Психологические игры и упражнения для подростков. Тренинг для подростков (примерный вариант школьного тренинга) Конспект занятия психологов для подростков

Попова Наталия
«Все в твоих руках». Конспект занятия для подростков

Все в твоих руках

Цель : Формирование у подростков ответственного отношения к своему жизненному выбору.

Задачи :

Показать значимость человека в делах для общества.

Раскрыть особенности сильной личности

Возраст : 12-18 лет.

Оборудование : компьютер с подключением к сети интернет.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень важное занятие , а начать я его хочу с упражнения.

Упражнение «Импульс» .

Для восстановления сил, мыслей, рабочего состояния.

Встаём в круг. Возьмёмся за руки. Будем друг другу передавать «импульсы» сжатием руки.

«Импульс» буду отправлять я. Итак, начинаем. Я передаю «импульс» тепла. Каждый участник сжимает любой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс» . Когда импульс вернётся к ведущему, он вновь отправляет, но другой «импульс» (два пожатия руки, затем три) .

На свете много удивительных чудес. Гигантские деревья и исполинские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры, вызывающие у каждого изумление, кому посчастливилось увидеть их хотя бы раз. Но разве не уникальна кожистая черепаха или саблезубый тигр? Любое живое существо на нашей планете отличается оригинальностью и неповторимостью.

Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо – мы. Все мы вместе с вами. Потому что самым уникальным творением природы является человек.

«Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней!» – так некогда изрёк великий греческий драматург Софокл.

Нас на свете семь миллиардов неповторимых человеческих существ.

Человек одновременно разумен и безрассуден, силён и беспомощен, свободолюбив и покорен.

Почти тысячу лет назад персидский поэт Омар Хайям выразил это соединение в человеке взаимоисключающих качеств в не устаревших и поныне строках :

«Мы – источник веселья и скорби рудник.

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, – многолик!

Он – ничтожен, и он же – безмерно велик!» (Омар Хайям)

Человек на свет уже рождается человеком. И сразу вокруг него появляется много людей. Это мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сёстры, а также друзья родителей.

И чем старше мы становимся, тем появляется ещё больше людей вокруг нас, расширяется круг нашего общения. И чем больше ты делаешь для людей, которые окружают тебя, тем лучше относятся к тебе, тебе легче тебе живётся, ведь люди отвечают обычно тем же, что несёшь ты.

Послушайте, что сказал английский поэт Джон Донн :

«Нет человека, который был бы как остров, сам по себе; каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит замок твой или друга твоего, смерть каждого умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол, – он звонит по тебе».

Вы тоже часть чего- то большого и целого. Это, как единый организм, заболевает один орган и человек становится не здоров. От вас зависит ваша жизнь и жизнь людей, которые вас окружают. Поэтому очень важно сделать в жизни правильный выбор. И этот выбор должны сделать только вы и никто не сможет прожить вашу жизнь за вас.

Игра «Кощей Бессмертный»

Цель : формирование ответственного отношения к своей жизни. Оборудование : Шапочки-ободки с названиями героев игры.

Содержание : Наверное, вы знаете сказку про Кощея Бессмертного. На самом деле он был не совсем бессмертный, он жил, пока была цела игла, которую он поместил в яйцо, яйцо в утку, утку в зайца и т. д. Но нашелся Иван Царевич, который наше иглу и сломал ее. Сейчас мы разделимся на группы. Все играющие делятся на группы по три человека : 1-утка, 2-Иван-Царевич, 3-Кощей Бессмертный. Игрокам на голову одевают шапочки, обозначающие его роль. Утке к шапочке крепится «игла со смертью» Кощеевой. Во время игры Кощей стоит в стороне, ничем не помогая своей утке, утка убегает, спасая иглу, а Иван её ловит. Задача Ивана снять шапочку с иглой, а утке не допустить этого. Иван ловит только свою Утку, Кощеям и Иванам нельзя прикасаться друг к другу, нельзя задерживать игроков, мешать им или помогать утке. Если это случилось, то Кощей считается мертвым. После поимки утки игроки меняются местами и так пока не побудут в каждой роли.

Обсуждение игры состоит в том, чтобы выяснить, какая роль была наиболее комфортна : Ивана- активная, Утки- ответственная за чужую жизнь, или Кощея- пассивная, переложившего ответственность за свою жизнь на другого. (Ответы детей, анализ игры) .

Воспитатель : сейчас мы с вами посмотрим притчу.

(Детям демонстрируется притча «Все в твоих руках » )

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем эта притча? (ответы детей) А какой жизненный выбор может сделать человек?

Дискуссия «Чему может посвятить себя человек»

Посвящение себя делу;

Получению удовольствий.

Обсуждение :

– Посвящение себя делу связано с чем? С кем? Во имя чего? Во имя кого?

– Служение Родине опирается на что? Во имя кого? От чего зависит?

– Получение удовольствия связано с чем? С кем? Во имя чего? Кого?

(Ответы детей, каждый должен аргументировать свою точку зрения)

Следовательно, что бы мы ни ставили своей целью, во имя чего бы ни старались, мы связаны с другим человеком, с той или иной личностью, окружающим миром людей.

Воспитатель : Все наши «Я» так или иначе сопряжены с неким «Ты» . Так? Вы согласны со мной? Сложно представить современного человека в отрыве от других людей. Вся наша жизнь пронизана общением.

«Ничто в мире не заслуживает большего внимания,

чем друг или недруг мой – Человек!»

М. Горький

«Хочу, чтобы каждый из людей был Человеком!»

М. Горький – философская поэма «Человек»

«Убивайте лишь зверей внутри себя» .

Е. Евтушенко

В обществе каждый играет ту роль, которую сам выбирает, или какую ему приписывают. То, что вам кажется приятным, для взрослых является неприемлемым. Например, вы можете громко слушать музыку, громко разговаривать и смеяться, собравшись компанией, а взрослые люди, наверное, этого позволить себе уже не смогут.

Это значит, общество требует от каждого из нас, из вас соблюдение каких-то правил. Поэтому каждому из вас следует учиться жить и вести себя в обществе в соответствии с нормами поведения. Культура любого человека простирается от умывания лица до последних высот человеческой мысли. Сегодня не меньше, чем вчера, ценится приветливая улыбка, тепло протянутой руки, сердечность разговора.

«Человек должен любить людей. Если он будет любить людей, то жить ему будет лучше, веселее будет жизнь, ибо никто не живёт так худо в мире, как мизантроп – человеконенавистник. Он сам хуже всех живёт», – М. Калинин.

В общественной жизни могут проявиться самые положительные или наоборот, отрицательные качества любого человека.

Воспитатель : Послушайте историю 12- летнего мальчика.

12-летний мальчик вытащил из водоема пятилетнего ребенка и его отца.

Саша Пермяков из города Берёзовский Кемеровской области отправился купаться на дамбу. Подходя к водоему, он заметил в нескольких метрах от берега уходящего под воду мальчика и услышал крики отдыхавших на берегу детей. Подросток бросился в озеро , проплыл несколько метров, вытащил из-под воды пятилетнего ребенка и поплыл с ним к берегу.

Саша заметил в глубине водоема руку второго тонущего человека, поэтому он оставил спасенного мальчика на берегу, и снова бросился в воду. Мальчик поднырнул под утопающего, и поднял его на поверхность воды. Это был взрослый мужчина. Держа его за подбородок, подросток потащил второго пострадавшего на берег.

С трудом вытащив мужчину из воды на сушу, Саша стал оказывать ему первую медицинскую помощь. Несколько минут Саша делал массаж сердца, однако спасти мужчину не удалось. Полицейские установили, что утопленник был местным жителем, и в тот день он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, отправился купаться вместе с 5-летним сыном. Мужчина посадил ребенка к себе на спину и поплыл, но в воде ему стало плохо, и он пошел ко дну. Именно в этот момент на берегу оказался Саша Пермяков.

За свой героический поступок Саша получил от местного МВД благодарственное письмо «За мужество и самоотверженность» .

А вот еще одна история :

Орден мужества посмертно Жене Табакову (7 лет)

Герой Женя Табаков 7 лет

Женя Табаков - ребёнок, награждённый посмертно орденом мужества

Герой совершает поступок. Такой поступок, на который отважится далеко не каждый – пожалуй, даже единицы. Этих доблестных людей награждают медалями, орденами, а если без всяких знаков – человеческой памятью и неизбывной благодарностью. Самый молодой гражданин России, ставший кавалером ордена Мужества, – Женя Табаков. Возможно, это и правильно – соизмерять подвиг и государственные награды. Но не слишком ли блеклы эти знаки, когда цена за них жизнь ребенка. Жене Табакову было всего лишь семь, когда его храброе сердце остановилось…

История, потрясшая тогда всю страну, случилась в военном городке Ногинск-9. В квартире Табаковых раздался звонок. Дома были только Женя и его двенадцатилетняя сестра Яна. Девочка открыла дверь, нисколько не насторожившись, – звонивший представился почтальоном, а поскольку в закрытом городке крайне редко появлялся кто-то чужой, Яна впустила мужчину.

Незнакомец схватил ее, приставил нож к горлу и стал требовать деньги. Девочка вырывалась и плакала, грабитель приказал искать деньги ее младшему брату, а в это время стал раздевать Яну. Женя не мог так просто оставить сестру. Он ушел на кухню, взял нож и с разбегу вонзил его в поясницу преступнику. От боли насильник упал и выпустил Яну. Но детскими руками справиться с рецидивистом было невозможно. Преступник поднялся, накинулся на Женю и несколько раз ударил его ножом. Позже эксперты насчитали на теле мальчика восемь колотых ран, несовместимых с жизнью. Сестра стучала соседям, просила вызвать милицию. Услышав шум, насильник пытался скрыться. Но его кровоточащая рана оставляла след. Далеко уйти не удалось. За день до судебных слушаний рецидивист Кияшко был найден повешенным в собственной камере.

Орден Мужества за сына получала Женина мама, Галина Петровна. Награждавшие отмечали, что подвиг мальчика – это поступок человека с сформировавшейся жизненной позицией. Это поступок настоящего русского солдата, который сделает все, чтобы защитить свою семью и свой дом. Важно, что семилетний человек проявил самые высокие человеческие качества, которые не присущи многим взрослым. Именно на примере Женечки и стоит воспитывать современное поколение.

Вечная память Герою.

Только очень сильный человек становится настоящей личностью. Как вы думаете, в чем сила человека? (ответы детей)

Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Рефлексия : Вам понравилось занятие ?

Какой вывод можно сделать, поучаствовав в занятии ?

Чему вы на нем научились?

Визитная карточка занятия по психологии

по теме «Стороны общения»

Учебный предмет психология

Название учебного курса «Что я знаю о себе»

Форма занятия тренинговая: игровые упражнения, групповое взаимодействие

Возраст участников подростки

Учитель педагог-психолог

Дата проведения 20.02.2012

Цель занятия

Задачи

Оборудование

урока

Основные этапы занятия

Продуктивность

занятия

Коррекция межличностных отношений учащихся;

диагностика внутригрупповой сплоченности

Развивающая : развитие саморегуляции; развитие сплоченности детей;

развитие воображения, творчества

Музыкальный центр, муз.запись, мягкий мяч, листы ватмана, фломастеры, цв. карандаши, листы А4 с текстом, стулья, столы для рисования

1.Оргмомент. Вводное слово педагога, мотивация на работу

2. Разбор темы: общение, его стороны и виды.

3.Упражнение №1 как пример взаимодействия в общении: «Поменяйтесь местами…»

Создание коллективной рисованной картины взаимовосприятия

друг друга в классе

адачи:

Образовательная : развитие коммуникативных

умений подростков

Воспитательная:

развитие доброжелательного

отношения к сверстникам; снятие агрессивности;

снятие напряжения

Разбивка учебного пространства на две рабочие зоны: зона круга обсуждения и зона рисования.

4.Упражнение №2 «Похвали соседа» как пример взаимовосприятия.

5. Мотивация на игру. Игра-рисование «Волшебная планета».

6. Рефлексия в кругу

7.Благодарность за участие.

Проекция внутригрупповых взаимоотношений

подростков

Работа по теме.

Психолог: Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»? (Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличии от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – своё Я, а ты мне – своё Я.). Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Психолог: Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между юдьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.

«ВОЛШЕБНАЯ ПЛАНЕТА "Перед занятием ведущий (психолог) раскладывает на столе большой лист ватмана или кусок обоев (ребята будут на нём рисовать).

Все участники садятся за стол.

Психолог: Ребята. Представьте, что мы прилетели на планету. Все мы находимся на разных концах этой планеты. Нам нужно познакомиться. У нас есть волшебное сказочное имя. Придумайте себе такое имя, которое вам нравится. / Упражнение "Придумай себе имя"/. Ведущий опрашивает детей, кто какое имя себе придумал.

Психолог: А теперь, мы вместе будем рисовать на этом листе страну, где мы будем жить. Встаньте вокруг листа там, где вам нравится. Возьмите кисточку, выберите тот цвет, который вам нравится.

Задания:

1. Нарисуйте на листе необыкновенный круглый домик с размером вашей руки.

2. Нарисуйте другие 2-3 дома, где хотите.

3. Разукрасьте дворы вокруг домов, в домиках рисовать не надо.

4. А теперь нарисуйте в своих домиках то, что вы хотите: лучше всего нарисовать то, чем вам нравится заниматься (свои увлечения. Ведущий может для облегчения задания сделать символы, обозначающие виды деятельности: мяч - игры, телевизор, Цветок - прогулка и т.д.).

5. Нарисуйте дорожки, к кому вы хотите пойти в гости.

6. посмотрите, вам понравилась страна, которую мы нарисовали? Если вы еще хотите что-нибудь нарисовать в других домиках, можете нарисовать. Рисование проводится под спокойную музыку, дети не должны разговаривать между собой.

Обратная связь: Вам понравилась наша страна? Как мы ее назовем? А какие законы в нашей стране? (Проходит обсуждение) Давайте их запомним. На этом мы заканчиваем наше занятие. Давайте поблагодарим друг друга за занятие.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подросткового возраста на тему «Управляй своим настроением»

Титаренко Инна Николаевна, педагог-психолог ГКУ «Детский дом (смешанный) №30», г. Георгиевск
Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционного занятия для подростков (11-17 лет) по теме «Управляй своим настроением». Данный материал будет полезен психологам, воспитателям. Это конспект познавательного и коррекционного занятия, направленный на оказание психологической помощи в отреагировании негативных эмоциональных состояний; на ознакомление с видами эмоций, с методами управления своим настроением.
Цель: выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние.
Задачи:
- психологическое просвещение, закрепление в понимании оптимального эмоционального тонуса;
- развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
- развитие любознательности, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям, сплочение детей, воспитание уважения и способности сопереживать другому человеку.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, рефлексия, анализ, подведение итогов.
Раздаточный материал: бумажные листики, ручки, альбомные листы по количеству участников; цветные карандаши, клей, страницы из старых журналов, ножницы.
Потенциальные участники: подростки.
Количество участников: 6 - 16 человек.
Время занятия: 1 час 10 минут.

Ход коррекционного занятия

1. Упражнение «Познакомимся?!»
Цель: создать благоприятный настрой, установить доверительные отношения между участниками.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Подростки придумывают на первую букву своего имени слово – прилагательное, здороваются друг с другом по кругу, повторяя имя и слово прилагательное предыдущего участника, а затем своё. Пример: «Здравствуйте! Тарас - тихий. Я Даша – добрая».
Инструкция: «Придумайте слово - прилагательное (второе имя) на первую букву вашего имени, теперь можно поздороваться, называйте ваше имя и слово прилагательное, говорите соседу справа ваши имена, он же перед тем как сказать свои имена должен повторить предыдущие названные. Итак, давайте поздороваемся друг с другом».

3. Беседа на тему «Эмоции. Управление настроением».
Цель: сформировать понятие об эмоциях, их видах, и коррекции негативных эмоциональных состояний.
Время: 10 минут.
Техника проведения:
Психолог рассказывает об эмоциях и видах эмоций, ведет беседу о том, как управлять своим настроением, в конце беседы задаёт вопросы.
Эмоции – это внешнее проявление душевного состояния.
Мир эмоций очень велик и разнообразен. Каждый человек обязательно должен проявлять свои эмоции для поддержания своего психического и психологического здоровья. Современный мир одевает маску на всех людей, делая их, похожими друг на друга, заставляя их одинаково реагировать на различные ситуации.
Виды эмоций:
По знаку эмоции делятся на:
- положительные (радость, счастье, любовь);
- отрицательные (грусть, печаль, расстройство, чувство утраты);
- амбивалентные, то есть смешанные (зависть – одновременно радость и агрессия).
Положительные эмоции – это то, без чего жизнь серая и тусклая, то без чего люди на целые годы становятся депрессивными. Эти положительные эмоции можно испытывать в совершенно непредсказуемых ситуациях, например, когда вам делают сюрприз, или вы узнали что получили высший балл по экзамену (контрольной работе). В любом случае этот вид эмоций обязательно должен присутствовать в вашей жизни. Главным их критерием есть только то, что количество положительных эмоций должно преобладать над количеством отрицательных.
По качеству эмоции можно разделить на несколько основных типов: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд. Каждая эмоция напрямую связана с восприятием внешнего мира, а это значит, что чем больше мы контактируем с окружающим нас миром, тем больше эмоций мы будем испытывать.
Какие последствия эмоций в жизни человека? Наиболее пагубными являются последствия от гнева и страха. Это те эмоции, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные всплески, с которыми нам бывает непросто справиться. Такие эмоции, как отвращение, презрение и стыд тоже особой радости нам не доставляют, но они безопасны для нашей психики. Отдельным видом стоит выделить страдания, потому что страдания мы придумываем себе сами, это плод нашей фантазии и воображения. Так что придерживайтесь поговорки и ничего не принимайте близко к сердцу.
Давайте, поговорим о настроении. Как известно, оно бывает разным, но что делать, если у нас плохое настроение? Вы часто встаёте не с той ноги? Бывает ли с вами, что ваше настроение портится без всякой причины? У вас горячий темперамент? Если вы ответили да на все три вопроса, то вот ваш диагноз: вы очень легко поддаётесь переменам настроения.
Давайте научимся управлять своим настроением.
Настроения не то же самое, что эмоции. Во-первых, настроения часто бывают менее интенсивными и длятся дольше, чем эмоции. И, в отличие от большинства эмоций, настроения не имеют какой-то определённой причины. Мы не можем точно сказать, почему мы находимся в хорошем расположении духа или почему у нас тяжело на душе.
Так откуда же берётся настроение? Многие люди думают, что наша повседневная активность, отношения, успехи и провалы создают наше настроение. Но это только часть правды. Наше здоровье, сон, еда и даже время суток также определяют наше настроение. То есть настроение является показателем нашего физиологического состояния и нашего психологического опыта в каждый данный момент времени. Наше настроение подобно термометру: реагирует на все внутренние и внешние изменения, происходящие с нами.
Невыраженный гнев усиливается и усугубляется. В противоположность известной мудрости злость не проходит сама по себе: телу нужно освободиться от выработанного адреналина. Так что, прежде чем сказать что-то, о чем вы потом пожалеете, позанимайтесь физкультурой, послушайте расслабляющую музыку или посчитайте про себя, пока не почувствуете, что гнев вас оставил.
Также можно съесть шоколад, чтобы почувствовать себя лучше, позвонить близкому человеку, чтобы развеяться. Любое поведение подобного рода является в некоторой степени попыткой управлять своим настроением.
Вот способ проверить, насколько вам удаётся управлять своим настроением. Выберите три способа, к которым вы чаще всего прибегаете, чтобы поднять себе настроение:
- прослушивание музыки;
- физические упражнения (или прогулка);
- просмотр телевизора;
- чего-нибудь съесть;
- позвонить или поговорить с кем-нибудь;
- побыть одному;
- избегать человека или то, что портит ваше настроение;
- использовать юмор;
- забыться в любимом деле (хобби);
- попробовать рассмотреть проблему с разных сторон.
Если физические упражнения – один из ваших любимых способов борьбы с плохим настроением, то вы в порядке. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения – один из самых эффективных регуляторов настроения. Даже 10-минутная прогулка может победить тоску и повысить ваш уровень активности. Другими хорошими регуляторами настроения могут быть: музыка, упражнения на релаксацию, избегание негативных мыслей, юмор и занятие своим хобби или другой продуктивной деятельностью.
С другой стороны, такие способы, как избегание других, одиночество, курение, алкоголь, а также стремление чего-нибудь съесть, помогают только поначалу, а затем могут создать серьёзные проблемы. Разговор с близким человеком является хорошим средством только тогда, когда он конструктивен, и вы ищете возможные пути решения. Если он затягивает вас в пучину эмоций и вводит в ступор, то это никуда не годится. И не переживайте, если у вас не получается сразу найти выход из положения!
Итак, как же корректировать негативные эмоции?
Что же такое негативные эмоции и когда мы их испытываем?
Наша жизнь наполнена эмоциями, часто мы руководствуемся эмоциями, принимаем решения, делая выборы. Большую часть из них занимают негативные эмоции. Негативные эмоции очень некомфортные, человек старается их преодолевать, корректировать и избегать. Так зачем же они нужны?
Негативные эмоции одна из важных составляющих нашей жизни. Они возникают в ответ на опасность, хоть физической, хоть морально - психологической и запускают защитный механизм адаптации, благодаря которой, человек может корректировать свое поведение так, чтобы устранить эту опасность. Негативные эмоции можно разделить на основные виды:
- Гнев, чаще гневом человек реагирует на возникающие препятствия, на пути достижения к его цели; предназначение этой эмоции - высвободить энергию, необходимую для разрушения препятствия.
- Печаль, чаще её испытывает человек, который теряет ценный и значимый для него объект, предназначение этой эмоции - снизить уровень энергии.
- Страх помогает человеку избежать опасности, а также помогает мобилизоваться в опасных случаях, если избежать не удаётся.
- Презрение часто помогает человеку, для поддержки его самооценки.
- Вина, чувство вины, напротив, сигнализирует о возможной потере самоуважения.
- Отвращение помогает человеку отгородить от себя нежелательные объекты. По сути, событие, которое происходит с нами в повседневной жизни, является нейтральным, и лишь мы его (наше восприятие) окрашиваем в разную тональность и оттенки эмоций и чувств.
Вопросы для обсуждения:
- почему важно также испытывать и отрицательные эмоции?
- давайте проверим, насколько нам удаётся управлять своим настроением.
- назовите виды положительных эмоций, какие бывают у вас чаще всего?

4. Упражнение «Мусорное ведро»
Цель: уменьшение негативных эмоций, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное.
Время: 10 минут.
Техника проведения: Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы, и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда)
Инструкция: «Вам нужно написать на листочках все свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, а затем смять этот листочек и выкинуть его в ведро. И забыть все, что там написано навсегда».

5. Лекция на тему «Как быстро привести свои эмоции в порядок».
Цель: просвещение детей о способах эмоциональной разрядки.
Время: 10 минут
Техника проведения:
Психолог, рассказывает о методах снятия эмоционального напряжения. В конце лекции задаёт вопросы.
Давайте поговорим о некоторых методах устранения эмоционального напряжения.
Вот некоторые из них:
1) Пешая прогулка.
Смените обстановку, если у вас есть такая возможность, выйдите на улицу и пройдитесь пешком, чередуя при этом темп движения (то замедляя, то прибавляя шаг) и ширину шагов (мелкие шаги сменяйте более широкими). Вскоре вы заметите, что раздражительность и нервозность уходят: нормализовалась функция эндокринной системы, активизировалась работа участков мозга, отвечающих за настроение, биохимические процессы запущенные стрессом переключились на обеспечение физической активности.
Эффект достигается быстрее, если во время движения переключить внимание с проблемы на что-нибудь другое - на созерцание природы, на приятные воспоминания или мечтания.
2) Физкультурная пауза: сядьте на стул, ухватившись за сидение, потяните его с усилием вверх и сохраните такое положение, считая до 7; соединенные в замок руки заведите за голову. Давите ими на шейный отдел, а всем телом сопротивляйтесь этому давлению.
Если вы испытываете эмоциональную усталость, то вам физические нагрузки крайне необходимы.
3) Корчим рожицы.
Вы замечали, как маленькие дети любят строить гримасы и передразнивать людей? Так они интуитивно избавляются от излишнего нервного напряжения.
Не помешает и вам построить рожицы перед зеркалом, такая мимическая гимнастика поможет избавиться от эмоциональной нагрузки и, возможно, подымет настроение.
4) Зеваем.
При снижении работоспособности и напряжении психики мы инстинктивно начинаем зевать. Таким способом организм помогает нам справиться с ситуацией, запуская для этого древнейший рефлекс.
При зевании повышается тонус всего организма, улучшается кровоток, ускоряется обмен веществ, быстрее выводится углекислый газ. Эти процессы нормализуют мозговую деятельность и улучшают работу нервной системы. Зевоту можно и нужно вызывать искусственно в моменты напряжения.
5) Успокаивающие ванны отлично и быстро снимают нервное напряжение, являются хорошей профилактикой нервных расстройств и помогают при нарушениях сна.
6) Точечный массаж стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов, воздействуя на биологически активные точки: массируйте в центре подбородка (на внутренней его части) антистрессовую точку круговыми движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против неё; разминайте, сдавливайте и слегка растягивайте средние пальцы рук по 2-3 минуты.
7) Улыбаемся и смеёмся. Если вы умеете улыбаться даже при плохом настроении, то нервное напряжение вам не грозит. Конечно, бывают ситуации, когда это сложно делать, но улыбку все же выдавить из себя очень нужно. Ваш организм искренне удивится «неправильной» реакции. Удивится и согласится, что не так уж все и плохо, а будет еще лучше.
Во время улыбки и тем более смеха приток крови и кислорода усиливается, мозг лучше работает, что благотворно сказывается на психическом состоянии.
Именно по этой причине, улыбка и смех снимают усталость, помогают переключиться на другое состояние, растормаживая защитную реакцию организма.
Многие учёные считают смех - отличной естественной техникой по расслаблению, ее эффективность сравнима с медитацией. Постоянно ищите поводы для смеха, читайте юмористические рассказы, полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям.
Создавайте как можно больше хороших событий в своей жизни, а значит эмоций и мыслей. Творите свою реальность! Будьте позитивны и здоровы!
Наше настроение напоминает термометр, который сообщает нам о том, как протекают наши физиологические и психологические процессы. Физические упражнения – по-видимому, лучший способ регулировать настроение.
Вопросы для обсуждения:
- какими методами снятия эмоционального напряжения вы пользуетесь чаще всего?
- какие из приведенных методов вам понравились, и вы бы их попробовали?

6. Упражнение «Коллаж радости».
Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, развитие любознательности.
Время: 15 минут.
Материал: Альбомный лист, ручки, цветные карандаши, клей, листы старого журнала.
Техника проведения: Психолог просит детей создать коллаж о тех вещах, событиях, явлениях, которые приносят им радость. Предлагает обозначить темы коллажа.
Инструкция: «Дети у каждого из вас есть по альбомному листу, вам нужно создать свой коллаж радости. Вы можете писать ручками, рисовать карандашами, вырезать из старых журналов и приклеивать на свой лист что хотите. Темы коллажа могут быть следующими:
- качества, которые нравятся в людях;
- дела, которые удаётся делать хорошо;
- вещи, которые люблю;
- любимые книги, фильмы, мультфильмы;
- любимые места;
- приятные сны;
- наши мечты.

8. Ритуал окончания занятия
Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.
Инструкция: «Давайте поблагодарим за проделанную работу друг друга. Пожелайте друг другу что-нибудь тёплое и хорошее. До следующей встречи».

Список использованной литературы:
1. Психология/Джони Джонстон; пер. с англ. Л.М. Птицына. – М.: АСТ: Астрель; 2007. – XXVI, 493с.: ил. – (Просто!).
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.- М.: Генезис, 1998.- 160 с, ил.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).

Урок психологии для подростков

Хапсалис Светлана Владимировна, педагог- психолог, ПМС-Центр

Тема урока: Идентификация - какой я?

Информационная:

. ознакомление учащихся с понятием «идентификация».

Формирующая:

Формирование навыка самораскрытия и обратной связи в группе. Развивающие:

Развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих,

Самопознание,

Саморазвитие.

Цели контроля: проверка усвоения знаний по теме, анализ включённости новых знаний в структуру психологических понятий.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «идентификация»;

2. Провести анализ знаний о понятии «идентификация»;

3. Выявить уровень включённости новых знаний в структуру психологических понятий;

4. Ознакомить с условиями проведения тренинга

Форма проведения - тренинг.

Структура урока:

Разминка- 5 мин.

Основная часть - 25 - 30 мин.

Рефлексия - 5 мин.

Ход урока:

Разминка. Упражнение « горы» и « альпинисты».

Цель: устранение эмоциональных барьеров.

На полу проводится мелом полоса шириной 1 метр. Группа делится на две части: «альпинистов» и «горы». «Горы» выстраиваются вдоль полосы, образуя препятствия для «альпинистов». «Альпинисты» должны пробраться через «горы». Нельзя сходить с полосы, держаться за посторонние предметы. Затем участники меняются ролями.

Задание: как можно быстрее пробраться сквозь «горы».

Психологический смысл упражнения.

Развиваются навыки телесного контакта невербальной коммуникации, координации совместных действий.

Обсуждение. Какие чувства возникли у составляющих «горы» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Основная часть:

Оборудование: пачка карточек по 10-12 штук на каждого учащегося, размер карточек должен позволять написать на них крупно одно слово из набора признаков, каждый из которых может быть отнесён к человеку.

Четыре набора признаков

Активный

Пассивный

Оптимистичный

Взрослый

Растущий

Счастливый

Нейтральный

Уверенный

Осторожный

Импульсивный

Компетентный

Настойчивый

Агрессивный

Творческий

Предприимчивый

Послушный

Сдержанный

Сознательный

Романтичный

Выдающийся

Замкнутый

Нерешительный

Практичный

Уступчивый

В группе я признаю власть над людьми

В группе я борюсь за власть

В группе я избегаю власти

В группе я пользуюсь властью

В группе я

значимый

В группе я посторонний

В группе я независимый

В группе я рядовой

Условия проведения тренинга : помещение должно быть свободным от мебели, чтобы участники группы могли свободно перемещаться. На стенах должно быть место для плакатов с признаками. Признаки, служащие основанием для сравнения, будут называться ведущими. Они будут предлагаться сериями (по 4 признака), учащимся нужно из них выбрать один, который в большей степени отражает то, как они воспринимают себя в данный момент. Далее четыре признака, по одному из каждого набора, одновременно предлагают группе. Признаки из каждого набора будут выставляться в разных частях комнаты. Каждый учащийся делает свой выбор из четырёх признаков, записывает выбранный признак на карточке, так чтобы надпись могли увидеть и понять окружающие. После того, как все выбрали, предлагается подойти к тому месту, где выставлен выбранный ими признак. Таким образом, группа разбивается на подгруппы. Затем происходит обсуждение в группах сделанные ими выборы, они также могут корректировать друг друга. Ведущий спрашивает, как все себя чувствуют, находясь в группе, предлагает обратить внимание на другие подгруппы и дать обратную связь - подходят ли другим членам группы те «команды», в которых они оказались. Учащимся можно изменить своё мнение, выйти из группы или перейти в другую группу. Далее представляются следующие четыре признака, и весь процесс повторяется столько раз, сколько это потребуется. Когда серия выборов закончится, и каждый учащийся запишет свой выбор на карточках, ведущий просит выбрать из них 5-6 и переписать их в специальную карточку, которую каждый член группы повесит на грудь. В завершение группа разбивается на триады, в которых участники могут обсудить созданный образ себя и отреагировать на него.

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

В какой группе оказалось большинство участников?

Трудно ли было делать выбор? Почему?

Какие признаки Вы бы хотели добавить в наборы?

Легко ли сравнивать себя с другими людьми?

Что даёт знание о себе и других в реальной жизни?

Литература для подготовки к уроку :

1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. - М., Владос. - 2000г.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для высших специальных заведений. - М.,ТЦ «Сфера». - 2001г.

3. Шнейдер Л. Б. Тренинг профессиональной идентичности/ Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов. - М., Воронеж. -2004г.

1. Годфруа Ж. Что такое психология?: Т1. - М. - 1992.

2. Ильин. Е. П. Психология. Учебник для средних учебных заведений. - СПб., Питер - 2004г.

Похожие статьи