Как научить ребенка финансовой грамотности. На биржу с пеленок: как учить детей финансовой грамотности с помощью технологий? Лучше всего дети понимают что такое деньги

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Добрый день, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Задумывались ли вы когда-нибудь об отношении вашего ребенка к деньгам? К сожалению, в наших школах обращению с финансами не учат, но отсутствие элементарных навыков в этой сфере жизни может серьезно навредить карьере и даже личному счастью.

Уроки финансовой грамотности ребенка необходимы, и проводить их приходится родителям. Как не сделать малыша чересчур жадным или расточительным?

Понимаю, что многие будут не согласны с таким подходом к этому вопросу, как у меня. Но вот вам мое мнение, в ответ готова услышать ваше. Пишите комментарии в конце статьи. Вместе будем разбираться.

Учим правильно тратить

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно.

Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету.

Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека.

Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов.

С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. И важно, чтобы он тратил их разумно, а не развлечения или ненужные вещи.


Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Учим зарабатывать

Согласитесь, что малыш должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечить семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления крохи делайте подарки только по поводу (День рождения, школьные праздники, Новый год и т.д.). Если ребенок мечтает о какой-то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки или ролики.

Платные поручения


Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Премируйте и своего ребенка! Он ходит в школу? Это его работа. Пообещайте определенную сумму к концу четверти, если он окончит ее без троек. Многие родители пугаются такого подхода. Учеба, по их мнению, должна приносить удовольствие, малыш учится для своего блага.

Увы, школьная система образования такова, что удовольствие она давно перестала приносить даже самым прилежным детям. А понимание, что учеба важна для дальнейшего устройства в жизни приходит уже накануне поступления в институт, да и то не ко всем подросткам. Так что придется подкреплять сознательность финансово, и в этом нет ничего страшного.


Стоит ли платить за домашнюю работу?

А вот размышления о том, деньги за домашнюю работу ребенку стоит ли давать, требуют более тонкого подхода. Стоит, если эта работа не входит в его прямые обязанности по дому или отрывает от планов.

Девушке в 12-13 лет не нужно платить за помытую посуду, а вот в 7-8 лет этот факт можно поощрить. Постепенно подключайте ребенка к другим домашним делам, указывая на то, что он взрослеет и должен стать помощником родителям.

Но если у вас дача, и на ней надо выкапывать картошку на выходных, стоит поощрить финансово тот факт, что ребенок вам помог.

Предложите ему за эту работу более-менее стоящую сумму (по бюджету семьи) и поставьте перед выбором: или он остается дома и гуляет с друзьями, а деньги уйдут наемному работнику, или он сам помогает и получает эти средства. Такой подход будет вполне разумен, ведь вы нарушаете детские планы в законные выходные!

Способов для детей заработать в семье есть много. Важно четко установить обязанности каждого члена семьи и дать понять, что деньги зарабатываются трудом.

Как не вырастить жадину?


Вопрос с зарабатыванием средств маленьким человеком поднимает другую насущную проблему, как не быть скупым крохе. Ведь теперь он понимает, что ради копейки придется поработать, чтобы купить новую игрушку. Зачем тогда делиться с другими?

Удивительно, но скупые дети встречаются чаще в семьях, где родители проводят весь день на работе, а ребенок остается один, заваленный родительскими подарками.

Чтобы малыш не был скупым, папе и маме нужно правильно подойти к его воспитанию:

  • Посещайте детский сад или хотя бы общественные детские места. Берите с собой игрушки, но перед выходом оговаривайте: если другие детки захотят поиграть, малыш поделится с ними, иначе больше новых игрушек он не получит.
  • Позволяйте ребенку приводить друзей в дом (в разумных пределах!), угощайте их. Так малыш увидит, что вы тоже делитесь и не жадничаете.
  • Если кроха идет в гости к друзьям, дайте ему фрукты или сладости, которыми он может их угостить.
  • Когда родители все время находятся на работе, принесенные ими подарки малыш рассматривает как часть папы и мамы, поэтому ему так трудно расстаться с этими вещами. Выход – проводить больше времени с детьми, а не замещать любовь подарками.
  • Если в семье несколько детей, у каждого должно быть свое место для игр и учебы, свои вещи. Не стоит ущемлять одного за счет другого.


Другая сторона медали – расточительность и безотказность. Такая ситуация возможна при излишней опеке родителями, когда чадо растет бесхребетным, несамостоятельным и не может сказать «нет». Если его друзья без спроса берут игрушки, ломают их, предупредите, что другую такую вещь малышу уже не купят.

Но влазить в детские взаимоотношения не надо: пусть малыш сам проявит волю и выделит друзьям только те вещи, которые считает нужным.

Умные финансовые книги для детей

Если у вас, дорогие читатели, до сих пор остались вопросы, как научить ребенка финансовой грамотности, вам помогут книги для детей о деньгах:

  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Они будут полезны как подросткам, так и их родителям. Лучше обращаться к отечественной литературе: она более приближенная к реалиям российской действительности.

Дорогие родители, все «инструменты» в ваших руках, и от вас зависит, на сколько финансово грамотным вырастет ваш малыш и какие уроки пойдут ему на пользу!

Ну а теперь можете забрасывать меня тапками. Жду комментариев от согласных со мной и оппонентов.

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, – уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они – самая большая ценность. А еще что иметь свои желания – это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами – так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5-7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит "оплачивать": этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку – он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра – это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

"Найди дешевле"

Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже – свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.

"Купи сам"

Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.

Планируем бюджет

С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что – меньше.

Привычку разумно относиться к деньгам необходимо развивать у детей с ранних лет, уверены эксперты. Мы подобрали несколько рекомендаций, которые помогут вам научить своего ребенка бережному отношению к личным финансам.

1. Карманные деньги - это важно

Если вы планируете научить ребенка грамотному отношению к деньгам, важна не только теория, но и практика. И здесь не обойтись без карманных денег. Их размер должен зависеть исключительно от размера вашего дохода. Даже если это 200 руб. в неделю, на эту сумму можно как купить мороженое, так и накопить на мобильный телефон.

Марк Гойхман, аналитик ГК ТeleTrade: «Первые познания финансовой грамотности ребёнку можно дать, как только он научится считать - в школе или даже до неё. Маленький человек должен понимать, сколько стоит мороженое или игрушка. Сопоставлять, что дешевле или дороже. Затем он начинает делать самостоятельные покупки. Здесь неоценимое значение имеют карманные деньги. В жизнь входит практическое освоение финансовых отношений. Оно даёт сильный стимул в развитии. Учит сопоставлять потребности и возможности - важнейший жизненный навык. Ребенок вступает во взаимоотношения между людьми, учится соблюдать правила общества, осознает ценность труда и сотрудничества. Появляются элементы планирования, ответственности, организованности. Все эти премудрости дети должны познавать не самостоятельно, а с помощью и под контролем родителей. Но именно на практике. Мама с папой, выдавая деньги, спрашивают, на какие цели их потратит чадо, попросят посчитать, какие суммы нужны».

2. Экономить выгоднее, чем тратить

Объясните ребенку, что те деньги, которые он не потратит сегодня на очередную покупку, завтра могут принести ему прибыль. Важно, чтобы ребенок стремился заставить работать свои денежные активы. Расскажите ему о депозитах, которые приносят прибыль, когда деньги при этом не тратятся. Даже если это будет несколько сотен рублей в год от небольшой сумы денег, вложенной вашим ребенком во вклад, он на личном примере убедится, что сэкономленные деньги приносят прибыль.

Приведите пример: одна тысяча рублей во вкладе под 10% годовых через 10 лет «заработает» еще одну тысячу рублей.

По мере того, как ваши дети растут, рассказывайте им о других, более прибыльных способах инвестирования: к примеру, фондовых рынках.

Андрей Паранич, заместитель директора СРО «МиР»: «Чем раньше ребенок начнет учиться обращению с деньгами, тем легче ему усвоить основы грамотного отношения к финансам. При этом стоит понимать, что важным элементом обучения является позитивный пример взрослых, которые окружают ребенка. Обучение на практике всегда эффективно, поэтому карманные деньги могут стать хорошим способом формирования правильного отношения к деньгам. Однако стоит учитывать, что карманные деньги - это те средства, которые вы выдаете ребенку регулярно, вне зависимости от его успехов в учебе или объемов работы по дому. Именно при таком подходе у ребенка формируются основы финансового планирования - он знает, что у него есть собственные деньги, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению».

3. Нет смысла переплачивать за тренды и бренды

Расскажите ребенку, что нет ничего плохого в том, чтобы покупать то, что ему хочется. Однако нет никаких причин для того, чтобы переплачивать за желаемую вещь. Объясните, что нет смысла покупать последнюю игру LEGO «Звездные воины» только потому, что хочется получить ее именно на день рождения. Через пару месяцев, когда популярность игры пойдет на спад, меньше станет и ее стоимость.

То же можно сказать и о брендовых вещах. Нет оснований переплачивать за товар в два или три раза только потому, что на нем есть известный логотип. Объясните, что главное требование к вещи - ее качество, и зачастую неплохие джинсы можно купить за меньшие деньги, но без известного логотипа той или иной торговой марки.

Однако если любовь к брендам у вашего чада неискоренима, обратите его противоречивый дух на пользу.

«Желание ребенка получить престижный гаджет может стать хорошим примером для практического обучения финансовой грамотности, - считает Андрей Паранич. - Родители могут предложить ребенку оценить, насколько реальна эта финансовая цель и как можно ее достичь самостоятельно. Например, предложить посчитать, за сколько месяцев он накопит на нравящуюся ему модель смартфона, откладывая часть карманных денег, как увеличится скорость накопления, если разместить деньги на банковском вкладе, подумать, какие еще финансовые поступления могут ускорить достижение этой цели. Например, вознаграждение за выполнение дополнительных обязанностей по дому или самостоятельный заработок.

После того, как такие расчеты произведены и финансовый план составлен, имеет смысл предложить ребенку подумать об альтернативах - что можно купить на накопленные деньги вместо этого смартфона. Вполне возможно, ребенка привлечет возможность истратить накопленное на новый велосипед, летнюю поездку с друзьям, а на оставшиеся от накоплений средства купить более простой смартфон.

4.Экономить выгоднее, чем занимать

Пожалуй, этому научить сложнее. Что и говорить, отнюдь не все взрослые согласятся с этим правилом.

По данным Объединенного кредитного бюро, только в августе текущего года банки выдали россиянам 2,25 млн новых кредитов общим объемом более 288,7 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост в количественном выражении составил 4%. Что же, проще исправлять свои ошибки, обучая ребенка на собственном примере. Расскажите ему, как дорого обходятся заемные средства. Объясните, как на примере с депозитом: если взять в кредит 1 тыс. руб. под 10% годовых, то вернуть придется через год минимум 1100 руб.

Не помешает в объяснении этого навыка и практика. Если ваш ребенок хочет купить какую-то вещь, но денег на нее нет, предложите одолжить ему необходимую сумму под процент. Когда он поймет, что должен лишить себя мороженого, чтобы вернуть проценты, возможно, интерес к заемным средствам у него пропадет.

Эдуард Матвеев, независимый финансовый эксперт: «Разговаривайте с ребёнком о вашем семейном бюджете, объясняйте, какую финансовую дыру и проблемы создаст крупная покупка, предложите альтернативы. Если разговор действительно будет честным, откровенным - ребёнок вас обязательно поймёт, когда вдруг ощутит, что теперь, обладая новой информацией, он тоже в ответе за семью и за бюджет».

5. Деньги друзей - не твое дело

Вам наверняка знакома ситуация под названием «Мама, мне нужен планшет как у Вити из моего класса». Не стоит идти на поводу ни у своего ребенка, ни у социума. Если «Витин планшет» вам не по карману, не копите долги, ступая на скользкий путь, дальше будет только хуже.

Предложите ребенку сосредоточиться на себе и собственных средствах. Это важно, если вы хотите, чтобы в будущем они тратили деньги с умом и довольствовались тем, что имеют.

Анна Вульф, психолог: «Выстроенное отношение к деньгам поможет ребенку спокойно воспринимать то, что одноклассники носят модные вещи или пользуются дорогим телефоном, даже если у него нет таких вещей.

Если ребенок завидует одноклассникам, то важно показать, что вам важны его переживания. Для взрослого это сигнал, что ребенок не до конца еще понимает ценности вашей семьи. В этом случае ему сложно отстаивать их перед одноклассниками в ситуации конкуренции. Прежде чем говорить о своем отношении к этой ситуации, проясните ее. Узнайте, почему ему важно быть похожим - чтобы общаться с одноклассниками наравне, или чтобы доказать им, что его тоже любят в семье. У него могут быть и другие причины желать такую же вещь. Возможно, ему нужно научиться общаться с интересными для него людьми вне зависимости от разницы в материальном положении. Другое дело, если он пока не понимает различия в финансовых возможностях людей и связывает ваш отказ купить ему телефон Apple c плохим отношением к нему».

Научите своих детей ценить время. Объясните им, что не стоит, к примеру, лепить днями напролет из глины фигурки в большем количестве, чем их купят на школьной ярмарке. Важно, чтобы ребенок понял - не стоит тратить усилия там, где они не окупятся. Вместе с тем, ему важно понимать, что необходимо упорно работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Но труд должен оплачиваться достойно. Важно научить ребенка не бояться просит больше за свою работу, если он этого заслуживает.

Николай Косяк, руководитель проекта «Рамблер/финансы» Rambler&Co: «Любому человеку пригодится умение грамотно распоряжаться деньгами, закладывать основы этих знаний нужно в детстве. С детьми обязательно нужно говорить о деньгах, работе, тратах. Карманные деньги учат детей считать, копить, экономить и прислушиваться к своим желаниям. Кроме того, карманные деньги - это стимул для ребенка к дальнейшей самостоятельности, финансовой независимости».

Если вам удастся донести до детей вышеперечисленные рекомендации, они вырастут людьми, умеющими ценить себя, свое время и деньги.

Вы можете приготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами, следуя советам из этой статьи.

Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей . Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

  1. рассказать , что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег
  2. познакомить ребенка с номиналами купюр и монет, ввести в арифметику счета
  3. рассказать , как вы зарабатываете деньги и на что их тратите
  4. объяснить , что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру)
  5. объяснить разницу между потребностями и пожеланиями
  6. при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому
  7. объяснить принцип накопления денег

Введение

Финансовая грамотность - это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию .

Читайте также Тест: готовность к финансовой независимости В статье приведен простой тест, который заставит вас задуматься о своем финансовом будущем и направит в нужное русло. Предисловие Можно пропустить...

К сожалению, финансовую грамотность не преподают в школах : только в 2012-2013 учебном году началось экспериментальное преподавание у старшеклассников украинских школ. Как сообщает 1kr.ua , «пилотный курс «Финансовая грамотность» будет преподаваться в 68 общеобразовательных учебных заведениях, в том числе в колледжах, в 14 областях Украины для учащихся 10-х классов в течение 2012-13 учебного года ». Но несмотря на попытки государства повлиять на финансовую грамотность детей и подростков, главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).

Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно волоку в финансах » или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я могу ребенку объяснить? ». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами. Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку. Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах , и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, как вы знаете, зачастую ошибочны. Одноклассники могут сказать, что богатым можно стать только если воровать. Или на спортивном кружке кто-то может сболтнуть, что только удачливые станут успешными. Представьте, какое влияние могут оказать эти утверждения, если ваш ребенок всерьез поверит своим «друзьям». Поэтому важно именно ваше участие , чтоб все встало на свои места: вам надо рассказать ребенку, что деньги надо зарабатывать честным трудом. И - повторюсь - вам не обязательно знать разницу между взвешенным и экспоненциальным скользящим средним , чтоб рассказать малышу основные понятия о деньгах, экономии, и финансовой грамотности.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.

Что такое деньги; бартер

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы - тоже.

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами . К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

  • предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла? »
  • товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба - это выгодно? »
  • товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо? »

Читайте также Ведение бизнеса во время рецессии Во время рецессии у бизнеса есть много разных способов как уменьшить расходы и остаться "на плаву", при этом не увольняя персонал, не продавая актив...

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары - деньги , которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить. Ну а золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических свойств.

Что же такое деньги

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите , что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне? » или «как собрать сумму в 64 рубля? ». Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий:

  1. положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала)
  2. расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры)
  3. попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной гривен?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131 рубль, 67 копеек?»
  4. наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку

После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги «проходят» тысячи рук и бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах.

Альтернативные виды денег

Расскажите детям про (и по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните , что дережный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все-равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.

Зароботок

Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги .

Читайте также Зарплата = бедность, активы = богатство Получая деньги за труд, вы становитесь рабом своей работы и не сможете стать богатым. Вместо зарплаты надо строить активы, которые будут приносить дох...

Расскажите детям, что людям надо работать , чтоб зарабатывать деньги . Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то - за проект. Также расскажите , что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также - что можно стать предпринимателем и начать свое дело , и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.п.).

Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы . К примеру: «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем. »

После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать , он может заинтересоваться, как он(а) может заработать деньги уже сейчас . И это абсолютно здравое желание. В ответ, вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие как день рождения, новый год и т.п.). Ребенок, поняв, что может сам «заработать» деньги, как правило, воодушевляется и загорается перспективой заработка , открытием собственного дела. Но если ваш ребенок начнет метать идеи открытия собственного дела, которое по нашим с вами меркам кажется полным (или частичным) бредом, ни в коем случае не отговаривайте его, а выслушайте , какой бы странной или абсурдной ни была его идея: он(а) же не собирается сейчас ее реализовать и у вас еще будет время обсудить все аспекты. А если вы будете говорить ребенку что-то вроде «ты никогда не сможешь это сделать » или «это плохая идея», то вы можете существенно ранить его предпринимательский дух и уверенность в себе.

При рассуждении о будущей профессии вашего ребенка, подумайте о следующем:

  • какие самые любимые (успеваемые) предметы в школе?
  • почему именно эти предметы, а не другие?
  • какие профессии могут использовать навыки от этих предметов и наук?
  • какие любимые хобби?
  • есть ли варианты обратить хобби в занятость?

Карманные деньги

Давать деньги детям на регулярной основе - это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности . Только важно - приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку; например, каждый понедельник утром (перед началом учебной недели) или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год.

Кроме простой регулярной (линейной - выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работ по дому.

Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны : если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил (и параллельно применяйте другие методы влияния в воспитательных целях). Если же вы все-таки платите ребенку за выполненную работу, то поощряйте перевыполнение плана, и штрафуйте за недовыполнение.

Потребности vs желания

Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что - желание.

Потребность - то что нужно для выживания

Желание - то что нам хотелось бы иметь

Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить .

Примеры потребностей :

  • дом (в широком смысле)
  • здравоохранение
  • одежда

Примеры желаний :

  • технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры)
  • ювелирные украшения, бижутерия
  • кино, телевидение, компьютерные игры

Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае? » Поставьте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи - куда важнее желаний ваших или его.

На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему/ей о вашей зарплате/доходе и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.

Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «как думаешь, легко нам будет без холодильника? », «может пристанем платить за воду? », «что важнее купить: еду или игрушку? »

Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое - на желания, сделайте простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи. Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.

Прямая ссылка на диаграмму ; после перехода жмите «печать» в броузере, чтоб распечатать; вы также можете подстроить диаграмму под себя, изменяя цифры, идущие после «&chd=t:» в адресной строке картинки.)

Правильный выбор: куда тратить деньги

Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.

В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть - оставаться неизменной.

Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги - ресурс ограниченный , и что большая часть семейного бюджета (как правило) тратятся на потребности. Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор . Выбор в том, купить ли ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячем, айфон c айпадом или mac book pro, и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров.

После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уровнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 гривен, а робот - 200. Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 гривен », и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать , какой же товар ему действительно нужен; этот процесс осмысления очень важен.

После нескольких принятий решений с учетом стоимости, вносите новые переменные : причины за и причины против . Попросите ребенка написать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против. К примеру: причины за покупку последней модели iPhone могут быть такие:

  • мои друзья будут меня уважать
  • он удобен, стилен и эстетичен
  • он поможет мне в учебе и ежедневных задачах

Причины против покупки:

  • он дорого стоит
  • у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций
  • я избавлю себя от фальшивых «друзей», котрые потянуться ко мне из-за последнего айфона

И когда у ребенка будет список причин за и против для каждого пожелания, впишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица.

Попросите ребенка сузить список до 1 товара , и при этом скажите, что ребенок должен будет потратить 10 процентов суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег. Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить в решению. В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый айфон.

Если вдруг вы не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить что «это плохой выбор », потому что вы демотивируете его. Вместо этого, укажите на преимущества и недостатки того или иного выбора и постарайтесь дать ребенку максимально прозрачную и объективную картину. Но окончательное решение пусть ребенок принимает сам (в разумных пределах, конечно).

Принцип накопления

Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь , которую ни вы ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельствно - отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления .

Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать . И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно о подождать.

Проясните несколько вещей с ребенком:

  • сколько уже есть у вашего малыша
  • сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты
  • сколько денег ребенок может накопить в неделю
  • сколько потребуется времени для получения необходимой суммы

Может выясниться, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните , что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложится.

Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает.

Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такой безответственный поступок не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится. Лучше предложите ребенку дополнительный заработок: пусть пойдет посадит дерево или помоет машину или еще что-то.

Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей . Сегодня ваш ребенок может решить что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтоб ждать так долго.

Вывод

Для того, чтоб ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы - родители - должны их подготовить и обучить финансовой грамотности

Похожие статьи