Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в развитии личности дошкольника Выделяются три основные музыкальные способности

Роль музыкального воспитания в развитии эмоционального и творческого потенциала дошкольников

Описание : Данная методическая разработка будет интересна и полезна музыкальным руководителям и педагогам ДОУ, разработана для детей старшей группы.

Цель: обосновать роль музыкального занятия, как одного из наиболее эффективных средств развития музыкально –творческих способностей дошкольников.
Задачи: развитие творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: (восприятия музыки, певческой деятельности, театрализации, музыкально-ритмической деятельности).
Воспитательные: воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества; эмоционально раскрепостить ребёнка; учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.
Гипотеза исследования: главной задачей, при работе с детьми, является создание на музыкальных занятиях условия комфорта, творческой свободы. Только при таких условиях можно развить устойчивый интерес к музыкальной деятельности, раскрытию его творческого потенциала. Благодаря специально подобранному репертуару, целенаправленному педагогическому воздействию не только достигается психоэмоциональная коррекция, но и создаются условия на музыкальных занятиях для развития творческих способностей. Эффективность развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если будет использована система методических средств, приемов и условий, включающая:
создание в дошкольном учреждении предметно –развивающей среды (оформление музыкального уголка, создание иллюстративного материала использование муз. инструментов, костюмов в повседневной жизни детей);
использование метода музыкальной игры, который предполагает активное сотворчество педагога и ребенка;
создание в дошкольном учреждении традиций проведения народных, календарных праздников, в ходе которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.
Объект исследования: творческий потенциал личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия и результаты деятельности по развитию творческих способностей.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по вопросам исследования;
- методы исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и т.п.);
- опытно-экспериментальная работа с детьми, констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
База исследования: констатирующий формирующий и контрольный эксперименты проводились в детском саду № 16 «Родничок», г.Янаул.
Актуальность: поколения, жившие в 17 -19 вв. относились к творческому развитию детей более серьезно. В дворянских семьях обязательно давали детям музыкальное воспитание, учили пению, игре на музыкальных инструментах, танцам. Пару десятилетий назад музыкальное воспитание считалось необходимым, почти каждый ребенок посещал музыкальную школу, но сегодня большинство родителей, чувствуя себя обязанными помочь своему ребенку овладеть практическими знаниями, нанимают репетиторов по английскому языку и математике, отдают ребенка в спортивные секции. Это понятно: современная жизнь такова, что искусство вообще и музыка в частности занимают далеко не первое место. Значительно более важной, с точки зрения родителей, является возможность получить профессию, способную в дальнейшем прокормить ребенка и его семью. Позже, когда начали работать музыкальные школы, попасть в них мог не каждый ребенок. Чтобы удостоиться этой чести, следовало сдать вступительный экзамен. По результатам экзамена строгие преподаватели определяли, имеет ли претендент способности к музыке, стоит ли тратить время на его обучение. Родители прикладывали все усилия, чтобы дать детям музыкальное воспитание и образование: это говорило о хорошем вкусе родителей и определяло степень их заботы о детях. Занимаясь детским музыкальным воспитанием, родители делают для своего ребенка огромное по важности дело. Во – первых, ребенок приучается к постоянному труду, усидчивости, учится терпению: ведь овладеть знаниями и стать музыкантом - дело нелегкое. Во – вторых, ежедневное погружение в мир прекрасной музыки развивает духовный мир ребенка, делает его богаче. В – третьих, многие дети, получившие музыкальное воспитание, эмоциональнее и интеллектуальнее более развиты.Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал.
Введение: С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Различать нюансы музыки у детей формируются с раннего возраста. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие творческих способностей должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки, восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.Задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание.

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.) Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.
В музыкально-ритмической деятельности старшие дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. Все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Восприятие музыки, например,осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Cледует специально отметить возможности старших дошкольников в области творчества. Специальные исследования, и передовой опыт показывает, что дети старшего дошкольного возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ, могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах.
Так же музыкальному руководителю следует учесть некоторые особенности старших дошкольников:
Несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи, шаблонного поведения педагога
Отсутствие навыков целенаправленной умственной работы, но цепкая память.
Небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты».
Яркое образное воображение, его конкретность.
Склонность к игре; через игровые формы легко усваивается даже сложный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.
Этапы формирования детского творчества.
- На первом этапе происходит накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению (восприятие приобретает эстетическую окраску). Музыкальное восприятие помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.
- Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем танец). Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
- На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования творческих способностей. Знание особенностей формирования детского творчества дает возможность определить педагогические условия необходимые для обучения детей основам музыкальной культуры.
На основе изученной литературы и педагогического опыта был смоделирован процесс формирования музыкально-творческого проявления у дошкольников, что стало основой выявления уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

1. Методика« Солнце в комнате»

Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

2. Методика «Птенцы и невылупившиеся птенцы»

Цель: Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

2.1. Констатирующий эксперимент

Цель: выявить начальный уровень развития музыкальных способностей детей средствами восприятия музыки.

Методы исследования на данном этапе:

1.Беседа с детьми;
2.Наблюдение и анализ уровня музыкального развития;
3.Экспериментальные занятия;
4.Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
В процессе наблюдения были выявлены данные, которые мы занесли в таблицу 1.

Таблица 1. Характеристика детей

Из таблицы 1 мы видим, что большинство детей в группе проявляют интерес к музыкальным занятиям (12 чел.) и любят слушать музыку (13 человек). Трое детей посещают музыкальные занятия без интереса, но любят слушать музыку. Двое детей не достаточно внимательно слушают музыку, но с удовольствием посещают музыкальные занятия.

Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента

Далее мы провели исследование уровня развития музыкальных способностей детей по специальным авторским методикам. По результатам диагностики детей с помощью методики «Солнце в комнате» никто из группы не смог набрать максимально возможных пяти баллов. Четыре балла набрали 9 детей. При исправлении несоответствия в рисунке эти дети дали сложные ответы. Шестеро детей набрали по данной методике три балла, они дали простые ответы при устранении несоответствия в рисунке. Средний балл по данной методике в группе составил 3,6 баллов.

Методики исследования музыкальных способностей (таблица №2)

По результатам диагностики по методике «Птенцы и невылупившиеся птенцы» двое набрали по 12 баллов, трое - по 11 баллов, четверо – по 10 баллов, и шестеро детей набрали по 9 баллов по данной методике. Максимально возможных 15-ти баллов не набрал никто из детей. Средний балл по данной методике в группе составил 8,9 баллов.
Средний балл в группе: 3,6 баллов 8,9 баллов 1,5 баллов.
Таким образом, по результатам констатирующего этапа исследования, по всем двум методикам, никто из детей в этой группе не показал высокий уровень музыкальных способностей. Мы можем сделать вывод, что развитие творческих способностей у детей в этой группе находится на границе среднего и нижнего уровня.

Формирующий эксперимент. Игры с детьми

Сценарий сказки “Заюшкина избушка»
(Для детей старшей группы).
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» .Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; сформировать представления детей о животном мире и местах обитания животных; развивать воображение при работе с предметами; формировать умения имитировать движения, характерные для различных животных под музыкальное сопровождение.
Действующие лица: ведущая, заяц, собака, бык, волк, медведь, лиса, петух.
Вторая серия включала задания на воплощение музыкально-игрового образа в развитии.
Цель – формирование умения выражать отношения между отдельными партнерами в играх-инсценировках. Учитель предлагала послушать песню «Котик и козлик» Е. Тиличеевой и решить, кого бы они хотели изобразить. Затем детям предлагалось это сделать под музыку. Основная группа детей с воодушевлением взялись за это задание. Особенно удалось представление образа котика, поскольку козлика многие в движении не видели и плохо представляли, как он двигается. Но характер музыки и текст помог большинству справиться с заданием, показать их взаимоотношения.
Третья серия заданий была посвящена композиционному построению музыкальной игры.
Цель – формирование умения композиционного построения детьми музыкальной игры. Воспитатель предлагал послушать песню «Помогите» Е. Тиличеевой и воплотить самостоятельно содержание ее (как муравей дуб тяжелый тащит, а друзья ему помогают). Осознание игровой задачи, а также содержание песни позволили практически всем детям выразительно передать музыкальные образы через движение.
Для выявления эффективности предложенной системы заданий был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности музыкально-творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-ритмической деятельности и сопоставить полученные результаты с исходным уровнем.
В ходе эксперимента детям было предложено под звучащую музыку (песня Г.Левкодимова «Кто как идет») определить животных, о которых рассказывает музыка и подвигаться как звучащие персонажи (медведь, лиса и волк). Все дети правильно определили какому животному соответствует какая музыка, выбрали движения, характерные для них. Однако не все смогли внести в свои движения что-либо оригинальное, отличное от других. В количественном плане результаты получились следующие: на низком репродуктивном уровне не оказалось никого, на среднем преобразующем уровне – 85% (10 человек), на высоком творческом – 15% (5 человека) дошкольников.
(Результаты отражены в таблице №3)
В результате проведенного исследования мы выяснили, что по результатам констатирующего этапа исследования, по всем трем методикам, никто из детей в этой группе не показал высокий уровень музыкальных способностей. Мы можем сделать вывод, что развитие музыкальных способностей у детей в этой группе находится на границе среднего и нижнего уровня. Далее, в рамках формирующего эксперимента, с детьми была проведена серия занятий по развитию музыкальных способностей, на которых дети слушали музыку, рисовали, играли и отвечали на вопросы педагога. По итогам заключительного, контрольного тапа диагностики, развитие музыкальных способностей дошкольников улучшилось, и находится на границе среднего и высокого уровней развития. Итак, на контрольном этапе диагностики отмечается повышение уровня музыкальных способностей у детей в группе. Что позволяет сделать вывод об эффективности занятий, проводимых с детьми в ходе формирующего эксперимента.
Следовательно, гипотеза нашего исследования получила свое подтверждение. Эффективность развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если будет использована система методических средств, приемов и условий. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
В заключение следует отметить, что развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение малышей к музыке формирует отношение к искусству и окружающему миру, способствует всеобщему и личностному развитию. Музыка обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на ребенка. Первые музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Огромное значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкаль но - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека. «Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления». Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление.

Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления. Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Григорьева Анна Ивановна,

педагог дошкольного образования ДОУ Детский сад № 44 станицы Васюринской Динского района Краснодарского края.

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева.

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни.

Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей . Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления .

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

«Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» .

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогическойпрограммы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Важным определяющим фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества его подготовки во многом зависит успех образовательного процесса, в особенности для детей дошкольного возраста. В связи с этим современному педагогу, воспитателю необходимо понимать язык музыкального искусства, уметь раскрыть красоту музыки и ее своеобразие детям, пробуждая их самостоятельность и активность в разных видах музыкальной деятельности.

Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, на основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование и направление для оптимальных педагогических действий .

Актуальным и значимым для современной музыкальной педагогики остается поиск действенных механизмов музыкального воспитания; разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания, а также глубокое осмысление состояния музыкального воспитания в России.

Литература

1. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т. 1: Психика и жизнь. Т. 2: Объективное изучение личности. Серия: Российские психологи: Петербургская научная школа. 1999.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тома. М. Педагогика 1979г.

3. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4.

4. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. - М. 1983.

5. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2.

дипломная работа

1.2 Ребенок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности

Определение ребенка как субъекта музыкальной деятельности является, по мнению ученых, первым шагом в раскрытии основы организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются:

· ценностное отношение;

· интерес;

· избирательная направленность;

· инициативность;

· свобода выбора;

· самостоятельность, творчество.

Опираясь на исследования ученых, рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника, а также как проявляются эти качества в дошкольном возрасте.

Принципиальным является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник -- это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоциональные и деятельностные:

Эмоциональные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим, не менее важным проявлением субъектности, становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть). Избирательность присуща не только детям старшего дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное воспитание

Деятельностные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.

Самым простым методом определения проявлений ребенка как субъекта музыкальной деятельности является следующий - наблюдение за ребенком в минуты его свободной деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как субъекта музыкальной деятельности . У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества:

· интерес к музыке;

· избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;

· инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью;

· самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;

· творчество в интерпретации музыкальных произведений.

Рассмотрим, в чем специфика детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте. Музыкальная деятельность ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов музыкальной деятельности -- он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно.

Генезис развития музыкальной деятельности в раннем и дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период. Следуя общей логике возрастного развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов:

1 этап - музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами -- носителями звуков.

2 этап - музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе: источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении; увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка -- игра; содержательной основой игр, когда сюжеты и роли в детских играх становятся отражением их музыкальной культуры.

3 этап - музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Музыкально-художественная деятельность осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности даст возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:

· слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;

· исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);

· сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.).

Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности. Опыт - содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт - важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности.

Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта включает:

· опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке;

· опыт знания музыки;

· опыт умений взаимодействовать с музыкой;

· опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.

Рассмотрим подробнее каждый компонент в структуре музыкального опыта.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке выражается в возникающих у ребенка интересах к музыке, музыкальных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости музыкального произведения. Оформляющийся музыкальный вкус дошкольника определяется его эмоционально-ценностным отношением к музыке.

Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции.

Опыт умений взаимодействовать с музыкой может быть охарактеризован двумя группами умений:

1-я группа -- умения, которые точно названы Н.А. Ветлугиной как обобщенные способы музыкальной деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку:

· адекватно реагировать на характер музыки;

· осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать музыкальный образ;

· деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу;

· интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;

2-я группа -- умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени как технические - певческие, инструментальные, танцевальные.

Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности: интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах игровой деятельности; попытках музыкального сочинительства. Условия организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития.

Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.

Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. А в музыкально-игровой деятельности глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Таким образом, накопление и обогащение музыкального опыта ребенком обеспечивает его развитие как субъекта музыкальной деятельности. Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует индивидуальный творческий потенциал.

Обобщенными целями музыкального воспитания и развития детей в каждой дошкольной возрастной группе являются:

· развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

· развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании, музыкально-игровой деятельности он мог доступными средствами выражать себя, своп эмоции и чувства, настроения и переживания.

В связи с этим задачи в каждой возрастной группе ориентированы на:

· детское музыкальное восприятие - слушание, интерпретацию;

· детскую музыкальную деятельность - исполнительство, импровизацию, творчество, игру.

В свою очередь, задачами в области музыкального исполнительства, импровизации, игрового творчества являются:

· развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения и игра на шумовых инструментах);

· развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах;

· формирование вокальных певческих умений в процессе подражания взрослому;

· стимулирование умений сочинять несложные музыкальные образы в музыкальных играх и танцах.

Педагог акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования.

Изучив теоретические вопросы музыкального воспитания детей в дошкольном возрасте, приступим к рассмотрению конкретных понятий, которые составляют основу данного исследования. Речь пойдет о роли игровой деятельности в процессе музыкального воспитания.

Изменение отношения к учебе в младшем школьном возрасте

Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей...

Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка

Школьный возраст, как и все возрасты открывается критическим периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено...

Определить значение использования народных традиций в развитии детей среднего дошкольного возраста...

Музыкальные развлечения, основанные на народных традициях как форма организации музыкально-художественной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В детском саду в работе с дошкольниками используются следующие виды музыкальной деятельности. Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски...

Особенности работы социального педагога в ДОУ

Праздники в дошкольному образовательном учреждении как фактор формирования музыкальной культуры старших дошкольников

Основные положения понятия музыкальной культуры разработаны в педагогических трудах Д.Б. Кабалевского, Н.А. Метлова, Б.М. Асафьева, Н.П. Ветлугиной, О.П. Радыгиной и др. Понятие «культура» прошло сложный путь исторического развития...

Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения

У учителя в школе очень много задач: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь сво-их воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны...

Неотъемлемой частью повседневной жизни детей дошкольного возраста, независимо от того, что посещают они детский сад или нет, являются развлечения. Развлечение - одна из форм организации детей...

Развлечение как одна из форм организации музыкальной деятельности детей, не посещающих детский сад

Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают содержание деятельности и методы руководства...

Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Большое воспитательное значение в формировании музыкальной культуры дошкольников принадлежит театрализованной деятельности. Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм...

Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Экспериментальное исследование проводилось в ДОУ № 71 города Тольятти. В исследовании принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста...

Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Для развития музыкальной культуры были подобранны театрализованные игры и представления для детей старшего дошкольного возраста. Данные театрализованные мероприятия проходили два раза в неделю...

Этапы работы по обучению детей современным музыкально-ритмическим движениям

По определению Выготского Л.С. деятельность - это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности...

Вопрос о музыкальном воспитании детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Учитывая огромное влияние музыки на жизнь человека, мы должны позаботиться о том, чтобы привлечь детей к музыке, показать детям всю красоту и разнообразие этого вида искусства. Для того, чтобы привлечь детей к музыке, мы должны как можно раньше познакомить детей с ней, определить их музыкальные задатки и способности. Многими учеными было доказано, что музыкальные задатки и способности проявляются активнее и ярче в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы как можно раньше обнаружить у ребенка эти задатки и способности и начать развивать их.

Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. Психология и педагогика утверждают, что способности личности формируется и развивается в деятельности. Через деятельность у дошкольника формируется и выражается тип отношения к миру. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Генезис развития музыкальной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период.

Становление музыкальной деятельности дошкольников проходит ряд этапов: музыкально-предметная деятельность, когда интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки; музыкально-игровая деятельность, когда музыка становится источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка -- игра.

Решению вопросов музыкального воспитания детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствует игровая деятельность. С точки зрения ученых, осуществлять процесс музыкального воспитания в этом возрастном периоде позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности.

В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

На основании вышесказанного, актуальность работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников.

Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: «Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников».

Объект исследования - процесс музыкального воспитания дошкольников.

Предмет исследования - музыкальное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности.

Цель исследования - определить и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Рассмотреть и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников.

Определить и предложить к использованию наиболее приемлемые формы игровой деятельности с целью музыкального воспитания детей.

Обосновать целесообразность применения материалов исследования в практической работе.

Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, метод сравнительного анализа, сопоставление, формирование выводов, а также - исследовательские беседы; опросы по вопросам исследуемой темы.

Методологическая основа исследования:

научные исследования отечественных психологов по проблеме развития личности (Б.Г. Ананьева, В.В. Богословского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.)

труды отечественных педагогов (Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, И.П. Подласого, К.Д. Ушинского, и др.);

психолого-педагогическая концепция игровой деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев, Б.П. Никитин, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская и др.);

теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов исследования в работе педагогов-практиков.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследуемой темы; определены объект, предмет; сформулирована цель и задачи исследования; представлены методы исследуемой проблемы, структура работы.

В первой главе раскрываются психолого-педагогические аспекты музыкального воспитания детей дошкольного возраста - проводится ретроспективный анализ проблемы, даны сущностные характеристики основных положений и понятий, рассмотрена специфика детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.

Вторая глава посвящена практическому аспекту раскрытия темы исследования - рассмотрению возможности реализации музыкального воспитания дошкольников посредством игровой деятельности. Раскрыты содержательные характеристики; виды и формы игры, определена специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе, предложены формы работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности.

В заключении сведены результаты проведенного исследования.

Список литературы включает 44 наименования: труды в области педагогики, психологии, музыкальной педагогики и методики.

Похожие статьи