Основы экология с использованием триз значение. Внедрение триз в познавательную деятельность дошкольников. конспект экологического занятия с элементами триз. Задачи экологического воспитания

Внедрение ТРИЗ в познавательную деятельность дошкольников

В наш детский сад ТРИЗ пришел не с учебниками или методическими разработками, а с журналами “Дошкольное воспитание” и двумя брошюрами: “Обучение по методу ТРИЗ в детском саду” и “Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста”.

Изучив все эти материалы, начала создавать условия для работы с использованием элементов ТРИЗ. Начальным этапом внедрения был материал, привезенный с курсов повышения квалификации, Попробовали сначала включить элементы ТРИЗ в познавательные занятия. А затем начали проводить целые занятия с элементами ТРИЗ.

Курс по развитию творческого воображения с использованием ТРИЗА, в основе которого лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению, позволил нам по-новому взглянуть на проблемы воспитания, обучения и найти пути их решения.

Традиционные подходы к воспитанию и обучению обычно складывались в последовательности: знания - умения - навыки. Тем самым мы приучили ребенка мыслить конкретными категориями: вот это плохо, а что хорошо. Иначе быть не может. Простой пример. Утверждение драться - это всегда плохо. А так ли это? Мы развернули с детьми целую дискуссию по данному вопросу. Когда драться хорошо, а когда плохо? Когда ты дерешься, кому от этого хорошо, а кому плохо? И вот, ответы детей:

Когда защищаешь слабого - это хорошо;

Когда заступился за мацу - хорошо.

А слабого обязать плохо, нельзя.

А бокс - это хорошо. Они тоже дерутся, только честно.

В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Я начали такую работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А.Венгер "На что похожи?", "Волшебные картинки". “Игра в слова”, “Морфологический ящик”, “Хитрые картинки”.

Все игры, ситуации по развитию творческого воображения воспитатели используют как на занятиях, тая и в свободное время. Обязательным условием должна быть естественность обстановки. Если дети видят розыгрыш, они сразу начинают шалить, подыгрывать. Данная теория дала нам новые подходы к подаче материала. Кроме того, воспитатели строят работу с детьми комплексно, переходя от одного вида деятельности к другому, без резких границ начала одного или окончания другого занятия.

Воспитатели приучают детей не следовать готовым штампам, образцам, а учат искать как можно больше собственных решений. Не приучают их с детских лет получать знания пассивно, а стремятся развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы.

Каждая педагогическая индивидуальность, о чем, к сожалению, забываем, так же ярка, неповторима, как и детская. Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших проблем, привлекающих внимание исследователей разных специальностей.

Одной из важных проблем в нашем саду на сегодняшний, день является проявление творчества педагогов я работе с детьми, формирование "системного, многоэкранного педагогического мышления. В решении этих задач как раз и помогает ТРИЗ не заменяет обычные формы методической" работы, а эффективно дополняет их.

Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, можно сделать вывод, что в группе, где использовался ТРИЗ, ребята стали раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно. Это отметили специалисты, занимающиеся с детьми в ДОУ.

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе Л.А. Венгера “Развитие”, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

  • обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
  • упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
  • уточнить представления о пользе насекомых.

2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

  • развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

3. Воспитательные задачи:

  • формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
  • воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
  • не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материал к занятию. Модель муравья, аудиозапись “Голоса птиц”, картинки из серии “Насекомые”. Игрушки (паук, жук, муравей). Разрезные картинки “муравей набор веточек для изготовления муравейника.

Ход занятия

Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я была в лесу. Мне повстречался муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был? (Показ игрушки муравья).

Дидактическая игра “Собери картинку из частей”

Каждый ребенок собирает картинку “муравей” из отдельных частей.

Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом и понаблюдать за его путешествием?

Ответы детей.

Воспитатель. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку. Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди. (Под музыку весело шагаем к речке).

Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?

Ответы детей.

Проводится Физминутка.

Физкультминутка

Дети имитируют, как они переплывают через речку.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе - раз, это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один - Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой!

Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки.)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки.

(Кузнечик.)

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит - стрекочет.

(Стрекоза.)

Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.

(Муравей.)

Разбойник садовый,
Поясок медовый.

Воспитатель. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда “насекомые” - от слова “насекать”.

Выставляется мнемотаблица.

У насекомых три части тела, шесть ног, цикл развития включает: яйцо, куколка, гусеница, взрослое насекомое.

Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: “Трудолюбив, как пчела”. “Назойлива, как муха”.

Дидактическая игра “Хорошо - плохо”

Воспитатель. Ребята, мы проделали большой путь, но так и не нашли домик муравьишки.

Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите жучка. (Дети подпрыгивают, ловят.)

Игра “Поймай жучка”

Воспитатель. Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья, он около трех берез, растущих вместе?

Жук. Знаю, и выручу вас. Только объясните мне, чем похожи и чем нет: стрекоза и вертолет; бабочка и воздушный шарик; паук и ткач; жук и трактор.

Ответы детей.

Жук. А домик-муравейник только что кто-то сломал!

Дети находят разбросанные спички или веточки, палочки.

Воспитатель. Кто же это сделал?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей.

Дети складывают палочки и строят домик.

Воспитатель. Ребята, а кого поставим для охраны домика?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте придумаем фантастическое насекомое.

Дидактическая игра “Лимпопо”

Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?

Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.

Воспитатель. Вот какое сказочное животное у нас получилось. Теперь дом муравьишки под надежной охраной.

Муравей благодарит детей за помощь, в подарок раздает игрушки насекомые.

В конце занятия воспитатель читает стихотворение про муравья:

Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жука, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.

Транскрипт

1 ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников. Сегодня экология не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях. Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему научных природоведческих знаний. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней. Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире. В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. ТРИЗ технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно экспериментальной),

2 бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх. Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ технологии определила цель и задачи: Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников. Задачи: 1. Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе; 2. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. 3. Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ технологии. Изучив ТРИЗ технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Расскажу о некоторых из них: - Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Иногда делила детей на группы одна группа говорит, что хорошо, а вторая что плохо. В методе противоречий также использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: Волк злой, а лиса хитрая (повадки) Волк серый, а лиса рыжая (внешность) Олень большой, а заяц маленький (размер) Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания) Петух - птица, а кошка - животное (вид) В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим». Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться» например: нравится, что лось высокий, не нравится что нельзя сесть и покататься. - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов

3 решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот метод я использовала для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д. Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. - Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д. В старших группах эти сравнения усложняются. - Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.) Очень интересный - Прием фантастическая аналогия. Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием я начала использовать с детьми среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом. - Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Обучение этому объекту я проводила поэтапно. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами рассказывали, что представили или почувствовали в роли объекта, а я дополняла, уточняла и расширяла их представления. Итогом было самостоятельно рассказать, без помощи взрослого, о том. Что представил или почувствовал ребенок в роли объекта. Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать что чувствует объект. Поэтому мы с детьми перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, медведя который спит в берлоге.

4 Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?». - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). («Что было бы, если бы..?»). Например: что было бы, если бы не было воды? Этот прием широко использую в практике. И, конечно, он приносит свои результаты. - Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начала использовать со средней группы как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы. Как мы с детьми проводили эту игру. Предлагала детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого) сама фиксировала. То что говорят дети. Потом я предлагала перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово весна (т.е фокальный объект). Называем еще два - три объекта, солнце, кошка. Называем признаки этих слов солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка - черная, мягкая, серая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна серая, весна теплая. Затем с детьми обсуждали каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки. - Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод я использую с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных я использовала системный анализ по горизонтали: Зайчонок - заяц - зайчище Волчонок - волк - волчище По вертикали, знакомила с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов. - Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомила с этим методом детей со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или

5 сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар». Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют. Каждый метод технологии ТРИЗ в образовательной деятельности это игра. После окончания таких игр дети не устают, они просто играли. Все выше изложенные методы помогли мне добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, умеют рассуждать, делать простейшие выводы. Выводы о результатах моей работы по формированию экологических знаний и представлений у детей можно будет сделать в конце года на основании диагностического обследования.


Куфтырькова Эльвира Владимировна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Технические средства обучения ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Симашко Любовь Шакирьяновна воспитатель МБДОУ «ДС КВ «Буратино» г. Тарко-Сале, ЯНАО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР

Подготовила Рыжинская Е.В. МБДОУ «ДС 6 «Буратино» ТРИЗ это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей. В настоящее время одним из условий качественного образования является применение инновационных технологий. Одной из таких технологий смело можно назвать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности познавательно-речевого развития детей Тема: «Использование

«ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН ДОШКОЛЬНИКУ?» Составила: педагог высшей квалификационной категории МАДОУ 11 «Улыбка» города Краснокаменска Тимофеева Светлана Ивановна «ТРИЗ ЭТО УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» (дошкольное отделение на ул. Новикова дом 4 кор.3) Отчет по инновационной работе «Технология ТРИЗ в развитии творческого

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 5 2018 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР) Сидорова Ольга Валяевна

ПЕДАГОГИКА Дядюрина Наталья Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/С 47 КВ» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Гурьевска Рабочая программа курса внеурочной деятельности мир загадок в классе Составила Елпидина С.Е., учитель начальных классов Гурьевск

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писательфантаст, организатор и преподаватель Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию Теорию

Толстоухова Татьяна Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Теремок», д. Черномуж, Нижегородская обл., Россия ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» Дошкольное отделение ул. Маршала Новикова, дом 4, кор.3 План по инновационной деятельности на 2015-2016 учебный год «Технология

Методы и приемы развития творческого воображения старших дошкольников По мнению Л.А. Лебедевой, эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы

Описательный рассказ это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности. Описательные рассказы бывают 3-х

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

МБДОУ Детский сад 2 «Сказка» План работы творческой группы «Лаборатория ТРИЗ» на 206 208 г.г. Состав творческой группы:. р.п. Некрасовское 206 206-207 уч.год Цель: Ознакомление педагогов МБДОУ Детский

Проект Тематического дня «Экология нужна, и полезна, и важна!» 15 апреля 2015 год Цель: Формировать у детей любовь и бережное отношение к природе, воспитывать основы экологических знаний, желание заботиться

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом РФ от 29 декабря 202 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом МО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан Игровые технологии в работе с детьми второй младшей группы

ТРИЗ Теория решения изобретательских задач для детей Теория решения изобретательских задач была разработана бакинским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером около 50 лет тому назад. Автор пришел к выводу

Роль элементарных опытов в развитии любознательности детей младшего дошкольного возраста к окружающему миру Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно

Семинар ТРИЗ и Парная педагогика Возможности использования в ДОУ ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 449 Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Воспитатель подготовительной

Используемые парциальные программы и краткое описание каждой. Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» Данная программа основана на ряде теоретических и практических в области экологического воспитания

Краткосрочный проект. МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 Автор проекта: воспитатель 1 младшей группы «Радуга» Панченко Л.И. Паспорт проекта. Проект: «Дикие животные». Вид проекта: познавательно-творческий,

«Животные Севера Красноярского края» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Актуальность: наш край очень красив и богат, на его территории представлено несколько природно-климатических зон,

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая». во второй младшей группе. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 2-ая младшая группа. Продолжительность проекта: 1 месяц

ГБДОУ 126 Экологический творческий ПРОЕКТ младшей группы 5 «Дикие и домашние животные» Воспитатели: Самсонова Т.В. Максимкина А.А. Апрель 2017 г. Проект «Дикие и домашние животные» Тема проекта: «Экология»

Проект «Посадка семян цветка Бальзамин» Методический паспорт проекта Тип проекта: исследовательский средней продолжительности групповой. Срок реализации проекта: (1 месяц) Участники проекта: воспитанники

Мастер-класс «Синквейн для развития связной речи и мышления детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель МКДОУ «Голухинский детский сад»семенькова Елена Иосифовна Современная жизнь диктует свои

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Капелька» Города Протвино Московской области ПРОЕКТ «ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Вид проекта: Практико-ориентированный. Разработали:

Толстикова А.Б. ТРИЗ-задания как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Материалы по итогам I ой Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы

Шмырева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 5 г. Воронеж ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Два мира

Кодякова Наталья Леонидовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 179 «Дюймовочка», г. Чебоксары, Чувашская Республика Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору посредством русской народной сказки «Заюшкина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗЕМЛЯНИЧКА» П. САГАН-НУР» Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ

Конспект занятия по развитию речи (1 младшая группа) «Цыплята» Тема: «Кто живет в лесу?» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада 111 «Гнездышко» Евтеева Т.А. Брянск, 2016 г. Занятие по развитию

Подготовила: Мальцева О.Я. Воспитатель 2 младшей группы 3 «Гномики» г. Нефтеюганск 2016 год Вид проекта: информационно-творческий, коллективный. Участники проекта: воспитатели второй младшей группы, дети,

Прием ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками Подготовил: Т.В.Сульдэ, учитель-логопед фил. МБДОУ 19 Системный оператор (СО) это один из приемов ТРИЗ теории решения изобретательских задач. Важной

Главные цели проблемного обучения: -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Берестова Наталья Леонидовна воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Школа развития 24» г. Нефтеюганск, ХМАО Югра РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация:

Дошкольная педагогика 223 (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла». В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов.

Например: когда расцвела в группе кливия, то она произвела на детей впечатление бутоном цветов, многие дети быстро запомнили название цветка, до этого цветок ещё не разу ни цвёл или, когда расцвела ветка черёмухи в группе, дети все нюхали её и высказывали своё мнение. Инна задала вопрос, а почему она расцвела? Потому что дети также в первый раз увидели, что дерево зацвело в группе… Так мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться - восхищаться красотой природы.

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Только при системном подходе к ознакомлению с природой – позволяет реализовать воспитательную задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика, т.е. (теория развития изобретательских задач).

Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание - выросло - молодое - состарилось - высохло).

Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы:

1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

На познание и классификацию «Назови, одним словом»

На развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».

На самосознание «Что будет, если …»

На развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».

3) системный анализ «Волшебный экран» «Птицы».

Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре:

Не сдерживать двигательную активность детей

Вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов.

Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

Программа ТРИЗ состоит из 4 разделов, в каждом разделе 2 части: обучающая – первоначальные сведения о природе, воспитывающая – понимание значения природы, бережное отношение к ней.

1 раздел. Мир вокруг нас – наблюдение, экскурсия по территории д/с и близлежащим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Используя богатства природы, человек научился готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. Как человеку отблагодарить природу за её щедрые дары? Главный принцип: «Не навреди!». Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим мы с детьми учились различать предметы природного мира дерево, камень, шерсть, мех и рукотворного мира пластмасса, стекло, железо - дети должны были назвать предметы, сделаны из этих материалов. Занятие «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты» - дети узнали, что из свежих фруктов, можно получить сухофрукты и варить компот. После занятия у детей появился интерес, часто спрашивали из чего ещё можно получить сухофрукты (апельсин, помидор) т.е. используя богатства природы, человек научился создавать окружающий мир во благо себе. Полученные знания закрепляем играми: «Узнай по вкусу». «Из чего сделано». «Цепочка» (мяч - резиновый, круглый, лёгкий, синий и т. д.).

2 раздел. Живая природа – наблюдая за растениями, животными, обитателями уголка природы, развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой. Даём представление детям, о том, что животные и растения так же имеют анализаторы, как мы ощущают своё присутствие в мире, только они не могут об этом рассказать. Они так же чувствуют боль, холод, страх, тепло и как люди рождаются, растут, взрослеют, стареют, болеют и умирают. Рассказы детей из личного опыта: (Линиза, Даша, Вика, Лера и Руслан). Чтобы растения росли и были здоровыми им тоже нужны свет, тепло, вода и чистый воздух, если человек не будет заботиться о природе, то может случиться экологическая катастрофа. В старшей группе было проведено занятие – опыт «Растения просят помощи» - мы с детьми посадили цветы, наблюдали и ухаживали за ними, через некоторое время один цветок расцвёл, первой обратила внимание Инна, что цветок расцвёл – после рассматривания мы с детьми провели обсуждение, почему он расцвёл? Потому что мы за ним ухаживали. В группе и на прогулке закрепляем знания детей с помощью игр «Что где растёт» - плоскостные игры – задачи. «Хорошо – плохо» - ситуационные игры – задачи. «Зоопарк» линейные игры – задачи «Назови и покажи» - объёмная – игра задача дети называют цветок в группе и показывают где стоит. «Береги природу» и другие игры.

По изодеятельности дети изображают живую природу разными приёмами и материалом: салфетки, обрывная аппликация, мятая бумага, ткани, крупы, пластилином барельеф, рисование пальчиками. Объёмные работы из природного материала птицы, цветы, деревья, траву, животных, насекомых.

3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано. Наблюдая за не живой природой на участке детского сада, т.е. состояние погоды природные явления снег, дождь, град, солнце, ветер, облака, в группе дети отмечают в календаре погоды. Проводим опыты по состоянию жидкости (вода, снег, лёд). Растворимые и не растворимые вещества (краски, соль, сахар, песок). Тонущие и не тонущие, впитывающие и не впитывающие воду материалы, например; губка и кубик, дерево и железо. Также закрепление проводим с помощью игр на познание «Когда это бывает», «Назови соседей», «Из чего сделано», «Да – нет» на развитие внимания. По изо - дети часто работают по замыслу и личным впечатлениям.

4 раздел. Планета наш дом и мы хозяева в нём – обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».

Наблюдение с детьми за трудом взрослых по озеленению территории детского сада - признаков деятельности человека. Рассказываем детям, что деревья и кустарники на участке, цветы на клумбе всё это посадили сотрудники детского сада и что они за всем этим следят, заботятся о них, поливают, пропалывают, рыхлят землю, пересаживают, убирают старые и сажают молодые и новые растения, чтобы было красиво. Играя в познавательные игры, дети легко запоминают правила поведения в природе «В лесу, в городе», «На лугу, на воде», «Назови одним словом», «Что лишнее». Заходя с прогулки в группу, дети сами предлагают поиграть в слова, «а давайте будем называть слова на букву, и т.д.» (Даша, Вика, Азалия, Владик, Лера)

В рисовании дети по собственному опыту и замыслу передают своё отношение к окружающей природе «Берегите лес», «Мы друзья природы». Дети любят составлять рассказы на заданную тему и по сказкам самостоятельно (я знаю эту сказку, можно я сама расскажу сказку по картинкам).

Чтобы развивать творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи. Мировосприятие ребёнка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях от встречи с природой.

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на медицинский уход. Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. Семьею нужно дорожить! Право на жизнь и воспитание в своей семье. Правовое воспитание дошкольников. Без семьи надежной людям не прожить помните! Право на отдых. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют.

«Игры для дошкольников» - Моторика. Зачем? 7.Режиссёрская игра. Структура сюжетно-ролевой игры. Ранний возраст. Речевые функции. Виды высказываний. Словно горе с надеждой Позовут из окна... Колокольней нездешней Ольга Игоревна... Экспериментирование с языком, знаковыми системами. Кудинова Юлия. Р.тел. 66-50-72. Родитель. Х. Ребенок.

«Развитие памяти у дошкольников» - Результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Задачи: Влияние коррекционной работы на процесс развития произвольной памяти. Условия проведения диагностического обследования: Особенности развития памяти детей с ЗПР. Требования к дидактическим играм: Следствия нарушения памяти: Комплекс игр.

«Экология для дошкольников» - Экологическое воспитание через ознакомление дошкольников с живой природой. С праздником 8 МАРТА. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста. Цель нашей работы: Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

«Психологическое здоровье дошкольника» - В переходный период из дошкольного в младший школьный возраст основным процессом является процесс подготовки к школе. Объектом исследования является психологическое здоровье выпускников дошкольных образовательных учреждений и младших школьников. Результаты исследования по методике самооценки «Дерево» Лампен Д.

«Нравственное воспитание дошкольников» - Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Изменилось и отношение людей к Родине.

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ – педагогики

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общихзаконов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, стремлением глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности пред ней.

Системный подход.

Это возможно только при системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Среди образовательных технологий, позволяющих реализовать эту задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ-педагогика.

Цель – подготовка к восприятию и решению задач.

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуются сформировать определенный образ мышления.

Задачи экологического воспитания.

Понимание человеком самоценности природы.

Осознание себя как части природы.

Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.

Воспитание активной жизненной позиции.

Обучение азам экологической безопасности.

Формирование положительно-положительного отношения к окружающему миру.

Формирование умения рационально использовать природные богатства.

Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

В большинстве программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется знаниям общеобразовательного цикла и недостаточно – воспитательным задачам. Но с большинством представлений дети уже знакомы стихийно, и главный смысл обучения – систематизировать знания, закреплять умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности.

Взрослые, часто неосознанно, стремятся внушить своим питомцам определенные представления и правила поведения. Детям остается только их запомнить и при необходимости воспроизвести. Однако мировосприятие ребенка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях.

Эта программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Основная идея программы – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Программа состоит из четырех разделов.

В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с доступными их пониманию различными компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи - раздел «Планета – наш дом, а мы – хозяева в нем».

В каждом разделе две части: обучающий компонент (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Содержание материала одновременно является и системой сведений, которые должен усвоить дошкольник, и доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых формируется экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контингента детей, личными интересами детей и педагогов.

Средства ТРИЗ – РТВ – технологии в дошкольной практике.

Основные методы работы:

а) непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель – обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений;

б) систему игр, состоящую из нескольких блоков:

· Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего», «Что часть чего», «Рыбы – птицы – звери», «Цепочка», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает» и др.;

· Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки», «Какой овощ (фрукт) ты съел»;

· Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если», «Берегите природу» и др.;

· Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да-нет»);

в) системный анализ (игра «Волшебный экран»).

Формы организации работы.

Системный подход предполагает взаиомосвязь различных активных видов активной деятельностидетей: театральной, исследовательской, изобразительной, двигательной, рекомендуем игры. Поэтому, им уделено особоевнимание. Следуем соблюдать следующие правила:

· не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;

· не сдерживать двигательную активность детей;

· хвалить ребенка за успехи;

· не давать отрицательных оценок при ошибках детей.

Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а главное – дети все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить воспитанникам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.

Похожие статьи