Понятие и сущность межэтнической толерантности, ее компоненты и показатели. Понятие толерантности в межнациональном общении Примеры принципов толерантности в межэтнических отношениях

Этология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero – «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо, «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Однако широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где народу с терпимостью он означает также «допускать» .

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретации и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятия другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит выдержке, самообладание, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия .

Отечественные ученые (Г. Солдатаова, М. Поташник, Э. Соколова) также называют одним из важных качеств толерантности единство или открытость к другим людям. Г. Солдатова считает, что сущность толерантности заключается в признании единства и многообразия человечества, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Э. Соколова и М. Поташник подчеркивают роль совместного решения проблем и взаимодействия, основанного на желании оказать взаимную помощь друг к другу .



Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, мало доступным для строгого научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию межэтнической толерантности. Поэтому целесообразно определить соответствующие критерии, показатели, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление. К числу такого рода критериев относится:

Реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-нибудь иной группе),

Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным культурным и другим людям;

Отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношение и в отношениях между полами.

Представленные критерии соответствуют модели либерального гражданского общества, которую в современной истории рассматривают как наиболее полное воплощение толерантности. В этой модели общество главным субъектом становится беспристрастное государство, гарантирующее право каждого гражданина вырабатывать и выражать свои убеждения. Позитивное отношение толерантности достигается через уяснения противоположности – интолерантности (нетерпимости). Она основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это непросто отсутствия чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают привычные модели. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей .

Как бы не была сложна задача теоретического осмысления проблемы толерантности, ее практическая реализация требует еще больших усилий педагогов, психологов, социологов, этнологов и представителей других наук. Практика показывает, что в конфликтных ситуациях призывы к толерантности не дают желаемых результатов. Вместо бесплодных призывов необходимы меры, осуществление которых будет способствовать устранению высокомерного подхода в отношениях между народами и индивидами.

Толерантность – это фактор, стабилизирующий любое сообщество людей, направляющий отношения в обществе в мирное русло, связывающий индивидов с традициями. Нормами, культурой своего народа. Сегодня надо новое поколение к жизни в меняющихся условиях, необходима готовность к изменениям, что является сложной задачей. Решение данной задачи, по мнению Садохина А. П., следует начинать с подготовки кадров, ориентированных на воспитательную деятельность в духе толерантности. Учебные программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между различными группами. С этой целью следует ввести в программы курсов педагогики, психологии, культурологи и в другие науки, соответствующие темы по психологии толерантности.

Значение термина «этнос» неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. В качестве этнокультурных характеристик могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле. Миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор до стремления создать или восстановит свою национальную государственность. Ранее этнокультура проявлялась и в быте, стиле ведения домашнего хозяйства, в одежде, утвари, в семейных отношениях.

Большое разнообразие национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности одних народов и подлинное уважение к духовным ценностям других народов – это духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие, так и социально-классовые установки каждой национальной культуры. При этом речь идет не только о развитии и укреплении национальной культуры в рамках определенных национально-территориальных образований. Логика общественного развития проявляется в необходимости создания и национально-культурных объединений в рамках определенных крупных образований – городов, республик.

Именно культура, язык, обычаи и традиции народа хранят в себе в большей мере, ем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этой народности, этнической группе.

Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он есть, а избирательное отношение к этнодругому, к другому этносу и его представителям. Она предполагает:

· готовность к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству но основе взаимоприемлемых ценностей;

· готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;

· установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

Этническая толерантность, не безусловна, ее необходимо культировать. Хорошо известно, что для воспитания ненависти одного народа к другому большого ума не надо. Но это не идет на пользу какому-либо этносу. Этническая масса, проникнутая неприязнью, тем более ненавистью к другому народу, по-своему несчастна, она обездоливает себя в поликультурном человеческом сообществе.

Таким образом, понятие межэтническая толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Межэтническая толерантность предполагает принятие другого этноса таким, каким он есть, избирательное отношение к этнодругому и выражается в готовности к сотрудничеству, к культурному взаимообмену и взаимообогащению, в способности к взаимной эмпатии, в нейтрализации негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, в установке на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

наталия хрычева
Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

«Толерантность – это то , что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .

В своем широком смысле слово «толерантность » - означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач,которые объединены к два взаимосвязанных блока :

1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей,умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях :

Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;

Развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

Формирование умения определять границы толерантности .

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.А именно :

Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

Гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания ;

Включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности ;

Реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем , что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» .

Толерантность – это человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свободы других людей. В то же время, толерантность - не уступка , снисхождение, жизненная позиция на основе признания иного.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме . Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень не просто.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс , охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей. В производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности , принадлежит внеклассной и вне учебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок, национальных театров. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира .

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие :

Обогащение кругозора информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

Создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

Включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность.

Мы известны миру своей толерантностью , межэтническим согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохранятся и развиваться.

Исходя из особенностей республики – ее открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитания высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом не теряя своей этноэдентичности.

Публикации по теме:

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Мы живём.

Конспект занятия «Паралимпийские игры» подготовительная группа (воспитание толерантности) Конспект образовательной деятельности по воспитанию толерантности к людям с ограниченными возможностями в подготовительной к школе группе.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация - одна из ведущих идей модернизации.

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети - Цели:.

Проблема межэтнической толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появились лишь в середине 90-х годов.

Характеристика исследуемого феномена в психолого-педагогической литературе представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика межэтнической толерантности

Структура феномена

Источник

Г. Олпорт

Рассматривает межэтническую толерантность как социально-психологическое явление. Это ориентация на себя, потребность в определенности, меньшая приверженность к порядку, способность к эмпатии, предпочтение свободы, демократии, знание самого себя, ответственность, защищенность.

Основным в структуре считает мотивационный и содержательный компонент.

Выделяет функции:

1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Выделяет три вида толерантности: толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями, конформную толерантность и толерантность как черту характера.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения.

Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2001.

Б.З. Вульфов

Рассматривает межэтническую толерантность как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни, взаимодействие с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Основным в структуре считает процессуальный компонент.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает готовность к контактированию с представителями других этносов; умение: - осуществлять совместную, успешную деятельность.

Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. 2002. N 6. С. 12-16

С.Д. Щеколдина

Рассматривает межэтническую толерантность как качество личности, потребность сравнивать себя с другими.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции.

«Тренинг толерантности», Москва.: Ось-89, 2004 . 79 с.

А.Г. Асмолов

Рассматривает межэтническую толерантность как приобщение к искусству бесконфликтности, к умению жить в «мире непохожих людей и идей».

Основным в структуре считает содержательный компонент.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает соблюдение норм и правил поведения; - норм, принципов и требований общей гуманистической этики; - прав человека и народов.

Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно - публицистический вестник, 2001. № 1. C. 8 -18.

П.В. Степанов

Рассматривает межэтническую толерантность как межэтническую толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании их инаковости.

Основным в структуре считает мотивационный компонент.

Фактором формирования межэтнической толерантности считает способность к рефлексии и эмпатии.

Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков.: Дис. ... канд. пед. наук: Москва, 2002. 178 c.

Итак, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выделили несколько аспектов понимания межэтнической толерантности.

Во-первых, межэтническая толерантность является процессом, постоянно развивающимся, который собственно и включает эмоционально-психические нормы, отношение к другим национальностям, широкий набор знаний, информационных представлений о других культурах, языке и, наконец, собственно поведенческие установки, мировоззренческие взгляды относительно инонационального.

Во-вторых, межэтническая толерантность как явление имеет более широкое понимание, чем просто терпимое отношение. Смысл понятия «толерантность» включает в себя, наряду с просто терпимым отношением, принципы общечеловеческой морали, которые проявляются в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов мира; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о языке, культуре и происхождения разных народов, особенно тех, с которыми происходит непосредственный контакт; в неприятии войн, аннексий и других форм насилия в отношениях между национальностями; в решении межнациональных проблем на основе баланса интересов.

  • 1. Категории: уважение, принятие, понимание, свобода мысли, совести, убеждений; моральный долг; потребность; активное отношение; признание; ценность; обязанность; нормы; взгляды.
  • 2. Области: многообразие культур, гармония, разнообразие, политика и право, замена культуры войны культурой мира; отдельные люди, группы и государства; плюрализм; различия между людьми по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям.
  • 3. Психологические качества: формы самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности; знания, открытость, общение; отказ от догматизма, от абсолютизации истины; свобода придерживаться своих убеждений и признание такого же права за другими; жизнь в мире и сохранение своей индивидуальности; невозможность навязывания своих взглядов другим .

К внутренним детерминантам межэтнической толерантности относятся:

  • 1. Индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент).
  • 2. Индивидуально-типологические свойства личности (самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации) .

В качестве внешних детерминант этнической толерантности выделяют:

  • 1. Политическую обстановку в стране.
  • 2. Особенности социально-исторического образа жизни.
  • 3. Целенаправленную информированность об истории и культуре своей Родины.
  • 4. Профессиональную ориентацию субъекта.
  • 5. Рост миграционных процессов в стране.
  • 6. Травматический шок.
  • 7. Особенности среды проживания субъекта (проживание в диаспоре в провинциальном полиэтническом городе, в столичном полиэтническом мегаполисе, в полиэтническом городе в пределах своей Родины).

Межэтническая толерантность выполняет следующие функции:

  • 1. Предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;
  • 2. Создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями .

Одним из факторов формирования межэтнической толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Другим фактором формирования межэтнической толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека.

Человек с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризуется пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Таким образом, межэтническая толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В современном мире тема толерантности стала одной из самых популярных для исследования общественных отношений и перспектив его развития. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение. В процессе общественного развития и становления политической мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала определенные изменения. Это является естественным явлением, так как менялось и само общество, а во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

Культура мира, толерантность, которую в настоящее время необходимо привить подрастающему поколению, есть культура принятия другого, терпимости к нему, его образу мышления и поведения.

Воспитание и образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм передачи обычаев, традиций, ценностей - всего этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Именно такие задачи сегодня остро стоят перед системой воспитания и образования в молдавском обществе, которой необходимо оптимально решать задачи межнационального общения, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности.

Изучение опыта разных народов исключает навязывание тех или иных ценностей, межнациональную нетерпимость, способствует не только выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляется духовность этноса, его гуманистические ценности. Такие знания позволяют привести молодое поколение к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории «частного» и «общего», взаимосвязи «национального» и «межнационального», что способствует принятию общегуманистической позиции.

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли обществоведческих дисциплин (философия, этика, логика, политология, социология и др.), которые способны системно продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, выраженных в реализации программ как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, которые предполагают тесные контакты, взаимодействие различных этнокультурных групп, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более острыми, напряженными.

Специалисты в данной области подчеркивают, что при работе с молодым поколением необходимо помнить, что это и будущие «учителя», которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. История же демонстрирует, что наличие различных факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения нового поколения, обусловлено влиянием «учителей» с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Молодые люди, воспитанные в духе позитивной формы выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в компании, коллективе, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. В противном случае у нового поколения возникают барьеры в социально-психологической адаптации к полиэтничному обществу.

В этой связи интересно отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

В целом, именно в молодежной среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Особая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального молдавского общества. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи мультикультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества. Система образования призвана скорректировать разного рода негативные проявления, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

В условиях многонационального общества одной из важных задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально - исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, проживающих в различных регионах Республики Молдова.

Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе, что, конечно же, необходимо воспитывать с раннего возраста.

Развитие толерантности в образовании должно происходить путем диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон, гуманизации процесса образования. Необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин поликультурной тематикой, а также совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.

Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности.

Важными шагами на пути воспитания толерантности можно считать:

Воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

Всестороннее изучение культуры своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

Формирование представлений о многообразии культур в Республике Молдова и мире;

Воспитание положительного образа, отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

Формирование умений и навыков эффективного общения с представителями различных культур.

Поликультурное образовательное пространство предполагает формирование системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.

Каждому молодому человеку необходимо понимать, что национальная локализация, изучение только родного языка, собственных культурных традиций и религии неизбежно приведет к культурной и экономической отсталости страны, поскольку молодежь страны не сможет продолжить образование на тех высоких уровнях, которые задают мировые образовательные центры.

Особая роль системы образования обусловлена тем, что только здесь, во взаимном творческом взаимодействии, в диалоге культур рождается понимание общности человеческой природы, общности ценностей и жизненных установок.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого - создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. Таким образом, в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуальному подходу в социальном становлении. Адаптация человека в образовательную среду может быть реализована посредством различных видов деятельности:

Активизирующие процессы самопознания, саморазвития;

Процессы, направленные на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем межкультурного взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

Процессы, направленные на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности информационного и практического характера.

В нашем сложном мире, чтобы оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данность и пытаться освоиться в «чужой» культуре, не теряя своей собственной.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания.

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

толерантность культура общение межнациональный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ советско-турецких культурных отношений в первой половине XX века. Российско-турецкое культурно-гуманитарное сотрудничество. История советско-турецких отношений в 20-30-е годы XX века, связи в области культуры и туризма. Перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Мультикультурализм как один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Культурное разнообразие как этническое разнообразие.

    реферат , добавлен 15.05.2009

    Анализ состояния экономических отношений между Россией и Францией. Российско-французское сотрудничество в области культуры. Описания контактов деятелей науки и искусства, политиков и деловых людей. Проблемы развития экономических отношений между странами.

    реферат , добавлен 10.08.2013

    Исторический аспект российско-канадских отношений и сотрудничества. Внешняя политика Канады после "холодной войны". Современное состояние и договорно-правовая база, проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия России и Канады.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Современное состояние внешнеполитических отношений Федеративной Республики Бразилия и Российской Федерации. Торгово-экономическое сотрудничество. Проблемы экологии в странах, защита природных богатств и обеспечение устойчивого экологического развития.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2016

    История развития и договорно-правовая база российско-китайских отношений. Сотрудничество во внешней торговле и в сфере инвестиций. Динамика внешнеторгового оборота, товарной структуры экспорта и импорта. Перспективы развития отношений России и Китая.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Типология международных отношений с точки зрения различных школ. Современные концепции развития человечества. Конфликт и сотрудничество в международной политике. Интеграция в международных связях. Важнейшие институты развития общественных отношений.

    презентация , добавлен 13.03.2016

    Сотрудничество в сфере демократии и экономического развития Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в рамках ГУАМ: история учреждения организации, перспективы на Западе, проблемы построения сотрудничества и единства мнений, особенности стран-участниц.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Экономическое сотрудничество Российской Федерации и КНР на уровне международных организаций, исторический аспект отношений. Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая. Приоритетные направления и перспективы развития взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    ЕС - основная интеграционная группировка в современное время и этапы его развития. Политика и сценарии развития отношений Россия–ЕС. Внешнеэкономические связи ЕС и России - договорно-правовая база для торговых отношений и перспективы развития отношений.

Бурдуковская Мария Михайловна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: Patriot20-10@yan dex.ru

Бадмаева Мария Валентиновна, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]

Burdukovskaya Maria Mikhailovna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected] Badmaeva Maria Valentinovna, doctor of philosophical sciences, associate professor, head of the department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]

УДК 39(571.54) © Д.А. Мункожаргалов

РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

В статье рассматриваются понятия и роль этнической толерантности в межнациональных отношениях в условиях развития демократического общества. Анализируется термин «толерантность» как уважение различных культур и традиций. Автором доказывается, что цель формирования этнической толерантности -объединение общества, достижение межнационального согласия политическими средствами.

Ключевые слова: этническая толерантность, межнациональные отношения, этнос.

D.A. Munkozhargalov ROLE OF ETHNIC TOLERANCE IN INTERETHNIC RELATIONS

Some notions and the role of ethnic tolerance in interethnic relations under conditions of the development of democratic society are considered in the article. The term «tolerance» as a respect for different cultures and traditions is analyzed. The author proves that the purpose offormation the ethnic tolerance is consolidation of society, achievement of interethnic concord through political means.

Keywords: ethnic tolerance, interethnic relations, ethnos.

Проявление межэтнических отношений этносов, ориентация на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия связаны с соответствующими стратегиями межэтнического взаимодействия. Согласно теории Дж. Берри и М. Плизента выделяются четыре возможных стратегии межэтнического взаимодействия в зависимости от степени важности сохранения культурной идентичности и участия в межкультурных контактах - это ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. Оптимальной стратегией адаптации этноса в полиэтническом обществе считается интеграция. Она связана с позитивным отношением к культуре как к собственной, как и этноконтактных групп, что находит свое выражение в формировании позитивных авто- и гетеростереотипов. В качестве интегральных социально-перцептивных показателей, характеризующих разные типы этнокультурной адаптации этнических групп, выступают явления этнической толерантности-интолерант-ности.

Понятие «этническая толерантность» является относительно новым для отечественной обществоведческой мысли. Выступая важной характеристикой и одновременно, будучи явлением межэтнических отношений в условиях демо-

кратического общества, этническая толерантность не могла стать укорененным феноменом межкультурных взаимодействий в российском обществе. Однако как теоретическое понятие оно появилось в России в начале ХХ в. Теоретическое определение толерантности сопряжено с возникновением трудностей, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, культурологии и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1901 г.) не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре тех же издателей (1907 г.) дается лишь небольшая статья о толерантности, как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. В советский период это понятие имело предельно узкое применение, связанное с использованием в биологии и медицине.

В поздний советский и постсоветский период это понятие возвращается в социальные и гуманитарные науки. Понятие «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова, толерантность - про-

изводное от фр. «tolerant» (терпимый). В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению».

Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей. Так, «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо», а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А.М. Прохорова характеризует «толерантность» как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» . Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в «Краткой философской энциклопедии»: «Толерантность (от лат. «tolerantio» - терпение) понимается как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» .

Таким «неблагоприятным факторам» в нашем случае является разность взаимодействующих этнических культур, а «снижение чувствительности к воздействию этого фактора» достигается путем овладения навыками иной культуры.

Более полным нам представляется определение терпимости, данное в «Словаре по этике» под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» . Данное определение не ограничивает, в отличие от предыдущего, применения толерантности только к представителям иных наций, народностей и религий и отмечает моральную основу данного качества личности.

Для определения более адекватного понятия толерантности рассмотрим данное качество в историческом и философском аспектах. Идея толерантности возникла еще в глубокой античности, как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающими в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Значительный вклад в разработку правового оформления и за-

конодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения (Дж. Локк «Письма о веротерпимости», Вольтер «Трактат о веротерпимости»). Заслуга превращения проблемы толерантности в предмет специальных размышлений принадлежит Вольтеру. В своем «Трактате о веротерпимости» он подверг критике не конкретно существующие религии, а предрассудки и нетерпимость, которые являются их порождениями. Важнейшим результатом деятельности философов, и, прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности как всеобщей ценности и основополагающего компонента мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Разработанные ими идеи легли в основу Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявлять обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие и войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества и состоит в уважении прав другого. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому особенно важным представляется формирование именно такого понимания толерантности, стремление к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон подрастающего поколения, благодаря усилиям работающих с ним специалистов.

В философской литературе в понятии «толерантность» выделяют множество типов. Л.В. Скворцов проводит зависимость между доминирующим в государстве в определенный исторический момент общественным сознанием и сложившимся типом толерантности . В.А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовавшие общественные системы: толерантность как снисхождение; толерантность как безразличие; толе-

рантность как невозможность взаимопонимания; толерантность как расширение собственного опыта и диалога .

По мнению Р.Р. Валитовой, толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно - иное, чем-то похожее на собственное восприятие действительности . И с ней соглашается О. Хеффе, который отмечает, что толерантность также предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур.

Профессор В.В. Савельев этническую толерантность рассматривает как высокую степень самосознания, которая не приобретается от рождения и не формируется стихийно автоматически, а порождается в результате контакта национальных языков и культур, преодоления конфликтов, через культурное взаимодействие, культурный компромисс и плюрализм. Каждый народ способен создавать и должен иметь возможность сохранять свой мир культуры.

Исходя из вышесказанного, определим нашу позицию в трактовке этого понятия. Этническая толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к людям, представляющим другие национальные, культурные группы и сообщества. Она проявляется, прежде всего, через человеческие отношения в различных сферах общественной жизни -трудовая активность, быт, свободное время и т.п. Этническую толерантность как тип социально-экономического поведения и формы общения этносов можно представить в развернутом структурном виде, выделяя ее основные параметры:

Во-первых, этническая толерантность подразумевает наличие общих мировоззренческих и мотивационных оснований для взаимодействующих этносов;

Во-вторых, необходимо достижение подлинного взаимопонимания, которое заключается не только в понимании другого этнического субъекта, но и в построении равных партнерских отношений. Взаимопонимание носит обоюдный характер, а степень межэтнической толерантности в таком случае находится в прямой зависимости от степени взаимопонимания общающихся субъектов;

В-третьих, предполагается создание условий и возможностей для совпадения интересов взаимодействующих этнических субъектов;

В-четвертых, осуществляется поиск возможностей для совпадения интересов взаимодействующих субъектов.

Отмеченные признаки - своего рода параметры измерения межнационального согласия. Наличие различных форм толерантности - это та проблема, адекватное решение которой создает предпосылки установления позитивных межэтнических отношений, которые обеспечивают возможность полноценной социализации в условиях благоприятного микроклимата поликультурной среды.

В связи с объективными обстоятельствами, о которых говорилось выше, в обществе формируется глубокий научно-практический интерес к феномену толерантности как одной из самых актуальных идей современности, к процессу ее объективизации и материализации как важной разновидности социальной практики и, наконец, как к определенной разновидности духовных ценностей, приобретающей общечеловеческое и общекультурное значение.

Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры. Этот тип толерантности может включать в себя многое из других типов. Цель формирования этнической толерантности - объединение общества, достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных явлений и тенденций в сфере межнациональных отношений посредством восприятия «чужих» культур, обычаев, своеобразия как достойных, ценностных явлений. Толерантность в конечном итоге способствует сохранению и развитию этнического многообразия и, вместе с тем, политике компромисса, согласия, единства.

Тем не менее, несмотря на видимость общего согласия в необходимости культивирования толерантности, в современном мире идут глубинные процессы, подрывающие как внутристрано-вые межэтнические взаимодействия, так и международное сотрудничество. Исследователи разных стран стремятся определить, в чем состоит причина усиления нетерпимости, и есть ли путь преодоления или смягчения межэтнических, межнациональных и межцивилизационных противоречий. Пока окончательных ответов на эти вопросы не сформулировано. Однако без понимания того, как формируются конструктивное взаимодействие разных народов внутри страны и в практике международных отношений, трудно рассчитывать на выработку адекватного стратегического мышления, позволяющего определять ориентиры долгосрочной

государственной политики в этих сферах деятельности.

В связи с этим особое значение приобретает познание психологических механизмов отражения этнокультурного взаимодействия в групповом сознании и роль социально-перспективных образов как регуляторов внутригрупповой активности этнических групп. Отсюда вытекает необходимость изучения социально-психологических закономерностей взаимоотношений этнических групп как единых и целостных субъектов межгруппового (межэтнического) взаимодействия и взаимовосприятия. Важно понимать социально-психологическую природу межгрупповых (межэтнических) процессов, идущих в поликультурном обществе, способствующих или препятствующих толерантному межэтническому взаимодействию.

Исходя из приведенных определений этнической толерантности, можно сделать вывод о необходимости формирования этнокультурной толерантности народов Республики Бурятия как морального качества личности в интересах эффективного осуществления межэтнического диалога. Формирование толерантности как основы межэтнического взаимодействия является актуальнейшей задачей многонационального региона. Толерантные отношения являются неотъемлемой стороной процесса обогащения духовности, становятся существенным элементом политического и культурного пространства

общества. Очевидно, что политика, основанная на этой идее, перспективна для создания стабильности в республиках, идущих по пути поступательного развития, т.к. только в атмосфере терпимости, взаимопонимания и взаимопомощи рыночные отношения получат положительный импульс и смогут эффективно функционировать.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Знание, 1989. - Т.2. - С.175.

2. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестник Московского университета. Сер. Философия. - 1996. - №1. - С.33-34.

3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии.- 1997. - №11. - С.46.

4. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзии или средство спасения // Октябрь. - М., 1997. - С.140-143.

5. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - М: Политиздат, 1989. - С.351.

6. Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - С.565.

Мункожаргалов Даши Андреевич, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры экономики, права и государственного управления Бурятского республиканского института образовательной политики, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Munkozhargalov Dashi Andreevich, candidate of political sciences, senior lecturer, department of economics, law and public administration, Buryat Republican Institute of Educational Policy, Ulan-Ude, e-mail: dashi [email protected]

УДК 320:316.334.3+070 © Ж.П. Гунзынов

ТЕОРИЯ ПОЛЕЙ П. БУРДЬЕ И МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье приводится анализ взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия с учрежденными ими печатными средствами массовой информации. Автор выявляет модель такого взаимодействия на основе концепции социальных полей французского ученого П. Бурдье, а также исследований американских ученых X Гиебера и Т. Джонсона. Приводится методика взаимодействия государственных печатных СМИ с учредителями, полученная на основании наблюдений и анализа нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: средства массовой информации, социальные поля, политический институт.

P. BOURDIEU FIELD THEORY AND A MODEL OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND STATE-OWNED PRINT MEDIA IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

This article analyzes the interaction between the government of the Republic of Buryatia and print media established by them. The author reveals a model of such interaction based on the concept of social fields of the French scientist P. Bourdieu, as well as on the research by American scientists H. Gieber and T. Johnson. The technique of interaction between state print media and their founders is submitted, it is obtained on the basis of observation and analysis of regulatory-legal acts.

Keywords: media, social field, political institution.

Похожие статьи