Презентация "История одежды" презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа). Детская одежда - история возникновения История одежды для детей 7 лет

Детская мода имеет сложную и неоднозначную историю. Если рассматривать ее с разных сторон, то можно открыть для себя все новые и необычные грани. К тому же, мало кому удавалось выстроить хронологию развития моды для детей, причем она переплетается с историей развития взрослой моды. К примеру, в Древнем Египте маленькие дети до периода юношества не носили никакой одежды. Лишь после того, как они подрастали, им позволялось уже носить соответствующие наряды. В период античной истории Рима юные жители, наоборот, имели возможность облачаться в любые одежды.

Раньше считалось, что ребенок становится взрослым только тогда, когда скидывает с себя детскую одежду. Как правило, детки до пяти лет одевали простые туники, а когда они становились старше, то им выдавали драпированные тоги. Именно подобная смена одежды в большинстве культурах обозначается как обряд инициации.

В Средние века что-нибудь говорить об истории развития детской моды очень сложно, поскольку существует очень мало свидетельств о том, как выглядели дети того периода. На своих полотнах художники их практически не рисовали. Если и встречается картина того периода, то дети на них изображались, как миниатюрная копия взрослого человека: тот же костюм, те же черты лица. Лишь только начиная с 18-ого века картины начинают выдавать более или менее наглядную картину того, как менялась детская одежда.

Давайте рассмотрим некоторые этапы развития детской моды за последние несколько сотен лет.

Эпоха Просвещения

Детская мода в том виде, которую мы ее знаем, родилась примерно 200 лет назад. В своем труде под названием «Эмиль и о Воспитании» великий просветитель Франции Жан-Жак Руссо подробно описал, во что одевали детей того периода. В постулатах он резко критиковал детские корсеты, а также тяжелые и громоздкие одежды. Именно тогда все общество поняло, что ребенок – это не маленькая копия взрослого, а отдельная личность, о которой необходимо заботиться. Только после этого мальчишки начинают, вместо тесной офицерской формы, носить пиджаки. Девочкам запретили носить корсеты и неудобные кринолины. Отныне они носят свободные муслиновые платья с поясом. Избавилось общество и от париков.

Жан-Жак Руссо произвел настоящую революцию в детской моде. Именно он одним из первых предложил использовать «целебную одежду» для детей. И у него появилось много последователей, которые также считали, что детям из-за какой-то прихоти взрослых нельзя омрачать самые лучшие годы их жизни.

Широко идею «легкой» детской одежды пропагандировала и портретистка Элизабет Лебрен. Она первая распространила революционные взгляды в России. За те шесть лет, которые она жила при русском Дворе, Элизабет смогла изменить стиль жизни многих богатых людей. Таким образом, в первой четверти 19-го века юные дворяне уже бегали в матросках. Эта одежда вначале представляла собой совершенно белый костюм. Но со временем стали использовать сочетание белой блузки и темных брюк или юбок. Причем такая морская тематика в детской одежде сохранялась до конца 20-го века.

Стоит также отметить, что период 19-20 вв. еще называют Веком Ребенка. Именно тогда взрослые обратили свой взор на детей. Ученые чаще стали изучать феномен ребенка. К примеру, всем известный Зигмунд Фрейд смог доказать, что детство – это один из самых важных этапов в жизни человека. И от того, в каких условиях он его проведет, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь, а – это всего лишь средство общения с внешним миром.

О мальчиках и девочках

А вот в 14-ом веке в обществе появился один очень странный обычай: наряжать как девочек, так и мальчиков в женские костюмы. Дети, как и их мамы, носили под своей одеждой рубашку. Ее изготовляли из натурального льна простого Т-образного покроя. На рубашку надевали очень неудобный корсет и нижнюю юбку, а сверху уже платье и передник. В довершении этого чудесного ансамбля на детей надевали детский чепчик. Принято было считать, что именно в таком обличии дети выглядели просто изумительно. А как же чувствовали себя мальчики в таком наряде? Конечно же, плохо. К примеру, Людовик 13-й, как утверждают современники, очень сильно не любил, когда его сестра надевала похожее платье.

Начиная примерно с 17-го века верх платья у мальчиков начал принимать очертание мужского костюма. Но спустя несколько лет в одежде ребят появляется такой элемент – кружевной воротник. В итоге, отличить мальчика от девочки до достижения им пятилетнего возраста было практически невозможно. И так было до 18-го века. С 1770 года мальчики, которым исполнилось 4 года, перестают носить платье с кружевным воротничком. Правда, младшие детки так и остались в неудобных платьях.

В 18 в. Широко распространилось мнение, что для того чтобы тельце ребенка во время его роста приобретало нужные и красивые формы, на него необходимо одевать тяжелый и жесткий корсет с жесткими вставками. Такую одежду одевали даже на годовалых детей. Таким образом, обязательный гардероб детей из состоятельных семей состоял из: корсета, пышной нижней юбки и фижмы. К корсету крепились пуговицы, благодаря которым фиксировали нижнюю юбку, что имело огромное значение для детей, так как в те времена еще не было трусов и панталонов. И лишь после войны в 1914 году корсеты полностью исчезли из детского гардероба.

В последнюю четверть 18-го века появились подштанники или, как их еще называли, трусы, которые подобно нижней юбке пристегивались к корсету. Еще одним достижением того периода является появление панталонов, которые воспринимались, как часть внешнего гардероба, поскольку выглядывали из-под платья. Как правило, их надевали как на мальчиков, так и на девочек, пока им не исполнится 5 лет. Только после достижения семилетнего возраста мальчики одевали так называемую мальчишескую одежду, в которой отсутствовали корсет и длинная нижняя рубашка. Девочки того периода одевались в наряды, которые являлись маленькой копией одежды их матери.

Настоящий прорыв в развитии детской моды произошел в период Французской революции. Так называемый стиль «ампир» был очень популярен в начале 19-го века. В основном, он напоминал античный мир, когда все носили исключительно одежду белого цвета. Взрослые женщины перестали носить тяжелые корсеты, а грудь подвязывали легкой косынкой. Девочки же под своим верхним платьем носили легкую рубашку без рукавов на бретелях. По-прежнему часто можно было встретить маленьких девочек, в муслиновом платьице длинной до колен с панталончиками, которые кокетливо выглядывали из-под юбки. Маленьким мальчикам мода того времени диктовала свои условия. Они носили рубашку с кружевами и холщовые штаны, которые закреплялись под грудью.

Линия талии в детских платьях с ходом времени медленно, но уверенно опускалась, и с 1825 года приобрела свое нынешнее положение. Из-за этого в обиход вновь вернулся корсет, благодаря которому создавалась «осиная талия». Детская одежда также не отставала от взрослой и включила в свой обиход этот элемент гардероба.

В 40-х годах 19-го века стиль «бидермейер» внес свои коррективы в детскую моду. Таким образом, теперь одежда подростков досконально не подражала взрослой. Мальчики смогли носить длинные брюки ш широкими прямыми штанинами - «трубы», сюртук, отделанный шнуром. Особой популярностью пользовалась шапка с козырьком, которую позаимствовали из военной формы. Платья девочек также стали более короткими. Из-под них вновь кокетливо выглядывают панталоны, обшитыми нежными кружевами. Кроме того, в моду вошли «русские» рубашки и шотландские юбочки, а так же обувь на каблуке, с пуговицами качестве отделки.

В период 1869-1875 гг. маленькие девочки, как и их матери, вынуждены были носить неудобный и смешной турнюр, представляющий собой специальную конструкцию из слоновой кости. Такая подушечка находилась под многочисленными слоями воланов и складок юбок. И чтобы довершить весь образ «благопристойности», поверх всего этого они одевали жакет. Дети в такой одежде чувствовали себя, мягко говоря, не очень комфортно. Но время не стоит на месте и к концу 19-го века одежда детей стала в сильней напоминать современную. Появились костюмы тематические и специализированные наряды, в том числе для купания, для игры в теннис, для верховой езды, для занятий гимнастикой. Одежда стала более яркой, легкой, нарядной. Ее отделывали вышивкой и кружевами.

Интересным было детское нижнее белье того периода – это батист, маркизет, футляр из хлопка. Белье хоть было исключительно белого цвета, и как подобает нижнему белью для большинства оно оставалось незаметным, его делали исключительно красивым. Достигалось это за счет высокого мастерства, сложности вышивки, изобилия кружев и лент. Особое внимание в нижнем белье, как для девочек, так и для мальчиков уделялось рубашке, которая имела разную длину (в зависимости от потребностей). К примеру, ночная рубашка имела длину до щиколотки, дневная – до бедер. У этого элемента гардероба был и втачной длинный рукав с узкими манжетами. Только летний вариант шили без рукавов.

Молодые девушки поверх рубашки одевали лифчик, который имел вид короткой маечки из плотной ткани. Сзади такая маечка застегивалась пуговицами, а к ней были пришиты несколько прорезиненных лент со специальными зажимами для чулок.

О пуговицах следует поговорить отдельно. Их так и называли – бельевыми. Чтобы они не доставляли никакого дискомфорта ребенку, их делали более мягкими, для чего обшивали тканью. Декорировать пуговицы разрешалось лишь в качестве украшения к наряду. Панталоны кроились аналогично дамским: внизу возле колен они заканчивались сборками и украшались фестонами и вышивкой. Дырочки на вышивке делались специально для того, чтобы продергивать ленты, которые одновременно служили в качестве дополнительных подвязок для удерживания на ноге чулок. Штанины имели небольшую сборку внизу и пришивались к поясу-кокетке, которая держалась на пуговицах. Все швы по внутренней линии бедер не зашивались.

Торжественный детский наряд обязательно включал в себя белые чулки, а также изящные туфельки или невысокого размера белые кожаные сапожки без каблука. Стоит также отметить, что история туфелек ведет свое начало с 70-х гг. 19-го века. Их впервые предложил француз, мастер обувного дела – Пине. Отсюда и их название – «пинетки». Их шили из лайки, замша, опойки (кожи молодых телят, обработанной определенным образом). На рубеже 19-20 вв. популярными стали мальчишеские сапожки, которые изготовляли из кожи. Самое главное - они были мягкими и легко облегали детские ножки.

Интересен и тот факт, что когда вся семья собиралась к фотографу, дети любили брать с собой своих кукол и мягкие игрушки. Поэтому семейному портному приходилось шить аналогичные наряды не только всем членам семьи, но и куклам

Мы модельеры и дизайнеры. Подготовительная группа

Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения одежды, ее видами.
2. Познакомить детей с профессией художник-модельер.
3.Закрепить умение работать в нетрадиционной технике в аппликации, приклеивание на липкую ленту
4. Развивать внимание, фантазию.
5. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к одежде и обуви.
Материал:
- Двухсторонний скотч, клей, ножницы, кисточки, клеенки, подставки,
салфетки.
- Бумажная кукла (мальчик, девочка)
- Выкройки кукольной одежды.
- Бросовый материал: бусины, пайетки, нарезанные цветные нитки,
тесьма, пуговицы.
- Мультимедиа «Путешествие в прошлое одежды»
- Д/игра «Одежда»
- Музыкальная колонка.
Предварительная работа:
- Экскурсия в салон ателье.
- Д/игра. «Наряди Машу», «Две сестрёнки», «Ателье»;
- Рассматривание предметных картинок «Одежда»
- Сюжетно-ролевая игра «Дом моделей».
Дифференцированная работа: Максим К., Оля Н. – второй экземпляр
Саша П. – помощь в работе с клеем.
Обогащение словаря: Ввести в речь детей новые слова: дизайнер.

НОД
Какие вы сегодня красивые и нарядные пришли в детский сад!
Давайте с вами друг другу подарим комплименты и скажем приятные, добрые слова.
Д/игра «Комплименты»
Что вы почувствовали, когда вам сказали приятные слова? (ответы детей)
Мы живем с вами в современном мире, поэтому мы всегда красиво одеты, а как вы думаете во что одевались люди раньше? (ответы детей)
Хотите узнать, как появилась одежда? (ответы детей)
(Показ мультимедийной презентации «Путешествие в прошлое одежды»)
1 слайд «Путешествие в прошлое одежды»

2,3 слайд Раньше человек совсем не носил одежду. И ночью, особенно
зимой ему было очень холодно. И тогда человек подумал: «Вот
если бы у меня была теплая шкура, как у животного, мне бы было
тепло». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и
сделал из нее одежду.



4 слайд. Постепенно человек из шкуры переоделся в ткань. Но он не умел еще шить, и поэтому оборачивались тканью вокруг тела несколько раз.


5 -7 слайд. Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы, шляпы и фраки.




8 - 9 слайд. Постепенно люди научились шить красивую одежду, которую сейчас мы с вами носим.



Ребята, вы заметили, как меняется одежда? (ответы детей)
Для чего нам она нужна? Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (ответы детей)
Как вы думаете, кто придумывает одежду? (ответы детей)
Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры - это человек, который придумывает фасоны одежды.
Скажите мне пожалуйста, легко создавать одежду? (ответы детей)
А вы хотите стать модельерами? (ответы детей)
Тогда мы с вами открываем «Школу модной одежды» и превращаемся в художников – модельеров, сами будем учится создавать одежду для девочек и мальчиков.
Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (зимняя, весенняя, летняя, осенняя).
Сейчас я вам предлагаю подобрать одежду, которую носят в разное время года.
(На столе картинки с разной одеждой, нужно разложить с картинкой того времени года, к которому она относится)
Перечислите одежду каждого времени года.
Мы с вами вспомнили какой бывает одежда, что для каждого случая она своя.
Физминутка (движения в соответствии со стихотворением)
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем.
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы поиграем и покружимся.

А сейчас я вас всех приглашаю в нашу «Школу модной одежды», для изготовления одежды для наших кукол Маши и Миши.
Подумайте и выберите для кого вы будете делать одежду.
(Предлагаю выкройки – платье, рубашки, шорты, брюки, сарафан, шляпы и т.д.)



Посмотрите у каждого из вас выкройка той или иной одежды, вам остается только продумать и оформить этот наряд. Для украшения наряда вы можете использовать разный материал.
Сегодня мы с вами будем работать не только с клеем, но и с липкой лентой.
На липкую ленту мы будем наклеивать пайетки, звездочки, бусинки. А на клей будем приклеивать нарезанные нитки, ленточки, бумажные цветочки.
Ваша задача – очень аккуратно работать и так, начинаем украшать одежду.
(звучит спокойная музыка)
Дети украшают свои выкройки.
Когда закончили работу, дети подходят к кукле и примеряют ей наряд.
Какие замечательные модели одежды у вас получились! Какой наряд вам больше всего понравился? Почему?
Теперь наша Маша и Миша могут нарядиться и пойти в гости, в кино, в поход, поиграть с друзьями во дворе. Какие вы все молодцы!
Вот такие работы у нас получились!




Презентация на тему: Путешествие в прошлое одежды

Последние 300 лет Россия находилась под сильнейшим культурным влиянием Европы. И если на политическом, религиозном, философском уровне это влияние оценивалось по-разному - что в XIX веке, что сейчас российская элита делится на тех, кто хочет развиваться по западному образцу, и тех, кто видит для страны «особый путь», - на бытовом уровне европейским модам следовали все, кто мог себе это позволить. Не стала исключением и детская одежда, хотя исторические потрясения, такие как революция, война и развал СССР, вносили свои коррективы во внешний вид детей.

Главным предметом древнерусского гардероба была длинная рубаха (у мужчин - до колен, у женщин - еще длиннее) с рукавами и поясом. Мужчины носили под рубахой порты (до колен или до лодыжек), а женщины поверх рубахи понёву - полотнище ткани, обернутое вокруг бедер наподобие юбки. Еще два распространенных предмета русского женского костюма - сарафан и душегрейка. На ноги надевали лапти или сапоги. На голове мужчины носили обруч или войлочную шапку, женщины - кокошник, кичку или платок. Зимой жители Руси облачались в овчинные полушубки, меховые шапки и рукавицы. Наряд, в особенности праздничный, дополнялся металлическими и стеклянными украшениями.

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», Г. Седов, 1882 г.

Люди состоятельные носили рубахи с обильной вышивкой, кафтаны, меховые шубы и сапоги из хорошо выделанной кожи (сафьяна). На костюм князей и их окружения заметное влияние оказывала византийская мода: высокопоставленные мужчины носили длинный закрытый кафтан с кушаком и плащ, скреплявшийся пряжкой, а также шапки из соболя и чернобурой лисы. Наряды высокопоставленных женщин богато украшались золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями.

Что касается детей, то они бегали просто в подпоясанных рубахах вплоть до полового созревания. Облачение в порты или понёву было важным этапом взросления. В частности, если девушка надевала «юбку», к ней можно было начинать свататься. Кроме того, девочки и молодые девушки заплетали волосы в косу. Замужние женщины заплетали две косы, которые убирались под головной убор - ходить с непокрытой головой им было уже неприлично. В крестьянской и купеческой среде национальный русский костюм сохранился в почти неизменном виде до XIX века, а в отдельных областях - до самой революции.

У российской моды высшего сословия есть одна особенность. Если в Европе одежда аристократов менялась постепенно, то в истории России есть момент, когда они переоделись очень резко и не во всех случаях добровольно. Речь о правлении Петра I, который активно насаждал среди своих подданных западную культуру. Наверняка все слышали истории о том, как Петр насильно брил боярам бороды и обрезал полы длинных кафтанов, а также заставлял выводить в свет жен и дочерей, ранее сидевших взаперти по теремам. Как бы то ни было, начиная с XVIII века верхушка российского общества неизменно носила европейское платье, следуя меняющейся западной моде.

Царевич Петр Петрович, сын Петра I @liveinternet.ru

Детей также одевали по-европейски. Мальчики и девочки носили длинные свободные платья и чепчики. Лет в шесть-семь мальчиков переодевали в миниатюрные копии мужского костюма, девочки ходили в детских платьях лет до 13, после чего облачались во взрослый наряд с корсетом и нижними юбками. Сыновья российских дворян вслед за своими европейскими сверстниками носили костюм пажа (камзол, короткие штаны, шляпа с пером, плащ и декоративная шпага), скелетон (укороченные брюки, пристегнутые пуговицами к куртке), шорты. Мода для девочек была консервативнее: ничего, кроме платьев, им не предлагалось до XX века. Прижилась в России и матроска, копирующая форму британского флота; мальчики носили блузы с широким «матросским» воротником с шортами или брюками, девочки - с юбкой.

В России начиная с петровской эпохи с большим уважением относились к любой униформе, что отражалось на детской моде. «Казацкое» и «гусарское» платья были популярны в качестве костюма для мальчиков. В 1834 году была утверждена форма для гимназистов: гимнастерка, пояс, брюки, фуражка и шинель. По особым случаям надевался парадный мундир, синий или серый, с серебряным галуном. В годы учебы мальчики носили форменную одежду, максимально похожую на военную форму, почти не снимая.

Старшеклассница Смольного института благородных девиц. @Pinterest.com

Первым в России учебным заведением для девочек был Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 году по приказу Екатерины II. Образцом послужила французская женская школа в Сен-Сире. Воспитанницы Смольного (от шести до 18 лет) носили платья разных цветов в зависимости от возраста: кофейного, голубого или серого. Старшеклассницы ходили в белом. Наряд дополнялся передником и ленточкой на шее. Повседневные платья шились из камлота, выходные - из шелка. Особый наряд полагался тем, кого обучали на личные средства императрицы: эти воспитанницы носили зеленые платья с белой пелериной.

Женские гимназии появились в России только во второй половине XIX века, а форму для девочек утвердили в 1896 году. Она включала платье, чаще всего коричневое, со стоячим воротником, а также фартук - черный на каждый день и белый по праздникам.

После революции само понятие моды исчезло в России на долгие десятилетия. Во-первых, почти все население погрузилось в состояние крайней бедности. В условиях войн, террора, репрессий и голода люди были заняты исключительно выживанием. Во-вторых, молодая советская идеология отвергала стремление красиво одеваться как проявление «буржуазности». Разумеется, и с тех времен до нас дошли фото нарядных людей, и даже модные каталоги, но не стоит заблуждаться: красивая и просто новая одежда была доступна очень немногим.

Главный детский магазин СССР @Moscowwalks.ru

Да и в более благополучные 1960-80-е годы модная одежда, привозимая из-за границы, доставалась только избранным. Фасоны одежды, белья и обуви, производимых в Союзе, утверждались на государственном уровне, так что «изделия швейные бытового назначения» не отличались ни разнообразием, ни красотой, но все равно постоянно были в дефиците. Большая часть советского населения одевалась очень просто, главным достоинством одежды и обуви были практичность и долговечность. Пределом мечтаний были фасоны, увиденные в заграничных фильмах, - тех, что пропустила советская цензура.

Дети с юных лет получали идеологическое воспитание, да и росли не столько в семье, сколько в коллективе. Советские женщины в абсолютном своем большинстве работали наравне с мужчинами, поэтому дети ходили сначала в ясли, потом в детский сад, за которым следовала школа. Кроме того, обязательным было вступление в детские и молодежные организации. По мере взросления советский ребенок был сначала октябренком, потом пионером и, наконец, комсомольцем. Лето дети часто проводили в пионерских лагерях.

Плакат «Спасибо любимому Сталину - за счастливое детство!», В. Говорков, 1936 г. @/istpamyat.ru

Большую часть времени советские школьники ходили в форме, да и в остальном их одежда не отличалась разнообразием. В детях поощряли скромность, аккуратность и стремление не отрываться от коллектива, быть как все. В школах, институтах и других учебных заведениях тщательно следили за внешним видом учащихся, порицая их за яркую одежду, брюки-клеш и прочее «низкопоклонство перед Западом». Девочкам доставалось за косметику и короткие юбки, мальчикам - за длинные волосы. Идеальный советский ребенок должен был быть одет в отглаженные брючки или шорты и аккуратную рубашку. Девочки носили рубашки с юбками или скромные платья из хлопка или ситца. Обязательной частью гардероба была одежда для занятий спортом: шорты и майки, трикотажные спортивные костюмы, у которых мгновенно оттягивались коленки, кеды и чешки. Дошкольники обоих полов ходили в неизменных колготках.

Поскольку купить не только одежду, но даже такие простые вещи, как колготки и нижнее белье, было непросто, практически каждая советская женщина умела шить и вязать, а журналы с выкройками пользовались огромной популярностью. Модницы самостоятельно красили обувь, пытаясь как-то оживить стандартные черные или бежевые сандалии. Обычной практикой была штопка, а также подшивание юбок, брюк и пальто, которые удлиняли по мере того, как ребенок рос. Кроме того, дети донашивали за старшими братьями и сестрами. Для многих советских детей собственная новая одежда была недостижимой мечтой.

Футболист "Динамо" Игорь Колыванов с семьей, 90-е гг. @ Pinterest.com

В 1990-е годы, уже после развала СССР, в Россию хлынули потоки недорогой и не слишком качественной одежды из Китая и Турции. Самые типичные детские вещи тех времен: джинсы и джинсовые юбки, обшитые кружевом, пуховики и мохеровые капора ядовитых расцветок. В наше время рынок детской одежды весьма разнообразен, а российские дети носят те же фасоны (и часто - от тех же производителей), что и их сверстники в Европе, Америке или Азии. Спасибо глобализации.

ОБЛОЖКА: Харьковский институт благородных девиц, 19 век. @liveinternet.ru

Ирина сухова
Конспект занятия «Как появилась одежда?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Берёзка»

Сценарий образовательной ситуации по ФЦКМ по теме «Как появилась одежда

Сухова И. В.

Первомайск, 2016

НОД – формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Средняя группа.

Тема : «Как появилась одежда

Образовательная область : «познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : «речевое развитие» , «социально-коммуникативное развитие»

Цель : сформировать представления детей об одежде , которую носили люди раньше.

Образовательные задачи :

Формировать у детей представление об одежде , которую носили раньше;

Развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление; слуховое внимание, чувство ритма;

Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;

Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Логическая основа образовательной ситуации :

1. Новое знание – какая одежда была раньше , чем отличалась от сегодняшней?

2. Понятия, способы действия, которые необходимо актуализировать – знания о предметах одежды (название, назначение) .

3. Причина затруднения детей – не знаем, что это за одежда и для чего она предназначена.

4. Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) –помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком одежды .

5. Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – узнать историю появления и назначения одежды .

6. Результат – выполнение «детской» цели.

Материалы к занятию :

Демонстрационные :

Видеофильм (Письмо от Маши,

Слайды с альбомом Маши (5 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» , слайды «Ателье» (6 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» )

Раздаточные :

билеты : одежды ;

Картинки с изображением времени года;

Картинки с изображением предметов одежды мужчин и женщин ;

Картинки с изображением предметов одежды , которую люди носили раньше и на одежду нашего времени .

Технические средства : ноутбук, экран, проектор, 4 детских стола, 20 стульев (поезд) .

Звуковое оформление : фонограмма «стук колес поезда» .

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в деятельность.

Есть ли у вас бабушки?

А где они живут?

Как вы думаете, где они хранят свою одежду ?

Приходилось ли вам разбирать с ней ее вещи?

Ребята сегодня к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите его посмотреть?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я – Маша. Я нашла у бабушки сундук с вещами и альбомом, но не знаю что это за вещи и для чего они нужны, так как они совсем не похожи на мои вещи. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с бабушкиным сундуком. Я буду вам очень благодарна за помощь».

- Хотите помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком : объяснить назначение предметов одежды ?

Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей об истории появления одежды .

Дети вместе с воспитателем рассаживаются на стульчики.

Ребята это не простой альбом, а говорящий. Его страницы расскажут нам о том времени, когда появилась первая одежда . Давайте попросим его об этом. (Альбом, оживи об одежде расскажи ) .

Послушаем первую страницу. Древний человек делал одежду из шкуры диких животных и надевал на себя шкуру, чтобы защититься от холода. (слайд 1 «Человек в шкуре животного» ).

Как вы думаете удобно было носить такую одежду ? (нет)

Послушаем вторую страницу. Потом люди стали использовать другие материалы, такие как солома, ветки деревьев. (слайд 2 «Человек в одежде из соломы » )

А эту одежду можно было долго носить? (нет)

Почему вы так думаете? (она засыхала, рвалась)

Послушаем третью страницу. Прошло много времени и люди научились делать ткань из растений, которую потом носили на себе. (слайд 3 «Человека завернутого тканью» ).

Удобно ли так было носить ткань? (нет)

Послушаем четвертую страницу. Люди подумали, что края ткани можно сшить нитками. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда : платья, юбки, брюки. (слайд 4 «Одежда » )

Послушаем пятую страницу. Было время, когда на платья тратили очень много ткани, так как делали складки, оборки, украшения. Мода заставляла людей придумывать все новые и новые детали одежды . (слайд 5 «Разные предметы одежды » ).

Вот какое интересное путешествие по страницам альбома мы с вами совершили.

3. Затруднение в ситуации.

Смогли мы объяснить Маше, что это за одежда в сундуке и для чего она предназначена? (нет)

Почему не смогли? (не знаем ее название и назначение)

Чтобы это узнать, что для этого надо сделать? (узнать название и назначение одежды , которую носили люди раньше).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи :

1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает» ;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.

Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает или попробуем догадаться)

Мы выяснили, что не знаем, название одежды и для чего она нужна. А может быть, есть люди, которые знают все про одежду ? Кто эти люди?

Правильно, швеи! Они работают в ателье и у них есть специальное оборудование для изготовления одежды , и они уж точно знают для чего и как называется одежда из бабушкиного сундука.

Ребята, а на чем мы можем добраться до ателье? (поезд, автобус, машина)

Сегодня я предлагаю, вам отправится туда на поезде. Вам необходимо приобрести билеты на поезд. Билет это карточка, на которой нарисованы предметы одежды . На каждом вагоне лежит карточка с картинкой, на которой изображено время года. (Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон с картинкой, для которого подходит его предмет одежды . Дети садятся в свои вагоны.)

4.1. Игра «Мы едем, едем, едем…»

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

дети повторяют (фонограмма) .

Вот наша остановка, которая называется «Ателье» .

(Слайд 6, на котором изображены два манекена на одном одет сюртук, кафтан, тюбетейка,а на другом : кокошник, сарафан и передник).

Здравствуйте, как Вас зовут?

Здравствуйте дети. Я Марья Сергеевна, работаю в этом ателье швеей. Чем могу я вам помочь?

Мы хотим, чтобы вы нам рассказали, для чего нужны такие предметы одежды как : сарафан, кокошник, сюртук, передник, кафтан, тюбетейка.

Я с радостью вам помогу. Давайте пройдем в зал и присядем.

(Рассказ швеи)

Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебряными и позолоченными пуговицами, бисером, вышивкой. Надевали сарафан поверх рубахи. (слайд7 «Изображение сарафана» ).

Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту,можно было многое узнать о женщине : ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. (слайд8 «Изображение женщины в кокошнике» )

Передник, его еще называют фартуком, а в старину называли занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка не простая – она со специальным рисунком рассказывает все о женщине, из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит, дочки. Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке. Передник оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (слайд9 «Изображение женщины одетой в сарафан, кокошник и передник» ). Это все женская одежда .

Кафтан - мужская одежда , которую надевали поверх рубахи. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. (слайд10 «Изображение кафтана» )

Тюбетейка - это мужской головной убор, ее вышивали золотыми нитками и бисером. (слайд11 «Изображение тюбетейки» )

Сюртук - это мужская верхняя приталенная одежда до колен , с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. Кафтан, тюбетейка и сюртук являются предметами одежды для мужчин . (слайд12 «Изображение мужчины в сюртуке» ).

Спасибо вам большое Марья Сергеевна, теперь мы сможем помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком. А нам пора отправляться назад в детский сад.

Ребята, займите, пожалуйста, свои места в поезде, мы отправляемся назад в нашу группу.

Воспитатель имитирует движение колес,дети повторяют : прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма) .

Ребята мы приехали, вот и наша группа.

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи : закрепить знания детей об название и назначение предметов одежды .

Дидактическая игра «Наведем порядок» закрепить знания детей о предметах и названиях одежды в практической деятельности.

Воспитатель просит подойти детей к столам.

Ребята, давайте поможем Маше разобраться с бабушкиным сундуком. Для этого у вас на столе лежат картинки с изображением предметов одежды и вам нужно разделить их на мужские и женские предметы одежды и назвать .

Дети выполняют задание.

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Теперь для вас новое задание перед вами на столе лежат картинки с предметами одежды вам нужно их разделить на одежду , которую носили люди раньше и на одежду нашего времени и назвать их.

Дети выполняют задание.

Молодцы и с этим заданием вы справились очень быстро и легко.

Маша благодарит вас за помощь и приглашает к себе в гости.

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

Где мы сегодня побывали?

Кому смогли помочь?

Какие новые знания дали нам возможность помочь Маше?

Похожие статьи