Когда цаган сар в году. Цаган Сар – буддийский праздник весны. Готовимся к празднику

Misheel Expo Cеnter проводит ежегодную торговую ярмарку "Цаган Сар 2017", где можно приобрести традиционную монгольскую одежду, сувениры, молочные продукты, изделия из кашемира и многое другое.

Цагаан сар (бур. Сагаан hара; Сагаалган; калм. Цаhан сар; тув. Шагаа) — самый торжественный и главный праздник монгольских народов, знаменующий начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю.

Цагаан сар или "Белый месяц" - праздник наступления весны и окончания зимовки скота. Считается, что это праздник открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Монголы готовятся к нему так: кто-то не ест ничего, пьет только воду, принимает участие в богослужениях, чтобы войти в новый год чистым, а кто-то наоборот, наедается досыта, чтобы год был сытым.

Готовясь к встрече Нового года по лунно-солнечному календарю, принято, провожая уходящий год, наводить порядок во всем доме, устроив генеральную уборку, простить обиды и попросить прощения, окурить помещение благовониями, верующим - принять участие в очищающих обрядах, приготовить праздничные угощения.

Существует ряд запретов на действия, которые, по обычаям, считаются неблагоприятными или просто грехом (цээртэй). Так, к празднику должны быть сделаны запасы воды, заполнены все емкости - во время праздничных дней нельзя набирать воду из источников. В праздник нельзя плакать и ссориться, произносить ругательства и другие неблагоприятные слова, иначе, по поверью, весь год пройдет в слезах.

В Цагаан сар нельзя резать скот и охотиться в течение трех первых дней, это грозит бедами в семье. Перед праздником стараются и рассчитаться со старыми долгами, по возможности - сшить семье новую одежду (дээл).

Соблюдается и традиция «битуулэг» - прощание с уходящим годом. В последний вечер уходящего года семьи собираются вместе, дети приезжают к родителям. Вечером для застолья все рассаживаются по определенной схеме: пожилые - в северной части юрты, молодежь — по сторонам от входа, мужчины справа, женщины — слева.

Утром, 27 февраля, поднимаются до восхода Солнца, поздравляют друг друга, начиная со старших. Накрывают стол, на котором обязательно должна быть "белая пища" — блюда, приготовленные из молока: тараг, сметана, творог, масло, аарул, бяслаг и так далее, желательно девять блюд. Конечно, на столе обязательны буузы, вареная баранина и другие мясные блюда, фрукты, монгольское печенье ул боов, конфеты и сладости для детей.

Сагаалган, он же Цаган Сар или праздник Белого месяца, – буддийский Новый год, отмечаемый восточными странами согласно лунному календарю. Что же представляет собой такой важный день для буддистов и какого числа отметят его буряты в 2018 году?

Сагаалган — буддийский новый год

Топ-7 интересных фактов о Сагаалгане в 2018 году

  1. Празднование выпадает на 16 февраля ;
  2. Буддийский и китайский Новый год отмечаются разными датами;
  3. Накануне празднующие избавляются от всего лишнего в доме;
  4. На столе обязательно должны быть блюда белого цвета;
  5. Пить алкоголь за праздничным столом нельзя;
  6. Обязательно нужно навестить старших родственников – родителей, бабушек и дедушек;
  7. Главным божеством Сагаалгана считается Балдан Лхамо.

История праздника белого месяца

Цаган Сар или Сагаалган был введен в 13 веке монголами. Поначалу он отмечался осенью, пока Чингисхан не перенес празднование на весну. Даты его празднования рассчитываются на основе буддийской тантры Цикла Времени, поэтому с китайским Новым годом он не совпадает.

Традиционно Сагаалган отмечается восточными народами, исповедующими буддизм, в первый день первого весеннего месяца по лунному календарю. В России его празднуют республики Алтай, Тыва, Бурятия, Калмыкия, а также Забайкальский округ.

Народные гуляния на Новый год

Этот день является государственным праздником с 1990 года (до этого он был запрещен с 1930). В 2018 году пятничный день 16 февраля официально является выходным днем четырех республик России, с недавно времени Сагаалган отмечается в Москве приездом официальных делегаций из Монголии и Тибета, праздничными гуляниями.

В этом году празднование калмыцкого весеннего праздника Цаган Сар (Белый месяц) отметили 27 февраля. Согласно лунному календарю калмыков этот день по традиции приходится на первый день первого весеннего месяца. Несмотря на то, что праздновать можно целый месяц, что и отражено в названии праздника, главные события происходят именно в первые семь дней.

Согласно мировоззренческой картине мира человек занимает определенной положение в пространстве и времени, поэтому все окружающие его предметы «должны пробудиться» вместе с ним от зимнего периода. Поэтому у калмыков существует традиция перетряхивания и вывешивания внутри жилища одежды всех домочадцев в первый день праздника.

Празднование Цаган Сар происходит в каждом доме. К торжествам готовятся заранее, заготавливая большое количество мясной и молочной пищи, и мучных изделий боорцг. В день наступления праздника на рассвете совершается обряд «Зул ɵ ргх»: после зажигания лампадки на алтаре и совершения подношения первинок свежеприготовленной еды дееж, глава семьи совершает кропление молочным чаем духам предков и Белому старцу, переступив одной ногой порог своего дома. После этого все члены семьи собираются для утреннего праздничного чаепития.

На Цаган Сар калмыки готовят большое количество мучных изделий боорцг разнообразной формы, имеющих свою символику и значение. Например, плоская лепешка хавтха символизирует солнце и землю, а жола – узду всадника-скотовода. Первую порцию боорцг ставят на алтаре: на лепешку выкладывают по одному боорцг каждой формы. Это символизирует пробуждение всего живого в этот праздничный период и испрашивание благополучия у предков. Из боорцг составляли особые наборы для вручения родным во время праздничных визитов – ик герин и бичкн герин боорцг.

В дни Цаган Сара этикет предполагает и определенную символику жестов, соответствующую возрастному этикету. Ровесники протягивают друг другу обе руки, обхватывая ими правую руку приветствуемого до локтя с обеих сторон. Старший по возрасту подает младшему только правую руку, которую он должен обхватить обеими руками. При этом, согласно традиции, для приветствия рукава спускаются ниже кисти, особенно у женщин. Это связано с легендой о божестве Окон Тенгри, победившей злых мангасов и спасших людей. Она вернулась в родные кочевья в первый день первого весеннего месяца, но яд, который проник в ее тело во время схватки с мангасами, распространился по телу и стал отравлять все, к чему она прикасалась. Поэтому, чтобы не навредить сородичам, она опустила обшлага рукавов во время приветствия. Так появилась традиция ритуального рукопожатия у калмыков на Цаган Сар.

Татьяна Шараева , кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнологии Калмыцкого научного центра РАН

Похожие новости:

  • Ученые Калмыкии будут ходатайствовать о передаче в Национальный архив РК документов о широклаговцах
  • Баатр Китинов - о своем участии в конференции «Монголы в пределах Монгольского мира» в Национальном университете Австралии
  • В 2019 году Калмыцкий научный центр РАН готовит к изданию ряд уникальных книг
  • В Калмыкии вышло в свет учебное пособие «Библиографический указатель средств массовой информации Калмыкии»

Сегодня, 10 февраля, Глава Калмыкии Алексей Орлов встретился с делегацией Астраханской региональной общественной организации «Хальмг» – Николаем Эльдяевым, Николаем Очир-Горяевым и Виктором Нигдыровым.

4 марта в Астрахани калмыцкая диаспора планирует широко отметить свой национальный праздник Цаган Сар. Мероприятие будет проводиться в свете юбилейных дат – 300-летия Астраханской губернии и 60-летия восстановления Калмыцкой автономии. В связи с этим председатель калмыцкого землячества Николай Эльдяев пригласил на праздник Главу Калмыкии, а также попросил помочь, чтобы лучшие коллективы республики приняли участие в их концертной программе.

«В преддверии Цаган Сара хотели бы обсудить программу проведения праздника, тем более что мы давно не отмечали так широко. Хочется, чтобы астраханцы увидели всю красоту нашей культуры, наши танцы, песни, костюмы», – поделился Николай Сергеевич.

Хотя времени до Цаган Сара осталось мало (как известно, праздник выпадает на 27 февраля), тем не менее задумку глава региона поддержал. «Замечательная идея, это неординарное событие, обязательно поможем и поддержим. Что касается административной государственной поддержки, у нас хорошие отношения с руководством Астраханской области», – отметил Алексей Орлов.

Астраханская региональная общественная организация «Хальмг» образована в 1993 году, в будущем году она отмечает свое 25-летие. На протяжении этого времени землячество активно участвует во всех культурных мероприятиях, достойно
представляя калмыцкую диаспору в области. Основной его целью является объединение калмыков, проживающих на территории области, чтобы они не забывали родной язык, культуру, отметил Виктор Нигдыров. Так, ежегодно для земляков они организовывают паломничество на священную гору Богдо. По словам Николая Эльдеева, во всех районах, где проживают компактно калмыки, возведены ступы. Два года подряд по их приглашению Астрахань посетили индийские монахи, которые строили песочную мандалу. Религиозное мероприятие посетили не только калмыки-буддисты, но и многие астраханцы. А летом прошлого года ламы провели молебен в Хошеутовском хуруле, в этом году этому историческому сооружению исполняется 200 лет.

Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» выпустил в свет лунный календарь на новый 2017 год. Это красочный плакатный календарь. В нем отмечены и указаны даты буддийских праздников, а также важных буддийских постов, где каждый из этих лунных дней связан с активностью Будд и Бодхисаттв, в частности, Будды Шакьямуни, Будды медицины, Зеленой Тары, защитников (сякюсн) . Календарь составил священнослужитель хурула Анджа-гелюнг .

Новогодние лунные календари в форме плаката калмыцкий хурул выпускает уже много лет. С 2009 года бессменным составителем календаря является Анджа-гелюнг (Анджа Харцхаев), который несколько лет был настоятелем главного буддийского храма Калмыкии. До него календарь готовил священнослужитель Ген Лодой, бывший администратор Центрального хурула. Таким образом, данный календарь имеет свою историю, традиции .

Нынешний календарь – уже девятый по счету, подготовленный Анджой-гелюнгом. Все его календари издаются по единому образцу: на плакате преобладают желтый и красный цвета, в верхней части в середине помещается изображение какого-нибудь божества (бодхисаттвы), справа и слева от него – столбцы текста со сведениями о данном образе, в нижней части плаката – собственно сам календарь (здесь для удобства восприятия совмещены лунный и общепринятый григорианский календари) .

Следует отметить, что изображения святых образов на календаре заимствуются с росписи молельного зала Центрального хурула.

На новом календаре 2017 года изображен гневный бодхисаттва Ваджрапани (по-калмыцки: Очирвани Гегян), воплощение силы, мощи и могущества Будд трех времен (прошлого, настоящего, будущего). У Ваджрапани гневный облик, но он олицетворяет просветленный ум, а поэтому совершенно свободен от злобы. Под его изображением приведена краткая мантра: ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ ПАД.

В сопроводительном тексте говорится: «Начитывание мантры бодхисаттвы Ваджрапани с искренними благими намерениями способствует преодолению различных недомоганий, заблуждений, приносит уверенность в своих силах, твердую поддержку в любых начинаниях, решительность, целеустремленность, увеличивает силы и возможности человека».

На календаре 2016 года был изображен Авалокитешвара (по-калмыцки: Арьябала Бурхн) – бодхисаттва бесконечной любви ко всем живым существам, воплощение сострадания Будд трех времен. Под образом приведена самая известная мантра: ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ. Напомним, что воплощением Авалокитешвары в нашем мире является Его Святейшество Далай-лама Х IV .

Font-family: Calibri,serif;">Надо отметить, что лунные календари, выпускаемые Центральным хурулом, пользуется спросом не только у жителей Калмыкии, их охотно приобретают гости республики, туристы, жители соседних регионов, так как эти плакатные календари удобны для практического пользования. В нашем календаре указаны лунные дни (с указанием соответствующих дней в григорианском календаре), имеющие важное значение для буддистов, садоводов и всех тех, кто планирует свои дела в соответствии с лунными днями. Здесь указаны благоприятные, частично благоприятные и неблагоприятные очень дни, выделены подходящие для стрижки волос сутки. Согласно астрологии, считается, что стрижка волос должна проводиться в определенные дни, иначе человек вместе с волосами лишает себя удачи. Так длится до тех пор, пока он снова не пострижется, но именно в подходящий для этого день.

Многие часто звонят в хурул, чтобы спросить какого числа будут отмечаться национальные праздники Зул, Цаган Сар, когда начнется священный месяц Урс Сар, поинтересоваться о других датах и днях. Имея же под рукой календарь, изданный Центральным хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни», вы будете знать все нужные даты, знаковые дни.

Font-family: Calibri,serif;">В лунном календаре указаны дни буддийских постов - Но h ан Дяркин одр (день Белой Тары), Отч Манлан одр (день Будды медицины), Сякюсня одр (день защитника-покровителя), Бурхн Багшин одр (день Будды Шакьямуни). Не надо путать Бурхн Багшин одр с днем рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни, который в новом году будет отмечаться 9 июня. Названные выше четыре буддийских поста справляются каждый месяц, по лунному календарю у них практически твердая дата, по григорианскому – блуждающая. По лунному календарю Но h ан Дяркин одр приходится на 8-е число (изредка на 9-е), Отч Манлан одр – только на 15-е число, Сякюсня одр – только на 29-е число, Бурхн Багшин одр – только на 30-е число каждого лунного месяца. В эти знаковые дни верующие посещают хурул, читают-повторяют соответствующие мантры и молитвы, держат определенный пост.

Ниже приводим тексты мантр (в русской транскрипции), которые нужно читать в соответствующие буддийские дни: мантру Зеленой Тары – в Но h ан Дяркин одр, мантру Будды медицины – в Отч Манлан одр, мантру Окон-Тенгр – в Сякюсня одр (богиня Окон-Тенгр – один из защитников-покровителей), мантру Будды Шакьямуни – в Бурхн Багшин одр. Чтение мантр весьма полезно для всех.

Мантра Зеленой Тары: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СООХА

Мантра Будды Медицины:

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕЩАДЗЕ (ГУРУ) БЕДУРЬЯ ПРАБХА РАДЗАЯ ТАТХАГАТАЯ АРАХАТЕ САМЬЯК САМ БУДДХАЯ ТАДЬЯТХА ОМ БЕЩАДЗЕ БЕЩАДЗЕ МАХА БЕЩАДЗЕ БЕЩАДЗЕ РАДЗА САМУНГ ГАТЭ СВАХА

Мантра Окон-Тенгр:

ДЖО РАКМО ДЖО РАКМО

ДЖО ДЖО РАКМО ТУН ДЖО КАЛА РАК ЧЕНМО

РАКМО АДЖА ТА ДЖА ТУН ДЖО

РУЛУ РУЛУ ХУМ ДЖО ХУМ

Мантра Будды Шакьямуни: ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СООХА

Возвращаясь к изображению на новом календаре бодхисаттвы Ваджрапани (Очирвани Гегян), необходимо сказать, что он является хранителем тайного Учения Будды, а также считается покровителем монголоязычных народов, в том числе, понятно, калмыков. Будда Шакьямуни передал ему все тексты и наставления традиции Тантры.

В традиции сутр Ваджрапани считается одним из «восьми сердечных сыновей» (ближайших учеников) Будды Шакьямуни и изображается в мирной форме. В традиции Ваджраяны (Тайной колесницы) он изображается в мощной гневной форме .

«Человек, выполняющий практики и повторяющий мантры, связанные с Бодхисаттвой Ваджрапани, не будет подвластен действиям злых сил или существ и в результате достигнет нераздельности с ваджрным умом всех Будд […] Этот Бодхисаттва будет последним, тысячным Буддой из тех, которые явятся в наш мир в течение этого мирового периода»,- говорится в тексте календаря.

В заключение сообщаем, что в календаре указан распорядок работы (службы, приемы), номера телефонов Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Календарь можно приобрести в киоске Центрального хурула и в магазине «Дзамбала», расположенном в центре Элисты (остановка «Айс») .

Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула ”Золотая обитель Будды Ш акьямуни”

Похожие статьи