Интегрированное занятие по развитию творческих способностей с использованием сказки в старшей группе. Использование элементов триз на занятии по развитию творческих способностей II. Этап - Основная деятельность

Игровые упражнения для развития творческих способностей дошкольников

Упражнение «Сказки - наоборотки»

Взять любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней все было наоборот (заяц охотится за волком, слон величиной c горошину, а мышка c гору, y деда случился неурожай репки и т.д.)

Упражнение «Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере 3 предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

Упражнение « Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше 5 предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо детьми. Поощрять смотреть на эти кляксы c разных сторон, ведь лист можно поворачивать.

Вариант 2: нанести несколько клякс и попросить дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Очень хорошо, если дети смогут объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение «Общая сказка»

Сочинение общих сказок. Начало сказки придумывает ведущий, a продолжение - каждый по очереди. Можно сказку придумывать так: каждый говорит по одной строчке по кругу так, чтобы получилась связная сказка с общим сюжетом.

Упражнение « Фантастический рисунок»

Устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Как может выглядеть в рисунке

Животное c другой планеты

Самый необычный домик

Злой волшебник в детстве

    грустный компьютер

    хитрость и т.д.

Упражнение «Волшебники»

Для каждого лист бумаги c контурным изображением 2-x волшебников, цветные карандаши.

Дорисовать фигуры волшебников, превратив одного в доброго, a другого в злого, и придумать, что совершил злой волшебник, и как его победил добрый.

Упражнение «Преврати себя в...»

Представь себе, что Ты превратился в Цветок.

    о чем ты мечтаешь?

    что ты видишь ночью?

    кого ты боишься?

    o чем шепчутся лепестки на тебе? и т.д.

Превращать себя можно во что угодно (книга, игрушка, животное, насекомое и т.д.)

Упражнение « Части тела»

- покажи, как твои плечи говорят: «я горжусь»

    как твоя спина говорит: «я старый, старый человек»

    как говорит твой палец: «иди сюда»

    твоя голова говорит «нет»

    как твой рот говорит « м-м-м, я люблю это печенье»

    что делает твое ухо, чтобы сказать «я слышу эту птичку»

Что ты делаешь носом, когда плохо пахнет и т.д.

Упражнение «Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:

    тигра, который пробирается в джунглях

    парящего над скалами орла

    инопланетянина

Кипящую кастрюлю

    в букву «A»

Нужно изобразить персонаж в движении. Можно показывать по отдельности, a другие отгадывают, или всем одновременно

Упражнение «Зоопарк»

Игроки делятся на 2 группы. Первая группа - дети, изображающие животных в зоопарке, вторая группа - дети, гуляющие по зоопарку, и отгадывающие, какое животное перед ними. После того, как все животные будут отгаданы, дети меняются ролями.

Упражнение «Архитекторы »

Ведущий выступает в роли заказчика, которому необходимо спроектировать необычный дом. Дети выступают в роли архитекторов. Архитекторы при планировании дома должны учитывать 5 требований заказчика:

1. Дом должен быть похож на космический корабль.

2 .Дом должен иметь не менее 2 этажей.

3 .Все окна в доме должны быть разного размера и разной формы.

4 .В окраске дома обязательно должны присутствовать два цвета - синий и желтый.

5 .Дверь должна быть такой, чтобы ее удобно было открывать и маленькому человеку и большому.

Дети «архитекторы» зарисовывают дом, a затем защищают свой проект.

Упражнение «Что это может быть?»

Представьте, что к вам в магазин зашел рассеянный покупатель, который, желая купить массу продуктов, забыл, как они называются. Поэтому он дает их описание, а вы должны быстро, не задумываясь, сказать, что он хочет приобрести.

Зеленый, продолговатый, сочный

Сладкое, сливочное, холодное

Белое, парное, коровье

Красный, сочный, круглый

Вкусный, алый, сочный

Мелкая, черная, зернистая

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Тема занятия : развитие творческого мышления

Цель занятия : осознание и преодоление границ своего мышления, использование всего мыслительного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения.

Задачи:

Развивающие:

  1. развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления;

Воспитательные:

  1. демонстрация возможностей креативности и предоставление возможности потренировать их;

Обучающие:

  1. обучение базовым знаниям, влияющим на успешность творческой деятельности.

Основные содержательные блоки занятия:

  1. Организационный этап
  2. Подготовительный этап
  3. Основной этап
  4. Контролирующий этап
  5. Итоговый

Педагогическая целесообразность:

  1. Увеличение знаний о мире профессий
  2. Появляется знание о свих профессиональных предпочтениях

Ожидаемые результаты:

Обучающие получать возможность потренировать навыки креативности, закрепят умения использовать весь потенциал.

Материал к занятию:

  1. Игрушки
  2. Спички
  3. Бумага
  4. Фотографии
  1. Организационный этап

Организационный момент, приветствие, концентрация внимания через упражнение.

  1. Подготовительный этап

Педагог : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем развитие своих творческих способностей. Нашими задачами будет познакомиться с такими понятиями как беглость, гибкость и оригинальность мышления.

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Готовы начать?

Ответы детей : да, конечно…

Педагог : отлично! Начнём с разминки-упражнения «Что?», «Откуда?», «Как?»

Я буду показывать картинки, а каждый должен будет ответить на три вопроса:

  • Что это?
  • Откуда это взялось?
  • Как это использовать?

Обсуждение . Что больше запомнилось?

  1. Основной этап

а) Упражнение «Оригинальное использование» (наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления – беглости, оригинальности, гибкости, тренировка, уход от шаблонности. Акцентирование на распределении ролей в группе при решении креативной задачи)

Придумать как можно больше разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов:

Бумажных листов, старых газет;

Работа в подгруппе 4-5 человек, 10 минут. Представление: 1 балл за принципиально осуществимую идею, 2 балла – за демонстрацию. Повторятся нельзя. Выигрывает та подгруппа, что больше баллов набрала.

Обсуждение : как распределились роли в подгруппе? Кто выдвигал идеи, кто воплощал, кто был лидером, кто ведомым? С какими качествами личности связано именно такое распределение? Как ведут участники себя в жизни?

После обсуждение пару слов о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий:

Беглость : число идей, выдвинутых каждым участником

Оригинальность : количество идей, не повторяющихся в других подгруппах

Гибкость : разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи. Например, из бумаги можно сделать игрушечный кораблик и самолётик. С позиции беглости это всё разные идеи, но с позиции гибкости – одна категория – оригами.

Затем участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп согласно этим параметрам, при необходимости советуясь.

б) Упражнение «Усовершенствованные игрушки» (тренировка навыка генерации идей в условиях командной работы)

Демонстрируется мягкая игрушка и даётся задание: предложить, как модно больше принципиально осуществимых способов её усовершенствования – что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть?

В подгруппах по 4-5 человек, 8-10 минут. После – представители излагают идеи.

Обсуждение . Что, с точки зрения участников, способствовало появлению новых идей при выполнении упражнения, а что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

в) Упражнение «Логические задачки» (выход за пределы непосредственно данной, очевидной на первый взгляд ситуации, отказаться от поиска в очевидном направлении, тренировка наблюдения и самонаблюдения за решением задач такого рода)

Необходимо решить несколько логических задачек:

Сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек (индивидуально)

Соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги (индивидуально)

После групповое (3-4 человека):

Крестьянину нужно переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. В лодку одновременно с ним помещается только что-то одно из перечисленного. Нельзя оставлять на берегу без присмотра волка с козой или козу с капустой (съедят) или отправлять лодку в «самостоятельное плавание» без крестьянина. Как организовать перевозку, чтобы все остались целы?

г) Упражнение «Фотозагадки» (обучение восприятию в новых, необычных ракурсах материалов, оставляющих простор для воображения, допускающих неоднозначную трактовку. Тренировка генерации идей о способах этой трактовки, поиск неожиданных ассоциаций)

В подгруппе по 3-5 человек, получают по 2-3 фотозагадки. В течение 6-8 минут дать как можно больше вариантов ответов на следующие вопросы:

  1. Что изображено?
  2. Какую идею хотел выразить фотограф с помощью снимка?
  3. Как можно озаглавить снимок, если бы он выставлялся на конкурс художественной фотографии?

Через 6-8 минут представители подгрупп демонстрируют фото и делятся соображениями.

Обсуждение . Какие варианты запомнились, показались интересными? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить упражнение? Какие психологические качества важнее всего, чтобы продуктивно действовать в подобных ситуациях?

д) Упражнение «Невероятная ситуация» (тренировка генерации необычных идей, в том числе к ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений).

Предлагается поразмыслить над маловероятной воображаемой ситуацией. Задача – представить, что такая ситуация произошла, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести её наступление.

В подгруппах по 3-5 человек, 5-6 минут на ситуацию.

Увеличилась сила тяжести на Земле

У всех людей выросли хвосты

Коэффициенты трения у всех веществ уменьшатся в 20 раз

Два варианта проведения: подгруппам даются одинаковые ситуации и тогда побеждают те, что предложат как можно больше идей, не повторяясь.

Либо без соревнования, каждой подгруппе своё. Всего по 3-5 идей.

Обсуждение . Какие идеи запомнились, показались наиболее творческими? Чем именно интересны идеи? Что помогало, а что мешало выполнению упражнения? В каких жизненных ситуациях приходится размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли привести примеры, когда невероятная ситуация станвоилась реальной?

е) Упражнение «Ватрушка» (моделирование ситуации, выход на обсуждение проблемы отношения к риску)

Описание «ватрушки». Представьте, что вы забрались с ватрушкой на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг понимаете, что горка слишком крутая и покрыта кочками. Ехать страшно, можно ушибиться. Какое решение вы примете – поехать, несмотря на боязнь, или отказаться?

Дальнейшие инструкции:

Для отказавшихся : «что ж, вы благоразумны. А теперь придумайте как можно больше способов скатить эту ватрушку другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не укатилась со склона в сторону»

Для поехавших : «молодцы, вы смелые люди! Тем не менее, горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется. Придумайте как можно больше способов съехать с горки на этой ватрушке таким способом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».

ж) Упражнение «Гулливер» (приём гиперболизации, что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на свойства, которые в обеденной жизни не встречаются)

Представьте себя на месте Гулливера, который оказывается в стране лилипутов (его рост с трёхэтажный дом) и в страну великанов (его рост с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:

Шляпы

Дома

Кровати

Постельного белья

Машины

Домашнего животного

Записной книжки

Обсуждение . Где было проще представить себя в роли Гулливера? С чем это связано? Какие идеи показались наиболее интересными? Какие неожиданные свойства предметов в них использованы?

  1. Контролирующий этап

Производится подсчёт баллов для определения команд-победителя. Независимо от количества набранных баллов, побеждённых нет – все получили знания о способах тренировки креативных навыков. На каждое упражнение приходится заключительная фаза обсуждения, где обучающиеся отвечают на контрольные вопросы.

  1. Итоговый этап. Педагог подводит итог всего занятия

Сегодня мы познакомились с вами узнали о способах тренировки наших творческих способностей, узнали о том, по каким критериям оценивается результативность творческого процесса и, конечно же, получили удовольствие! Удачи, увидимся в следующий раз!

Список литературы

  1. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб:Питер, 2011. – 416 с.:ил.

Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста.

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

    фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари);

    изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);

    психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции;

    сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);

    элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).

Цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?

Цель: развитие воображения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

    «Кляксы»

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.

    Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов»

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.

    Игра «Цветные сказки».

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

Желтая сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.

Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

    Игра «Если бы…»

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем

Так все говорят! Любую обиду…

Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,

Не любят ребят? Не все замечают,

Очень любят! Как игрушки страдают,

Души в них не чают! Тоскуют,

Жаль, Скучают…

Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают

Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),

Когда нас бросают – Как мы верно и преданно

Мы ведь знаем, Любим ребят!..

Что слезы Ах, не так нам обидно,

От беды не спасают… Когда нас ломают,

Не заметишь обиды. Как обидно,

По нашему виду – Что нас не всегда понимают.

    Игра «Изобретатели»

В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.

После этого приступают к основной части игры – придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? Чем он интересен? Где его можно использовать?

Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.

    Игра «На что похоже?»

Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал –разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.

Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).

Игра может проводиться в форме соревнования.

Командам ставится условие – кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает.

    Игра «Что общего?»

Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.

Материал: реальные предметы или картинки.

Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш – на бумаге, самолет – на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.

    Синектическая вопросно-ответная игра «Волшебный башмачок»

В качестве синектических методов можно использовать обычную игру в мяч, эвристические беседы с поэтапным усложнением вопросно-ответной игры, мозговые атаки и элементы проблемно-модельного диалога. Детям предстоит "«делать изобретение"» Оно должно быть не столько важным и полезным для взрослых, сколько стоять в простых и понятных всем примерах нового использования самых обычных вещей, например, ботинка, карандаша и т.п. «Изобретения» детей должны быть связаны с повседневной жизнью, с предметами быта и разного рода приспособлениями, которые называют маленькими хитростями и полезными мелочами нашей жизни.

Вводя эту игру в процесс занятий, детям предварительно рассказывают историю: « В стародавние времена народных умельцев и мастеров благодарный люд уважительно называл розмыслами. Правда, красиво звучит, поэтично? Розмысел обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на весь накопленный опыт предшественников, но и на свой ум, смекалку, изобретательность, на мечту и фантазию.

Да, старые люди знали, что именно в практической деятельности мастеров каждая вещь всегда делалась немного по-новому, не совсем так, как раньше. В таком процессе небольшой переделке получалось что-то новое, что в одно прекрасное утро становилось самостоятельным открытием. Даже звездное небо изменила рука человека: сотни искусственных спутников Земли вертятся на орбитах».

Задания могут придумываться по ходу игры. Например, злой волшебник заморозил все дороги в Волшебной Стране, и чтобы ее жителям было удобно ходить, необходимо придумать волшебные башмачки, которые не скользят по льду.

    Игра «Ресурсный анализ»

Поиск нескольких «похожих» предметов осуществляется ребенком в словесной форме на основе выявления соответствия выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где именно тот иной потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпичик имеет следующие свойства: он твердый, коричневый, пористый, тяжелый. Значит, его можно использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно разделить на части. Но в то же время этими свойствами обладают и другие объекты: рисовать можно углем; фильтром может служить ткань, вата; делить можно яблоко, лист бумаги и пр.

Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ. В этой игре участвуют все мыслительные операции: дифференциация, анализ, синтез, понимание, узнавание, оценка, то есть происходит оптимальное развитие прогностического и операционного мышления.

Детям предлагаются разные ситуации, в которых необходимо выявить как можно больше ресурсов: «Маша пролила на пол варенье. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего?», «Ваня пошел гулять и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой?», «Аня разбила любимую мамину вазу. Как ей поступить?», «На занятиях в детском саду воспитатель ругает Катю за то, что она не слушала объяснений и не правильно выполнила задание. Что будет делать Катя? О чем она подумает?».

Наше занятие окончено. Всем спасибо!

Занятие 3. ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!

Цель: развитие творческого воображения.

Достижению этой цели способствуют не только индивидуальные, но и групповые формы работы детей на занятии.

    «Волшебные картинки».

Материал: картинки со схематическими или стилизованными изображениями.

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них. С каждым разом предъявляемые детям изображения все более абстрагируются, чем собственно, и обеспечивается усложнение заданий. При этом дети могут не только давать названия рисунка, но и сами делать небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре.

В программу по изодеятельности включаются и другие приемы: отражение своего настроения в цвете, изображение своих цветовых ощущений от прослушанной музыки, конструирование из газет и мокрой бумаги, нетрадиционные приемы живописи (пальцевая живопись, рисунок поролоном и жесткой кистью).

Для развития воображения и умения передавать свой творческий замысел детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Рамбол», «Велень», «Милея», «Звугр» и др.) и предлагается представить и изобразить их. На следующем занятии дети обыгрывают действия нарисованных героев, вырезают их, придумывают сюжетные сценки.

В рамках работы по обучению творческому рассказыванию дети учатся придумывать сказки по предложенному взрослым началу, изменять заимствованные из сказок ситуации, придумывать новое окончание сказке, сочинять сказки «наоборот».

    Сочинение групповой сказки.

Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую. Это могут быть:

    Сказки «наизнанку».

Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы («Колобок») и т.п.

    Сказки «задом наперед».

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

    Сказки «из собственного опыта».

Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.

    Сказка со «сменой места действия».

Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.

    «Перевирание сказки».

Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т.п. Например, сказка «Красная шапочка».

Взрослый (начинает): Жила-была Желтая шапочка.

Ребенок: Не желтая, а Красная.

Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.

Ребенок: Не папа, а мама… и т.д.

    «Салат» из сказок.

Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.

    Сказочная путаница.

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

В конце занятия педагог благодарит за активную работу.

Занятие 4. КТО БЫСТРЕЕ? КТО ИНТЕРЕСНЕЕ?

Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей их творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.

    «Земля – воздух – вода».

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучит слово «воздух» – название птицы, во втором случае («земля») – животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».

Задание можно усложнять, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.

    «За и против».

«Каждый из вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

    «Оптимисты и скептики»

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетания «не очень».

Например:

    Хорошо, что дома телевизор есть – смотреть можно.

    Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть. Хорошо, если чайник большой – на всех чая хватит.

    Хорошо, да не очень. Долго закипает. Плохо, что мороженое холодное – горло может заболеть.

    Плохо, да не очень – летом холод приятен и т.д.

Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:

    По улице мужчина шел. Хорошо!

    Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!

    Плохо, да не очень – грязь-то была лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!

    Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказывать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».

    Жили-были три братца-поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Это хорошо!

    Это хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!

    Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!

    Хорошо, да не очень. Строить-то они не умели. Это плохо! И т.д.

Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития – ведь они часто любят делать наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, в которых ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути – укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

    «Что упало?»

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. То, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

Поскольку это занятие – последнее в программе, то по его завершении педагог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся своими впечатлениями, говорят об успехах своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.

Модное слово нынче – креативность, а если проще – творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или его можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного и школьного возраста? Думается, что можно! Именно этим мы сейчас и займёмся.
Несколько упражнений для развития творческих способностей

«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание – создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» – подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!

«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие : на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов»
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».

«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?»
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат»
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.

Творческого самочувствия всем, и пусть ваша креативность проявляется во всех сферах жизни!

Похожие статьи