Тренировка рабочей памяти. Умственные тренировки приносят потрясающие результаты. Игра "Матрицы памяти"

Хорошая память, как правило, считается полезным практическим навыком. Однако реальная польза от обладания ею простирается гораздо дальше. Оказывается, те, у кого хорошая рабочая память, имеют ярко выраженную тенденцию к оптимизму, ментальной адаптивности и гибкости, обладают здоровой уверенностью в себе, чаще удовлетворены работой и личной жизнью, реже болеют и скорее поправляются. А самое главное - они в целом ощущают себя более счастливыми людьми, чем те, память которых хуже. В связи с этим мы в How to Green решили подготовить материал о способах развития памяти.

Что такое рабочая память

Это наша способность одновременно запоминать, обрабатывать и использовать полученные данные. Примеры информации, с которой работает этот вид памяти: имена, лица, даты, факты и формулы, изученные к экзамену, презентация, подготовленная для выступления перед коллегами, назначенные встречи и даже шутки и анекдоты. Сложно усомниться в ключевой роли памяти для нашей социальной адаптации, включающей карьеру и все виды межличностных отношений (семью, друзей, коллег и прочие).

Что влияет на качество нашей памяти

Стресс - основная причина ухудшения памяти. Сюда относятся: некачественное питание, токсины из окружающей среды, эмоциональные травмы и простая совокупность ежедневных раздражителей - цейтнот, пробки, сложные ситуации на работе и дома. Повышенный уровень гормона стресса оказывает разрушительное воздействие на способность запоминать информацию и оперировать ею.

Поэтому первое, о чём стоит задуматься в деле улучшения рабочей памяти, - это снижение уровня стресса в организме. В этом поможет здоровый режим и такие его составляющие, как:

  • правильное питание - никакого фастфуда и рафинированного сахара; рацион, включающий продукты с низким гликемическим индексом, голубику, кокосовое масло, омега-3 жиры и витамины группы В, С и Е;
  • постоянные физические нагрузки - приток крови к мозгу способствует лучшему его насыщению нутриентами и кислородом, это улучшает мыслительную функцию и концентрацию;
  • здоровый сон и медитация - и то и другое имеет одинаково положительный эффект на качество рабочей памяти: во время покоя наш мозг перестаёт обрабатывать информацию и происходит крайне важный процесс закрепления данных.

Практические методы развития рабочей памяти

Вместе с комплексом мер ЗОЖ в деле улучшения рабочей памяти здорово помогают специальные упражнения, тренирующие мозг. О них пойдёт речь далее.

1. Мнемоника

Этот метод развивает память через ассоциации. В основе упражнения всегда лежит последовательность, которая ввиду частого использования запоминается наизусть. К каждому её элементу мысленно прикрепляется факт или объект, который необходимо запомнить. Вот пример.

В качестве основной последовательности можно взять маршрут, который вы помните вплоть до мельчайших подробностей. Например, когда отправляетесь на пробежку в местный парк:

  • дверь - её вы закрываете, выходя из квартиры;
  • консьержка - её вы приветствуете, спустившись вниз;
  • лавочка - стоит сразу на выходе;
  • магазин - первое здание, мимо которого вы проходите;
  • парковка - следует за магазином;
  • … и так далее до старта пробежки.

И допустим, есть список мест, куда вам сегодня необходимо заехать, и этот список вам нужно запомнить. Например: копировальный центр, магазин косметики, спортклуб, банк, салон связи. Теперь следует привязать этот список мест к первой последовательности с помощью ассоциаций. Они могут быть смешными, странными и понятными только вам. Не переживайте насчёт нелепости ассоциаций - ведь кроме вас о них никто не узнает. Вот пример:

  • дверь - в копировальном центре вы распечатаете договор, который откроет «дверь» к новым финансовым возможностям;
  • консьержка - у этой пожилой дамы всегда яркий макияж, она наверняка часто бывает в магазине косметики ;
  • лавочка - возвращаясь с пробежки, вы тянетесь и делаете выпады, используя лавочку, она ваш мини-спортклуб ;
  • магазин - это большой банк товаров;
  • парковка - мобильными являются не только водители авто с парковки, но и все, кто пользуется услугами салона связи , ведь у них есть мобильные телефоны.

Попрактиковавшись, с помощью такого метода вы сможете запоминать до 50 и более объектов. Другой способ - это когда в качестве основной последовательности берутся цифры от 1 и до необходимого вам числа. Далее к цифрам рифмуются любые слова, и после с помощью ассоциаций привязываются необходимые объекты.

2. «Обратная хронология»

Это специальное упражнение желательно делать каждый день в течение нескольких недель. Займёт оно не более 5 минут. Вечером сядьте в тихом месте, прикройте глаза и вспомните все события прошедшего дня в обратной последовательности. Начинайте прямо с текущего момента. Ваша последовательность может выглядеть примерно так: нанесла на лицо ночной крем, умылась, посмотрела серию любимого сериала, поела, приготовила ужин, переоделась (придя с работы) и так далее до самого пробуждения. «Обратная хронология» творит чудеса - попробуйте и убедитесь сами. И кстати, вы не заметите, как довольно скоро начнёте прекрасно помнить свои сны - это один из эффектов от постоянной вечерней практики упражнения.

3. Чтение и запоминание

Одним из наиболее эффективных способов развития памяти является запоминание стихов. Это тренирует мозг и со временем развивает способность удерживать в памяти большие объёмы информации. Интересно, что не зубрёжка за пару часов, а регулярные и не слишком долгие занятия дают наилучший результат. Как вариант, устройте себе челлендж и начните учить поэму «Евгений Онегин», при этом занимайтесь не более 30 минут в день. И важно - после занятия давайте себе отдохнуть, тогда запоминаться материал будет ещё лучше. На отдых достаточно 10 минут, просто прикрывайте глаза и расслабляйтесь.

4. Иностранные языки

Изучение языков эффективно не только для социальной адаптации во время путешествий, но также и для развития памяти. Работает это как гимнастика для мозга. Его, кстати, часто ассоциируют с «мышцей», которую, как и другие мышцы тела, нужно постоянно поддерживать в тонусе. Запоминая новые слова и выражения, соотнося их со значениями из родного языка, мы улучшаем общую способность мозга запоминать любую информацию.

5. Шахматы

Положительное влияние регулярной игры в шахматы на нашу память доказано научно. Среди причин - необходимость помнить сложные правила, стиль и стратегию оппонента и стараться не допустить ошибок, сделанных ранее. Кроме памяти, шахматы улучшают креативность, способность фокусироваться и повышают IQ.

6. Приложения для смартфона

Если вы активный пользователь мобильных приложений, то с лёгкостью подберёте одно-два максимально интересных вам. В большинстве случаев они предлагают комплексное развитие когнитивных способностей мозга. Задания представлены в виде развивающих игр, головоломок и задач на запоминание. Вот несколько приложений, которые приглянулись нам:

  • Lumosity;
  • Peak;
  • Memorado;
  • Brain+;
  • Elevate.

Пожалуй, самый простой и приятный способ развивать рабочую память лежит через культивирование любви и положительных эмоций. Проводите больше времени на природе, встречаясь с друзьями или выгуливая пса, радуйте себя букетом цветов, занимайтесь любимым хобби, помогайте нуждающимся. Такие активности здорово снижают уровень эмоционального и физического стресса. А в результате - вы легко вспоминаете и к слову используете вдохновляющие цитаты, блещете знанием поэзии и просто не забываете о днях рождения близких. В общем, одни плюсы!

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

  • Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.
  • Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.
  • Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

  • Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

  • Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

  • Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Научное исследование, проведённое недавно в Сан-Франциско (США) – лишь одно из огромного количества его аналогов, изучающих то, как кратковременная (или «рабочая») память способна существенно облегчить нашу деятельность во многих аспектах – например, повышая «многозадачность» нашего мозга или позволяя более быстро усвоить только что прочитанный сложный текст.

«Считается, что рабочая память – это одна из основных когнитивных функций человека, на которой базируются все высшие проявления умственной деятельности – такие, как речь, умение верно вести себя в экстремальной ситуации и принимать правильные решения в повседневной жизни», - заявляет Брэд Постл, работник Университета Висконсин-Мэдисон (США) и сопредседатель научного собрания Общества Когнитивной Неврологии (ОКН) (Cognitive Neuroscience Society), проведённого в Сан-Франциско и посвящённого вопросу рабочей памяти. Различные научные работы, доказывающие факт «пластичности» мозга (то есть его способности претерпевать изменения в зависимости от того или иного полученного опыта) и основанные на использовании разнообразных электромагнитных методик, позволили учёным как никогда отчётливо понять всю глубину потенциала рабочей памяти, добавляет Постл.

Краеугольным камнем в тренировке этого аспекта умственной деятельности стала так называемая «задача n-назад» ("n-back" task), позволяющая перебирать в памяти сразу несколько предметов. Человеку один за другим предъявляется ряд образов (визуальных, звуковых, реже иных). При этом человек должен определить и указать, встречался ли предъявляемый образ 1 позицию назад (задача 1-назад), или 2 позиции назад (задача 2-назад), или 3 позиции назад (задача 3-назад), и так далее. Также в задачу могут быть включены звуки различного рода, либо человеку может демонстрироваться более 1 ряда символов (двойная, тройная задача n-назад, и т.д.).

Сьюзен Джэги, работник Мэрилендского университета (США) и её коллеги после длительных научных изысканий, занявших почти десятилетие установили следующую закономерность: люди, около месяца регулярно упражнявшиеся в выполнении задачи n-назад, уделяя ей по 20 минут в день, спустя месяц показали значительные улучшения не только в выполнении самой задачи, но также и подобных ей заданиях, которых они прежде никогда не видели. «Достигнутый эффект распространялся на такие сферы умственной деятельности, как контроль внимания, чтение и математические навыки», - прокомментировала Джэги. «Причём этот эффект сохраняется даже по прошествии нескольких месяцев, что позволяет назвать его долговременным».

Конечно же, во всём этом было очень много невыясненных до конца и противоречивых моментов. Например, то, какие именно факторы порождают влияние рабочей памяти на другие аспекты умственной деятельности – а также то, какие изменения претерпевает наш мозг в процессе непрерывных умственных тренировок. Благодаря проделанной работе Постл и его коллег, совместивших умственные тренировки с электромагнитной стимуляцией мозга, на эти вопросы отчасти удалось отыскать ответы.

Тренировки развивают межнейрональные связи.

Борнали Кунду, работник Университета Висконсин-Мэдисон и сотрудник научной лаборатории Постл при помощи метода транскраниальной магнитной стимуляции (transcranial magnetic stimulation) (ТМС) и электроэнцефалографии (electroencephalography) (ЭЭГ) измерил уровень активности в определённых участках мозга до и после ежедневных тренировок с задачей n-назад, после чего сопоставил полученные результаты. «Главным открытием стало то, что регулярные тренировки с задачей n-назад позволяют человеку держать в рабочей памяти большее количество предметов либо информации любого рода», поясняет Кунду накануне научного доклада о сделанном открытии. «Улучшение рабочей памяти, в свою очередь, ведёт к развитию межнейрональных связей между различными участками головного мозга – в частности, между теменной и фронтальной областями».

В ходе выполнения задачи n-задач перед участниками эксперимента (к слову, эксперимент проводился в строго индивидуальном порядке) на экран выводилась определённая последовательность элементов, после чего решающий задачу должен был назвать цвет и расположение элемента, который появлялся перед ним несколько позиций назад. Количество возможных цветов для каждого элемента было равно семи, в то время как количество возможных позиций составляло восемь. Контрольным заданием стала игра в «Тетрис», которая, хотя и тоже связана с перемещением разноцветных символов в различные положения, тем не менее не давала возможности запомнить что-либо из увиденного. До и после выполнения задачи n-назад, участники эксперимента должны были выполнить ряд тестов на развитие когнитивных функций, одновременно с этим их подвергали ТМС, а с помощью ЭЭГ определялась интенсивность работы межнейрональных связей.

После регулярных (5 раз в неделю по 5 часов в день, в целом более 5 недель) тренировок у участников эксперимента были обнаружены значительные улучшения рабочей памяти, в результате чего они получили возможность удерживать в ней больше информации.

Здесь очень важно отметить, что, помимо улучшений рабочей памяти, также имело место улучшение работы межнейрональных связей между дорсолатеральной префронтальной корой мозга (dorsolateral prefrontal cortex) и теменной корой (parietal cortex). «Такой результат мы получили в сравнении с участниками «контрольной» группы, которым вместо задачи n-назад была предложена игра «Тетрис» на всё тот же пятинедельный срок», - прокомментировал Кунду.

Тренировка рабочей памяти также способствовала улучшению результатов в различных тестов на развитие когнитивных функций, причём, как уже было сказано, к этим тестам участники эксперимента не готовились заранее – и именно тех функций, развитие которых напрямую зависит от межнейрональных связей между ДПК и теменной корой.

Особо стоит отметить тот факт, что, по данным ЭЭГ, активность межнейрональных связей, напротив, снизилась в ходе выполнения двух тестов – первый заключался в том, что участнику предлагалось определить отличия между быстро сменяющимися последовательностями квадратов, второй же состоял в том, что участник должен был найти красную букву «С» среди набора красных и синих букв. По мнению Кунду, «вероятнее всего, нейронные цепи, активирующиеся в ходе выполнения этих двух тестов, как бы «перекрывают» друг друга, таким образом обеспечивая приток активности даже к тем нейронным цепям, которые, казалось бы, совершенно не связаны с рабочей памятью».

Перспективы практического применения в медицине.

Многие учёные, специализирующиеся на когнитивной неврологии, вплотную занимаются изучением вопроса, как развитие рабочей памяти сможет помочь людям с различного рода заболеваниями, к примеру, страдающим синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

«Если нам удастся точно установить, как почему и в какой именно момент активизированные во время «тренировок» нейронные цепи переносят активность на ранее не задействованные цепи, нам откроются новые перспективы лечения страдающих различными расстройствами неврологического либо психического характера», - подчеркнул Постл.

Джэги вместе с её научной командой наряду с Торкелом Клинбергом, научным работником Каролинского Университета (Швеция) (также выступившим с докладом на симпозиуме в Сан-Франциско) успешно применили данную методику к детям, страдающим расстройствами внимания. «Причина, по которой развитие памяти частично устраняет симптомы СДВГ, может крыться в том, и рабочая память, и внимание задействуют одни и те же участки головного мозга», - поясняет Кунду.

«Различия в развитии рабочей памяти имеют прямое отношение к тому, насколько у того или иного человека развиты различные когнитивные функции, в том числе чтение и понимание прочитанного текста и многое другое, что отражается в результатах выполнения соответствующих тестов», - добавляет она. «В некоторых случаях подобный «эффект переноса» стал полной неожиданностью для меня – к примеру, у участников эксперимента улучшились показатели в тестовом упражнении на стрельбу по мишеням, хотя оно задействует лишь первичную и вторичную области двигательной коры мозга и мозжечок - и, казалось бы, совершенно не связано с памятью».

По словам Джэги, когнитивные функции – это отнюдь не нечто неизменное, как мы привыкли считать. «Хотя, несомненно, здесь и присутствует элемент наследственности, тем не менее, многие из когнитивных функций «пластичны» и способны изменяться посредством накопленного человеком опыта или целенаправленных тренировок», - прокомментировала она. «В ходе нашего исследования мы обеспечили такую тренировку посредством развития памяти, однако существует множество других способов – например, физические упражнения, занятия музыкой, медитации, подбор специального питания или даже особый режим сна».

Подводя итог, Джэги отметила, что, несмотря на столь обнадёживающие результаты исследования, учёным необходимо понять многие аспекты проделанной работы, к примеру, такие как «индивидуальные особенности человека, от которых зависит, насколько высоких результатов он добьётся после умственной тренировки и степень выраженности «эффекта переноса», а также то, в течение какого времени сохраняется этот эффект и как его можно применять в повседневной жизни – к примеру, повысить продуктивность собственного обучения в университете».

Рабочая память (РП), также известная как оперативная, - это совокупность процессов, позволяющих нам хранить и временно использовать информацию с целью осуществления таких комплексных когнитивных задач, как понимание речи, чтение, применение математических способностей, обучение или рассуждение. Рабочая память является одним из видов кратковременной памяти.

Определение рабочей памяти по модели Бэддели и Хитча

Согласно модели Бэддели и Хитча, рабочая память состоит из трёх систем и включает компоненты как хранения, так и обработки информации:

Центральный управляющий элемент: работает как система наблюдения за вниманием, которая решает, на что нам обращать внимание, а на что нет, а также организовывает последовательность действий, которые необходимо произвести для осуществления вида деятельности.

Фонологическая петля: позволяет нам удерживать в памяти письменный и устный материал.

Зрительно-пространственный набросок: помогает нам управлять визуальной информацией и сохранять её.

Эпизодический буфер: используется для объединения информации из фонологической петли и визуально-пространственного наброска, построения целостного эпизода и для связи с долговременной памятью.

Характеристики рабочей памяти:

  • Её ёмкость ограничена . Мы храним только 7 ±2 элементов.
  • Она активна . Оперативная память не только хранит информацию, но и управляет ей, а также трансформирует её.
  • Её содержимое постоянно обновляется .
  • За рабочую память отвечает дорсолатеральная префронтальная кора .

Примеры рабочей памяти

Рабочая (или оперативная) память представляет собой способность, с помощью которой мы сохраняем в уме элементы, необходимые нам для выполнения задачи . Бладаря рабочей или оперативной памяти мы можем:

  • объединять два или более действия, происходящие примерно в одно и то же время, например, вспоминать и отвечать на вопросы, которые нам задали во время разговора .
  • Соотносить новые знания с полученными ранее. Это позволяет нам обучаться .
  • Сохранять в уме информацию , в то время как наше внимание сосредоточено на других вещах, например, мы можем готовить обед, разговаривая по телефону.

Мы ежедневно используем рабочую (или оперативную) память при выполнении различного рода задач . Когда пытаемся вспомнить номер телефона до того, как записать его. Когда мы участвуем в разговоре, нам нужно удержать в памяти то, что только что сказали, чтобы обработать эту информацию и высказать свою точку зрения. Когда в школе или университете мы конспектируем лекции, нам необходимо запомнить, что сказал преподаватель, чтобы потом записать это своими словами. Когда пересчитываем в уме стоимость наших покупок в супермаркете, чтобы понять, хватит ли нам денег.

Расстройства, при которых нарушена рабочая память

Рабочая память необходима для принятии решений и корректной работы исполнительных функций . Поэтому её нарушение связано с дерегуляторным синдромом и разнообразными расстройствами обучения, такими как и или . Многие специалисты психолого-педагогической диагностики нуждаются в инструментах , с помощью которых можно точно измерить исполнительные функции. Также рабочая память страдает при таких заболеваниях, как шизофрения или .

Как измерить и оценить рабочую память?

Рабочая память - это когнитивная способность, которую мы используем повседневно, выполняя практически любые виды действий. Таким образом, оценка рабочей памяти и понимание её состояния может помочь в различных сферах жизни: в учёбе (позволит нам узнать, будут ли у ребёнка трудности с математическими вычислениями или чтением), в медицинской сфере (чтобы знать, могут ли пациенты вести самостоятельный образ жизни или нуждаются в помощи) или в профессиональной сфере (рабочая память позволят нам вспомнить и ответить собеседнику, что существенно важно на собрании или в споре).

Различные когнитивные функции, такие, как рабочая память, можно надёжно и эффективно измерить с помощью . Тесты, которые предлагает CogniFit ("КогниФит") для оценки рабочей памяти, основаны на Шкале Памяти Векслера (WMS), СРТ (Тесте на Длительное Поддержание Функции), ТОММ (Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти), Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT) и Тесте Переменных Внимания (TOVA). Кроме рабочей памяти, с помощью этих тестов можно измерить кратковременную слуховую память, кратковременную память, время реакции, скорость обработки информации, распознавание, визуальное сканирование и пространственное восприятие.

  • : на экране появятся несколько шаров с различными номерами. Вам нужно запомнить серию этих чисел, чтобы воспроизвести их в дальнейшем. Сначала серия будет состоять всего из одного числа, затем количество шаров будет постепенно увеличиваться до тех пор, пока пользователь не допустит ошибку. После появления каждой последовательности чисел нужно будет её воспроизвести.
  • : на экране появятся три предмета. Сначала нужно будет как можно быстрее вспомнить очередность появления предметов. Далее будут появляться четыре серии из трёх предметов, некоторые из которых будут отличаться от ранее представленных. Необходимо найти ту серию, последовательность предметов в которой соответствует представленной изначально.

Как восстановить или улучшить рабочую память?

Рабочую память, как и другие когнитивные способности, можно тренировать и улучшать. CogniFit ("КогниФит") даёт возможность делать это профессионально.

Восстановление рабочей памяти базируется на . CogniFit ("КогниФит") предлагает батарею клинических упражнений, разработанных для реабилитации рабочей памяти и других когнитивных функций. При использовании рабочей памяти во время когнитивной тренировки CogniFit ("КогниФит") укрепляется мозг и нейронные связи, отвечающие за эту способность. В результате нейронные соединения будет более быстрыми и эффективными, и рабочая память улучшится.

CogniFit ("КогниФит") состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении вопросов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание персонализированной программы когнитивной стимуляции , адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с комплексной оценки рабочей памяти и других основных когнитивных функций. На основе полученных результатов тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает персонализированную программу когнитивной тренировки для укрепления рабочей памяти и других когнитивных функций, которые в этом нуждаются согласно результатам теста.

Рабочую память можно улучшить с помощью регулярной и правильной тренировки. Для корректной стимуляции тренировкам необходимо уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю . Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн . Разнообразные интерактивные задания, представленные в форме увлекательных умных игр, можно выполнять с помощью компьютера. По итогам каждой сессии CogniFit ("КогниФит") представит детальный график улучшений когнитивного состояния.

Прочитала на одном дыхании. Вроде и про попаданку и академию. Но не однотипное

фанфик на Чижовского,как по мне достаточно неплохой,если любите почитывать эву.

Каждый оценивает текст по мере своей. Этот мне не понравился по многим причинам.

1. Текст состоит из трех частей, слабо связанных между собой сквозными персонажами, а каждая часть пытается показать читателю отдельную философскую концепцию. В результате появляется довольно странная смесь противостояния богу, вмешательства высших сил в обычную жизнь и поведение разных людей перед лицом неизбежной гибели. Также общей чертой всех сюжетных линий является явный кретинизм исходных условий. Дорогой друг! Ну какое тебе дело до тараканов в соседнем доме? А почему ты думаешь, что какой-то высшей силе есть дело до тебя и твоих дел? Не слишком ли это самонадеянно?

2. Один товарищ с гор, в меру подлый, коварный, из хорошей горской семьи обиделся на божество и решил возродить древнего бога. Да и флаг ему в руки, может даже по примеру многих сам попробовать стать богом. Для этого надо принести кровавую жертву. Очевидно. Да даже чтобы стать простым губернатором некоторые взрывают дом правительства с конкурентами и ничего… Но тут простой старенький учитель говорит, что это нехорошо. Согласен – это не просто нехорошо, это тупость несусветная, горцам глубоко безразлично что говорят бараны на пастбищах. Но авторы уверяют, что так бывает и учитель становится частицей бога…. Ну-ну.

3. Вторая часть настолько примитивна, что не стоит разбора. Представитель нашего времени переносится в эпоху гражданской войны в поисках вечной любви. Ангелы ему в помощь…

4. В последней части два ангела выкатывают городу стандартный ультиматум – или с города 10 праведников или геенна огненная. И все чего-то обеспокоились. Авторы! Идите на хрен! Да у нас в любой момент может начаться геенна, хоть личная, хоть общественная, и без всякого предупреждения. Никто и внимания не обратит на каких-то клоунов.

5. После того, как огонь поглотил город, выяснилось, что жители не пострадали и все это было понарошку. Нет, ребята, умерла так умерла, фарш обратно не провернешь…

6. Короче, очень поганенький фанфик по «Ангелам и демонам» Дэна Брауна.

7. Никогда не считал Олди приличными писателями, но за Валентинова, автора одной из неплохих книжек о гражданской войне «Полуостров», слегка обидно. Выбрать такую убогую опору на классику, как религиозные тексты – это надо исхитриться…

где-то на уровне первой книги,правда мне попался огрызок.платить за это деньги я бы не стал,так на разок прочесть и удалить.третью книгу даже искать не буду,устал я как-то от этих безупречных во всех отношениях валькирий и их лубочных империй.

чтун,надеюсь я опять назвал кошку кошкой? 😉

один большой рояль,вобравший в себя все штампы из миров содружества.но тем не менее — мысли автор излагает связно,пишет занимательно,читается легко.как развлекательное чтиво для любителей жанра вполне пригодно.вот только политику я бы выбросил,не понимаю зачем она в сказочке.правда прочел я пока половину и очень надеюсь,что это не будет очередной «император всея голактико».

Это. Да-да! Ну, и закидайте меня камнями, как в притче про Х.И.

Но IT3 — джентльмен, который называет кошку — кошкой, даже споткнувшись об неё в темноте. да.

Как тренировать память после инсульта

Существует много методов физической реабилитации, которые помогают в решение проблем связанных с моторными функциями и речью, но в настоящее время нет удовлетворительного способа лечения когнитивных проблем.

  • Новое исследование, показало, что пациентам у которых имеется приобретенная травма головного мозга, можно помочь улучшить внимание с помощью программного обеспечения, разработанного для улучшения рабочей памяти на основе программы (Cogmed). Результат показал, что 89% пациентов участвовших в исследовании (Cogmed) меньше отвлекались и реже теряли фокус при чтении.

Проведенное исследование является первым в своем роде, которое наглядно продемонстрировало, что работа и реабилитация когнитивных функций ведет к улучшению повседневной жизни. Стоит отметить, что это первое исследование и проведено оно было на слишком маленькой контрольной группе. Требуются дальнейшие исследования, но уже сейчас можно оптимистично, сказать, что это исследование выявило широкий потенциал обучения рабочей памяти. Если повторное исследование метода еще раз докажет, что он действительно эффективен, то это может принести новую надежду пациентам, которые страдают тяжелыми расстройствами рабочей памяти. Объем рабочей памяти является одной из основных когнитивных способностей, необходимых для восстановления других психических функций.

Ассоциации и зрительные образы

Вы сможете узнать или вспомнить что-то легче, если вы будете ассоциировать новое с чем-то, что вы уже знаете или хорошо помните.

  • Чтобы вспомнить определенную дату, стоит связать ее с другими известным датами или периодами времени (Рождество, день рождения и т.д.)
  • Чтобы помочь себе запомнить новые имена, связывайте новое имя с известным человеком которого вы знаете и помните. Связывайте имя человека с его физическими характеристиками (глаза, уши, вес, размер), создание зрительного образа.
  • Дела, которые вы можете забыть, связываете с делами, которые вы всегда помните, например, если вы пьете чай каждое утро, положите ваши таблетки рядом с чайными пакетиками, чтобы не забыть о них.

Пересматривайте и повторяйте материал, который вам нужно запомнить, как можно чаще. Не стесняйтесь повторять новую информацию несколько раз. Если вы должны помнить, что-то довольно большого объема (история, карта указания и т.д.) Разложите информацию на маленькие кусочки и тщательно, не спеша выучите их, при этом можно использовать ассоциации, как способ запоминания.

Как мудро высказался Конфуций «Даже самые тусклые чернила сильнее лучшей памяти». Заведите себе записную книгу, альбом напоминаний в котором, вы можете записывать все, что вам не обходимо, имена и контакты, телефоны, лекарства и любую дополнительную информацию. Для удобства пользования книгой, информацию можно разделить по цветовой гамме, очень важно — красный, повседневные дела — синий и т.д. Убедитесь, что у вас достаточно много места для хранения ценной информации.

Постоянные тренировки улучшают память, поэтому необходимо постоянно себя тренировать. Взгляните картину или фото в течение нескольких минут, а затем не глядя на нее попробуйте записать все предметы которые вы вспомните, или попытайтесь ее нарисовать. Начинайте с легкого и постепенно увеличивайте сложность.

Тренировка рабочей памяти

Рабочая память - это способность человека удерживать в фокусе внимания и перерабатывать некоторый объем информации, взятой из кратковременной и долговременной памяти. Рабочая память лежит в основе понимания, усвоения и запоминания новой информации. Недостаток рабочей памяти вызывает трудности в обучении особенно математическим дисциплинам, лишает человека возможности работать в многозадачном режиме. Улучшить рабочую память можно с помощью компьютерных тренажеров, представленных на этом сайте.

После 40 незаметно для человека, но наблюдаемо инструментально, мозг становится легче и меньше процентов на 15, теряя нейроны и белое вещество. Падает скорость импульсов в нейронной сети из-за утоньшения миелиновых оболочек, повышается вероятность органических поражений мозга. Уменьшается рабочая память и, как следствие, способность человека обретать новые знания и работать в многозадачном режиме.

Компьютерная тренировка рабочей памяти — один из признанных методов сохранения ментального здоровья на многие годы! Неврологи из Каролинского института в Швеции используя позитронно-эмиссионную и магнитно-резонансную томографию обнаружили, что тренировка рабочей памяти приводит к изменениям в количестве дофаминовых рецепторов, участвующих в механизмах памяти, эмоций и обучения. Регулярно тренируя свой мозг, можно сохранить ясность мышления до глубокой старости.

Источники:
Включите свою рабочую память на полную мощь (fb2)
Включите свою рабочую память на полную мощь читать онлайн. Узнайте, почему сильная рабочая память это лучше, чем высокий IQ Авторами этой книги являются ведущие специалисты в области памяти.
http://coollib.net/b/315930
Как тренировать память после инсульта
Существует много методов физической реабилитации, которые помогают в решение проблем связанных с моторными функциями и речью, но в настоящее время нет удовлетворительного способа лечения
http://medrich.ru/publication_p_2.html?id=330
Тренировка рабочей памяти
Компьютерные тренажеры рабочей памяти
http://workingmemory.ru/

(Visited 2 times, 1 visits today)

Похожие статьи