Консультация для замещающих родителей "Приёмные подростки: как им живётся?". Консультирование приёмных родителей Консультации для родителей которые воспитывают приемных детей

Консультирование приемных родителей Работу выполнила: магистр 2 курса Назипова Гульнара

Приемные родители, столкнувшись с трудностями, пытаются решить их самостоятельно, тщательно скрывая от окружающих, так как, к сожалению, наше общество не всегда готово понять семьи, решившие взять на воспитание приемного ребенка. Очень часто можно услышать отрицательные высказывания, которые отнюдь не способствуют решению проблемы, а только еще больше усугубляют ее. Погруженность в проблемы с ребенком не оставляет времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях. Этот острый период в жизни замещающей семьи психологи называют кризисом адаптации.

О сновные запросы приемных родителей: ребенок не соответствует ожиданиям, раннее созданным представлениям, у родителей появляется неприязненное отношение к ребенку, эмоциональное отчуждение, невротические срывы. если от ребенка скрывали правду о его приеме в семью, то часто он узнает об этом от «доброжелателей». И как следствие потерянного доверия к родителям, трудности осознания этого факта - ребенок начинает демонстрировать девиантное, делинкветное поведение (побеги из дома, воровство, лживость, прогулы уроков) также, в результате семейной и социальной дезадаптации, у родителей и детей может развиться депрессивное состояние (аутизация, суицидальные попытки). частой причиной обращений приемных родителей является и школьная дезадаптация, когда ребенок дома, в семье хорошо адаптировался, но у него возникают сложности в школе: негативное отношение к учебной деятельности, неумение налаживать конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, прогулы уроков, постоянные жалобы учителей.

Именно ощущение невозможности что-либо изменить приводит многих к повторному отказу от приемного ребенка и возврату к прежнему образу жизни. Попытки самостоятельно разрешить проблему не оправдываются и приемные родители обращаются к психологу, на пике кризиса. И перед психологом стоит непростая задача – помочь семье разобраться в трудной для них ситуации.

Основная задача психолога на первых этапах консультирования - оптимизировать эмоциональное состояние родителей, детей. Как правило, эмпатическое и партнерское отношение возвращает им уверенность в себе. Психологическое принятие приемной семьи стабилизирует их картину мира и самооценку, позволяя нормализовать взаимоотношения с самим собой, с другими членами семьи. Принятие, как личности клиента, так и его переживаний позволяет ему пережить коррективный эмоциональный опыт, нормализующий состояние.

В качестве примера можно привести случай с приемной семьей, обратившейся первично в кризисной ситуации и затем регулярно посещающая психолога. Приемные родители не чувствовали поддержки со стороны родственников, друзей, коллег по работе, которые с недоумением оценивали ситуацию приема 2-ух детей школьного возраста из детского дома. Своим отношением они провоцировали приемных родителей на отвержение детей и депрессивные переживания. И столкнувшись с таким непониманием, семья решила обратиться к психологу, чтобы разобраться в ситуации, почувствовать уважительное принимающее отношение к себе, утвердиться в новом для них семейном статусе. Психолог – являлся для них ресурсом, который они не дополучили в обществе.

Следующий этап психологической консультации в кризисной ситуации, это - отреагирование. Приемным родителям всегда важно высказаться, не только для того, чтобы снизить уровень напряжения, выговориться, расслабиться, но и для того, чтобы почувствовать в ответной реакции консультанта принятие его переживаний. Важно уметь обеспечить катарсис, то есть освобождение от негативных переживаний путем их проговаривания, отреагирования. Проговаривание проблемы, снижая уровень эмоциональной напряженности, освобождает когнитивные, интеллектуальные ресурсы, и иногда, освободившись от парализующего гнета аффекта, клиент сам начинает лучше понимать свою проблему и возможные пути ее решения.

Примером могут служить приемные родители, которые в течении двух встреч высказывали свое недовольство приемной дочерью и невозможно их было переключить на что-либо другое. Они припоминали все мелочи: как она на них посмотрела, что сказала, в тот момент, когда они ожидали, что она их послушается и сделает так как они этого хотят и т.д. Папа неоднократно приводил в пример ситуацию, как он специально для нее постряпал пирожки, пока мамы не было дома (что для него не свойственно), а она не стала их есть и убежала на улицу. Психолог позволил отреагировать родителям свои негативные эмоции и только после этого они были готовы к переходу на следующий этап психологической работы

следующий этап психологической работы - прояснение проблемы, проговаривание подробностей и деталей. В ряде случаев приемные родители воспринимают свои психологические трудности в самом общем виде; иногда они видят проблему под определенным углом зрения и не замечают, что в другом ракурсе рассмотрения она принимает другой вид, выглядит иначе. Поэтому консультант должен уметь отзеркаливать проблематику клиента, подставлять ему своеобразное «зеркало», в котором по-новому, в более конструктивном аспекте отражаются все психологические нюансы актуальной ситуации. Понимание – первый шаг к изменению.

В качестве примера может служить обращение приемной мамы, у которой не ладятся отношения с мужем. Она просит помочь сделать так, чтобы приемная дочь, перестала воровать из дома деньги, обманывать, огрызаться, потому что именно из-за этого у нее резко ухудшились отношения с мужем. Консультант стала выяснять мотивы принятия ребенка в семью, ожидания от совместного проживания, перспективы дальнейшего развития ребенка. Выяснилось, что инициатива, взять ребенка, исходила от женщины, таким образом, она предполагала, что вернет утраченное чувство близости с мужем, которое было, пока росли их кровные дети (феномен пустого гнезда). От приемного ребенка она ожидала, что девочка будет испытывать чувство благодарности и не оставит их, когда повзрослеет (что сделали кровные дети, переехав за границу) Поняв ошибочность своих взглядов, приемная мама осознала свою ситуацию, поняв бесперспективность своих требований, что позволило прорабатывать ее проблематику уже на другом, более конструктивном уровне.

Когда проблема обозначена, сфокусирована и клиент осознает ее, переходим к следующему этапу - выдвижение и анализ вариантов решения. Пристрастность и субъективизм приемных родителей в отношении проблем с ребенком часто мешает им увидеть наиболее правильный выход из сложившейся ситуации. Помощь психолога заключается в стимуляции логического мышления клиента. Позитивные и негативные последствия тщательно взвешиваются, подводится баланс, который помогает приемным родителям чисто логически вычислить наиболее верное решение сложившейся ситуации.

Приемным родителям недостаточно просто принять решение по разрешению их проблемы; это решение необходимо сделать реальным и конкретным, что практически всегда требует составления плана с учетом реальных конкретных условий той или иной ситуации. Задачей психолога в этом случае будет помощь и поддержка приемной семьи при разработке ими жизненной программы.

Важным этапом психологического консультирования являются контрольные встречи для профилактики рецидива. Психолог всегда должен помнить о том, что у замещающей семьи с возвращением к привычному стилю жизни, к привычным взаимоотношениям с окружающими возможны возвраты к прошлому с периодическим ухудшением состояния, обострением проблематики детско-родительских отношений. Поэтому семья нуждается во встречах с консультантом, который не только предоставляет ему психологическую поддержку, но и обеспечивает обратную связь в отношении предпринятых для урегулирования проблем действий.

Враг № 1. АДАПТАЦИЯ

«Хочу, чтоб никто не умирал!»

Чтобы родители и ребенок привыкли друг к другу, должно пройти время. Чем младше приемный, тем легче адаптация. Дети повзрослее или с тяжелым прошлым могут привыкать к новой семье до двух лет.

У маленькой Вали убили маму. Папа, живший по принципу «вечно молодой, вечно пьяный», решил, что дочь ему мешает, и отвез к бабушке. Бабушка однажды взяла и поделилась горем с пятилетней внучкой - в подробностях рассказала ребенку, как убивали ее мать. Эта «исповедь» была самым настоящим преступлением взрослого человека. После страшного рассказа девочка изменилась на глазах, стала злобной, замкнутой - таким маленьким ежиком. Когда Валю забрала к себе семья родной тетки, всем сразу стало трудно. Девочка постоянно закатывала истерики, не слушалась, грубила, ссорилась и дралась с родной дочерью своей новой мамы, а ночью просыпалась от кошмаров и плакала. На нервной почве у малышки возник энурез - недержание мочи. Валя редко вспоминала родную мать, но когда через полгода поехали на кладбище, вцепилась в могильную ограду: «Я хочу здесь остаться жить с мамой». Новая семья после этого долго переживала: получается, ей с мертвыми лучше, чем с ними, живыми? А девочка потом часто повторяла, что больше всего ей хочется, чтоб никто никогда не умирал.

Комментарий психолога:

Трудность адаптационного периода здесь связана с тем, что новая семья Вали была не готова к воспитанию «трудного» ребенка. Психологическая травма Вали со временем должна пройти, благодаря чуткому отношению. К травмированным детям нужно относиться, как к более младшим по возрасту, и сократить количество требований к ним. Потрясения, которые пережил ребенок, проявляются в различных невротических реакциях. Это могут быть всевозможные страхи, ночные кошмары, тики, энурез, заикание. Пострадавшие дети становятся слезливыми, агрессивными или замыкаются в себе. Когда взрослые понимают, что происходит с ребенком, по-доброму к нему относятся, интересуются внутренним миром, окружают любовью и заботой, создают ему атмосферу защищенности и уверенности в завтрашнем дне - ребенок «выздоравливает» и «оттаивает».

Враг № 2. ГЕНЫ

От осины не родятся апельсины?

Дети часто оказываются в детских домах потому, что их папы-мамы - преступники, пьяницы или наркоманы - были лишены родительских прав. Замещающие родители часто волнуются: как поведут себя «преступные» гены их приемного ребенка?

Женю приняли в семью уже достаточно взрослым - в 11 лет. И попал мальчик, что называется, в хорошую семью. Новые родители даже давали парню денег на карманные расходы, но тот не перестал по привычке подворовывать все, что плохо лежит. Деньги пропадали не только у его новых родителей, но и у тех, кто приходил к ним в гости. Однажды кошелька лишился друг этой семьи - врач, много лет изучавший генетику. После чего «потерпевший» припомнил народную мудрость: «От осины не родятся апельсины». И припугнул и без того расстроенную маму Женьки: «Этот сыночек вам еще покажет! Вырастет - на улицу вас выгонит». С тех пор в этом доме за мальчиком установилась настоящая слежка - Женьку даже в магазин за хлебом не посылали без того, чтобы потом на его глазах не пересчитать сдачу.

Комментарий психолога:

Если вы станете волноваться по поводу «плохой наследственности», то невольно будете фиксироваться на малейших провинностях ребенка. Бывали случаи, когда родители затаскивали приемыша по врачам. В итоге он сам начинал верить, что с ним что-то не в порядке, и начинал вести себя как больной. Недостатки собственного воспитания родителям проще всего переложить на наследственность. А между тем, в науке до сих пор нет точных данных, что больше влияет на человека - среда или гены. Наследственность только предполагает, каким человек может стать, но не каким он будет. Поскольку наследственные и факторы среды постоянно взаимодействуют, то окончательный результат просто непредсказуем. Каким станет приемный ребенок, во многом зависит от его воспитания и окружения.

Враг № 3. РЕВНОСТЬ

Отдавай мои игрушки, не садись на мой горшок!

Если в семье есть родной ребенок, то вначале он может ревновать к приемному. Григорий и Мила, родители семилетней дочери, часто навещали интернат, где жили дети-олигофрены. Они привязались к 12-летней Алене, жизнерадостной и живой девочке, и забрали ее в семью. Родная дочь не знала о планах родителей и восприняла Алену в штыки - не делилась игрушками, ревновала к отцу и матери, сердилась и плакала. Прошло очень много времени, прежде чем ревнивица признала в Алене сестру.

Комментарий психолога:

Григорий и Мила могли избежать многих трудностей, если бы подготовили дочь к приходу нового ребенка в семью. В семьях, где есть родные дети, лучше усыновлять ребенка более младшего возраста. Тогда, беря пример с родителей, они сами начнут заботиться о малыше. Родному ребенку нужно рассказать, как плохо жить детям без родителей. Сходить вместе в детский дом, принести туда подарки. Тогда семейный ребенок будет полностью поддерживать родителей и с радостью ждать появления в доме братика или сестрички.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Шестеро приемных детей - жениху не помеха

29-летняя Вера несколько лет назад развелась с мужем, а сейчас воспитывает шесть приемных девочек. До этого она строила детский приют, работала там воспитателем. Когда детей собрались отправить в разные интернаты, Вера решила оформить опекунство на шестерых своих любимиц, и так создала себе семью. Как воспитатель, Вера хорошо знала прошлое своих детей. Одна девочка родилась недоношенной, лежала в психоневрологической больнице. Мать - алкоголичка, во время беременности была покусана собакой. Самые яркие воспоминания о родной семье - драки, издевательства и сексуальная жизнь родителей. Девочку били почти каждый день, подвешивали головой вниз с моста. В шесть лет у малышки набралось несколько серьезных диагнозов - энцефалопатия, инвалидность по зрению, задержка психического развития. Другая девочка долго жила среди бомжей, ночевала на улицах и в подвалах. Третья, спасаясь от матери-алкоголички, неделями пряталась у соседки.

Сейчас в этом доме установились мир и порядок. Девочки учатся, рисуют, занимаются музыкой, танцами. Сама Вера говорит, что дочери ее многому научили, и что она получила от них столько подарков, сколько не ждала. Интересно, что женщине два раза предлагали выйти замуж, и ее шестеро детей женихов не испугали. Замуж Вера не пошла, решила сама вести своих девочек по жизни и ждать внуков.

ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ

У приемных родителей должно быть горячее желание усыновить ребенка. Бездетная супружеская пара может решиться на усыновление, если оба очень любят детей и чувствуют, что не могут жить без них. И родные, и приемные дети одинаково нуждаются в любви и заботе со стороны матери. Любовь должна быть глубокой и навсегда. Приемный ребенок более чутко воспринимает холодность одного или обоих родителей, поскольку он не чувствует себя защищенным. Обычно он знает, что его собственные родители по какой-то причине отказались от него, и теперь боится повторения беды. Нетрудно понять, почему не следует усыновлять ребенка, если этого хочет только один из родителей или они оба руководствуются меркантильными соображениями, например, им нужен помощник на ферме или они боятся одинокой старости. Бывает, что женщина боится потерять мужа и думает, что приемный ребенок удержит его в семье. Подобные мотивы усыновления не принесут пользы ни ребенку, ни родителям. Приемный ребенок, испытывающий дефицит родительской любви, часто демонстрирует не лучшее поведение.

Одиноким людям не следует брать приемного ребенка. Во-первых, как мальчику, так и девочке для нормального развития необходимо влияние обоих родителей; во-вторых, одинокий человек настолько увлекается ребенком, что это обоим не пойдет на пользу.

Супруги не должны слишком долго тянуть с усыновлением. В позднем возрасте этого лучше не делать. Затянувшиеся мечты о девчушке с золотыми локонами, наполняющей дом звонкой песенкой, могут привести к тому, что появление реального ребенка со всеми его достоинствами и недостатками станет для пожилых людей горьким разочарованием. Но как решить, когда лучше усыновить ребенка? Дело не только в возрасте, поэтому перед принятием решения вам следует обсудить ваши намерения с работниками органов опеки.

Иногда желание усыновить малыша посещает родителей, у которых уже есть, свой ребенок. Видя, что ему одиноко в семье, мать и отец хотят подарить ему брата или сестричку. В этом случае еще более важна беседа с психиатром или работником органов опеки. Приемный ребенок чувствует себя посторонним в доме, где есть родной ребенок. Если же родители будут подчеркнуто внимательны к новому члену семьи, их собственный ребенок начнет ревновать. В любом случае вы сильно рискуете.

Опасность кроется и в попытке «заменить» своего умершего ребенка приемным. Если в семье есть еще дети, усыновленный малыш окажется в заведомо проигрышном положении. Но даже если других детей нет, целью усыновления должна быть только любовь к детям вообще. Очень хорошо, если усыновленный малыш будет похож на потерянного вами, но на этом сравнения должны быть закопчены. Жестоко и несправедливо заставлять любое человеческое существо исполнять роль другого. Малыш обречен на поражение в попытках стать призраком ушедшего ребенка. В результате родители будут разочарованы, а ребенок несчастен. Ни в коем случае не напоминайте вслух о том, каким был ваш ребенок, даже в мыслях не сравнивайте их. Пусть приемный малыш будет жить в согласии со своей собственной природой. (Об этом нужно помнить и родителям, у которых родился второй ребенок после смерти их первенца.)

Оформляйте усыновление только через официальные органы. Пожалуй, главное в сложном процессе усыновления - это пользоваться услугами только специально уполномоченных лиц. Вы сильно рискуете, обращаясь непосредственно к родителям, которые желают отдать своего ребенка, или к неопытным или недобросовестным посредникам. Таким образом вы не сможете защитить себя от попыток прежних родителей вернуть своего ребенка обратно, стоит им переменить решение. Даже если закон будет на вашей стороне, сама судебная процедура способна отравить вашу отцовскую и материнскую радость и сделать несчастным ребенка. Официальное учреждение станет непреодолимой стеной между настоящими и приемными родителями, одни не будут знать даже имен других, не смогут вмешиваться в жизнь друг друга - и все это в интересах ребенка. Работники органов опеки помогут матери принять лучшее для нее решение: стоит ли ей отказываться от ребенка или лучше оставить его у себя. Они внимательно изучат образ жизни семьи приемных родителей и отговорят их, если сочтут их решение взять ребенка опрометчивым. Кроме того, в период испытательного срока они будут проводить проверки, насколько в новой семье соблюдаются права всех заинтересованных сторон.

ПАМЯТКА

СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(для приёмных родителей)

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев жизни. В его процессе формируется половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. В процессе индивидуального развития человека можно условно выделить следующие возрастные периоды психосексуального развития.

  1. Парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется половое самосознание (1 этап психосексуального развития).
  2. Препубертатный период (7-13 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (2 этап психосексуального развития).
  3. Пубертатный период (12-18 лет) - происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии 3 этапа психосексуального развития).

Психосексуальное развитие - один из аспектов индивидуального психического развития. При этом формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых можно выделить три этапа психосексуального развития.

Формирование полового самосознания, осознание принадлежности к полу (1-5 лет) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной степени детерминировано половой дифференцировкой мозга в перинатальный период. Формируются сознание половой принадлежности собственной личности и окружающих, уверенность в ее необратимости, после чего попытки изменить половое самосознание ребенка оказываются малоуспешными. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления на свет детей и изучение половых признаков. В норме в завершающей фазе этого этапа при определении ребенком пола окружающих его лиц равнозначную роль играют все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов).

Формирование стереотипов полоролевого поведения. На этом этапе (5-12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности (или феминности) микросоциальной среды. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

Формирование психосексуальных ориентаций (12-26 лет), которые обуславливают в последующем в последующем выбор объекта влечения с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение ит.д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющих определенный ритуал.

Ребёнок от 2 до 3 лет

(Памятка для приёмных родителей)

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная . У девочек на основе речевой деятельности - коммуникативная .

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста : начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам - новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно.

Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 - 50 слов, в 2 года - примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 - 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений.

Ребенок 1,5 - 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".

Страхи

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик - все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Базовая потребность возраста

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви . Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери.

3-4 года - формирование эдипова комплекса и комплекса Электры.

Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

Литература

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М., 1992.

Джайнотт Х.Д. Родители и дети.- М., 1986.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1993.

Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М., 1990.

Лешли Д. Работать с маленькими детьми.- М., 1991.

Макарова Е. В начале было детство.- М., 1990.

Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.

Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.- М., 1987.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М., 1991.

Педагог-психолог М.К.Стеценко

Адаптация приемных детей в новых семьях.

Приемная семья, как и любая другая, с появлением ребенка может столкнуться с рядом проблем.

Попадая в новые условия, приемный ребенок и его новые родители будут испытывать состояние, которое называется адаптацией — процессом привыкания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т. к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым — к изменившимся условиям.

Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни.

Чем раньше ребенок будет помещен в семью, тем меньше на нем скажутся последствия сиротства. Однако в принятии ребенка любого возраста есть свои плюсы и минусы.

Ребенок от 1 года до 3 лет .

— видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья, заметить патологии развития (если такие есть);

— ребенок податлив внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;

— ребенок начинает говорить, речь своеобразная и забавная;

— он много передвигается, интересуется окружающим миром.

— нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все время занимает любопытный и любознательный малыш;

— ребенок подвержен различным заболеваниям, простудам инфекциям.

Ребенок от 3 до 7 лет.

— ребенок уже самостоятелен и независим;

— можно определить отдельные черты характера, темперамент;

— проявляются его способности, склонности и интересы;

— он реже болеет;

— он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, побеседовать на разные темы.

— он помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей;

— нужно больше труда и заботы, чтобы выровнять поведение детей этого возраста.

Ребенок от 7 до 12 лет.

— ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода;

— видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта;

— ребенок очень хочет иметь хорошую семью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов назвать родителем;

— ребенок может оценить желание приемных родителей заменить ему родных.

— бывает трудно приспособиться к особенностям поведения, привычкам, чертам характера и принять его таким, каков он есть;

— если что-то не нравится, ребенок проявляет характер;

— нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражаться, понимать, что ребенок - продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.

Дети старше 12 лет.

С ними, конечно, очень сложно. Даже дети из вполне благополучных семей в этом возрасте доставляют своим родителям массу проблем. А подростки-сироты тем более. Однако они не столько сложнее, сколько необычнее.

Многие черты характера и некоторые личностные качества уже трудно исправить, но изменить определенные жизненные установки и стремления возможно даже в этом возрасте. А главное - можно подготовить детей к самостоятельной жизни.

Чтобы облегчить процесс адаптации приемных детей в новой для них семье, обратите внимание на следующую памятку:

1. Помогите детям в этот период осознать, что мир вокруг них безопасен и надёжен. Стремитесь быть с ребёнком как можно чаще, говорите с ним о том, что ему интересно. Внимательно слушайте его.

2. Выясните его предпочтения в еде. Не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких-то продуктов. Не беспокойтесь, со временем он начнёт есть сам.

3. Не спешите выдать ребёнку все удовольствия в максимальных количествах. Необходимо, чтобы дома он почувствовал себя защищенным. Главное - стабильность и отсутствие избыточной новизны, её и так будет предостаточно. Не торопитесь перегружать ребёнка впечатлениями.

4. Не обязательно в первое вовремя совершать поездки в музеи, клубы, на праздники. Сначала хорошо бы ознакомиться с домом.

5. Не надейтесь, что ребёнок сразу проявит к вам положительную эмоциональную привязанность. Скорее, он будет испытывать беспокойство в ваше отсутствие.

6. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте всё, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, не цезурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.

7. Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с друзьями, другими родственниками, пока ребёнок не адаптируется и не почувствует себя увереннее.

Как помочь детям в подготовке домашнего задания, хорошо учиться, быть успешным

(консультация психолога)

С каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Поэтому сегодня для наших детей учеба - самый главный труд. Труд нелегкий, требующий умственных, моральных и физических усилий. Дети нуждаются в родительской поддержке и помощи. Очень терпеливо, с пониманием нужно относиться к каждому шагу вашего приёмного ребенка в учебном процессе, знать плюсы и минусы в учебе. Хвалить за успехи, вовремя поддержать и помочь, если есть трудности и проблемы. Только заинтересованность самого ученика в получении глубоких и прочных знаний, в повышении своего интеллектуального уровня, стремление получить достойное образование будут способствовать успеху и в учебе, и в дальнейшей жизни. Во всем этом учебном процессе должно быть взаимопонимание, сотрудничество между детьми, родителями и учителями. Чем больше будет умных, воспитанных, образованных людей, тем цивилизованнее будет наше общество.

В младшем школьном возрасте все дети хотят хорошо учиться, быть успешными. Но со временем, особенно в подростковом возрасте, это желание у них пропадает.

Причины могут быть разные. Всех обучающихся можно условно разделить на следующие группы:

1. Есть ребята всесторонне развитые. Они легко и быстро усваивают учебный материал по всем предметам. У них есть огромное желание учиться. Эти ребята во всем аккуратны, дисциплинированны, отзывчивы. Отличаются самостоятельностью. Чувствуется родительская поддержка. С этой группой ребят приятно работать.

2. Особого внимания требуют со стороны учителей и приёмных родителей дети, которые могут хорошо учиться, умные, способные, энергичные, но ленивые, не хватает чувства ответственности, мягко говоря “забывчивые”. (Главная причина всех бед - забыл тетрадь, дневник, учебник, забыл записать домашнее задание, забыл расписание, забыл выучить стихотворение, написать сочинение и т.д.)

Эти ребята быстро отвлекаются, нет осознанного отношения к учебе, целеустремленности. Обидно, что таких ребят большинство. Самая главная беда в том, что эти дети не выполняют домашнего задания. А ведь без закрепления изученного никаких знаний не будет.

Уважаемые приёмные родители! Вот где нужна ваша помощь и поддержка.

Ведь одной из причин такого отношения к учебе является отсутствие должного контроля со стороны родителей, не чувствуется ваше участие в выполнении домашнего задания. Есть родители, которые просто не интересуются учебой своих детей. Бесконтрольность, отсутствие внимания расслабляет, портит детей, мы можем потерять будущих талантливых специалистов, если не научим вовремя дисциплине, ответственному отношению к учебе, к любому виду деятельности.

3. К третьей группе я бы отнесла детей, которым “не дается” математика, русский зык, литература. Есть ребята, которые плохо читают вслух, с трудом общаются со сверстниками.

Учителя, родители, взрослые должны осознать, что существует множество складов детского ума и что требуется понять специфику их обучения. Укреплять сильные стороны детского мышления (обычно эти дети сильны в спорте, музыке, хорошо рисуют и т.д.), т.е. развивать другие их способности, которые помогают этим подросткам “не потеряться”, “не уйти в себя”, обрести уверенность в себе и постепенно преодолевать трудности в учебе. А это, в свою очередь, помогает другими глазами посмотреть на эти же проблемы. Безболезненно и реально.

Всем этим детям надо помочь и в учебе, и в общении со сверстниками.

  1. Детей надо приучать порядку и дисциплине, надо выработать привычку обязательного выполнения уроков
  2. Домашнее задание делать в определенное время.
  3. У ребенка должно быть закрепленное рабочее место.
  4. Вашего ребенка нужно приучать заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, в хорошем темпе.
  5. Сильно не опекать ребенка, учить самостоятельности, самоконтролю и самооценке.
  6. Учить умению управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний: не хочу, но надо или не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
  1. Систематически просматривайте дневники, тетради детей. Попросите объяснения, за что “2”.
  2. Предложите ему свою помощь. Узнайте, какой предмет трудно дается, обязательно встречайтесь с учителем, выясните пробелы и начинайте помогать ребенку.
  3. Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на ошибки и объясните с помощью рисунков, опорных схем. Выразительно несколько раз прочитайте задание. Объясняйте поэтапно. Учите ребенка мыслить, а не заучивать.
  4. Устные предметы пусть перескажет. Скажите, что это для вас интересно. Если трудно, разделите на абзацы. Ребенок должен понять смысл прочитанного.
  5. Хвалите ребенка за любой успех пусть даже самый незначительный.
  6. Любите своего ребенка и вселяйте в него уверенность. Помните, что в вашем контроле за приготовлением уроков должны главенствовать только доброта и терпение. Настойчивость и четкая система в дополнительных занятиях может привести к успеху, к положительным результатам.
  7. Особое внимание уделяйте совершенствованию чтения. Быстрое чтение и одновременное осмысление прочитанного - залог дальнейшей успешной учебы по всем предметам.

Помощь приёмных родителей в учебной деятельности - именно тот труд, в котором обнаруживаются и проявляется педагогическое кредо приёмной семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Адаптация ребенка в приёмной семье

Процесс адаптации подопечного ребёнка в замещающей семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы: «Медовый месяц», «Уже не гость», «Вживание», «Стабилизация отношений». Зная особенности каждого этапа, замещающие родители могут избежать возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребёнком, а также сохранить привычную семейную атмосферу .

«Медовый месяц»

После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»— удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, характерны идеализированные ожидания.

Бережное отношение к ребенку предполагает сдержанность чувств к нему на данном этапе. В интересах ребенка и в целях успешности формирования приемной семьи взрослым необходимо сдерживать в себе желание быстрого сближения с ребенком без учета его эмоциональных возможностей.

На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой, претендовать на родитсльство). Желательно, чтобы взрослый и ребенок согласовывали свои действия со специалистом из детского дома или социальным работником, что поможет облегчить регулирование спорных моментов в жизни новой семьи.

Родителям очень важно учитывать один момент, который заключается в том, что, с точки зрения ребенка, он теряет свою кровную семью не тогда, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детский дом, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Ребенок часто чувствует себя предателем «это я во всем виноват» и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности.

На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в приемной семье, что вызывает чувство тревожности. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде, чем заводить разговор с ребенком о его будущем, необходимо проговорить этот вопрос с педагогом-психологом. Многое зависит от эмоциональных особенностей ребенка и от того, как складываются семейные отношения. Если специалисты (педагог-психолог, социальный педагог и др.) поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:

«Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности.

В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить ребенку:

«Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним».

Можно привести примеры, наглядно показывающие минимальную вероятность реабилитации биологических родителей детей.

«Уже не гость»

Причины ухудшения поведения ребенка

1) Появление доверия к приёмным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».

Эмоциональность ребенка в начальном периоде жизни в приёмной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым (состояние сжатой пружины). Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.

Ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю (пружина в разжатом состоянии). Фактически с этого момента ребенок начинает доверять семье свои истинные неприглядные стороны, что является первым признаком близости в отношениях. У ребенка появляется чувство, что его «уже не прогонят».

Ребенок уже продемонстрировал приемным родителям способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данном этапе ребенку предоставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое попранное право жить в семье («утверждение своей личности»). Проявлениями самоутверждения могут быть: упрямство, агрессивность, по¬вышенная обидчивость, своеволие и т.д.

Взрослым следует уважительно относиться к стремлению ребенка «отстоять себя», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера. В более расслабленном состоянии ребенку легче далее адаптироваться в приемной семье.

Появление доверия по отношению к родителю — важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.

2) Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям

взрослых.

Распространенные ошибки взрослых на этом этапе: а) ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;

б) приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть.

Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык

что-то делать. Его необходимо сначала научить;

в) ожидание успешности обучения в школе.

Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков и т.д.).

3) Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием

своего места и своей роли в приемной семье.

Недоверчивый ребенок испытывает приемную семью на прочность. Такая «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.

4) Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка

с биологическими родителями или другими родственниками.

5) Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.

Возможность ребенка эмоционально и поведенчески «отреагировать» на свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития.

Родителям нужно помнить о двух популярных методах воспитания: методе поощрения и методе профилактического обучения.

«Вживание»

На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность.

Другой дестабилизирующий момент семейной жизни — небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Эмоциональная жизнь ребенка еще продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. При неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка может пострадать его самооценка и, как следствие, могут ухудшиться отношения с приемными родителями.

Зачастую в таких ситуациях требуется помощь со стороны сопровождающих специалистов. Сотрудники детских домов, специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют большой опыт в решении проблем приемных детей и могут подсказать профилактические меры для предотвращения нежелательных последствий некоторых изменений в жизни приемной семьи.

«Стабилизация отношений»

Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.

Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме.

Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни семьи в целом.

Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одного из главных качеств этого периода — принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой.

Правила общения с детьми

Ребёнок - это всего лишь маленький взрослый и общение с ним также требует определённых навыков. Помните, дети делают не то, что вы говорите, а повторяют то, что вы делаете.

Чтобы установить правильное общение с ребенком и добиться его правильного поведения, нужно придерживаться нескольких простых правил.

1. Дайте понять ребенку, что Вы всегда принимаете его таким как есть. Когда Вы говорите детям добрые слова, происходит эмоциональная подпитка, которая помогает им развиваться и создается высокая самооценка.
2. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.
3. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.
4. Не вмешивайтесь, когда ребенок не просит помощи. Просто поддержите его. Иногда ему нужно получать и отрицательный опыт, видеть последствия своих поступков.
5. Не отказывайте ребенку в помощи из "педагогических соображений", помогите ему, если он не может справиться сам - сделайте это вместе.

6. Ничего не навязывайте, дети сами будут делать то, что им действительно интересно.

7. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.
8. Уделяйте ребенку максимум внимания: читайте, играйте, занимайтесь. Часто плохое поведение детей вызвано недостатком внимания со стороны родителей и они любыми способами пытаются добиться его.
9. Показывайте, что Вы своему ребенку доверяете, делитесь чувствами, спрашивайте как правильно поступить. Общайтесь с детьми на равных.
10. Не спорьте с ребенком, ведь спор увеличивает расстояние между людьми. Просто спокойно, по-доброму объясняйте свою точку зрения.
11. Правильно реагируйте на его поведение, старайтесь понять, что заставило ребенка поступить именно так. Всегда оценивайте поступок, а не личность ребенка. Дайте понять ему, что Вы его все равно любите.
12. Чаще говорите "пожалуйста", "спасибо", учите хорошим манерам и правильному поведению на своем личном примере.

Правила общения с близкими

1. Как можно меньше ворчите друг на друга по поводу и без повода.

2. Не пытайтесь никого перевоспитывать, особенно если человек не осознаёт необходимости самосовершенствования.

3. Не увлекайтесь критикой: маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе хорошее, чем плохое.

4. Искренне восхищайтесь достоинством членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, ещё не проявившиеся возможности.

5. Постоянно проявляйте внимание к своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.

6. Будьте вежливым и предупредительным с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, возникающие при общении.

7. Почаще говорите близким, что вы любите их. Родителям необходимо знать, что дети нуждаются в них, не важно, сколько "ребенку" лет: 5 или 50.

Ошибки при общении

● Угрозы и запугивание быстрее всего прочего уничтожают сердечность, близость, открытые и честные взаимоотношения.

● Гнев и ругань. В результате этого окружающие вас люди испытывают состояние подавленности или хронического раздражения.

● Любая попытка манипулировать партнером, давить на него, чтобы получить желаемое (обманывать, кричать, плакать, подчеркнуто молчать) не проходит бесследно. Доверие может основываться только на честности, когда нет места притворству и давлению.

● Негативные ярлыки (ничтожный, посредственный, ленивый т.д.) и личные оскорбления порождают обиду и негодование.

● Прямые обвинения и попытки вызвать у собеседника чувство вины порождают протест и желание ответить тем же.

● Позиция "Я прав, а вы - нет" препятствует стремлению достигнуть компромисса.

● Требования и ультиматумы часто приводят человека в ярость или вызывают протест.

● Преувеличенные обобщения с использованием таких слов, как всегда, никогда, все, когда-либо еще, навсегда, - преувеличивают значимость происходящего или совершенного человеком поступка, осуждая его.

«Умей противостоять зависимости»

(консультация для приёмных родителей)

Влияние алкоголя на организм подростка

Алкоголизм- заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающие этим заболеванием. Лечение этого психического заболевания эффективно лишь в рамках длительных комплексных программ. Излечиваются от алкоголизма и наркомании не более 10 % пациентов.

Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) так охарактеризовал психологические причины пьянства: "Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае…"

Средь традиций самых разных

Есть нелегкая одна.

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну, и пей другую,

И седьмую, и восьмую,-

Просят, давят, жмут "друзья"!

Ну, а если не могу я,

Ну, а если мне нельзя?

Ну, а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!

Алкоголь - это универсальное средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо. Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, в то же время у подростка такие изменения происходят через 3-4 года. Сначала подросток, употребляющий алкоголь, становится вялым, пассивным, равнодушным или, наоборот, раздражительным, несдержанным, агрессивным. Резко меняется характер - возникают конфликты со взрослыми, друзьями. Подросток начинает терять чувство долга, чести, дружбы и любви. Появляются цели, связанные с поиском алкоголя и компания для его употребления. Учеба, спорт, музыка перестают интересовать пьющего подростка. Нет цели, нет желания что-то узнать, совершенствоваться физически - развивается слабоумие. Вот почему очень опасно начинать эксперименты с алкоголем в детском и подростковом возрасте, когда организм еще недостаточно зрел и не способен оказать сопротивление разрушающему действию алкоголя. Известны случаи, когда маленькие дети погибали от 60-70 г водки, а 100-150 г водки могут вызвать смерть ребенка 8-10 лет.

Особенно тяжело страдают дети в таких семьях. Дети живут в состоянии хронического стресса. У них все время «болит душа» о родителях. Они разрываются между несовместимыми образами трезвого и пьяного отца. Отмечено, что у детей развивается созависимость и депрессия. В рамках протестных и компенсаторных реакций дети совершают побеги из дома, совершают попытки приема алкоголя и наркотиков, начинают беспорядочную половую жизнь и т.д.

Причины употребления алкоголя подростками:

Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна;

Также подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:
-негативные межличностные отношения внутри семьи;
-чрезмерная опека со стороны родителей;
-насилие;
-поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

Шесть способов сказать алкоголю «нет»:

(от самого мягкого варианта до наиболее категоричного)

Нет, спасибо.

Что-то мне не хочется, а у вас есть сок или вода?

Алкоголь меня не интересует.

Ты говоришь со мной? Забудь об этом!

. Почему ты ПРОДОЛЖАЕШЬ давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?!

Отстань!

Научите ребенка самостоятельно принимать решения, научите, глядя в глаза, говорить «нет».

Поощрение и наказание

в процессе воспитания ребенка

(консультация для приёмных родителей)

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно - в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету - не куплю конфету». Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь - не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

. не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

. не хвалить больше двух раз за одно и то же;

. не хвалить из жалости;

. не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

=> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала - пособие и подарок для неимущих;

=> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала - гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

=> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. «Аванс» - это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет - это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

НАКАЗАНИЕ

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

  • вынужденное безделье - сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул - никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать - это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Даный материал предназначен для педагогв-психологов и социальных педагогов для использования с замещающими родителями в работе, направленной на стабилизацию психоэмоционального состояния и профилактики профессионального выгорания.Данная проблема часто встречается среди замещающих родителей и цель этой консультации предоставить замещающим родителям возможность самостоятельно овладеть умениями и навыками саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для замещающих родителей на тему:

«Приёмы и техники эмоциональной саморегуляции».

Цель: развитие навыков самостоятельной саморегуляции психических навыков у замещающих родителей.

Основной целью является научиться сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу».

Использование образов

Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения.

Целенаправленное представление ситуаций

Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания.

Способы отвлечения

Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее.

Управление дыханием

Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания.

Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 20-30 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние.

Избавление от нежелательных эмоций: Диссоциация.

Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я".

Упражнение "Марионетка".

Это упражнение желательно повторять "в гуще жизни" - в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции.

Попробуйте представить, что ваше собственное "Я", контролирующее мысли, движения и эмоции находится... вне тела. При этом тело живёт и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить что ваше "Я" наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые "кнопки" - эмоциями. при этом как телесные так и душевные движения становятся отстранёнными от вашего "Я", переживаются как нечто искусственное, как буд-то это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощённые их психологической составной частью, отделённые от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем "вернитесь" в собственное тело, чтобы вновь ощутить полноту переживаний.

Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке "накалённых" эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного "Я".

Избавление от нежелательных эмоций: переход в нейтральное состояние.

В отличие от предыдущего этот способ "нейтрализации" эмоций освоить гораздо легче, и доступен он абсолютно всем. Он не требует актёрского таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным представлением другой эмоции, вытесняющей первоначальную, а переходом в нейтральное состояние – покоя, отдыха, расслабления, в котором вообще никаким отрицательным эмоциям нет места. Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам отделится от неё, наблюдая собственную эмоцию со стороны, а затем и убирать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же можно справиться, опираясь на “три кита”:

Направленное внимание;

Мышечное расслабление;

Успокаивающее дыхание.

Развитие навыков самонаблюдения.

Почему навыку самонаблюдения нужно учиться, ведь это так естественно, так просто ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нём изменения, связанные с эмоциями… Дело в том, что объём нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени Мы получаем массу информации как извне, так и изнутри нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек часто буквально просто не замечает, что живёт в собственном теле. Ощущения, связанные с приёмом пищи, вдыханием табачного дыма… да ещё если где-нибудь, что нибудь заболит, если тело напомнит о себе – вот и весь небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он полагался на них, на своё “шестое чувство”, в суровой борьбе за выживание. Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное тело. Для этого рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых – сосредоточить внимание на том, к чему вы давно привыкли, с таким же любопытством как в раннем детстве, когда вы только знакомились со своим собственным телом, его внутренним языком – языком не слов, а ощущений, когда, к примеру, тянуть в рот большой палец правой ноги, лёжа в коляске, было не только приятным, но и увлекательным занятием. По мысли Ч. Брукса (1997), для того, чтобы человек мог войти в контакт с собственными чувствами, ему необходимо вернуть себе природную, естественную полноту переживаний, свойственную маленькому ребёнку.

Вырастая, человек не только приобретает жизненный опыт, но и теряет кое-что полезное – естественность, непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко проявляющиеся в способности играть, и, наконец, способность радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Важно, что при этом он всё-таки может на короткое время “вернуться в детство”, как психологически, так и физиологически, и именно такая способность лежит в основе занятий саморегуляцией. По сути, саморегуляция - это умение быть “здесь и сейчас”, важность которого можно проиллюстрировать известной буддийской притчей. Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему:

В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю.

Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик.

На что учитель ответил:

Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают.

Упражнение “Знакомство с собой”.

Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, своё тело – кисть правой руки (для левшей - наоборот).

Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих материал для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить.

1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, имитируя работу насоса.

2. Энергично потирайте ладони друг о друга, пока не появится ощущение интенсивного тепла.

3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущение утомления в мышцах кисти.

4. Потрясите пассивно “висящую” кисть.

Теперь – внимание и ещё раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте всё внимание на внутренние ощущения. Всё внешнее при этом как бы перестаёт для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения:

1. Чувство веса. Чувствуете ли вы тяжесть или лёгкость кисти?

2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло?

3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но всё же весьма часто):

Сухость и влажность;

Пульсацию;

Покалывание;

Ощущение прохождения электрического тока;

Чувство “мурашек”, “мороз по коже”;

Онемение (обычно в кончиках пальцев);

Вибрацию;

Мышечную дрожь.

Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую “энергию”. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем.

Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю… наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело как бы ожило и движется по собственной воле, не зависимо от вашего желания. Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, важно удерживать, концентрировать для этого на них внимание. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять это упражнение достаточно долго – не менее 8-10 мин., а если хватит терпения, то и ещё дольше.


Похожие статьи