От каких дурных привычек отучить ребенка. Как отучить ребенка от вредной привычки грызть ногти, сосать палец и ковыряться в носу. Привычка все тянуть в рот

Вопрос о том, что является вредными привычками, — один из самых спорных. Одни родители считают недопустимым, чтобы ребенок смотрел телевизор, другие садят перед телевизором ребенка с самого раннего возраста «чтобы не мешал»; одни не дают ребенку конфеты – другие не видят в конфетах ничего страшного; некоторые категорически запрещают пить «Кока-Колу» и есть в «МакДональдсе», тогда как, другие каждый день вечером привозят оттуда еду.

Вредные привычки у ребенка

Но мы сегодня поговорим о двух вредных привычках, которые практически ни у кого не вызывают сомнений в их «вредности». Это привычка сосать палец и привычка грызть ногти. Даже у людей без специальных знаний возникают ощущения, что эти привычки похожи друг на друга и каким-то образом взаимосвязаны. И, действительно, не всегда, но часто одна плавно перетекает в другую. Ведь практически не существует 10-летних детей сосущих палец, но зато существуют даже взрослые, грызущие ногти.

Проявление вредных привычек у ребенка

Для того чтобы понять, как бороться с этими привычками, сначала попытаемся понять почему и как они возникают, ведь лучший способ борьбы с вредными привычками- это не допустить их появления, то есть профилактика.

Сейчас возрождается представление о грудном вскармливании как о необходимом процессе в развитии ребенка. Но, когда люди вспоминают «хорошо забытое старое», появляются преувеличенные ожидания позитива от этого самого «старого». Представление о том, что ребенок получает с грудным молоком не только молоко, но и момент «успокоения и умиротворения» абсолютно верно, но тут главное не забывать, что уже у ребенка 18 месяцев должны быть сформированы способы успокоения, не связанные со ртом. И чем старше ребенок становится, тем меньше должно возникать ситуаций, когда мать успокаивает ребенка с помощью процесса сосания. Это касается и всевозможных «сосок с компотиком» и пустышек. Если мамы, дающие соску для успокоения в 2,5 года, подозревают, что поступают не совсем правильно, то мамы, успокаивающие детей с помощью «натуральной груди», искренне убеждены что совершают благо.Чем дольше ребенка успокаивают через сосательный процесс, тем тяжелее оторвать его от такого способа успокоения. Отсюда вытекает вероятность того, что у ребенка разовьется одна из следующих вредных привычек — сосание пальцев, употребление пищи как успокоительного (склонность к перееданию, а значит к ожирению) и, наконец, привычка грызть ногти.

Как ни странно, часто, к 5-6-летнему возрасту дети, которых «недокормили» грудью и дети, которых «перекормили» грудью имеют одни и те же способы успокоения — руки возле рта. И, если сосание пальцев самостоятельно уходит к старшему возрасту, то привычка грызть ногти и успокаиваться едой часто остается на всю жизнь, иногда трансформируясь в курение, которое невозможно вылечить никотиновым пластырем, потому, что главное в ней – предмет во рту. А как много учеников старших классов, которые грызут ручки, да и взрослых, у которых эта вредная привычка имеет те же корни. Поэтому маме младенца стоит осознавать, что не стоит слишком часто эксплуатировать волшебную способность сосания успокаивать ребенка после 1,5 лет.

Надо осознанно делать упор на такие способы успокоения, как телесный контакт, поцелуи, песни, стихи и сказки, рассказанные особыми интонациями. Все это поможет ребенку сформировать более «взрослые» способы успокоения и умиротворения.

Что делать, если у ребенка уже есть вредная привычка?

Во–первых, если мама твердо решила бороться с вредной привычкой, она должна максимально понизить стрессовую ситуацию в жизни ребенка. Нельзя одновременно бороться с вредной привычкой и приучать к горшку, бороться с вредной привычкой при переезде на новое место жительство, или адаптации к детскому садику. Один стресс, наложенный на другой, даст отрицательную реакцию и возможно закрепит привычку еще больше. Во-вторых, следует увеличить телесный контакт с ребенком (но не совместное засыпание в одной кровати) и вербальные способы успокоения (песни и сказки). В- третьих, на первых этапах избавления от вредной привычки стоит заменить руки предметами не похожими на соску, но позволяющими их сосать – чашки-непроливайки, соки с трубочкой. Увеличьте количество жидкости, потребляемой через трубочку, но она не должна быть слишком сладкой и калорийной. У детей старше 5-ти лет возможно употребление сосательных леденцов, но с жестким контролем их количества и постепенным уменьшением его.

Очень важно не ругать ребенка за вредную привычку, потому что мамин гнев автоматически повышает тревожность ребенка, а это приводит к усилению привычки. Лучше вербально игнорировать факт, но стараться мягко убрать руки ото рта ребенка. Страшные рассказы о микробах, глистах и болезнях могут только усилить тревогу ребенка, или будут вообще не услышаны.

Подобные вредные привычки достаточно тяжело ликвидировать, потому, что они имеют мощное бессознательное инстинктивное подкрепление. Гораздо легче не допустить их появления. Просто надо поступать не так как легче и комфортней в данный момент, а так как необходимо, чтобы ребенок вырос психологически здоровым.

Северенчук Наталия, психолог в Семейном Клубе «Авант»

Часто дети перенимают от родителей их вредные привычки. Любовь к мобильным телефонам, привычка опаздывать или есть перед телевизором – лишь некоторые из них. Бороться с такими привычками можно и нужно. Один из способов – учитывать возрастные особенности ребенка.

Анастасия Шакирова

детский психолог

«Дети до шести лет более внушаемы, родители являются для них абсолютным авторитетом, которому пока не противостоит мнение общества, с их вредными привычками бороться проще всего. В 6-7 лет детям кажется, что они и сами знают, как все делать правильно и неправильно, но слово папы и мамы еще имеет вес. Но чем старше становится ребенок, тем больше он отрицает требования родителей, а многие привычки приносит «с улицы». В этом случае помогут лишь действия»

Дети от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыши, как губка, впитывают все, что видят. Стоит только ребенку увидеть, как папа раскидывает носки, как ему тоже захочется попробовать.

– Если ребенок заметил, как вы сделали что-то неправильно (например, выругались), то нужно громко объяснить малышу – так делать нельзя, это плохо, – советует психолог. – Кроме того, в этом возрасте для детей важно, что подумает «тетя врач», «дядя полицейский», бабушка или мама с папой. Нужно понять, кто является для ребенка авторитетом, и сказать, что он не одобрит плохое поведение малыша.

Например, ижевчанка Алиса, которая воспитывает 5-летнюю дочку, отучила ее таким образом от планшета.

– Оля часами напролет играла за планшетом, – рассказала она. – Отобрать его я не могла – ведь мы с мужем тоже постоянно за ноутбуками. Тогда я вспомнила, что дочка не любит болеть и уважает врачей. Мы сходили к окулисту, который сказал, что играть за планшетом нужно не больше 20-30 минут в день, иначе у Оли заболят глазки. Теперь, когда она не хочет отдавать гаджет, я вспоминаю про «тетю врача», и дочка слушается и не спрашивает, почему папа и мама сидят за компьютерами, а она – нет.

Большинство бытовых привычек дети перенимают от папы. А вот поведенческие (эмоциональные) привычки обычно берут от мамы

Дети от 6 до 12 лет

В этом возрасте дети уже способны анализировать ситуацию, но по-прежнему боятся разозлить или расстроить родителей.

– Важно, чтобы ребенок понимал, что у каждого действия есть последствия, – объяснила психолог. – И что родители тоже несут ответственность за свои дурные привычки. Поэтому нужно рассказать, что мама и папа получают выговор за то, что опаздывают, ругаются или сплетничают. Или на своем примере показать, что за его поведение его могут поругать. Это будет достаточно веским аргументом.

Например, Ирина, мама 8-летнего Гриши, заметила, что ее сын стал неряшливым и несобранным.

– Придет вечером после футбола, вещи раскидает, сядет за компьютер – и все, ни ужинать не идет, ни уроки делать, – рассказала женщина. – Я поняла, что Гриша один в один, как его папа – тот после работы также раскидывает вещи. Придет с работы, и к ноутбуку. Теперь, когда муж кидает вещи куда попало, я прошу его убрать их. А Гриша, который боится, что ему тоже «попадет» от меня, стал старательнее убирать одежду и следить за порядком в своей комнате.

Дети от 12 лет и старше

В этом возрасте характер подростка уже сформирован. Подросток уже не боится недовольства родителей, и повлиять на него можно только действиями, а не словами.

– Если вредная привычка есть только у ребенка, а у родителей ее нет, то избавиться от нее можно с помощью системы «поощрений и наказаний». А если родители сами «не безгрешны», то отучить чадо они не смогут – в этом возрасте действия значат больше, чем слова. И упрек со стороны ребенка – «я делаю, как ты» – будет вполне законен.

Светлана, мать 14-летней Нади, несколько лет пытается отучить ее есть перед компьютером.

– В комнате постоянно бардак, пахнет едой, а на полу крошки, – сетует женщина. – Ругать бесполезно – ее отец тоже ест перед телевизором, и она ссылается на него. Недавно я ей сказала – пусть ест у себя в комнате, но при этом полностью убирается сама: и шторы стирает, и окна моет, и уборку делает. С тех пор она ужинает на кухне.

По мнению психологов, 90% наших привычек формируется до 25 лет, однако реально повлиять на них можно лишь до 18 лет

Какие еще детские привычки формируют родители?

В возрасте с 3 до 7 лет, если ребенку не хватает внимания и тепла от родителей, он начинает тянуть пальцы в рот. Таким образом ребенок сбрасывает напряжение. Чтобы помочь, нужно понять, что его беспокоит, или заменить привычку на что-то более допустимое, например, предложить ребенку делать что-то руками, когда он нервничает (собирать мозаику, играть с мелкими предметами, перебирать их).

В подростковом возрасте в привычке «сосать пальцы, грызть ногти» психологи также видят тревожность, напряженность и скрытую агрессию. Чтобы отучить подростка от этой привычки, научите правильно выражать эмоции, особенно гнев и агрессию.

Привычка шмыгать носом (подергивать плечом, покашливать и др.)

Навязчивые движения, которые повторяет ребенок, часто говорят о нервном тике. Появиться может из- за черепно-мозговой травмы или стрессовой ситуации – например, развода или серьезного конфликта в семье. Тики исчезают во время выполнения интересного задания, которое требует полной сосредоточенности. Для долгосрочного лечения нужно обратиться к неврологу

Привычка болеть

В семьях, в которых родители часто ругаются из-за мелочей, дети (как правило, до 6-7 лет) могут болеть чаще, чем в других. Простуда, заикание, астма, аллергия, и др. являются для ребенка способом объединить маму и папу, «сплотить» их вокруг себя. Меньше ссорьтесь при детях, и они почувствуют себя лучше.

Часто детям достаются те черты, которые родители хотят искоренить друг в друге. Например, если жену раздражает нежелание мужа делать что-то по дому или неряшливость, но она не может его переделать, то она «перекидывает» раздражение на ребенка. В этом случае она более активно запрещает что-то малышу. Однако агрессивные запреты (не делай, иначе будешь наказан) наоборот привлекают внимание ребенка к привычке и «закрепляют» ее. В результате малыш начинает чаще ее повторять.

Виды вредных привычек у детей

Пищевые

Например, обжорство. Если ребенку не хватает любви, заботы и понимания, он начинает «заедать» стресс. Еда помогает ему чувствовать себя лучше и действует, как наркотик.

Поведенческие

Например, болтливость. Дети либо копируют привычку у родителей, либо она развивается из-за нехватки внимания со стороны взрослых. Привычки формируются в 2,5-14 лет.

Бытовые

Например, поздно ложиться спать. Формируются из-за условий, в которые попадает человек: режима дня, окружения, стрессов и др. «Обновляются» в течение жизни.

Мария Соболева

Почему у ребенка появились вредные привычки?

Родители обеспокоены — у ребенка появились вредные привычки. Все ли они опасны, в чем причина их появления, какие из них нужно обязательно искоренять? Что характерно детям в дошкольном и подростковом возрасте, как себя вести мамам и папам — в этой статье вы найдете рекомендации детских психологов.

Вредной привычкой у детей называют отрицательную склонность, которая стала для них потребностью и проявляется в поведении.

Например, малышам часто свойственно грызть ногти, сосать пальцы, ковыряться в носу, теребить волосы, беспричинно шмыгать носом.

Некоторые вредные привычки проходят сами, а есть и такие, которые настолько укореняются в поведении, что избавиться от них очень трудно.


Они могут доставлять детям дискомфорт, а есть вещи, которые будут преследовать человека и во взрослой жизни.

Откуда берутся вредные привычки у малышей

1. Недостаток внимания. Кроху надолго оставляли в кроватке одного, редко брали на руки и укачивали?

Ощущающий недостаток маминого тепла, ласки и новых впечатлений малыш будет искать компенсацию в доступных ему действиях. Ребенок начинает сосать пальчик, теребить волосы, носик, ковырять пупок, трогать половые органы.

Вначале это служит отвлечением в отсутствие рядом матери, а потом карапуз таким образом будет искать источники новых впечатлений в себе. Подобная привычка может тормозить развитие ребенка.

2. Раннее отлучение от груди. Оно влияет и на общее состояние малыша (повышает его тревожность), и способствует появлению вредной привычки сосать палец, одежду, соску.


Выросший на грудном вскармливании ребенок редко приобретает такую привычку, его сосательный рефлекс удовлетворен. Попытки засунуть пальчик в рот у него эпизодические и не должны вызывать беспокойства у родителей.

А вот рано отлученные от груди дети часто до 2-3-х лет не могут избавиться от тяги сосать все подряд — пальцы, соски, игрушки, одежду, постельное белье.

3. Выход негативных чувств. Агрессия , беспокойство, неудовлетворенность чем-то провоцируют отрицательную энергию. Внешнее ее проявление таково — ребенок грубит, кусается, дерется, обижает других детей.

Но у многих малышей негатив выходит внутрь себя. Такие детки могут писаться по ночам, рвать волосы, грызть ногти. Подобные действия помогают им справиться со своими переживаниями и заодно привлечь внимание родителей, нехватку которого они остро ощущают.

4. Повышенная тревожность. У детей, имеющих склонность к излишней тревожности, страхам , беспокойству, депрессии, вредные привычки возникают часто.

Они служат средством утешения. Таким малышам особенно важно создавать теплую, доброжелательную атмосферу и хорошее настроение.

5. Обстановка в семье. Даже совсем маленькие детки чутко реагируют на поведение мамы и папы. Ссоры родителей , громкое выяснение отношений, напряженная эмоциональная обстановка провоцируют возникновение вредных привычек.

6. Причины медицинского характера. Ребенок тянет себя за ушко, стучит по нему, стал раздражительным — возможно, дело в ушной инфекции или серной пробке.

Чаще других палец сосут дети, ослабленные болезнями, часто простывающие, с кишечными инфекциями и глистными инвазиями.


Родители могут спутать вредные привычки с проявлением нервного тика. Подобные мышечные спазмы ребенок не может контролировать, например, подергивание рукой, хлопанье ресницами, непроизвольные движения век. Тики возникают в связи с каким-то заболеванием и обращение к врачу в этом случае необходимо.

Важно: не путайте вредные привычки с особым поведением маленьких детей. Ритмичные покачивания головой и телом — это стремление к комфорту, которое обычно исчезает само по себе к 18-20 месяцам.

Что делать с вредными привычками малышей

Часто беспокоящие родителей детские привычки проходят сами. Но есть такие, которые закрепляются в поведении ребенка, вызывают дискомфорт у него самого, чувство неловкости у взрослых. Как быть в таких случаях?


1. Понять причину появления вредной привычки — самое главное для родителей, но при этом и самое трудное. Нехватку чего именно замещает такое действие, что это дает ребенку (внимание, успокоение, выход негатива)?

2. Повышенное внимание к ребенку, терпение и ласка. Например, малыш боится засыпать без родителей (а его настойчиво к этому приучают). Оставленный один, ребенок сосет пальчик, край одеяла, проявляя таким образом свою тревожность.

Маме следует обнять дитя, подержать его ручки, ласково поговорить, рассказать сказку, дождаться, пока кроха уснет.

Беспроблемного ребенка можно приучать засыпать самостоятельно, а вот деткам с вредными привычками по причине возбудимости нужно ежедневное нежное и спокойное общение перед сном.

3. Уменьшение стрессовых ситуаций. Вы решили искоренять вредную привычку — не создавайте других поводов для беспокойства ребенка.

Бороться с нежелательным поведением вашего чада и одновременно приучать его к горшку, отдавать в детский сад, знакомить с новой няней недопустимо. Дополнительные стрессовые состояния только укоренят вредную привычку.


Отучаете от соски? На первых порах замените ее предметом, который можно сосать — сок с трубочкой, чашка-непроливайка. Можно даже давать сосательные леденцы, но в ограниченном количестве.

4. Не ругать и не стыдить! Нельзя акцентировать внимание на вредной привычке: ребенок грызет ногти — не одергивайте его, не пугайте глистами , микробами и страшными болезнями. Мягко уберите руки от рта, займите малыша разговором, игрой, старайтесь в таких ситуациях отвлекать его чем-то интересным.

Ненавязчивое переключение внимания — самый действенный метод борьбы с вредной привычкой.

5. Не наказывайте! Угрозы типа «будешь грызть ногти, поставлю в угол», методы вроде намазывания пальцев чем-то горьким положительный эффект вряд ли дадут. Скорее наоборот.

6. Проявляйте фантазию. Например, отучайте грызть ногти с помощью ролевой игры в салон красоты. Девочке можно сделать настоящий маникюр, красивый, как у мамы.

Постоянно придумывайте ребенку занятия, чтобы времени на «глупости» у него не оставалось.

Показать еще

Для начала перечислим, чего делать точно нельзя: кричать, наказывать и запугивать страшными последствиями. Что же до объяснений, стоит попробовать, но эффект от таких бесед будет нестойким. Как отучить ребенка от вредных привычек и не обидеть его? Только заинтересовав малыша. Чем? Конечно, игрой!

ПРОБЛЕМА: грызет ногти, сосет палец

Отучающие игры

«Сбей микроба - заработай приз».
Бороться с особенностями своего поведения дошколенок не будет никогда. А вот с вредными монстрами - с большим удовольствием! Сделайте забавный яркий плакат - своеобразную карту сражений вашего героя. Например, за один день, проведенный без обкусанных ногтей, ребенок может закрасить черной краской пару страшных монстров-микробов. Если вы живете на даче, плакаты можно прикрепить к дереву и смывать «ужастиков» водяным пистолетом. Можно пририсовывать золотые медали - за каждый день, в который ни один из пальцев не пострадал.

Чтобы "битва" не наскучила, договоритесь с малышом, какое количество виртуальных медалей он сможет обменять на реальный приз, например новую игрушку или поход в парк развлечений.

«Подружись с пальчиком».
Ведь друзей не грызут! Придумайте каждому пальчику имя, характер, любимые занятия. Постройте для «братцев» домик, «выдайте» каждому по машинке. Для того из них, кто чаше всего оказывается во рту, стоит сшить яркую панамку и юбочку (рубашку). Для детей постарше можно обыграть сюжет сказки про Мальчика-с-пальчик или гномиков. Для малышей подойдут любые пальчиковые потешки.

«День красивых рук».
Поиграйте в салон красоты, а еще лучше - сходите в настоящий салон. Пусть малышу сделают маникюр (девочкам можно покрыть ногти детским лаком). Ребенку будет жалко портить такую красоту.

«Обмани привычку».
«Понаблюдайте, в какой ситуации ребенок чаше всего сует руки в рот. Может быть, это происходит на пике переживаний за судьбу героя мультика?

В такие моменты быстро подсовываем отпрыску нечто, что можно безопасно мять, крутить, катать (кубик Рубика, небольшой яркий мячик и т. п.). Руки будут заняты, и привычка постепенно вытеснится. Таким образом, вы узнаете, как отучить ребенка от вредных привычек.

ПРОБЛЕМА: разбрасывает игрушки

Отучающие игры

«Полезное разбрасывание».
«Не пытайтесь заставить ребенка убирать за собой. Лучше поставьте для мишек, мячиков и других небьющихся игрушек яркие разноцветные коробки (корзины). Каждый вечер вместе убирайте детскую, устраивая семейное состязание в метком забрасывании игрушек. Тот, у кого на место "спланирует" больше всего предметов, награждается званием меткого стрелка и маленьким призом.

«Ночной дозор».
Маленькие обожают сортировать все на свете по цвету, размеру и т.п. Нарисуйте вместе яркие таблички - напоминалки и наклейте их на коробки и ящики с малышовыми игрушками. Табличку с машинкой - на игрушечный гараж, портрет любимого зайца - на корзинку. Вечером вручите коробку «для заблудившихся» и попросите «арестовать» всех зверушек, которые в такой поздний час не на своем месте. Задание будет выполнено с восторгом!

«Аккуратные» сказки.
Игры из серии «два в одном»: позволяют совместить уборку и вечернюю сказку. Ужасно скучно наводить порядок в конце дня, когда игры закончились и пора ложиться в постель. Зато, как интересно послушать, и вместе с мамой разыграть историю о трех смелых куклах, отправившихся прогуляться до Большою Шкафа; о машинках, устроивших скоростное ралли до «гаража» - коробки; и о разноцветных деталях конструктора, поспоривших, кто из них быстрее сложится в самую высокую башню... Спустя некоторое время уборка станет для малыша привычным ритуалом, который захочется повторять каждый вечер.

«Игрушки обиделись».
Не стоит угрожать: «Сейчас выброшу твой конструктор!»
«В ответ у ребенка выработается отвращение к уборке или он привыкнет пропускать ваши замечания мимо ушей. Маленький человек должен знать о негативных последствиях своих поступков. Когда сын или дочь со слезами требует найти куклу или солдатика, "погребенного&quo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как избавить ребенка от вредной привычки"

«Как избавить ребенка от вредной привычки» - один из самых частых вопросов, с которым обращаются к психологу родители. Что же представляют собой вредные привычки и какова природа их происхождения? Мно...

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ?

Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность (если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством определяют трудности, когда надо избавиться от нежелательной. К. Д. Ушин...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК:грызет ногти, сосет палец, разбрасывает игрушки.

Для начала перечислим, чего делать точно нельзя: кричать, наказывать и запугивать страшными последствиями....

Кусание ногтей, разбрасывание одежды, употребление нехороших слов - вот неполный перечень проблем, возникающих перед растерянным, а иногда и взбешенным от детской глупости родителем. От изобилия психологических рекомендаций легче ему не становится(многие советы такие обтекаемые и обобщенные, что применить их конкретно к себе и своему ребенку в реальной жизни практически невозможно). Например:-"Вам необходимо изменить своё отношение к ребенку- возможно, вы его слишком подавляете своей авторитарной личностью". Но, подумайте, как может измениться 30-летний человек, имеющий устоявшиеся принципы и привычки!? Многие даже не представляют, как это сделать... Вот так взял и с понедельника стал другим человеком? Очень маловероятно...

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

Многие родители на собственном опыте убедились в том, что одними запретами и замечаниями проблему дурных привычек не решишь. Даже, наоборот, происходит обострение ситуации: чем больше акцентируете внимание на проступке, тем чаще он его совершает вновь. И это естественно, т.к. желание повторять то или иное действие просто загоняется внутрь подсознанияи и, соответственно, контролю уже не подлежит(оно лишь только усиливается...по принципу "плотины на реке").
Ребенок,тем самым проявляет своё желание "не взрослеть", это может быть в случае "недетского" детства ребенка, когда окружающие требуют от него ЧЕРЕСЧУРТхорошего поведения, взваливают не по годам большую долю ответственности, не дают выплеснуться наружу его детским эмоциям. Вот и возникают психологические "ножницы"- несоответствие требований взрослых реальным возможностям ребенка. Отсюда и вытекают невротические привычки(к примеру, писание в постель).

МЕТАФОРА В ПОМОЩЬ...

Предлагаю метафору родителям, чьи дети страдают энурезом(писание в постель). Рассчитана в основном на мальчиков(т.к. обычно этот недуг случается именно у них). Прочтите её ребенку(для детей старше 4-х лет), выделяйте ИНТОНАЦИЕЙ и ВЗГЛЯДОМ ключевые слова, написанные крупным шрифтом. Можете совместно нарисовать метафору-сказку и повесить рисунок на видное место. Вставляйте ключевые слова в свою повседневную речь(можно и во время посещения им туалета).

Жил-был мальчик. И жил он в большом сказочном замке, потому что был королем и управлял целой сказочной страной "МОГУЯ". Дел у него всегда было очень много: кого-то накормить, кому-то что-то построить, с кем-то провести нужные учения...Так что целыми днями он был занят ПО САМУЮ МАКУШКУ. Жаль только, что и ночью ему покоя не было: ведь кто-то должен был сторожить ворота замка. Обычно, они всегда были закрыты и, если днем кто-то хотел покинуть королевство, он просто приходил к мальчику и говорил:"Я хочу выйти.Отпусти меня!" И все было нормально...
Но ночью некоторые плохие люди норовили покинуть замок без всякого королевского разрешения: они сами открывали ворота и убегали, унося с собой порой нечто ценное. И вот что обидно- чаще всего они так поступали БЕЗ ВСЯКОЙ НАДОБНОСТИ! Мальчик просто устал бороться с ними, не высыпался по ночам, потому что каждую ночь ему приходилось выбираться из своей теплой постели и смотреть, не убежал ли кто-нибудь опять...И тогда к королю пришли два его самых лучших воина и сказали:"Давай мы будем сторожить ворота вместо тебя? Если же ночью кому-нибудь ПРИСПИЧИТ выйти из замка, один из нас прибежит к тебе и скажет: "Вставай,КОРОЛЬ, иди и открывай ворота".
И стал с тех пор мальчик СПАТЬ спокойно. Он знал, что теперь два его верных стражника ИСПРАВНО охраняют его королевское величество и днем и ночью.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ...

Есть несколько способов искоренения нежелательной привычки у ребенка. Одно "но"...Все способы-манипулятивные, т.е. они не устраняют причину, а только способствуют устранению у ребенка делать то, что раньше доставляло ему удовольствие.
Если вы растерялись и не знаете, как отучить ребенка от плохой привычки, предлагаю несколько способов-приемов:
"Делай как я!". Поразмышляйте на тему "А не повторяет ли мой ребенок чье-то поведение в семье?". Ведь часто бывает-отец не убрал за собой постель,и сын подражает ему...мать надевает рваные колготки- и дочь не блещет опрятностью...
Конечно, от одного обнаружение факта копирования само нежелательное поведение не исчезнет, поэтому лучше ориентировать ребенка на установку "Ты- другой, ты- лучше!". Другими словами-ставить перед ребенком сверхзадачу: быть не просто похожими на родителей, а стараться стать лучше...
"Право на выбор" . Ребенку предлагается самому выбрать свой вариант поведения: один-с дурной привычкой и без поощрения, другой- без таковой, но с "призом" за её преодоление. И ребенок сам решает, как ему себя повести. Он должен ЗАХОТЕТЬ действовать по-другому, а не поступать так по чьим-то авторитетом. Например, девочка хочет спать рядом с мамой. Ей предлагается выбор: "Спишь со мной, но без пальчика во рту...либо в своей кроватке, зато и дальше можешь сосать свой палец". Как у героини Ф.Раневской:"Девочка, что ты хочешь- поехать на дачу или чтобы тебе оторвали голову?"
"Зеркало". Человек не может наблюдать сам за собой: как только он начинает это делать-естественность его поведения пропадает. Точно так же и ребенок- многие действия он совершает автоматически(например, ковыряя в носу...). В такой ситуации желательно сразу отобразить его поведение- сделать то же самое, чтобы он как в зеркале увидел себя со стороны. К тому же ребенок, как и взрослый, очень не любит быть копируемым кем-то.
"От противного". Это самый эффективный способ изменения любого человеческого поведения. Все мы знаем, что "любить по принуждению-затруднительно". Смысл приема- как можно чаще просите ребенка повторить нежелательное действие("что-то ты давно ногти не грыз-погрызи пожалуйста"...через некоторое время снова: "будешь смотреть телевизор-не забудь ногти погрызть"). Если ваш малыш употребляет нехорошие слова, позвольте ему в какой-то момент ими выкричаться или заставьте произнести их 20 раз подряд...

ПРАКТИКА...

В одной семье отец своеобразным способом приучил дочь к порядку. Споткнувшись в очередной раз о ее сапоги в коридоре, он просто спрятал их за мусорным ведром(обратите внимание, не просто спрятал, но ещё и унизил вещь девочки). Слезы, опоздание на гимнастику, насмешки близких- все это надолго запечатлелось в ее "девичьей" памяти. Сапоги с тех пор всегда стояли в положенном месте...
Лучше приучать ребенка не разбрасывать вещи с самого раннего детства, можно с помощью игры:"Давай уложим кубики спать", "Кто быстрее уберет игрушки-ты или я?". Ведь очень часто мамы или бабушки ходят и подбирают всё за ребенком, потому что так быстрее, а потом в школьном возрасте пытаются приучить его к порядку...
Самый благоприятный возраст для привития любви к порядку- 2 года. Не пропустите это время. Используйте его каждый день для формирования у ребенка хороших,культурных навыков поведения. Ведь учить чему-то новому намного проще, чем переучивать! Так же как проще сшить новое платье, чем перекроить надоевшее старое...

Спасибо за внимание
Материал метафоры книга Т.Е. Волковой"Психологам", советы по воспитанию- журнал "Психология"

Похожие статьи