Народные праздники в детском саду. Беседа в начальной школе на тему: Зимние праздники Нод народные праздники на руси

Конспект НОД по ФЦКМ с использованием ИКТ

Тема: «Народные праздники на Руси»

для детей подготовительной группы

Цель:

Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с традициями празднования известных русских праздников.

Развивающие

Развивать познавательную активность, память, мышление воображение. Развивать интерес к народной культуре.

Развивать связную речь детей.

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям, к народным играм.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, изучение наизусть колядок, закличек, стихов о народных праздниках, пословиц, народных примет.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, магнитофон, диск с русскими народными мелодиями, макет Вифлеемской звезды, цветная бумага на каждого ребенка, клей-карандаш для каждого ребенка, шапочка с изображением солнца, колокольчик.

Ход НОД:

Воспитатель в русском народном сарафане, приглашает детей в группу под русскую народную мелодию.

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются).

К нам сюда скорее просим!

Подходи честной народ!

Шевелитесь, торопитесь –

Праздник всех сюда зовет!

Ребята, вы любите праздники? (Да)

Какие вы знаете праздники? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые отмечали еще наши предки. На Руси праздники всегда любили потому, что народ умел трудиться, умел и веселиться.

Вы хотите узнать, как появились праздники, как отмечали их раньше? (Да)

Воспитатель: - У меня есть волшебный колокольчик, который перенесет нас в прошлое.

Колокольчик волшебный звени,

В прошлое нас перенеси.

(Слайд)

Воспитатель: - Ребята мы с вами оказались в Древней Руси. Много разных праздников у них было.

Отгадайте загадку про первый праздник, на который мы с вами попадем. (Слайд)

Среди зимы –

Большое торжество.

Великий праздник - … (Рождество)

А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

(Слайд) Воспитатель: - Рождество - один из главных христианских праздников, установлен в честь рождения Иисуса Христа. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. (Слайд) Поскольку она ознаменовала Рождество Христово еще её называют «звездой Рождества». (Слайд) Раньше в праздник Рождество парни и девушки ходили по домам, поздравляли с праздником, а на палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшенная фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества. (Показ и рассматривание макета звезды)

Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже сделаем по маленькой рождественской звездочке. (Дети изготавливают звезды по показу воспитателя)

Воспитатель: - Наши прадедушки и прабабушки очень любили этот праздник - Рождество Христово. Называли его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Давайте споем одну колядку:

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, Коляда, подай пирога!

Подай, не ломай,

А по целому давай!

(Слайд) Воспитатель:- Рождество отмечают всей семьей, и дети принимают активное участие в праздновании. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. А вы знаете другие традиции этого праздника? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель: - Чтобы попасть на следующий народный праздник, отгадайте загадку:

(Слайд) Его празднуют весной

Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают,
И блинами угощают. (Масленица)

(Слайд) Воспитатель: - Масленица – это древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения.

Масленицу называли широкой, веселой. Давайте вспомним закличку:

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна красна,

Приди, весна, с радостью!

(Слайд) Давайте соберем мозаику с изображением Масленицы. (Дети собирают)

(Слайд)Воспитатель: Что еще делали на масленицу? (Ответы детей)

Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти.

А чучело, сделанное из соломы (Слайд) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились, играли.

А вы хотите поиграть? (Да)

Воспитатель: - Тогда давайте сыграем в русскую народную игру « Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

(Слайд) Воспитатель: - Отгадайте загадку:

Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют! (Пасха)

(Слайд)

Воспитатель: - Пасха - Светлое Христово Воскресение . Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение. В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья - куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки - расписанные красками яйца (Слайд) . В корзину кладут соль - символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются - едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!»

Давайте вспомним пасхальные приметы.

На Пасху небо ясное и солнце играет - … (к хорошему урожаю и красному лету .)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя - … (Христос под окнами ходит)

Воспитатель:- Молодцы, ребята! (Слайд) На какой народный праздник мы с вами сейчас попали? (Ответы детей) (Слайд)

Праздник Ивана-Купалы отмечают летом, в ночь с 6 на 7 июля. Купальские обряды, совершаемые в эту ночь, очень разные. Это плетение венков, украшение зеленью построек, гадание, обливание водой, ночные гуляния вокруг купальского костра. Сначала вокруг костра водили хороводы (это древний символ солнца), пели песни, а затем девушки и парни, взявшись за руки, прыгали через костер. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят: «Гори, солнце, ярче - Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее». Дети идут хорводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце догоняет детей.

Игра «Народные праздники» Цель: Узнать русский народный праздник.

Просмотр фильма про народные праздники.

Воспитатель: - Ребята вот нам пора возвращаться домой.

Колокольчик волшебный звени

В настоящее время нас перенеси.

Воспитатель: - Ребята вам понравилось путешествие по русским народным праздникам? Что вам запомнилось, показалось самым интересным? (Ответы детей)

Русский народ издавна создавал свои обычаи, традиции, праздники. На протяжении веков они изменялись, но всегда остается потребность людей в праздничные дни собираться вместе, радоваться, веселиться.


Светлана Зубова

старшая группа

подготовила воспитатель старшей группы МБДОУ «Ровеньский детский сад «Радуга» Зубова С. Д.

Цель : развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи : образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Покрова, Рождество, Масленица, Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народа , познакомить с русскими традициями праздников , истории появления;

Развивающие – развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа , развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

Воспитательные - прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа , приобщая к истокам духовной культуры.

Ход занятия.

В.: Ребята, в какой стране мы живем?

Д.: в России.

В.: А как называют людей, которые живут в России?

Д.: Россияне, русские.

В.: Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова Русь и стали называть на Руси русский народ . Очень давно жили наши с вами предки – это кто?

Д.: Прабабушки, прадедушки.

В.: Русский народ жил своим трудом : они пахали землю, шили одежду, шапки, вязали платки, валяли валенки, делали украшения, игрушки из глины, вырезали деревянную посуду, матрешек.

Кто очень хорошо выполнял свою работу, называли мастерами своего дела. Своё мастерство они показывали на ярмарках, продавая свои изделия. На ярмарках мастера обменивались опытом.

(Предлагаю рассмотреть выставку народных изделий .)

В.: Наш русский народ очень любил русские народные сказки . А какие русские народные сказки знаете вы , ребята?

Д.: Дети называют знакомые им сказки.

В.: А ещё наш народ очень любил праздники , поэтому они слагали песни, частушки, прибаутки. Ребята, а вы любите праздники ?

В.: Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали всех гостей. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие народных праздников . Давайте вспомним Какие русские народные праздники знаете вы ? Я буду показывать вам картинки, а вы будете называть праздник .

Русский народный праздник Покров . А что это за праздник Покров ? В какое время года этот праздник .

Д.: Высказывают свои версии.

В.: С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась

снегом – снежным покрытием, как покрывалом. Этот праздник так называется потому, что в этот день всегда выпадает первый снег, как покрывалом белым покрывает землю. Это означает , что скоро придет матушка-зима. В праздник Покрова русский народ устраивал известны в народе Покровские ярмарки . Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей. Посмотрите какие красивые шали. А сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую играла молодежь в этот праздник . Игра называется «Облупа» (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

В. Путешествие наше продолжается. (ВОЕТ ВЕТЕР, МЕТЕЛЬ) В какое время года мы с вами ребята попали.

В.: Какие вы знаете зимние праздники :

Д. ответы детей.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай. Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой , а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, вспомнить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

В.: Молодцы ребята. А сейчас какое время года? И какие весенние праздники вы знаете ?

Д.: ответы детей.

В.: Правильно Масленница. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья . Назывался этот праздник - Масленица . Веселый и разгульный, длился он целую неделю : ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины , древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили : "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили :"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Игра «Плетень»

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.

Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.

Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят : «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!» . Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень» .

Обычно после этого появляются «лишние» руки.

Игра-развлечение «Ручеек»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» . И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная .

В : Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа . Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике , об угощении, которое готовилось в этот праздник . Посмотрите, пожалуйста, на доску (изображение - жаворонок) .

Как называется эта птица? (ответы детей) . А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский праздник , посвященный жаворонку. 22 марта - «Сороки» . Почему Сороки? (Демонстрация иллюстраций : воины Древней Руси ) . Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ , и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов.

А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков» , с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям.


Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

В :А сейчас мы с вами поиграем в новую игру, которая называется «Жаворонок» .

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком» .


В.:Ребята, а теперь расскажите мне, почему этот праздник называют «Сороки-Жаворонки» ? Что символизирует жаворонок? Что пекли хозяйки в честь этого праздника ? Какие традиции люди соблюдают в этот праздник ? Что вы узнали из легенды, которую я вам рассказала?

Наталья Лапшина
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Тема : Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси )

Цели : Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях .

Задачи :

1. познакомить с традиционными русскими народными праздниками ;

2. учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

3. Содействовать развитию активного словаря, умений формулировать суждения, высказывать, выражать субъективно – ценностное отношение к народным праздникам ;

4. прививать любовь к традиционным праздникам ; развивать понимание народных праздников ;

5. воспитывать доброту.

Планируемые результаты : Знают о традициях празднования Рождества , Масленицы, Пасхи, способны самостоятельно рассказать о них; выражают положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при чтении стихотворений, и исполнении русской народной песни «Блины» обр. А. Абрамова; умеют поддержать беседу, высказать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время игр.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование : физическая карта, выставка яиц, аудиосопровождение (колокольный звон) мультимедийный проект (картины «Гуляния на Масленицу» , «Рождественские праздники » )

Предварительная работа : Заучивание стихов, колядок, песен, развлечения : «Пришла коляда – отворяй ворота» , «Масленица» . Беседы о русских народных праздниках . Рассматривание картин.

Ход деятельности:

Тихо звучит музыка.

Восп. Посмотрите на географическую карту России , что вы видите? (моря, океаны, горы, реки, города и т. п.)

А вот эта какая страна? (Россия )

Восп. Да, это Россия , страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показывает на карте эти географические места, объекты)

Как называют людей, которые живут в России ? (Россияне , русские )

Давным-давно, с давних времён, русские люди всегда почитали праздники , но праздновали их иначе , не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.

Ребята, а вы любите праздники ? А почему?

А какие вы знаете русские народные праздники ? (Рождество Христово, Крещение, Масленицу. Пасху, Троицу)

Молодцы, вы знаете много праздников , которые известны со времён наших предков.

А кто такие предки? (россияне , люди которые жили до нас, наши бабушки и дедушки, папы и мамы)

Ребята, а вы хотите узнать, как наши предки - россияне , праздновали праздники ? (Хотим)

Давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковёр, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому.

Звучит музыка. В это время на экране появляются картины : Храм, с другой стороны - русская изба , берёза. Сцены из жизни русского народа . (см. приложение)

Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки - водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды , по- особому готовили праздничное угощение . Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов . Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Итак, русский народный праздник – РОЖДЕСТВО . Этот праздник отмечался каждый год в одни и те же числа. Рождество Христово – это празднование рождения Иисуса Христа. С 7 января по 19 января. Эти дни называли - Святки

Что вы знаете об этом празднике ? (ответы детей)

Этот праздник был одним из самых известных и любимых. Пожалуй, нет другого праздника , который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Две недели православный народ ходили по домам , славили Христа, колядовали, пели песни, загадывали загадки, угощались, играли в игры. Игры выбирались спокойные, без бега. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла. Пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

У нас с вами было развлечение : «Пришла коляда - отворяй ворота» , где пели колядки, играли в русские народные игры . Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Колечко» (см. приложение)

На экране появляется картина «Народные гуляния на Масленицу» (см. приложение)

Как вы думайте, какой это праздник ?

С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник . Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю . Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. - Что вы знаете о Масленице? (пекут блины, катаются с горки и т. д.) Воспитатель читает : «Душа ль ты, моя Масленица, Сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

После таких слов выезжала Масленица и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел своё название. Понедельник - «встреча» , девушки и парни распевали песни, делали соломенное чучело и ходили с ним по деревне. Вторник - «заигрыш» , в этот день устраивали поездки на лошадях, катания с ледяных гор. Среда-«лакомка» , в этот день лакомились блинами. Четверг –«широкая Масленица» , в этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Пятница –«тёщины вечера» . Суббота – «посиделки» , в эти дни ходили по родне угощались блинами. Воскресенье –«прощёный день» , проводы Зимы, в этот день сжигали чучело «Зимы» . Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали бедным людям.

Сейчас мы с вами споём русскую народную песенку «Блины» обработка А. Абрамова (см. приложение)

После Масленицы, начинался Великий пост. Во время которого нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели постную пищу : грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

А какой вы ещё знаете русский народный праздник ?

Самым великим и любимым праздником была Пасха . Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело.

Стихотворение А. Майкова читает ребёнок «Христос воскрес! Повсюду благовест гудит Из всех церквей народ валит , Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!» (благовест, то есть благая весть)

В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. В церкви проходила Пасхальная служба.

Ребёнок читает :

Мы вспоминаем на Пасху Заповедь Господа вновь : Согласие, мир и ласку И к нашим близким любовь!

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо - символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.

Выставка яиц (см. приложение)

Подойдите к выставке. Рассматривание раскрашенных яиц.

Делали яйца из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. На Пасху яичками обменивались, дарили родным и близким. С яйцами проводились разные игры.

А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, а всё плохое в этот день отстало. Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон.

Звучит колокольный звон (аудиозапись)

Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Вот так наши предки праздновали свои праздники .

Рефлексия :

О каких праздниках мы сегодня говорили ?

Какой праздник вам нравится больше ? Почему?

В России проживают люди других национальностей. Об их традиционных праздниках мы поговорим в следующий раз.

Звучит русская народная мелодия .

Восп. Я иду, иду, самовар в руках несу. Самовар в руках несу, прибаутки пою. Как для вас, мои друзья, Наварила, напекла девяносто два блина, Два корыта киселя, пятьдесят пирогов - Не найти едоков!

Вы хозяюшку потешьте – пирогов моих поешьте. Не красна изба углами, а красна пирогами (выносит угощение)

Чаепитие, на которое приглашаются сотрудники детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра «Колечко»

Потом водящий зажимает в ладошках, сложенных лодочкой, колечко. Дети сидят на стульях или стоят в кругу, также сложив руки лодочкой. Ведущий обходит всех, оставив колечко у кого – то одного. Затем он выкликивает : «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» , и ребёнок с колечком выбегает к нему. Затем ведущий и выбранный им напарник загадывают слово – либо предмет окружающей обстановки, либо какое – то явление природы, либо название сказки. Они предлагают играющим отгадать задуманное.

Русская народная песня «Блины» обработка А. Абрамова

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица Печь блины – то мастерица Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

На поднос она кладёт И сама к столу несёт Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы, Вот блины наши готовы Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные праздники и обряды. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

Таким образом, и летние народные праздники не стоит оставлять без внимания.

  • «Купала» (обучение мастерству плетения венков, изучение растений, чтение сказок про русалок);
  • «Русская березка» (проведение обряда с завязыванием лент на березку и загадыванием желаний).

Осенний пир

Осень – время сбора урожая и . Наши предки отмечали многочисленные народные осенние праздники , проводили обряды. В основном все они были посвящены благодарению Матушке – Земле за собранный урожай. Наиболее значимый праздник – Осенины. Изучение таких традиций помогает привить детям любовь к труду, природе, познакомиться с процессом взращивания различных садово-огородных культур. Появляется возможность узнать, в какой одежде наши предки обрабатывали землю, в каком наряде садились за стол, и в каком костюме проводили праздничные обряды.

В ходе проведения подобных мероприятий дошколята не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх: перетягивание каната, чехарда, горелки, городки.

Проводить народные праздники в детском саду педагогам крайне важно. Через фольклор , вкладываются знания о культурных традициях народа.

Видео: Открытое занятие в детском саду "Народные забавы на Руси"

Похожие статьи