Этикет для самых маленьких: как вести себя в общественных местах. Этикет для самых маленьких Этикет для самых маленьких

Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом.

1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят.

2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками.

3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт.

4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта.

5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол.

7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе.

8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку.

9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться.

10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола.

11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают.

Уроки этикета для дошколят

1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям.

2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет.

3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом.

4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее.

5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.

6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости).

7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его.

8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы.

9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку.

10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть.

11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой.

12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали.

13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих.

За «взрослым» столом

1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы.

Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем.

2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности.

Правила этикета для самых маленьких

Будьте примером

Для вашего малыша самые главные и самые прекрасные люди на свете – его родители. Именно поэтому надо не просто научить кроху правильно себя вести, но и самому относиться с уважением к людям и традициям поведения. И непременно объясняйте, почему надо вести себя определенным образом, тогда правила будет проще запомнить. Пусть каждый поход в театр, музей и даже в кино будет праздником. Красиво оденьтесь сами, наденьте на кроху нарядную одежду. Лучше всего заранее , на тему которой будет спектакль, рассказать о музее, о фильме или мультфильме. Чтобы этот день отличался от иных по полной программе, сходите вместе с ребенком в буфет, купите ему любимое лакомство и для себя не забудьте.

Сказочная страна

Прошли и многие родители задались вопросом, а стоит ли ждать школьного возраста, чтобы сводить кроху на представление? Конечно, нет, ведь, если представление поставлено по знакомым сказкам, то малыш будет с интересом смотреть его уже с 3-х лет. А вот чтобы посмотреть спектакль, поставленный по детским пьесам, лучше дождаться, когда малышу «стукнет» . Традиционно балет и опера считается элитарным искусством, но ведь так много балетов поставлены по сказочным мотивам, и так много опер написано специально для детей. По мнению специалистов, балет и опера действительно сложный жанр, но уже начиная с 8-9 лет дети с интересом будут следить за перипетиями судьбы балетных и оперных героев. Музеи сейчас очень популярны и есть много специально организованных детских экскурсий. В 6-7 лет малыш может самостоятельно в компании сверстников посещать их и с интересом разглядывать картины и предметы интерьера и быта.

Правила этикета в музее

Заранее расскажите, что придуманы таким образом, чтобы было комфортно всем посетителям, поэтому и вести себя надо тихо, разговаривать мало и только шепотом. Нужно беречь картины и другие экспонаты, ведь им очень много лет, поэтому подходить близко и трогать их руками нельзя. Если в музее разрешают брать какие-то предметы в руки, объясните, что это сделано в виде исключения и далеко не везде так можно делать. Чтобы сохранить интерес у малыша, заранее купите книги по искусству, наборы открыток или найдите в интернете сайт музея конкретного профиля и дома, в спокойной обстановке, еще раз покажите их и расскажите малышу о художниках и их картинах простыми словами. Наверняка потом ребенок будет сам рассматривать репродукции и узнавать картины «знакомых» художников.

Правила этикете в театре

Планировать поход в театр надо еще дома. Расскажите малышу сюжет пьесы, объясните и покажите, как надо проходить по ряду на свое место, если опоздали (лицом к сидящим). Кстати, на спектакль лучше не опаздывать, тогда ведь придется смотреть первое действие издали, с балкона, например. Хотя в этом даже есть плюс, ведь для крохи сказочные герои – абсолютно реальные и, если его посадить на первые ряды, ему станет страшно в особо патетические моменты. Заранее не забудьте предупредить, что нельзя есть во время спектакля, надо дождаться антракта и пойти в буфет. Разговаривать тоже не стоит, это не вежливо по отношению к актерам и к тем, кто сидит с вами рядом: соседи сделают вам замечания и окажутся правы.

Правила этикета в кинотеатре

Тут тоже надо до начала сеанса рассказать, . Объясните малышу разницу между театром и кинотеатром. Расскажите, что в театре надо непременно раздеться и, в идеале, надеть сменную обувь, а если идете смотреть кино, это делать не нужно. А вот если на ком-то высокий головной убор, его надо снять, ведь тем, кто сидит позади, не будет видно экран. Есть еще отличие от театра – можно говорить во время сеанса, но только шепотом и недолго. Ни в коем случае нельзя криком пытаться «подбодрить» любимого героя. Во-первых, это неуважение ко всем, кто пришел на сеанс, а во-вторых, все равно не поможет.

Научите малыша ценить труд других людей – укажите на уборщицу и расскажите, что ей придется убирать за ним, если он будет бросать на пол фантики или приклеит жвачку на мебель. Весь мусор за собой надо убирать в специальные урны. Но лучше всего не давать совсем маленькому напитки или конфеты, если он сильно увлечется происходящим на экране, может подавиться.

В цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере. Это очень важно, ведь если в семье не будут соблюдаться правила хорошего тона, то и ребенка научить будет не реально. Зачем маленькому капризуле нужен этикет? Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать, как нужно вести себя в обществе. Общество - это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила этикета для детей начинаются именно с таких мелочей. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета. В цивилизованном мире проблема этического воспитания стоит как никогда остро. Современные дети все реже задумываются о правилах хорошего тона, потому что вечно занятые родители не успели вовремя донести до своего чада азы правильных, хороших манер поведения, присущих для воспитанного человека. У культурных и воспитанных родителей дети знают и применяют на практике правила хорошего поведения: со старшими людьми, сверстниками, незнакомцами, воспитателями и учителями; дома и в общественных местах (в детском саду, в школе, поликлинике, транспорте и прочем); в гостях; за столом; в телефонном разговоре и так далее.

Этикет - общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. Так не изжил ли он себя? Глядя на манеру общения современных подростков, многие ученые-психологи задаются вопросом о том, а не изжил ли себя этикет в принципе. Однако тут же одергивают себя, говоря о том, что без него построить нормальные отношения невозможно, поскольку произойдет откат (деградация) до чуть ли не первобытных времен.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых.

Выходной - Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

    ​Мусор должен находится в урне, а не на земле;

    Запрещается ходить по газонам;

    Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;

    Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;

    В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;

    Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;

    Стоит помнить о правилах дорожного движения;

    Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;

    Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;

    Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам.

К примеру, в театре:

  1. Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;
  2. Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;
  3. Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;
  4. Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;
  5. Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;
  6. Во время спектакля запрещается есть и пить;
  7. Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.

Гостевой - На день рождения друзей

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

  1. Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты;
  2. Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз;
  3. Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо;
  4. В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать;
  5. Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  6. Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  7. В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно;
  8. Не стоит надолго задерживаться в гостях;
  9. Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение;
  10. К себе гостей стоит приглашать заранее;
  11. В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному;
  12. Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.

Пассажирский - В поездку, хоть каждый день

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах. Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  1. Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит;
  2. Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта;
  3. Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место;
  4. Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
  5. Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам;
  6. Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке;
  7. В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег;
  8. В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения;
  9. В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров;
  10. Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках;
  11. В транспорте заранее следует готовиться к выходу;
  12. На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди

Речевой - Вежливо говорить и благодарить

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их. Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

Семейный - Уважение идет из семьи

Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение. Даже самый маленький кроха должен знать:

  1. С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо;
  2. Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с нимиЗаходя в комнату к родителям, следует стучаться;
  3. Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них;
  4. Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье;

ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером. Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.

Столовый - Благородство нужно воспитать

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия. Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  1. кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом;
  2. не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы;
  3. сильно набивать рот;
  4. садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет;
  5. класть локти на стол;
  6. брать пищу руками (ковыряться);
  7. выплёвывать еду;
  8. откидываться и раскачиваться на стуле;
  9. сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  1. помыть руки перед едой;
  2. приступать к еде со всеми вместе;
  3. кушать молча;
  4. пользоваться салфетками;
  5. благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Телефонный - Ало? Здравствуйте!

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  1. Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра;
  2. Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться;
  3. В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его;
  4. Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать;
  5. Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона;
  6. При неправильно набранном номере следует извиниться;
  7. Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах;
  8. Запрещается баловаться с помощью телефона;
  9. Все сообщения должны быть грамотно написаны.

Учебный - Учиться нужно вежливо

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

  1. Уважать учителя;
  2. В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий;
  3. В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму;
  4. Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы;
  5. Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя;
  6. Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине;
  7. Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона;
  8. В начале урока следует приветствовать учителя стоя;
  9. Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание;
  10. Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте;
  11. Во время урока запрещается есть;
  12. Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит;
  13. На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе.

С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения. Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

ВАЖНО: Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

С двух до четырех лет родители должны начинать активное обучение ребенка правилам этикета. Следует рассказывать ему, как стоит поступать, а как нет, мотивировать ребенка и не забывать о личном примере. С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений. Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле.

Правила хорошего поведения — это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример. Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности. Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.

Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон — базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета — не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях.

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  1. Не утомительной для детей, а значит не продолжительной;
  2. Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны;
  3. Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе;
  4. Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

ВАЖНО : Обучение правилам этикета в форме беседы лучше использовать в отношении детей старшего дошкольного возраста и школьников.

Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих. Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь - самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса). Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры - это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре. В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету.

Вы наверное не раз слышали, что дети - пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут. Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас. Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет «включать» громкость. Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное - это учтивая речь

Воспитание детей - дело трудное и почетное. Маленькие граждане всегда являются отражением своих родителей и зеркалом того, как общаются и насколько нежно относятся к другу другу в конкретной семье. Как привить хорошие манеры с самого раннего детства, рассказывает Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению.

На какие светские мероприятия можно брать с собой детей? И с какого возраста?

Детские мероприятия обычно регламентируются. В случае, если дети приглашены, это прописывается отдельно. Если не прописано - то нет: дети - это центр внимания. Мероприятия бывают или детскими, или такими, куда можно прийти с детьми. Я, например, читаю курс, адресованный детям и их родителям. Это в младшей группе. A в старшей - это уже не курс, а «время вместе»: родители и тинейджеры. Моя роль - донести слова родителей, а часто получается, что и родителям. Дети мне, кстати, помогают и приятно удивляют своих родителей!

На показы мод, коктейли, вернисажи, в гастрономические рестораны лучше детей не брать. Итальянские рестораторы и добродушны, и циничны одновременно. Вечером детей они особенно не ждут. Но понятно, что самим итальянцам нанять бэбиситера дороже, чем купить порцию еды ребенку. Тем более, не одной мне кажется, что все итальянские няни работают в Восточной Европе.

Как себя вести, если у твоего ребенка началась истерика, а ты не можешь покинуть помещение вместе с ним (как, например, в самолете)?

Сделать все, чтобы ребёнок успокоился. У каждой матери есть свои слова и уловки. Самолет - вынужденная ситуация. И для детей, и для родителей, и для всех пассажиров. И это все чаще и чаще испытание. Звон детских погремушек, как и надрывный крик, не входят в цену билета, так что родителям придется проявить изобретательность, чтобы для остальных пассажиров путешествие не превратилось в испытание.

Можно ли делать замечания чужим детям?

Нет. И, поверьте, даже иносказательные рассказы и метафоры не помогают. Дети чаще всего более восприимчивы к замечаниям и смущаются возникших ситуаций. Невысокий рост, распахнутые глаза на мир, который предстоит познать, отсутствие опыта, новизна или стресс от всего происходящего - все сказывается.

Как реагировать, если родитель обижает своего ребенка, а ты свидетель этого?

Не вмешиваться! А это так сложно. Глаза детей и ситуации у меня всякий раз перед глазами. Мне всегда жаль детей. Но теплый взгляд поддержки и даже просто внимание к ситуации считывается детьми. Они ценят поддержку. Мир не жесток. В этом нужно убеждать. Подержать ребенка в этом момент необходимо. Мимикой. Просто взглядом.

Прилично ли кормить грудью в общественных местах?

Нет. Tакже как менять памперсы. Это деликатные моменты. И, прежде всего, это комфорт самого ребенка. Приватность и деликатность - все прививается. Как умение представиться, уместный костюм и слова благодарности.

Можно ли детям разрешать ставить локти на стол?

Локти не так важны. Главное - не класть на стол гаджеты. И следить за выражением лица! Публичный выход - это не одолжение, а роль. Локти? Локти - нет! Этикет же застольный. НЕ настольный. Взрослым после десерта ставить локти на стол позволяется. Нужно же дамам показать кольца, браслеты, статусные символы и семейные раритеты, посверкать каратами и огранками. Свет люстр и свечей работают на ювелиров, стол становится рампой. Поэтому ошибки детей - это ошибки родителей, а не тьюторов, нянь и учителей. Но и замечания прилюдно - тоже недопустимы. Застолье ведь не про еду, а про общение. И это почти как показательное выступление, презентация диалога и взаимодействия с детьми. Не ожидайте, что кто-то будет проводить конферанс для ваших детей. Общение прежде всего ваше! У французов, кстати, в ресторанах традиционно не было детского меню. Все позволялось пробовать, дегустировать. Развивать вкус. А соответственно и навыки поведения. И здесь все зависит от родителей, на них и ответственность, и ошибки. Все на их плечах. А у детей же на голове невидимая корона. Корона - фамилия семьи. И имя отца, поддерживающее имя собственное. По жизни.

С какого возраста нужно начинать учить детей этикету?

Этикет не бывает детским. Бывает один и на всю жизнь. Правила одни. Чем раньше, тем лучше! И главное - не учить, а показывать пример и проговаривать ситуации. Правила ведь полезно знать, чтобы нарушать! И лучший выход из ситуации - умение пошутить над собой. Поэтому и здесь пример подают родители. Дети любят шутить. Пусть шутят! Но только над собой. Никогда над родителями!

Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению - @tatyanapolyakova_etiquette.​

Вряд ли кто из родителей мечтает, чтобы их ребенок капризничал за столом. Однако дети со свойственной им непосредственностью могут в самый неподходящий момент вести себя просто ужасно. Чтобы этого не произошло, важно с малых лет прививать правила этикета. И делать это лучше всего на собственном примере.

С чего начать

Приучать ребенок к правильному поведению за столом нужно с того времени, как он научится принимать пищу самостоятельно. Самый подходящий возраст для этого - 12-14 месяцев. Кажется, что кроха не сможет усвоить никаких правил. Но от него многого и требуется. Достаточно в этом возрасте запомнить только основы этикета за столом.

Перед каждым приемом пищи следует мыть малышу ручки и тщательно их вытирать. В дальнейшем уже не потребуется объяснить, зачем это делать. Это станет хорошей привычкой. На колени следует расстилать салфетку. Она защитит одежду от крошек и пятен. Если он еще очень маленький, можно дополнительно повязать слюнявчик на шею.

В этом возрасте уже следует давать малышу ложку в руку. Пусть приучается есть самостоятельно, даже если поначалу будет плохо получаться. Маме следует только докармливать малыша, если это необходимо. Вилку ребенку следует предлагать после 3, а нож – в возрасте 5 лет. И только ближе к школе, если это принято в семье, можно рассказать про различные столовые приборы и когда их следует использовать.

Правила поведения за столом

В возрасте 3-4 лет ребенок уже в силах освоить больше правил поведения за столом. Здесь важно непросто им следовать от случая к случаю. Сказанное второпях, моментально улетучится у малыша из головы, и в гостях он будет себя вести так, как привык. Этикет должен соблюдаться каждый день дома.

Прежде всего, его следует научить культуре поведения:

  • первыми за стол садятся взрослые, а затем только дети;
  • к еде следует приступать после того, как все члены семьи и гости займут свои места;
  • нельзя хватать куски, едят за столом и только за ним;
  • перед приемом пищи следует пожелать всем приятного аппетита;
  • если что-то стоит далеко от ребенка, следует вежливо попросить подать ему нужное блюдо;
  • нельзя съедать последний кусок, не предложив его другим;
  • нельзя чавкать и говорить с набитым ртом, это невежливо;
  • не стоит перебивать взрослых и других детей и громко разговаривать;
  • за столом запрещается качаться на стуле и вертеться;
  • запрещено ставить локти на стол, это некрасиво;
  • нельзя облизывать нож и есть с него, также как и тыкать в других столовыми приборами (это опасно!);
  • не стоит набивать едой полный рот и откусывать большие куски;
  • выходить из-за стола можно с разрешения взрослых.

Как приучить

Однако сколько бы родители не твердили ребенку об этикете, без личного примера тут не обойтись. Они сами должны следовать тем нормам поведения, которые требуют от своего отпрыска. Только в этом случае можно ожидать, что он будет вести себя в гостях подобающим образом.


Важно еще быть последовательным в обучении правилам поведения за столом. И в гостях, и дома должен соблюдаться этикет. Это одна из основных ошибок родительского воспитания. Зачастую в стенах своего жилища ребенку разрешается все. Однако малышу еще сложно понять, почему в гостях следует вести себя по-другому.

Следует благодарить детей за каждый успех в освоении этикета за столом. Это поможет малышу понять, что хорошее поведение вознаграждается. Если же ребенок ведет себя неподобающе, следует ему спокойно, без крика, объяснить это. Однако нужно избегать длинных нотаций и лекций. Малыш просто не в состоянии их усвоить. Достаточно 2-3 коротких предложений.

Помните, что ребенок только познает мир. Не стоит слишком сильно усердствовать в прививании хороших манер. Пусть это превратиться игру.

С возрастом усвоенные в детстве нормы поведения за столом станут хорошей привычкой. Возможно, что в будущем это пригодиться во время корпоративного вечера или знакомства со второй половинкой.

Похожие статьи