Ребенок боится других детей – что делать и как вырастить коммуникабельного человека. Что делать если ребёнок боится сверстников Из опыта родителей

Как раз сейчас наслушаешься родительских рассказов о том, как страшно отпускать свое чадо далеко от себя и что гораздо спокойнее, если ребенок останется под их присмотром, и уж профессию они ему сами подберут, и о будущем позаботятся… Родителям действительно так спокойнее. Пока.

«Как мама взрослого уже сына, я прекрасно знаю, что значит отпускать от себя ребенка. Причем не однажды, когда он уже вырос, а понемногу, все время пока он взрослеет, – говорит Татьяна. – И как мама единственного сына, я признаюсь: всю жизнь боялась, что в мое отсутствие с моим ребенком может что-то плохое случиться. Всю жизнь преодолевала, да и до сих пор преодолеваю этот страх. Но теперь уже с удовлетворением: в ижу, что из моего парня получился по-настоящему взрослый и ответственный человек, мужчина, готовый отвечать за себя и свою семью».

Наш с Татьяной разговор состоит из воспоминаний. Ее сын рос на моих глазах тоже. Помню, как маленький Гоша, впервые пойдя в школу, после недели провожаний заявил маме, что уже взрослый и будет ходить сам. Таня сильно переживала, и даже выслеживала его потихоньку, чтобы шестилетний малыш ее не заметил. Но решила, что будет уважать желание своего сына. Потом первоклашка отказался от того, чтобы ему помогали делать домашнее задание. Это тоже было принято. Во все спортивные секции подрастающий Гошка тоже записывался сам. И так получилось, что и свою будущую профессию тоже сам выбирал. А потом, после школы, рванул в далекий огромный и чужой город, чтобы поступить в университет и выучиться своему делу.

Времена были трудные и безденежные. Все время учебы Гоша работал. Семья, что могла, высылала ему, но это были крохи. Уже на последних курсах парень просил: «Мама, не шлите мне денег, я сам зарабатываю». Но как оставить мальчишку, живущего за тридевять земель, без хоть и маленькой, но помощи. Все так и продолжалось, пока Татьяне не вернулся очередной банковский перевод. «Мама, я больше просто не буду ходить и получать деньги от вас. Будете высылать – будут возвращаться».

Мне иногда кажется, что Георгий уже родился таким самостоятельным. Но и Тане я отдаю должное, она действительно ломала себя, боролась с постоянным материнским желанием делать жизнь своего единственного ребенка за него самого. Ведь так спокойнее.

Я хорошо понимаю родителей, которые опекают своих детей во всем. Понимаю, но, думаю, что это все же неправильно. Конечно, волнение за свое чадо есть всегда. Но пробовать эту жизнь на вкус надо начинать именно в родном доме, с детства, пока у ребенка еще есть возможность опереться на родителей. Очень хочется, но у вас не получится всегда стелить соломку там, где будут идти его ноги. И окрепнуть они должны именно с вашей помощью.

Воспитать своих детей самостоятельными сильными людьми – наша с вами первая задача. Им будет куда сложнее, чем нам – людям из советского прошлого, когда многое было решено за нас. Мир, в котором придется жить нашим детям, куда сложнее. Так с чего же начать такое воспитание? Как это ни странно, с себя. Вместе со своим маленьким ребенком придется воспитывать себя самого. Прежде всего учиться не запрещать малышу все подряд, не ругать за излишнее любопытство и не нервничать, когда он делает что-то слишком медленно и неуклюже. Он маленький, и руки его еще не слушаются, и сообразить быстро что к чему не получается. Что требуется от нас – обеспечить малышу безопасное пространство: закрыть розетки, убрать подальше чайник с кипятком, поднять повыше ножи-вилки, стеклянные стаканы и т.п. И дать ему свободу – пусть сам играет, пусть пытается надевать носочки, пусть ищет, куда закатился мячик. Если хочет, пусть делает. Не мешайте ему, не препятствуйте.

Не сопротивляйтесь, когда малыш пытается помочь вам на кухне, в огороде, хочет сам заправить постель, подмести пол. Понятно, что если ему 3-4 годика, а именно в этом возрасте появляются первые такие порывы, то сделать все по-взрослому ребенок не сможет, и вам придется переделывать. Переделывайте, не ворчите, а хвалите ребенка за то, что он попытался . Не душите его инициативу.

Вспомните себя лет в 6-8. Как вам хотелось принять участие в семейном совете, когда родители обсуждали покупку, поездку, где провести выходной, какие обои поклеить в детской. Вашему ребенку тоже хочется сказать свое веское слово. Делайте так, чтобы его желание было учтено. Если нельзя, объясняйте почему, не отмахивайтесь: ты еще ничего в этом не смыслишь. Так, правом голоса, воспитывается привычка принимать решения . Без этого важного навыка человек не повзрослеет, он решит, что в жизни все происходит и так, без него.

Оставьте своему ребенку право на ошибки. Это касается не только домашних заданий. Дайте ему возможность принять решение, сделать так, как он считает нужным, и не устраивайте скандалов, если что-то пойдет не так. Все, что делает человек, это его опыт. И именно опыт учит нас жизни.

Давайте как можно чаще понять своему сыну или дочке, что их помощь очень для вас важна. Что благодаря ей вы успеете больше сделать, или, наоборот, немного отдохнуть. Будет просто отлично, если что-то в доме ваши дети научатся делать постоянно, без напоминаний и просьб. Так в человеке начинает развиваться ответственность.

Именно из таких маленьких шагов в детстве начинается путь во взрослую жизнь.

А теперь о том, с чего мы начали. О том, что своих детей нужно уметь отпускать от себя. Не у всех нас это получается легко. Иногда это по-настоящему мучительно. Но надо с этим смириться, надо этому учиться. Любить свое чадо и одновременно уважать в нем самостоятельную личность. Потому что когда ваш малыш вырастет, ему придется брать на себя ответственность за свою, а, может, и за вашу жизнь тоже . И тогда вы скажете себе спасибо, что научили его принимать решения и не бояться жизни. Думайте об этом уже сейчас, пока ваши дети еще совсем маленькие.


Как вести себя маме, когда ребенок боится всего — паучков, людей — вплоть до истерик, спать хочет только с включенным светом. Это не просто привлечение к себе внимания, а сковывающий страх. Как научить ребенка не бояться? Что делать, чтобы предотвратить ужас и испуг маленького человечка? Каковы причины страха у детей и что делать родителям? Ведь нельзя же все время быть рядом с ребенком, не выпуская его из виду. А детский сад, школа, когда мама далеко, — как тогда быть?

Знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, помогут разобраться, почему ребенок испытывает страх, начиная с трех-пятилетнего возраста. И дадут родителям возможность, не ожидая советов извне от различного рода психологов, победить страх у детей навсегда.

Научить выносить эмоции наружу

Страх возникает у детей, обладающих зрительным вектором. Такие дети — самые чуткие, эмоциональные, требующие родительского внимания и эмоциональных связей с мамой. Например, ребенку без зрительного вектора не нужно много эмоций, а зрительный — это эмоциональный троглодит.

Для ребенка очень важно получать чувство защищенности и безопасности от мамы. Так же, как для мамы важно получать ее от мужа. Если супруг обеспечивает этим фундаментальным чувством жену, ребенок ощущает спокойное эмоциональное состояние матери.

Особое значение имеет состояние мамы, потому что мать и дитя напрямую связаны психологической пуповиной, особенно до шести лет. Отсутствие ощущения защищенности и безопасности — одна из причин страхов у ребенка. А проецироваться это может на все что угодно: насекомых и животных, людей, темноту. Но корень один — это страх смерти.

Причины страха у детей:

— потеря чувства защищенности и безопасности;

— отсутствие близкой эмоциональной связи с мамой;

— страх как врожденное свойство зрительного вектора.

Как научить ребенка не бояться

Зрительный ребенок имеет один из двух типов интеллекта — образный. Развитие образного интеллекта влечет за собой развитие чувственности, которая, в свою очередь, избавляет ребенка от . Книга — один из лучших друзей для обладателя зрительного вектора. И объем поглощения информации в потенциале огромен. Маме только нужно подавать личный пример чтения литературы и научить ребенка читать. Это можно делать уже с 3-5 летнего возраста, а не когда «школа на носу». А пока он еще не умеет сам, читать ребенку сказки, художественную литературу.

Сказки бывают двух видов:

1) О каннибализме — такие, как "Семеро козлят", "Колобок" и многие другие, где главного героя какой-то из персонажей пытается съесть. Такие произведения зрительному ребенку ни в коем случае нельзя читать. Ребенок может вообразить, что это его съедает волк, и подкрепить этот образ эмоционально, что еще больше усилит страх.


2) О сострадании . Читайте, с помощью интонаций вовлекая малыша в сопереживание главным героям. Чтобы он научился сочувствовать, плакать, «болея» за жизнь героев, сопереживать их нелегкой судьбе. Это лучшая вакцина от страха. Врожденный страх заставляет ребенка бояться за собственную жизнь. Благодаря образному интеллекту ребенок воспринимает весь сюжет как происходящий наяву. Когда он вовлечен в сопереживание книжным героям, его страх трансформируется в чувство сострадания и любви. Мамочки, вложите всю душу в прочтение сюжета!

Если не научить ребенка не бояться, он может оказаться в категории жертвы в школе. Вот здесь уж точно врагу не пожелаешь тех издевательств и унижений, через которые проходят дети. Предостеречь, защитить, обезопасить ребенка — в интересах родителей.

Самый близкий и родной — тот, с кем создана эмоциональная связь

Переживайте вместе с ним, плачьте, если хочется — не экономьте эмоции. Это самое лучшее, чему вы можете научить ребенка, — не бояться проявлять свои чувства к другим людям. А маленьким бонусом за совместное прочтение сказок и художественной литературы будет близость, доверие, эмоциональная связь между вами. Помните, Александру Сергеевичу Пушкину читала книги няня Арина Родионовна? На протяжении всей жизни он питал именно к ней самые трепетные чувства.

Научившись сопереживать другим через чтение правильной литературы, ребенок вырабатывает иммунитет к страху. Больше в его жизни не будет места истерикам, ночным кошмарам, боязни оставаться дома одному или спать в темноте. Он перестанет трястись, как осенний лист на ветру, в страхе за свою жизнь.

Понимаете, о чем речь? Чтение классической литературы развивает чувственность ребенка, что помогает ему в дальнейшем счастливо жить, правильно взаимодействовать с другими людьми. Вначале его окружением будут дети в школе, во дворе, а потом люди на работе в коллективе, где он не столкнется с понятием «социофобия» и сумеет создать гармоничные парные отношения.

Научить ребенка жить без страха — вполне доступно

Огромное количество мамочек, прошедших тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, поделились своими результатами о том, как изменились их дети. Ранее они тоже задавались вопросом, как научить ребенка не бояться. Для того чтобы у ребенка прошли страхи, мамочкам не нужны годы обучения. :

«…После первого раза прочтения "Девочки со спичками" наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни. Мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по Системно-векторной психологии Ю.Бурлана ...»


«…Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку. Прекратилось намеренное пускание слюны.
Теперь я лучше понимаю причины своего поведения и состояния, а главное, начинаю лучше понимать других людей и поведение дочки. Знаю, в каком направлении нужно двигаться, чтобы правильно ее воспитать и развить
…»


«…На тренинге Юрия Бурлана точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим. Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует — он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора. Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.
Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.
Счастливое детство наших детей — в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак
…»


Жизнь ребенка — в ваших руках
Ответственность за хорошее воспитание и развитие своих детей лежит на плечах родителей. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность каждой семье стоять на страже эмоционального, психического и физического здоровья ребенка и не допускать к нему врагов в виде страхов, истерик, девиантного поведения и задержек в развитии. Из умных, развитых детей складывается будущее нашего общества. Любая мамочка хочет и — благодаря знаниям системно-векторной психологии — может научить ребенка быть бесстрашным, вырастить его полноценным членом общества, способным в жизни многого достичь.

Понимать своего ребенка, его таланты и правильно с ним взаимодействовать, не причиняя ущерба в развитии и сохраняя свои нервы, научит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Добро пожаловать на бесплатный онлайн-тренинг. Регистрация .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана "Системно-векторная психология"

Преподаватели теннисного клуба, где занимался 12-летний Петя, не знали, как справиться со вспышками гнева, которые возникали у мальчика после каждого поражения. Родители тоже не могли повлиять на сына и в результате приняли непростое решение — прекратить занятия на полгода. За это время талантливый маленький спортсмен должен был понять, хочет ли он заниматься дальше, и пересмотреть свое отношение к победам и поражениям.

13-летний Тимур перепробовал за несколько лет бесчисленное количество спортивных секций и из каждой из них уходил со скандалом. Виноватыми оказывались и тренеры, которые придирались, и другие ребята, которые завидовали и пытались подставить, словом, все, кроме самого Тимура. Хотя преподаватели в один голос уверяли, что мальчик очень одаренный и мог бы добиться успеха и в футболе, и в легкой атлетике, к девятому классу он вообще прекратил занятия спортом. Родители только разводили руками. Даже играя в футбол с соседскими мальчишками на даче, Тимур кричал и спорил до хрипоты, отказываясь признавать свои промахи.

Какие выводы можно сделать из этих двух историй? В первом случае родители помогли Пете понять, что теннис — это не только приятное времяпрепровождение, но и большая работа. И если ты хочешь заниматься серьезно и добиваться результатов, то и относиться к тренировкам нужно как к работе, а не как к игре. Во втором случае родители сквозь пальцы смотрели на вспышки гнева, считая, что это само пройдет, когда мальчик повзрослеет. Возможно, так оно и будет. Но сожаление о друзьях, которые были потеряны, и о времени, потраченном впустую, может остаться даже в зрелом возрасте.

Довольно легко осознать, что игнорировать гневные вспышки ребенка или потакать ему — не самый правильный подход. Гораздо сложнее решить, что же надо делать. Любой взрослый человек понимает, что невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими поражениями. Вот классический пример. Когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: "Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают".

Но одно дело — разумно полагать, будто все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А совсем другое — спокойно относиться к неудачам, от которых страдает ваш собственный ребенок. Кто из родителей сможет сохранять спокойствие, когда сын получает двойку на экзамене, к которому честно готовился? Или разумно относиться к слезам дочери, которая не находит себе места от неразделенной любви? Да, мы понимаем, что все это ерунда, и в будущем только поможет детям избежать гораздо более серьезных разочарований. Но многие ли из нас при этом смогут избежать искушения обнять малыша и горячо уверять, что не он сам, а кто-то другой виноват во всех его горестях и печалях?

Получается, с одной стороны, мы хотим, чтобы ребенок научился конструктивно относиться к своим неудачам, анализировал причины, которые привели к поражению, и старался бы в следующий раз не повторять тех же ошибок. С другой, — мы готовы на любые ухищрения, лишь бы избавить детей от разочарований. Атакой подход может принести больше вреда, чем пользы.

Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими гениями.

Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. И ради этого многие пытаются переложить вину за промахи с самих детей на кого-то еще. После проигранного футбольного матча ребенка утешают тем, что судьи были несправедливы, хотя гораздо разумнее сказать: "Мне кажется, ты был рассеян и из-за этого играл не очень хорошо". Ведь задача родителей заключается не в том, чтобы уберечь ребенка от любой неприятности, а в том, чтобы научить его справляться с трудной ситуацией.

Чем раньше вы начнете работать над конструктивным отношением детей к неудачам, тем больше шансов, что вы преуспеете.

Мировоззрение ребенка: фиксированное или подвижное?

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей, ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к советам психологов.

  • Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя. Стоит сказать примерно следующее: "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".
    Учителя в школе чаще всего требуют от детей хороших оценок, но, если ребенок взялся за трудную и интересную задачу, которая оказалась не по силам, он все равно достоин уважения. Очень может быть, что он достоин его даже больше тех, кто ограничился стандартными подходами и получил заслуженные четверки и пятерки. Вы верите, что умение не бояться трудностей и мыслить нестандартно важнее хорошей оценки за контрольную по алгебре? Если да, то пусть ваш ребенок знает об этом.
  • Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка — не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так: "Для меня настоящий успех — это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.
  • Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь * проигрывают — из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу, кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход: "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"
  • Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка. На самом деле всего лишь задевает их собственные чувства.


Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети

"В прошлом году творческий коллектив, в котором занимается моя дочь, отправлялся на гастроли по области. Они выступали с танцевальными номерами, — рассказывает мама 11-летней Оксаны. — За две недели до отъезда я узнала, что мою дочь не берут. Я была в ужасе, готова была бежать в студию и порвать в; еж на месте. А Оксана была на удивление спокойна и сказала, что хочет не танцевать, а петь, и что на днях будет прослушивание солистов. Прежде чем я успела что-то предпринять, Оксана прошла это прослушивание с прекрасным результатом".

Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

Будьте спокойны, и ребенок тоже успокоится. Дети часто устраивают из-за неудач и поражений, потому что не могут облечь свои эмоции в слова, а слезы и крики оказываются единственным способом выразить чувства. Для четырех-пятилетних детей это вполне нормально, а вот 10-летний уже вполне может держать себя в руках.

Как быть, если ребенок кричит во все горло, а окружающие смотрят на вас с сожалением? Во-первых, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите: "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача — успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

И, наконец, самый главный совет. Каждый день давайте понять детям, что вы любите их — вне зависимости от их оценок или спортивных достижений. Вы любите их просто потому, что они есть, а не потому что они делают что-то хорошо.

Если ребенок понимает, что родители не будут любить его меньше, если он получит двойку, оценки никогда не будут для него трагедией.

Комментировать статью "Научите ребенка проигрывать"

Амбиции. Дети и родители. Подростки. Скажите мне, а хорошо ли когда у ребенка сверх амбиции? Когда реально они не подтверждены ничем? А амбициозные - это чаще всего уверенные в себе люди, что позволяет не унывать при неудачах, спотыкаться и идти дальше.

Научите ребенка проигрывать. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам.

Родителям и учителям: воспитать уверенного ребенка. Как воспитать у ребенка уверенность в своих силах. Уверенность в себе: 7 советов накануне учебного года. Как повысить уверенность в себе у ребенка. Застенчивый ребенок и театральная студия с 4 лет...

Ребенок не умеет проигрывать. Ситуация.... Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое...

Как воспитать детей дружными?. Детско -родительские отношения. Детская психология. Как вы думаете, что нужно и что нельзя делать, чтобы дети были дружны? Имеется двое детей. И родители, которые явно больше любят младшую(Старший очень ревнует и ревность эта...

Как научить достойно проигрывать?. Воспитание. Ребенок от 10 до 13. Как научить достойно проигрывать? Моя дочь (11 лет) не умеет проигрывать.

Истерики от неудач с уроками. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. Когда я по телефону попыталась ее успокоить и сказать, чтобы она взяла себя в руки и доделала уж как есть работу до конца, она стала еще больше рыдать, швырять тетради и ругать себя на чем свет стоит.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Так, может, не " уверенность в себе " нужно развивать, а правильную самооценку? Родительские амбиции и как с ними бороться?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. У детей, к сожалению, часто именно последнее принимается за амбиции и поддерживается. Как воспитать умника и умницу?

Как научить ребенка проигрывать, сыну 5,10, все пройгрыши заканчиваются слезами, истериками, возможно озознание придет с возрастом, как утешать, какие слова говорить...

Уверенность ребенка в себе = уверенность родителей в ребенке. То есть, начинать надо родителям с себя, имхо. Как воспитать уверенного в себе. Появилась вторая часть! Можноподнять бокалы за успехи детей в школах и на кружках! получать ответы на E-mail...

Как научить ребенка проигрывать? Научите ребенка проигрывать. Один из самых ценных подарков, которые, которые вы можете сделать своему ребенку, - это научить его достойно...

Научить проигрывать. Отношения с детьми. Детская психология. Мой ребенок очень злится когда проигрывает. Бесседы о том, что нужно это уметь, проводим регулярно.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Как вы учите своих детей достойно встречать неудачи, или 6 лет - еще " детский возраст" и надо ждать когда деть перерастет его?

Как научить ребенка проигрывать? Детская возрастная психология: поведение ребенка Научите ребенка проигрывать. Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты...

Как научить проигрывать?. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями...

Как научить ребенка проигрывать? Проблема в том, что мой сын 6,5 лет,болезненно переносит когда проигрывает, например когда играет в шашки,шахматы,компьютерные игры...

Как научить проигрывать? Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Достаточно агрессивный, любит быть всегда первым, выигрывать в играх и...

Нужна консультация психолога. Детская психология. Как воспитать уверенного в собственных силах и знаниях человека? (сыну скоро 4года). Когда я его ругаю (или кто-то другой) за всякие пакости детские в быту, мне кажется порой, что тем самым я его закомплексовываю...

Каждый человек испытывает чувство страха, ведь все люди боятся чего-то. Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять работу и так далее. Страх, беспокойство, тревога - это нормальные эмоциональные проявление психики человека, как и радость, печаль, гнев и восторг. Кроме того, чувство страха помогает нам защититься от опасности. Наш мозг при возникновении у нас чувства страха передает тревожный сигнал о том, что наша жизнь находится в опасности. Страх гонит нас дальше от источника угрозы или беды. Например, от пламени или от разбушевавшейся стихии.

В других ситуациях , наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например, оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они нужны ему для гармоничного развития. Однако существуют патологические страхи, которые сопровождают человека везде. Такие страхи наибольшей степени присуще детям. Часто эти страхи настолько овладевают сознанием и поведением ребенка, что он уже не в состоянии ни о чем другом думать. В маленьком возрасте это может проявиться в неспецифическом поведении ребенка, так малыш при появлении чувства страха может подмаргивать, подпрыгивать, подкашливать и тому подобное. В особо тяжелых случаях появляются дополнительные симптомы: заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка грызть ногти и другие тупиковые движения.

Дети в каждом возрасте подвержены неодинаковым . Так малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и незнакомых людей, а двухлетние дети чаще всего боятся врачей. Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5 летнего возраста многие дети пугаются смерти и сказочных персонажей. Для младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти одному в лифт с незнакомым человеком и потерять любовь родителей.

Когда страх сопровождает ребенка во всех жизненных обстоятельствах и даже в обыкновенных ситуациях, то у него развивается постоянное тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Постепенно у ребенка занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими. Для того чтобы помочь ребенку справится со страхом и научить его не бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского страха. Основными причинами детских страхов являются следующие обстоятельства:
1. Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга родителей в присутствии ребенка.
2. Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Наказание ребенка за каждую провинность.
3. Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за жизнь и здоровье своего ребенка и чрезмерно опекают его.
4. Недостаточная активность ребенка и его необщительность. В основном боятся замкнутые и стеснительные дети.

5. Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в семьи во время беременности.
6. Врожденные патологии нервной системы у ребенка.
7. Наиболее часто встречающейся причиной детского страха является запугивание со стороны родителей или раздражитель, от которого, испугавшись однажды, ребенок боится постоянно. Например, некоторые дети запугивают детей сказочными персонажами: "придет волк из леса и заберет тебя, если не будешь спать".
8. Дети более боязливы, если в семьи отец не имеет авторитета.


Чтобы помочь ребенку справиться с мучающими его страхами научитесь смотреть его страхи не глазами взрослого человека, а глазами малыша. Ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте делать то, чего он боится. Страх - это не проявление упрямства характера и слабости, его нельзя игнорировать. Для того чтобы научить ребенка не бояться, старайтесь вести себя таким образом:
1. Во время беременности смотрите в будущее со спокойной уверенностью и оптимизмом. Избегайте конфликтных ситуаций.
2. Никогда и ничем не пугайте детей для послушания, ни злым дядей, ни страшным волком, ни врачами, ни Баба-Ягой и т.п.
3. Никогда не стыдите и не высмеивайте поступки ребенка.

4. Не оставляйте ребенка одного в закрытом помещении или в незнакомой обстановке.
6. Не давайте смотреть ребенку фильмы ужасов, мультфильмы со страшными монстрами и берегите его от наблюдения страшных аварийных ситуаций, драк, убоя скота и других травмирующих психику ситуаций.
7. Не старайтесь оберегать ребенка от незначительных опасностей и страхов, которые мерещатся родителям на каждом шагу. Чем раньше он познает небольшие страхи, тем лучше.

Страхи приходят и уходят с возрастом, не задерживаясь, если родители создают в доме спокойную и стабильную обстановку. Ребенок, который каждый день чувствует любовь и поддержку родителей, получает их поддержку и слышит похвалу в свой адрес, быстро перестает бояться и забывает свои страхи.

Это очень обширная и глубокая тема, и несомненно, целиком её здесь рассмотреть не получится, но основные моменты и советы будут обрисованы.

Начнем с того, что страхам подвержены все люди. Многие из страхов были заложены в глубоком детстве, какие то рациональны (нормально бояться поздно ночью возвращаться одному в опасном районе) или иррациональны (боязнь бабочек). Какие-то уходят вместе с детством, какие-то остаются на всю жизнь. Мы сейчас не будем углубляться в дебри психологии, а рассмотрим совершенно конкретные ситуации. Те, которые могут быть понятны родителям и для которых есть простые методы решения.

Если страхи вашего ребенка выходят за границы этих ситуаций, з апишитесь к опытному и узнайте как справиться с вашей проблемой

телефон 3032060

Итак, многие страхи у детей похожи на взрослые страхи, т.е. они понятны и родителям, мы легко можем поставить себя на место детей. Мы сейчас будем говорить не о малышах, которые только встали на ноги — потому что они по-своему бесстрашны, а о тех, кто уже в том возрасте, когда они успели получить и отрицательный опыт (ушибы, падения и пр.) и понимают причинно-следственную связь (если я сделаю это, мне может быть больно и т.д.).

Очень важные моменты, который необходимо обговорить в самом начале:

1. Страх может быть полезен (как механизм защиты), и люди, начисто лишенные страха — это люди, выбивающиеся за рамки нормы, так быть не должно. Полезный страх можно назвать «страх-осторожность». Он не даст нам подойти слишком близко к краю обрыва, уведет в сторону от пьяной драки, убедит не плавать во время шторма. «Страх» как всплеск адреналина придаст сил в критической ситуации.

Но страх может быть и вреден — в тех случаях, когда он заставляет нас замирать, когда надо собраться и действовать, когда заставляет мышцы дрожать и ослабевать, когда вгоняет в панику и лишает разума, приводит к истерике, неадекватным реакциям. Этого типа страха нужно всячески избегать и следить, чтобы он не проявлялся в вашем ребенке.

2. Очень часто (вы даже не представляете, насколько) родители сами взращивают в своих детях этот «вредный» страх. Причём, что самое опасное, для них самих это выглядит как забота о ребенке — значит, они не умеют вовремя остановиться в своей опеке, «включить критику», подумать о ребенке, а не о себе. Такие родители исходят из своей (не ребенка!) необходимости чувствовать спокойствие, и считают, что если ребенок не будет ничего делать, то ничего плохого с ним и не случится. Именно этого типа родители всё запрещают и кричат на площадке детям: «Сынок, не подходи к качелям, ударит!», «Не раскачивайся высоко, упадешь!», «Не играй с собакой, укусит!».

И даже более того, самой формулировкой родители как бы «обещают» ребенку, что всё произойдет именно по плохому сценарию. Дети начинают искренне верить: «если играть с собакой - она «обязательно укусит». Такое «программирование» вредит ребенку, не говоря уж о том, что он начинает всего бояться. Тогда как гораздо лучше для него самого, если он будет уметь лазить по лестнице, а не бояться лестниц и высоты, не говоря уж о вере в то, что он обязательно упадет.

3. Особенно токсичным является такое поведение родителей, когда они используют страхи ребенка как оружие против него, манипулируя ребенком. Ужасно звучит, правда? А это всего лишь честное описание таких фраз, как «Не будешь спать - бабайка утащит», или «Будешь себя плохо вести, я тебя тут одного оставлю и уйду \ отдам дяде полицейскому!» или же «Ты таким поведением меня в могилу сведешь!».

Это всё — очень частые родительские фразы, в моменты, когда у них кончается терпение, они раздражены либо сами в свое время (точно так же!) были запуганы родителями. А между тем, эти слова — не просто слова, они используют сильнейшие детские страхи: остаться одному, быть брошенным родителями (быть ненужным, нелюбимым), потерять родителей, а также страхи чудовищ и темноты.

Таким образом, нужно обязательно учитывать эти моменты: не осуждать страхи ребенка, не использовать их как инструмент для собственного комфорта.

телефон 3032060

Теперь вкратце опишем несколько видов страхов, чаще всего встречающихся у детей .

Страх нового. Этот страх знаком и взрослым. Все мы боимся делать что-то в первый раз. В основном потому, что не знаем, как себя вести, не уверены в своих силах и так далее. Но для ребенка, когда он только начинает постигать мир и учиться, практически всё является новым. Он впервые видит море, едет в переполненном автобусе, посещает цирк, гуляет по лесу, садится на велосипед,

В этом случае легче всего справиться со страхом — мягко и позитивно убедить ребенка, что ничего страшного не случится, что вы рядом и если даже у него не получится, и что-то пойдёт не так, вы подстрахуете. Расскажите похожую историю про себя, как вы тоже сначала боялись что-то начать, но потом у вас все получилось, это подбодрит ребенка.

Дайте ему понять, что вы рядом, но вместе с тем, не «отнимайте» у него возможность самому справиться со страхом. Важно, чтобы он понимал — да, родители помогут, но он сам может ездить на велосипеде, плавать, взбираться по горке. Ребенок не должен думать, что все хорошо получается, только когда «мама рядом» (как бы не хотелось некоторым матерям этим надежно «привязать» ребенка к себе). Он должен знать, что получается именно у него. И пусть даже не с первого раза.

Обычно после первого же удачного опыта ребенок теряет страх нового и начинает увлеченно практиковаться, стараясь сделать всё еще лучше. Исключением служат ситуации, когда рядом присутствует очень критичный и мало-эмоциональный родитель, который за каждый промах ругает ребенка: «Ну вот, опять ты упал» или «Почему ты не можешь усидеть ровно?» или даже «Это же легко, почему ты такой тупой? (слабый, трусливый, неумеха)» и пр. Тогда страх нового превращается в страх неодобрения со стороны родителей, и справиться с ним несколько сложнее — это требует вмешательства специалиста, причем в большей степени работать он будет как раз с родителями.

Страх темноты. Очень распространенный страх, который встречается и у детей, и у взрослых (просто мы с ним лучше справляемся). Самое важное, что надо знать про этот страх — что он абсолютно естественен. Он остался в нас как отголосок тех времен, когда человек (как вид) жил дикой жизнью, и день был временем относительной безопасности, а ночь — временем хищников и смерти с зубами и когтями.

В нас природой заложено бояться темноты. Это и надо объяснить ребенку (естественно, более простыми словами) и постараться воззвать к его разуму: подробно разобрать ситуацию, объяснив, что под кроватью никого нет, в шкафу пусто, окно плотно закрыто, никто не проберется и пр. При этом, зная о том, что страх этот не всегда поддается рациональному объяснению и характерен для всех нас, не ругать ребенка за него, не обзывать «глупышкой» и «трусишкой». Иногда лучше подыграть: оставить маленький ночник у кровати, или открытую дверь, чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее. Такой страх лучше всего «лечится» чувством покоя, защищенности, уюта.

Если, несмотря на все увещевания ребенок продолжает сильно бояться темноты, вам необходимо обратить внимание на обстановку в семье — возможно, несмотря на включенный ночник, ребенок не чувствует себя комфортно из-за нервной обстановки в семье, ссор и т.д.

Страх чудовищ . Мы уже вкратце обсудили те случаи, когда родители сами пугают детей чудовищами, чтобы заставить их слушаться. Частично страх чудовищ связан с темнотой, но часто проявляется и днем, и даже в людных местах (трансформируясь в страх незнакомцев ). Не всегда те, кто «знакомит» ребенка с чудовищами - родители. Бывает, ребенок узнает само это понятие от бабушек, дедушек, «всезнающих» тётенек в магазинах, которые услужливо воспитывают вашего ребенка, живописно,в красках рассказывают, кто их заберет, если они будут шалить. А дети - создания очень восприимчивые. Бывает, пара слов, сказанных такой тётей, застревают у них в голове и потом являются источником сильнейших страхов.

Обычно «страх чудовищ» связан со страхами потерять родителей, потеряться самому, оказаться во власти чего-то незнакомого, пугающего.

Запишитесь к опытному и узнайте как справиться с вашей проблемой

телефон 3032060

Что делать в таких случаях?

Можно попробовать несколько способов. Например, показать ребенку, что в шкафу никого нет, или наоборот, подыграть ему: так, папа может продемонстрировать ребенку игрушечный (а для ребенка настоящий!) меч и сказать, что он победит любого монстра, который посмеет вылезти. Самое главное — не высмеивать ребенка, не ругать за «глупые фантазии»! Для него-то все эти монстры и чудовища реальны, и страх его реален.

Можно попробовать обсудить с ребенком монстра, расспросить его, какой он, что ест, какого цвета шерсть и т.д. Ведь ребенка, как мы знаем, пугает страх непонятного, незнакомого — обычно монстры олицетворяют что-то чуждое, мы не знаем как себя вести, что делать. Разобрав монстра «по косточкам», мы тем самым изгоним страх ребенка.

Можно даже попытаться придумать монстру имя, «выяснить» вместе с ребенком, что на самом деле он вовсе не злой, а просто нелюдимый, и так далее. Придумать, как действовать в случае его появления: например, страшный неизведанный монстр, превращенный общими усилиями в синего пушистого и застенчивого любителя печенья, тихо придет и уйдет, никого не тронув, если оставить у окна блюдечко с угощением.

Естественно, если страх чудовищ у вашего ребенка выходит за рамки описанного, необходимо обратиться к который докопается до истинной причины страхов и поможет справиться с ними .

Существует еще множество страхов — новых людей, неодобрения родителей, страх потеряться, у подростков это страх публичного выступления, осуждения и пр. Всегда нужно помнить, что страхи отступают перед любовью, вниманием, ощущением защищенности, пониманием, как надо действовать, уверенности в своих силах — старайтесь давать вашему ребенку всё это.

Само собой, тема детских страхов не описана здесь полностью, слишком она широка и глубока. Чтобы лучше понять, что происходит с вашим ребенком,

С уважением, практический психолог Ященко С.А.

Пока вы звоните к нам в центр, чтобы записаться на консультацию к опытному специалисту, предлагаем посмотреть несколько видео советов от наших психологов:

Похожие статьи