта современная культура, которую мы хотим сохранить в её status quo, с её культом авторитетов во всех формах и во всех видах, препятствием для нарождения другой высшей свободной культуры , - культуры человека, освобождённого от подчинения всяким авторитетам и свободно и творчески созидающего новые формы жизни и существова­ния?

Освобождение ребёнка - вот то одно единственное средство, которое может спасти культуру человека от погибели, может повести к возрожде­нию и обновлению современной культуры, может повести к созданию выс­шей истинно-человеческой культуры.

Но на пути к этому придётся преодолеть упорное сопротивление взрос­лого поколения, в руках которого находится дело воспитания и образова­ния подрастающих поколений.

Как много ещё существует властолюбивых натур среди взрослых! Как им трудно отказаться от своей власти над ребёнком! Какие софизмы стро­ят они, чтобы оправдать законность этой власти!

Как упорно они сопротивляются полному и последовательному осу­ществлению "идеи освобождения ребёнка", предчувствуя, что при после­довательном осуществлении этой идеи они лишаются почвы и материала для проявления своих властолюбивых стремлений.

Такие властолюбцы нам встречаются и среди родителей, и среди учи­телей, и вообще, среди всех тех лиц, которые так или иначе причастны к делу воспитания. Свет кишит ими.

За "освобождение ребёнка" предстоит великая борьба, которая будет ещё долго длиться.

И легче будет сломить сопротивление ярых врагов этого освобожде­ния, чем тех мнимых друзей ребёнка, которые не хотят вполне освободить ребёнка, якобы ради его собственного блага и якобы ради спасения че­ловеческой культуры, которая может при этом оказаться в опасности.

Тогда как, наоборот, именно только путём последовательного и систе­матически проведённого "освобождения ребёнка" и может быть спасена наша культура, и рабство ребёнка, всеобщее и всестороннее рабство, проходящее через все возрасты его жизни, и ставит на карту её сущест­вование и ведёт человечество всё более и более по наклонной плоскости в направлении к вырождению.

Ещё не скоро придёт время, когда будет провозглашён и твёрдо установлен культ ребёнка .

В прежние времена царил культ предков: воля предков, запечатлённая в религиозных верованиях, обычаях, тех или других преданиях, составля­ла абсолютный закон, господствовавший над жизнью единичного челове­ка и общества. Настоящее время, по крайней мере, в его существенных чертах, может быть охарактеризовано, как культ взрослого человека, яв­ляющегося хозяином жизни, налагающего на всё свою печать и диктую­щего всему свою властную волю. Будущее, несомненно, явится культом ребёнка, этого носителя и источника новой жизни, этой неиссякающей надежды на беспредельное обновление всех сторон человеческого су­ществования.

И этот культ ребёнка будет коренным образом отличаться от всех каких бы то ни было форм культа. Если и культ предков, и культ взрослого человечества являются только не более и не менее как теми или другими формами идолопоклонства, как оковы и путы для несущейся вперёд жиз­ни, часто как проклятие и презрение к истинным и настоящим ценностям жизни, то культ ребёнка или вообще молодёжи явится прямой им противо­положностью.

Культ ребёнка - это будет только великое благоговение, великое пре­клонение перед развивающейся жизнью, перед беспредельным творче­ством жизни, свободно обновляющейся и принимающей всё высшие и высшие формы; это будет систематический, последовательный и плано­мерный труд, чтобы обеспечить и охранить это свободное развитие, чтобы устранить с пути его всё то, что ему противодействует, тормозит его и мешает.

Только культ ребёнка или молодёжи будет культом жизни, культом творчества и культом человека в истинном смысле этого слова, культом свободно развивающегося во всех направлениях человека, поднимающе­гося на всё более высокие планы бытия, будет признанием и уважением этого человека во всех возрастах его жизни, начиная с момента его ро­ждения.

Но культ взрослого человека пустил настолько глубокие корни в душе и сознании людей, что для установления культа ребёнка приходится пре­одолевать почти непреодолимые препятствия.

И, однако, они должны быть преодолены.

Ведь ребёнок - это то новое будущее, которое вечно смотрит на нас своими молодыми и смеющимися глазами.

Неужели же люди будут постоянно, частью сознательно, частью бес­сознательно, урезывать это будущее? Неужели они будут вечно мешать ему сделаться великим и прекрасным?

Когда же они, наконец, поймут, что взрослое человечество тогда только и станет истинно великим, прекрасным, могучим и свободным, когда оно освободит ребёнка, когда оно сознательно выставит на своём знамени "Культ ребёнка", когда оно перестанет идолопоклонствовать перед со­бою, перестанет накладывать свою мертвящую печать на молодые побеги жизни, перестанет сдерживать неудержимый полёт молодых свежих сил в высь и ширь.

Будем почаще думать о том великом, светлом будущем, которое глядит на нас из весёлых, искрящихся глаз ребёнка, которое сквозит в его невин­ной улыбке, и тогда мы не можем не почувствовать желания освободить ребёнка из-под нашего гнёта, открыть для его молодой души свободный путь в страну Света, Солнца и Свободы, по которой стосковалось совре­менное человечество...

И тогда мы достигнем обновления, возрождения и одухотворения на­шей внешней, показной, бездушной культуры...

Свободное воспитание и свободная школа. 1907/1908. № 7.

Похожие статьи